Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор
_____________Голоцукова В.Г. _______________ Мятечкина С.Г.
от «_30__»___08____20_18_г.
Протокол педсовета №_1__
от «_31_»__08____20_18__г.
приказ №__69/2___
от «_31_»___08_____20__18__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___________ астрономии _________________________________
(указать предмет, курс, модуль,)
Класс _____10______________________________________________
Сроки реализации программы___2018-2019_____________________
Учитель_ математики и физики первой категории_____________
__________ Азарцова Светлана Михайловна __________________
(указать Ф.И.О., квалификационную категорию)
Год составления программы____2018___________________________
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №__1____от «_29__»__08____20_18__г.
Руководитель МО__________ __Азарцова_______
(Расшифровка)
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г.;
- примерной программы среднего общего образования по геометрии;
- авторской программы В.М. Чаругина курса астрономии для 10-11 классов, издательство «Просвещение», 2017 год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019 учебный год;
- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019 учебный год;
- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
- календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год;
- производственного календаря на 2018-2019 годы.
Общие цели и задачи учебного предмета
Изучение астрономии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Основные задачи курса:
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
владение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций;
формирование естественнонаучной грамотности
дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной;
раскрыть астрономическую картину мира XX века.
Рабочая программа ориентирована на использование линии УМК комплекса «Сфера» под редакцией В.М. Чаругина «Астрономия 10-11 классы» М.: Просвещение, 2017.
Согласно Базисному учебному плану на изучение астрономии в 10 классе отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.
Согласно календарному графику общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год, производственному календарю на 2018-2019 гг., на изучение астрономии в 10 классе отводится 34 ч в год.
Рабочая программа соответствует авторской программе. Соответствие отражено в таблице:
Учебно-тематический план по астрономии
для ____10_____класса
№ раздела, темы п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Астрометрия | 5 | 5 |
3. | Небесная механика | 3 | 3 |
4. | Строение солнечной системы | 7 | 7 |
5. | Астрофизика и звездная астрономия | 7 | 7 |
6. | Млечный путь | 3 | 3 |
7. | Галактика | 3 | 3 |
8. | Строение и эволюция Вселенной | 2 | 2 |
9. | Современные проблемы астрономии | 3 | 3 |
| Всего: | 34 | 34 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, закон всемирного тяготения.
На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлое химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними
Содержание обучения (34 ч., 1 ч в неделю)
Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений
Время и календарь
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика (3 ч)
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает
атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Зачет №1.
Практическая астрофизика и физика Солнца (7 ч)
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Зачет №2
Млечный Путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактика (3 ч)
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Итоговая контрольная работа
Календарно-тематическое планирование
по астрономии, 10 класс
№ п\п | Тема | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение в астрономию | § 1, 2, вопросы с.14 | 06.09.18 |
2 | Звёздное небо | § 3, вопросы и задания с.19 | 13.09.18 |
3 | Небесные координаты | § 4, вопросы с.21 | 20.09.18 |
4 | Видимое движение планет и Солнца | § 5, вопросы с.23 | 27.09.18 |
5 | Движение Луны и затмения | § 6, задание с.25, вопросы с.27 | 04.10.18 |
6 | Время и календарь | § 7, задача №5 с.29, вопросы с.31 | 11.10.18 |
7 | Система мира | § 8, задания с.39 | 18.10.18 |
8 | Законы Кеплера движения планет | § 9, задача №7, вопросы с.43 | 25.10.18 |
9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | § 10, 11, задачи №8,9, вопросы с.45.47 | 08.11.18 |
10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | § 12, вопросы с.51 | 15.11.18 |
11 | Планета Земля | § 13, задача №12, вопросы с.55 | 22.11.18 |
12 | Луна и её влияние на Землю | § 14, вопросы с.59 | 29.11.18 |
13 | Планеты земной группы | § 15, вопросы с.63 | 06.12.18 |
14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики Зачет №1 | § 16, задача №13, вопросы с.67 | 13.12.18 |
15 | Малые тела Солнечной системы | § 17, задача №14, вопросы с.71 | 20.12.18 |
16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | § 18, вопросы с.73,74 | 27.12.18 |
17 | Методы астрофизических исследований | § 19, задача №17, вопросы с.79 | 10.01.19 |
18 | Солнце | § 20, задача №18, вопросы с.85 | 17.01.19 |
19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | § 21, задача №19, вопросы с.90 | 24.01.19 |
20 | Основные характеристики звёзд | § 22-23, вопросы с.93,94 | 31.01.19 |
21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | § 24–25, задача №20, вопросы с.97,99 | 07.02.19 |
22 | Новые и сверхновые звёзды | § 26, задания с.102 | 14.02.19 |
23 | Эволюция звёзд Зачет №2 | § 27, задача №21, вопросы с.105,106 | 21.02.19 |
24 | Газ и пыль в Галактике | § 28, задания с.109 | 28.02.19 |
25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | § 29, вопросы с.111 | 07.03.19 |
26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | § 30, задача №24, вопросы с.113,114 | 14.03.19 |
27 | Классификация галактик | § 31, задача №28, вопросы с.119 | 21.03.19 |
28 | Активные галактики и квазары | § 32, вопросы с.121 | 04.04.19 |
29 | Скопления галактик | § 33, задания с.123,124 | 11.04.19 |
30 | Конечность и бесконечность Вселенной | § 34-35,задача №32, вопросы127,131 | 18.04.19 |
31 | Модель «горячей Вселенной» | § 36, вопросы с.133,134 | 25.04.19 |
32 | Итоговая контрольная работа | | 16.05.19 |
33 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | § 37, вопросы с.137 | 23.05.19 |
34 | Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной | § 38,39, вопросы с.139, 141,142 | 30.05.19 |