СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для 10 класса

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по астрономии для 10 класса разработана на основе:

 - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г.;

- примерной программы среднего общего образования по геометрии;

- авторской программы В.М. Чаругина курса астрономии для 10-11 классов, издательство «Просвещение», 2017 год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы;               

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

- учебного плана МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019 учебный год;

 - перечня учебников МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №2                      г. Льгова на 2018-2019 учебный год;

  - положения о рабочей программе МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

  - календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на  2018-2019  учебный год;  

  - производственного календаря на 2018-2019  годы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для 10 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора по УР Директор

_____________Голоцукова В.Г. _______________ Мятечкина С.Г.


от «_30__»___08____20_18_г.

Протокол педсовета №_1__

от «_31_»__08____20_18__г.

приказ №__69/2___

от «_31_»___08_____20__18__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По ___________ астрономии _________________________________

(указать предмет, курс, модуль,)


Класс _____10______________________________________________



Сроки реализации программы___2018-2019_____________________


Учитель_ математики и физики первой категории_____________

__________ Азарцова Светлана Михайловна __________________

(указать Ф.И.О., квалификационную категорию)


Год составления программы____2018___________________________





РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол №__1____от «_29__»__08____20_18__г.

Руководитель МО__________ __Азарцова_______

(Расшифровка)




Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии для 10 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г.;

- примерной программы среднего общего образования по геометрии;

- авторской программы В.М. Чаругина курса астрономии для 10-11 классов, издательство «Просвещение», 2017 год;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы;

- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019 учебный год;

- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019 учебный год;

- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;

- календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год;

- производственного календаря на 2018-2019 годы.


Общие цели и задачи учебного предмета

Изучение астрономии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Основные задачи курса:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • владение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций;

  • формирование естественнонаучной грамотности

  • дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной;

  • раскрыть астрономическую картину мира XX века.



Рабочая программа ориентирована на использование линии УМК комплекса «Сфера» под редакцией В.М. Чаругина «Астрономия 10-11 классы» М.: Просвещение, 2017.

Согласно Базисному учебному плану на изучение астрономии в 10 классе отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.

Согласно календарному графику общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год, производственному календарю на 2018-2019 гг., на изучение астрономии в 10 классе отводится 34 ч в год.

Рабочая программа соответствует авторской программе. Соответствие отражено в таблице:

Учебно-тематический план по астрономии

для ____10_____класса


№ раздела, темы п/п

Название раздела, темы


Количество часов

По

авторской программе

По рабочей программе

1.

Введение

1

1

2.

Астрометрия

5

5

3.

Небесная механика

3

3

4.

Строение солнечной системы

7

7

5.

Астрофизика и звездная астрономия

7

7

6.

Млечный путь

3

3

7.

Галактика

3

3

8.

Строение и эволюция Вселенной

2

2

9.

Современные проблемы астрономии

3

3


Всего:

34

34


Планируемые результаты освоения учебного предмета


  • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

  • Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.

  • Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, закон всемирного тяготения.

  • На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел карликовых планет.

  • Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.

  • Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.

  • Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.

  • Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.

  • Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлое химические элементы.

  • Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

  • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

  • Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

  • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

  • Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними



























Содержание обучения (34 ч., 1 ч в неделю)


Введение в астрономию (1 ч)

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.


Астрометрия (5 ч)

Звёздное небо и видимое движение небесных светил

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и

предсказания затмений

Время и календарь

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.


Небесная механика (3 ч)

Гелиоцентрическая система мира

Представления о строении Солнечной системы в античные времена ив средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Межпланетные перелёты

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.


Строение солнечной системы (7 ч)

Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает

атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Зачет №1.


Практическая астрофизика и физика Солнца (7 ч)

Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды

Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция мало массивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

Зачет №2


Млечный Путь (3 ч)

Газ и пыль в Галактике

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.


Галактика (3 ч)

Галактики

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.


Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения

Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.


Современные проблемы астрономии (3 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

по астрономии, 10 класс


п\п


Тема

Домашнее

задание

Дата

1

Введение в астрономию

§ 1, 2, вопросы с.14

06.09.18

2

Звёздное небо

§ 3, вопросы и задания с.19

13.09.18

3

Небесные координаты

§ 4, вопросы с.21

20.09.18

4

Видимое движение планет и Солнца

§ 5, вопросы с.23

27.09.18

5

Движение Луны и затмения

§ 6, задание с.25, вопросы с.27

04.10.18

6

Время и календарь

§ 7, задача №5 с.29, вопросы с.31

11.10.18

7

Система мира

§ 8, задания с.39

18.10.18

8

Законы Кеплера

движения планет

§ 9, задача №7, вопросы с.43

25.10.18

9

Космические скорости и межпланетные перелёты

§ 10, 11, задачи №8,9, вопросы с.45.47

08.11.18

10

Современные представления о строении и составе Солнечной системы

§ 12, вопросы с.51

15.11.18

11

Планета Земля

§ 13, задача №12, вопросы с.55


22.11.18

12

Луна и её влияние на Землю

§ 14, вопросы с.59

29.11.18

13

Планеты земной группы

§ 15, вопросы с.63

06.12.18

14

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Зачет №1

§ 16, задача №13, вопросы с.67

13.12.18

15

Малые тела Солнечной системы

§ 17, задача №14, вопросы с.71

20.12.18

16

Современные представления о

происхождении Солнечной системы

§ 18, вопросы с.73,74

27.12.18

17

Методы астрофизических исследований

§ 19, задача №17, вопросы с.79

10.01.19

18

Солнце

§ 20, задача №18, вопросы с.85

17.01.19

19


Внутреннее строение и источник энергии Солнца

§ 21, задача №19, вопросы с.90

24.01.19

20

Основные характеристики звёзд

§ 22-23, вопросы с.93,94

31.01.19

21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

§ 24–25, задача №20, вопросы с.97,99

07.02.19

22

Новые и сверхновые звёзды

§ 26, задания с.102

14.02.19

23

Эволюция звёзд

Зачет №2

§ 27, задача №21, вопросы с.105,106

21.02.19

24

Газ и пыль в Галактике

§ 28, задания с.109

28.02.19

25

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

§ 29, вопросы с.111

07.03.19

26

Сверхмассивная чёрная дыра в центре

Млечного Пути

§ 30, задача №24, вопросы с.113,114

14.03.19

27

Классификация галактик

§ 31, задача №28, вопросы с.119

21.03.19

28

Активные галактики и квазары

§ 32, вопросы с.121

04.04.19

29

Скопления галактик

§ 33, задания с.123,124

11.04.19

30

Конечность и бесконечность Вселенной

§ 34-35,задача №32, вопросы127,131

18.04.19

31

Модель «горячей Вселенной»

§ 36, вопросы с.133,134

25.04.19

32


Итоговая контрольная работа


16.05.19

33

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

§ 37, вопросы с.137


23.05.19

34

Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной

§ 38,39, вопросы с.139, 141,142

30.05.19
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!