Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Рассмотрено: на заседании ЦК Протокол №_______ от «____» _______________ 20___ г. | Утверждаю: директор ________________ С.А. Дрягилева от «_____» ___________________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
ОП 19.01.17. Повар, кондитер
Реж, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19.01.17. Повар, кондитер.
Организация-разработчик ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Разработчики:
Бабин Иван Алексеевич – преподаватель, первая квалификационная категория
Рекомендована Экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум»
Протокол № _____________ от «_______» _____________________ 2017 г.
Председатель экспертной группы ___________________ ________________________
Подпись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.01.17. Повар, кондитер.
Программа разработана с учётом требований стандарта среднего профессионального образования и в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц ОВЗ с учётом возможностей их психофизического развития и их возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утверждённые директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. №06-830.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Входит в состав дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла
Изучение дисциплины «Астрономия» направлено на формирование общеучебных компетенций по четырём блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций (ОК 1-7) согласно ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19.01.17. Повар, кондитер.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.
Личностных:
— чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки;
— умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
—умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;
—умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
—умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
Метапредметных:
— использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
— использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
— умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
— умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
— умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
Предметных:
— формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
— владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;
— владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
— умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
— формирование умения решать задачи;
— формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
— формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студентов 45 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 30 часов;
самостоятельная работа студентов 15часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 45 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: | |
практические работы | |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 15 |
Всего: | 45 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»
Наименование разделов и тем занятий | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение (4 ч) |
Тема1.1. Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии. Телескопы. | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | 2 | 1 |
| Самостоятельная работа студентов. Астрономия – древнейшая из наук. Радиотелескопы. Космические телескопы.. Телескопы – рефракторы.. Телескопы – рефлекторы. | 2 | 3 |
Раздел 2. Практические основы астрономии (6 ч) |
Тема 2.1., 2.2. Практические основы астрономии | Звездное небо. Небесные координаты. Определение географической широты. Измерение времени. Определение географической долготы. Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа | 2 | 3 |
Раздел 3. Строение Солнечной системы (7 ч) |
Тема 3.1. Строение Солнечной системы. Конфигурации планет. Законы Кеплера. Тема 3.2. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; конфигурации планет. Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. Первая и вторая космические скорости. Горизонтальный параллакс; определение расстояний до тел Солнечной системы. определение размеров небесных тел. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа | 3 | 3 |
4. Физическая природа тел Солнечной системы (9 ч) |
Тема 4.1. Формирование тел Солнечной системы. Система Земля – Луна. Тема 4.2. Планеты Солнечной системы. Тема 4.3. Малые тела Солнечной системы. | Современные представления о строении и происхождении Солнечной системы. Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; прецессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Планеты земной группы, планеты – гиганты; исследование планет космическими аппаратами. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. | 6 | 2 |
| Самостоятельная работа | 3 | 3 |
5. Солнце и звёзды (9 ч) |
Тема 5.1. Солнце, его состав и строение. Солнечная активность. Тема 5.2. Звёзды. Двойные звёзды. Переменные звёзды. Тема 5.3. Эволюция звёзд. | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли; термоядерный источник энергии внутри Солнца. Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр-светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них; новые и сверхновые звёзды; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд. | 6 | 2 |
| Самостоятельная работа | 3 | 3 |
Строение и эволюция Вселенной (6 ч) |
Тема 6.1. Галактика Млечный путь. Типы галактик. Тема 6.2. Эволюция Вселенной. | Галактика Млечный путь. Характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. Движение звёзд в центре Галактики. Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хабла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них. Природа квазаров. Природа скоплений галактик и роль тёмной материи в них; межзвёздный газ и рентгеновское излучение. Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной»; ускорение и расширение Вселенной. | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа. | 2 | 3 |
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) |
Тема 7.1. Жизнь и разум во Вселенной. | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни. | 2 | 2 |
| | Дифференцированный зачёт | 2 | |
Всего: | 45 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (
3. условия реализации программы дисциплины «Астрономия»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины нужен учебный кабинет общеобразовательной дисциплины «Астрономия» естественнонаучного профиля
Оборудование учебного кабинета:
- доска аудиторная;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенд по ТБ;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
- экран;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные обучающие материалы.
При реализации программы для инвалидов и лиц с ОВЗ:
должна быть организована барьерная среда в техникуме;
в кабинете Физики должны быть предусмотрены места с техническими средствами для обучающихся с различными видами ограничения здоровья;
посадочные места по количеству обучающихся с учётом количества мест для ОВЗ;
для лиц с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска), документ-камеры.
для слабовидящих обучающихся, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи;
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) визуальный проектор виртуальной клавиатуры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия»: Учебник для общеобразовательных учреждений – 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Левитан Е.П. « Астрономия»: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
Оськина В.Т. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан», 2006г.
Дополнительные источники:
Авторская программа по астрономии Е.П. Левитана
Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа, 2014 (входит в федеральный перечень учебников на 2014–2015 уч.год).
Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.
Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.
Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. – М.: Аванта +, 2003.
Интернет-ресурсы:
Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/
Информационное обеспечение обучения, для лиц с нарушениями зрения в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха вся информация предоставляется в печатной форме или в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вся информация предоставляется в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1. Контроль и оценка Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: |
основы теории курса астрономии | ОК 1-7 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
смысл астрономических и астрофизических понятий | ОК 1-7 | Выполнение домашних заданий, практических работ, самостоятельных и контрольных работ, подготовка докладов рефератов, проектных заданий. |
определение астрофизических величин | ОК 1-7 | решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ |
смысл работ и формулировка законов астрономов, физиков, астрофизиков. | ОК 1-7 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
Умения: |
использовать карту звёздного неба для нахождения координат светила | ОК 1-7 | решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ. |
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы. | ОК 1-7 | решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ. |
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах | ОК 1-7 | Выполнение домашнего задания. Выполнение практических работ, подготовка докладов. |
решать задачи на применение изученных астрономических законов | ОК 1-7 | решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ. |
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах | ОК 1-7 | Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций |
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора | ОК 1-7 | Выполнение домашних заданий, практических работ, самостоятельных и контрольных работ, подготовка докладов рефератов, проектных заданий. |
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК | Технология формирования ОК (на учебных занятиях) |
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Определяет ближайшие и конечные цели в деятельности Определяет пути реализации планов |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей Находит способы и методы выполнения задачи Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Находит пути решения ситуации Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) Определяет соответствие информации поставленной задаче Классифицирует и обобщает информацию Оценивает полноту и достоверность информации |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях Извлекает информацию с электронных носителей |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Устанавливает позитивный стиль общения Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией Соблюдает официальный стиль при оформлении документов |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями Организует деятельность по выявлению ресурсов команды |