СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии для профессии Повар, кондитер

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" для профессии 19.01.17. Повар, кондитер

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии для профессии Повар, кондитер»


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Режевской политехникум»







Рассмотрено:

на заседании ЦК

Протокол №_______

от «____» _______________ 20___ г.


Утверждаю:

директор

________________ С.А. Дрягилева

от «_____» ___________________ 20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ

ОП 19.01.17. Повар, кондитер








Реж, 2017 г.




Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19.01.17. Повар, кондитер.



Организация-разработчик ГАПОУ СО «Режевской политехникум»


Разработчики:

Бабин Иван Алексеевич – преподаватель, первая квалификационная категория








Рекомендована Экспертной группой ГАПОУ СО «Режевской политехникум»


Протокол № _____________ от «_______» _____________________ 2017 г.

Председатель экспертной группы ___________________ ________________________

Подпись ФИО





СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.01.17. Повар, кондитер.

Программа разработана с учётом требований стандарта среднего профессионального образования и в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц ОВЗ с учётом возможностей их психофизического развития и их возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утверждённые директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. №06-830.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Входит в состав дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла

Изучение дисциплины «Астрономия» направлено на формирование общеучебных компетенций по четырём блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций (ОК 1-7) согласно ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19.01.17. Повар, кондитер.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.

Личностных:

— чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки;

— умение использовать достижения современной науки и технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

—умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;

—умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

—умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Метапредметных:

— использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

— использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

— умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

— умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

— умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.

Предметных:

— формирование представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

— владение основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование терминологии и символики;

— владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

— умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

— формирование умения решать задачи;

— формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

— формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

  • определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.



1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студентов 45 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 30 часов;

самостоятельная работа студентов 15часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


практические работы


контрольные работы

2

Самостоятельная работа студента (всего)

15

Всего:

45

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»


Наименование разделов и тем занятий

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение (4 ч)

Тема1.1. Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – основа астрономии. Телескопы.

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

2

1


Самостоятельная работа студентов.

  1. Астрономия – древнейшая из наук.

  2. Радиотелескопы.

  3. Космические телескопы..

  4. Телескопы – рефракторы..

  5. Телескопы – рефлекторы.

2

3

Раздел 2. Практические основы астрономии (6 ч)

Тема 2.1., 2.2. Практические основы астрономии

Звездное небо. Небесные координаты. Определение географической широты. Измерение времени. Определение географической долготы. Эклиптика, точка весеннего

равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.

4

2


Самостоятельная работа

2

3

Раздел 3. Строение Солнечной системы (7 ч)

Тема 3.1. Строение Солнечной системы. Конфигурации планет. Законы Кеплера.

Тема 3.2. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного

движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; конфигурации планет. Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. Первая и вторая космические скорости. Горизонтальный параллакс; определение расстояний до тел Солнечной системы. определение размеров небесных тел.

4

2


Самостоятельная работа

3

3

4. Физическая природа тел Солнечной системы (9 ч)

Тема 4.1. Формирование тел Солнечной системы. Система Земля – Луна.

Тема 4.2. Планеты Солнечной системы.

Тема 4.3. Малые тела Солнечной системы.

Современные представления о строении и происхождении Солнечной системы. Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; прецессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Планеты земной группы, планеты – гиганты; исследование планет космическими аппаратами. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов.

6

2


Самостоятельная работа

3

3

5. Солнце и звёзды (9 ч)

Тема 5.1. Солнце, его состав и строение. Солнечная активность.

Тема 5.2. Звёзды. Двойные звёзды. Переменные звёзды.

Тема 5.3. Эволюция звёзд.

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли; термоядерный источник энергии внутри Солнца. Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр-светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них; новые и сверхновые звёзды; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд.

6

2


Самостоятельная работа

3

3

  1. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Тема 6.1. Галактика Млечный путь. Типы галактик.

Тема 6.2. Эволюция Вселенной.

Галактика Млечный путь. Характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. Движение звёзд в центре Галактики. Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хабла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них. Природа квазаров. Природа скоплений галактик и роль тёмной материи в них; межзвёздный газ и рентгеновское излучение. Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной»; ускорение и расширение Вселенной.

4

2


Самостоятельная работа.

2

3

  1. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Тема 7.1. Жизнь и разум во Вселенной.

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни.

2

2



Дифференцированный зачёт

2


Всего:

45


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (




3. условия реализации программы дисциплины «Астрономия»


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины нужен учебный кабинет общеобразовательной дисциплины «Астрономия» естественнонаучного профиля

Оборудование учебного кабинета:

- доска аудиторная;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- стенд по ТБ;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

- экран;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные обучающие материалы.

При реализации программы для инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • должна быть организована барьерная среда в техникуме;

  • в кабинете Физики должны быть предусмотрены места с техническими средствами для обучающихся с различными видами ограничения здоровья;

  • посадочные места по количеству обучающихся с учётом количества мест для ОВЗ;

  • для лиц с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска), документ-камеры.

  • для слабовидящих обучающихся, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи;

  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) визуальный проектор виртуальной клавиатуры.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия»: Учебник для общеобразовательных учреждений – 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Левитан Е.П. « Астрономия»: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Оськина В.Т. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан», 2006г.

Дополнительные источники:

  1. Авторская программа по астрономии Е.П. Левитана

  2. Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа, 2014 (входит в федеральный перечень учебников на 2014–2015 уч.год).

  3. Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». – М.: Аргументы и факты, 1999.

  4. Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дрофа.

  5. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. – М.: Аванта +, 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/

Информационное обеспечение обучения, для лиц с нарушениями зрения в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха вся информация предоставляется в печатной форме или в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата вся информация предоставляется в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

4.1. Контроль и оценка

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основы теории курса астрономии

ОК 1-7

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

смысл астрономических и астрофизических понятий

ОК 1-7

Выполнение домашних заданий, практических работ, самостоятельных и контрольных работ, подготовка докладов рефератов, проектных заданий.

определение астрофизических величин

ОК 1-7

решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ

смысл работ и формулировка законов астрономов, физиков, астрофизиков.

ОК 1-7

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

Умения:

использовать карту звёздного неба для нахождения координат светила

ОК 1-7

решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

ОК 1-7

решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах

ОК 1-7

Выполнение домашнего задания. Выполнение практических работ, подготовка докладов.

решать задачи на применение изученных астрономических законов

ОК 1-7

решение задач, выполнение самостоятельных и контрольных работ.

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах

ОК 1-7

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора

ОК 1-7

Выполнение домашних заданий, практических работ, самостоятельных и контрольных работ, подготовка докладов рефератов, проектных заданий.



ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


Название ОК

Технология формирования ОК

(на учебных занятиях)

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Определяет ближайшие и конечные цели в деятельности

Определяет пути реализации планов

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей

Находит способы и методы выполнения задачи

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


Находит пути решения ситуации

Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами

Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.)

Определяет соответствие информации поставленной задаче

Классифицирует и обобщает информацию

Оценивает полноту и достоверность информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях

Извлекает информацию с электронных носителей


ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Устанавливает позитивный стиль общения

Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией

Соблюдает официальный стиль при оформлении документов


ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями

Организует деятельность по выявлению ресурсов команды




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!