Рабочая программа
Спортивной секции по баскетболу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура и спорт - обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки - философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма - с другой* Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу.
Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку, Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной нами программы дополнительного образования детей «Баскетбол».
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально- волевых качеств.
Цель программы - углублённое изучение спортивной игры баскетбол.
Основными задачами программы являются:
• укрепление здоровья;
• содействие правильному физическому развитию;
• приобретение необходимых теоретических знаний;
• овладение основными приемами техники и тактики игры;
• воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
• привитие ученикам организаторских навыков;
• повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;
• подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
• отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Программа курса баскетбол для детей 11-14 лет составлена на основе пособия А. Я. Гомельского «Библия баскетбола», Москва, «Просвещение», 1994.
Место программы в образовательном процессе В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности. Развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5- 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, которые предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
-в целом;
•по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихс образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специальн подготовительных местах. Упражнения подбираются с учетом технических физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Учебно-тематический план
Группа 1-го и 2-го года обучения (136 часов) 68 занятий по 2 часа.
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 5 |
2 | Специальная подготовка | 71 |
3 | Специальная подготовка | 30 |
4 | ОФП | 20 |
5 | Соревнования | 10 |
Тематика занятий:
Группа первого и второго года обучения
Основы знаний (5 часов). История возникновения баскетбола.
Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей.
Техническая подготовка (71 часов).
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройка: на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1X1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (30 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1 : О), (2 :1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 ; 1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка (20 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание,
переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60 м. Кросс 500- 2000 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».
Соревнования (10 часов). Принять участие в одних соревнованиях.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии
оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях, в организации и проведения судейства внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передача мяча в стену скорость |
5 | 10 | 9 | 20 | 18 |
4 | 8 | 7 | 23 | 16 |
3 | 7 | 5 | 25 | 12 |
Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Штрафные броски | Броски с дистанции | Скоростная техника | Передача мяча в стену на скорость |
5 | 12 | 11 | 17 | 24 |
4 | 10 | 9 | 19 | 22 |
3 | 9 | 7 | 21 | 16 |
Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также проходят через проекции центра кольца и по линиям под углами 450 и 900 к щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секундной зоны игрою необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При выполнении ведения: следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течении 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег 66,4 м | Бег 30 м | Бег 1000 м |
5 | 190 | 6,2 | 4,9 | 4.10.0 |
4 | 180 | 6,5 | 5,2 | 4.20.0 |
3 | 170 | 6,7 | 5,4 | 4.30.0 |
Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка | Прыжок в длину с места | Челночный бег | Бег 30 м | Бег 1000 |
5 | 220 | 5.7 | 4.5 | 3.50.0 |
4 | 210 | 6.0 | 4.7 | 4.00.0 |
3 | 200 | 6.2 | 5.0 | 4.20.0 |
Норматив «Челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - е лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.
№ | Тема учебно-тренировочного занятия |
1 | Знакомство с группой. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. |
2 | Техника передвижения, ведения, передач, бросков: стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом. |
3 | Совершенствование техники бросков: ловля и передача мяча в парах, на месте. |
4 | Обучение перемещению в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой. |
5 | Изучение нового материала. Перемещение в стойке боком, спиной и вперед. Ловля и передача мяча в парах в движении. |
6 | Физическая подготовка. Подвижные игры. |
7 | Комплексное развитие двигательных способностей. |
8 | Обучение остановки двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высоты отскока. Ловля и передача мяча в парах. |
9 | Правила соревнований. Правила игры мини-баскетбол. |
10 | ОФП. Развитие двигательных качеств. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. кросс 1000 м. |
11 | ОФП. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках. |
12 | ОФП. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. кросс 1000 м. |
13 | Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения. |
14 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. |
15 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон. |
16 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Нападение через заслон. |
17 | Техническая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высоты отскока. |
19 | Передача мяча одной рукой плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в парах на месте. |
20-21 | Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Игра в мини-баскетбол. |
23-24 | Совершенствование бросков, передач, ведение мяча. |
25-26 | ОФП. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении. |
27-28 | Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. |
29-30 | Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки ы глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении. |
31-32 | Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. |
33-34 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. |
35 | Теория. Правила соревнований. Жесты судей. |
36-38 | Тактическая подготовка. Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение с изменением направления. Бросок мяча после ловли и ведения. Штрафной бросок. |
39-40 | Ведение с изменением высоты отскока. Передача мяча со сменой мест в движении. Бросок после остановки. Игра в мини-баскетбол. |
41-42 | Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Выравнивание и выбивание мяча. Игра в мини-баскетбол. |
43-44 | Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини-баскетбол. |
45-46 | Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини-баскетбол. |
47-48 | Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини-баскетбол. |
49-50 | Сочетание приемов: ведение-бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини-баскетбол. |
51-52 | Сочетание приемов: ведение-бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини-баскетбол. |
53-54 | Сочетание приемов: ведение-бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини-баскетбол. |
55-56 | Сочетание приемов: ведение-бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини-баскетбол. |
57-58 | ОФП. Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры. |
59-60 | Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры. |
61-62 | Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры. |
63-64 | Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры. |
65-66 | Защитные действия (1:1) (1:2). Командные защитные действия. Персональная опека игрока. |
67-68 | Контрольный. Прием контрольных нормативов по ОФП. |
Список используемой литературы.
А.Я. Гомельский Библия баскетбола 1000 баскетбольных упражнений. Москва, «Просвещение», 1994. -215
Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/авт. –сост. А.Н.Каинов. – Волгоград: учитель, 2011. -167 с.
В.И.Лях, А.А.Задневич. –М.:Просвещение, 2005