СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс, профильный уровень (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник для общеобразовательных школ. Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. в двух частях. Под редакцией академика В. К. Шумского и профессора Г. М. Дымшица.

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, распределение учебного времени.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс, профильный уровень (ФГОС)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Рабочие программы «Общая биология 10-11 классы В.К. Шумного, Г.М. Дымшиц» (профильный уровень) разработаны на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ.

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2012 № 24480.

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 .06. 20156г. №2/16-з).

  4. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год.

  5. Профессионального стандарта Педагог (Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. (Согласно приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н пункт 2 применяется с 1 января 2017 г.)

  6. Учебного плана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Читы.

С учетом:

7. ООП СОО МБОУ СОШ № 2

8. Примерной программы авторов В.К. Шумного, Г.М. Дымшиц «Общая биология 10-11 классы»


  • МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.

Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.

Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира.

Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

На углубленном уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для уровня среднего общего образования 10-11 классов. Общее число учебных часов за 3 года обучения составляет 204, из них 102 (3 ч в неделю) в 10 классе, 102 (3 ч в неделю) в 11 классе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения общего образования программы среднего общего образования, представленных в ФГОС.

Основной материал предназначен для организации обучения в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения профильного курса биологии в старшей школе.

Опираясь на сведения, полученные в 5-9 классах, в старшей школе курс биологии раскрывает более полно и точно с научной точки зрения общебиологические явления и закономерности, осуществляющиеся на разных уровнях организации живой природы, излагает важнейшие биологические теории, законы, гипотезы. В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса биологии как материала профильного, более высокого уровня обучения, построенного на интегрированной основе. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферном уровнях организации живой природы.


  • ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА


Рабочая программа для изучения профильного уровня составлена  на основе авторской программы курса В.К. Шумного и Г.М. Дымшица Общая биология . 10-11 классы: проф. уровень: в 2 ч., /[П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.] –М.: Просвещение.

В основе концепции курса - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.

Учебник по биологии. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 1. Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост

  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


3. Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

  • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

  • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

  • обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

  • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

  • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

  • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

  • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

  • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

  • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

  • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

  • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

  • раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

  • сравнивать разные способы размножения организмов;

  • характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

  • выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

  • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

  • обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

  • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

  • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

  • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

  • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

  • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

  • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

  • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

  • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

  • анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

  • аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

  • моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

  • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

  • использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):

Использование различных методов при изучении биологических объектов.

Техника микроскопирования.

Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Изучение движения цитоплазмы.

Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

Выделение ДНК.

Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.

Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

Составление элементарных схем скрещивания.

Решение генетических задач.

Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.

Составление и анализ родословных человека.

Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Описание фенотипа.

Сравнение видов по морфологическому критерию.

Описание приспособленности организма и ее относительного характера.

Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

Методы измерения факторов среды обитания.

Изучение экологических адаптаций человека.

Составление пищевых цепей.

Изучение и описание экосистем своей местности.

Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

Оценка антропогенных изменений в природе.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.

Биология наука о жизни. Уровни организации живой материи. Основные признаки живых организмов (критерии живых систем). Методы исследования, используемые в биологических науках.

Основные понятия: Уровни организации живой материи. Дискретность. Авторегуляция. Ритмичность. Энергозависимость.


1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА И ОРГАНИЗМ.

I. Химия клетки.

Химические вещества клетки. Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения. Соли.

Биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Основные понятия: биогенные элементы, адгезия, когезия. Биополимеры

II. Клеточные структуры и их функции.

История изучения клетки. Создание клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Классификация живых организмов. Клетка прокариотическая и эукариотическая.

Биологические мембраны. Функции плазмолеммы. Цитоплазма.

Мембранные органоиды клетки. Ядро.

Одномембранные органоиды клетки. Вакуолярная система (эндоплазматическая сеть или Эндоплазматический ретикул, комплекс Гольджи или аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Пероксимы или микротельца.

Двумембранные органоиды клетки (митохондрии, пластиды).

Немембранные органоиды клетки (рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, микрофиламенты, клеточные включения).

Основные понятия: гликокаликс, гомеостаз, эндоцитоз, экзоцитоз, кариоплазма, хроматин, кариотип, гомологичные хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз, матрикс, крист, тилакоид, граны, центриоли, цитоскелет, полирибосомы, центросфера, микротрубочки, микрофиламенты.

III. Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ. Энергия и жизнь. Обеспечение клеток энергией. Аккумуляторы энергии.

Фотосинтез. Хемосинтез.

Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ. Автотрофные, гетеротрофные и автогетеротрофные организмы. Биологическая роль окисления. Гликолиз. цикл Кребса или цикл трикарбоновых кислот. Цепь переноса электронов. Окислительное фосфорилирование.

Основные понятия: НАДФ, НАДФ*Н, хемосинтез, гликолиз, цикл Кребса, фосфорилирование.

IV. Наследственная информация и реализация её в клетке.

Генетическая информация. Белки – основа видовой специфичности. Матричный принцип. ДНК – носитель генетической информации.

Репликация ДНК (консервативная, полуконсервативная, дисперсивная).

Транскрипция. Генетический код.

Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.

Генная инженерия. Вирусы.

Основные понятия: комплементарность, амитоз, цистрон, матрица, гистон, кодон.

V. Воспроизведение биологических систем.

Размножение. Амитоз или прямое деление. Митоз или не прямое деление. Мейоз или процесс образования гамет.

Типы размножения. Бесполое: деление, множественное деление, споруляция, почкование, фрагментация, вегетативное размножение (луковица, клубнелуковица, корневище, столон, усы, клубень, корневые клубни, мясистые стержневые корни, черенки, отводки, прививка). Половое. Гермафродитизм. Партеногенез.

Происхождение полового процесса. Образование половых клеток. Развитие сперматозоидов - сперматогенез, развитие яйцеклеток – оогенез. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

Основные понятия: онтогенез, дробление, бластула, гаструла, нейрула, партеногенез, спорогенез, гаметогенез, синергиды, микропил.


2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.

VI. Основные закономерности явлений наследственности.

Генетика. История развития генетики. Предметы изучения генетики. Природа гена. Современные представления о гене. Исследования Менделя. Гибридологический метод.

Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя. 2 закон Менделя.

Аллельные гены. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия). Статистическая природа генетических закономерностей.

Наследование сцепленных генов. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций.

Генетика определения пола. Группы сцепления и хромосомы. Гигантские хромосомы и гены. Генетические карты. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Основные понятия: Ген, геном, генотип, фенотип, промотор, интрон, сплайсинг, гибрид, доминант, рецессив, расщепление, гомозиготы, гетерозиготы, аллели, решётка Пеннета, полигибрид, эпистаз, полимерия, группы сцепления, кроссинговер, локус.

VII. Основные закономерности явлений изменчивости.

Изменчивость. Дискретная изменчивость. Непрерывная изменчивость. Влияние среды. Источники изменчивости.

Модификационная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Источники комбинативной изменчивости.

Виды мутаций. Мутационная изменчивость. Мутационная теория. Классификация мутаций. Свойства мутаций. Частота мутаций и их причины.

Хромосомные мутации. Структурные изменения хромосом (хромосомные перестройки). Инверсия, транслокация, делеция, дубликация. Геномные мутации: анеуплоидия, полиплоидия (аутополиплоидия, аллополиплоидия). Генные мутации. Значение мутаций.

Множественный аллелизм. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Закон гомологических рядов. Мобильные генетические элементы, их свойства и способы перемещения.

Цитоплазматическая наследственность. Роль материнской цитоплазмы в наследовании признаков. Внеядерные гены. Цитоплазматическая мужская стерильность. Плазмиды и вирусоподобные элементы.

Основные понятия: Изменчивость, дискретная изменчивость, непрерывная изменчивость, модификационная изм., комбинативная изм., мутации, геномные мутации, мутационная изм., генеративные мут., соматические мут, летальные мут., мутагены, анеуплоидия, полиплоидия, аутополиплоидия, аллоплоидия, инверсия, транслокация, делеция, дубликация, стерильное и фертильное состояние цитоплазмы.

VIII. Генетические основы индивидуального развития.

Дифференцировка и детерминация. Дифференциальная активность генов. Модели функционирования генома в процессе развития. Основные этапы эмбрионального развития.

Экспрессивность и пенетрантность. Плейотропное действие генов. Гены и признаки в развитии.

Общая характеристика летальных мутаций. Проявление доминантного аутосомного гена.

Инактивация Х – хромосомы у самок млекопитающих. Цикл Х – хромосомы у самок млекопитающих.

Взаимодействие ядра и цитоплазмы. Устойчивость дифференцированного состояния клеток. Обратимость дифференцированного состояния клеток. Гормоны и действие генов. Химеры. Трансгенные организмы.

Иммунитет. Клеточный иммунитет. Гуморальный иммунитет. Тимус и развитие Т-клеток. Образование В-клеток. Классы иммуноглобулинов и их биологическая активность. Типы иммунитета: Естественный пассивный иммунитет, приобретённый пассивный иммунитет, естественный активный иммунитет, приобретённый активный иммунитет (Анатоксины, убитые микроорганизмы, ослабленные микроорганизмы).

Злокачественный рост как биологическое явление. Причины возникновения злокачественных опухолей (Генетическая теория, канцерогенно-мутационная теория, теория наследственности, теория изменения ДНК, вирусо-генетическая теория). Иммунологический контроль.

Изучение поведения (этология). Простые формы поведения и гены. Генетические основы сложного поведения. Врождённое поведение (таксис, кинезы, простые рефлексы, инстинкты, мотивация)

Основные понятия: Дифференцировка, детерминация, диски, пуфы, экспрессив-ность, плейортопное действие, гетерохроматин, эухроматин, генетические индукторы, химеры, трансгенность, иммунитет, онкогенные вирусы,

IX. Генетика человека.

Стандартный набор хромосом человека. Хромосомные болезни. Генетические карты человека.

Методы изучения генетики человека: генеалогический метод, близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод.

Характеристика мутационного процесса у человека. Диагностика и лечение наследственных аномалий обмена веществ. Резус – фактор. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование.

Основные понятия: метацентрические, субметацентрические, акроцентрические, пробанда, пенетрантность дизиготные и монозиготные близнецы.

  1. Селекция и биотехнология.

Селекция. Этапы селекции.

Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

Искусственный отбор: массовый, индивидуальный, комбинационная селекция.

Методы селекции: отбор (бессознательный, методический), гибридизация. Явление гетерозиса. Применение цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия. Отдалённая гибридизация. Искусственный мутагенез. Новейшие методы селекции: клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия.

Успехи селекции. Основные направления современной селекции.

Основные понятия: селекция, порода, сорт, штамм, одомашнивание (домистикация), массовый отбор, индивидуальный отбор, инбридинг, гетерозис (гибридная сила), отдалённая гибридизация, мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия, биотехнология.


3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

XI. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Теории возникновения жизни: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии.

Биохимическая эволюция.

Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов.

Геохранология. Развитие жизни на Земле: криптозой, фанерозой.

Основные понятия: креационизм, панспермия, пробионты, аноксигенный (бескислородный) фотосинтез, эон, эра, период, криптозой: архей, протерозой, фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой.

  1. Факторы эволюционного процесса.

Эволюция. История развития эволюционных идей. Труды К. Линнея. Идеи Ж.-Б. Ламарка. Эволюционные идеи в России. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.

Доказательства эволюции: сравнительно-морфологические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические. Биогенетический закон.

Факторы эволюционного процесса. Популяция. Генетическая изменчивость в популяциях.

Принцип популяционного равновесия. Закон Харди – Вайнберга. Миграция. Изоляция. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

Естественный отбор. Борьба за существование. Формы естественного отбора.

Адаптация: по окраске и форме (покровительственная, предупреждающая, маскировка, мимикрия), по поведению.

Основные понятия: переходные формы, рудименты, атавизмы, палеонтология, эмбриология, биогенетический закон (анаболия, девиация, архаллаксис), популяция, миграция, изоляция, дрейф генов, естественный отбор, адаптация, мимикрия.

  1. Видообразование и макроэволюционный процесс.

Развитие представлений о виде.

Концепция вида. Критерии вида. Популяционная структура вида.

Видообразование. Ч. Дарвин о видообразовании. Способы видообразования: географическое (аллопатрическое) видообразование, экологическое (симпатрическое) видообразование, внезапное видообразование. Видообразование в эволюции.

Уровни эволюционного процесса: популяционный, надвидовой. Возникновение новых таксонов. Появление эволюционных новшеств.

Основные направления эволюционного процесса: онтогенез, филогенез, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация (аллогенез), общая дегенерация. Правила и закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции, моно- и полифилия.

Принцип молекулярной эволюции: закономерности изменений генома, возникновение новых генов, значение точковых мутаций в эволюции генов и белков, «молекулярные часы эволюции», нейтральная эволюция.

Основные понятия: вид, ареал, критерии вида, репродуктивная изоляция, клины, подвиды, филетическое видообразование, гибридогенное видообразование, истинное видообразование, принцип основателя, аллопатрическое, симпатрическое видообразование, онтогенез, филогенез, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация (аллогенез), общая дегенерация, дивергенция, конвергенция, параллелизм, моно- и полифилия, «молекулярные часы эволюции», нейтральная эволюция.

XIV. Возникновение и развитие человека – антропогенез.

Развитие взглядов на происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных.

Доказательства происхождения человека от: животных; человекообразных обезьян. Филогенетические связи гоминид и понгид. Движущие силы антропогенеза: биологические, социальные.

Стадии эволюции человека: ископаемые обезьяны, древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), древние люди (неандертальцы), первые современные люди (кроманьонцы).

Современный этап эволюции человека. Расы современного человека. Время и место возникновения. Механизмы расогенеза. Расизм.

Основные понятия: антропогенез, гоминиды, понгиды, питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, неандертальцы, человек разумный, кроманьонцы, расы, негроидная раса, монголоидная раса, европеоидная раса, расогенез, расизм.


4. ЭКОЛОГИЯ.

XV. Экология как наука. Жизнь и среда обитания.

Предмет, задачи и методы экологии.

Среда жизни, среда обитания, экологические факторы их классификация.

Влияние основных абиотических факторов: температура, влажность, свет.

Закономерности действия абиотических факторов на живые организмы. Закон оптимума. Правило ограничивающих факторов. Закон минимума. Независимое приспособление видов к каждому из факторов. Взаимодействие факторов. Экологические индикаторы. Экологическая ниша вида. Биоты и биомы. Ритмичность в природе.

Фотопериодизм. Типы фотопериодизма. Биологические часы.

Основные понятия: экология, аутоэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, зона оптимума, экологическая валентность (толерантность), эврибионты (эвривиды), стенобионты (стеновиды), лимитирующий фактор, экологические индикаторы, экологическая ниша, биота, биом, ритмы, фотопериодизм, биологические часы.

XVI. Популяция.

Понятие популяций в экологии.

Основные свойства популяций: структура численности; динамика численности (биотический потенциал, экспоненциальный рост численности, рост численности при ограниченных ресурсах, рождаемость и смертность). Математические модели численности. Колебания численности и их причины. Гомеостаз популяций.

Экологические стратегии: влияние условий среды на численность; представление об r – и Кстратегиях.

Основные понятия: структура популяции: возрастная, половая, генетическая и фенетическая, пространственная структуры, динамика численности, биотический потенциал, экспоненциальный рост, абсолютная и удельная скорости роста численности, ёмкость среды, абсолютная и удельная рождаемость, смертность, принцип отрицательной обратной связи.

XVII. Сообщества и экосистемы.

Сообщество – живой компонент экосистемы. Связи сообщества. Основные компоненты экосистем и их взаимодействие.

Биотические факторы среды. Типы взаимодействий в экосистеме: внутривидовые, межвидовые. Трофические (пищевые) связи. Типы отношений: хищничество, паразитизм, комменсализм, мутуализм (симбиоз), нейтрализм, аменсализм, конкуренция.

Состав и структура сообществ. Смены сообществ – сукцессии.

Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность экосистем.

Основные понятия: сообщество, биом, биоценоз, сукцессия, продуценты, редуценты, консументы, тропические связи, трофические связи (пищевые), хищничество, паразитизм, комменсализм, мутуализм (симбиоз), нейтрализм, аменсализм, конкуренция, видовое богатство, виды-доминанты, видовое разнообразие, экологические двойники или экологические эквиваленты, биомасса, первичная и вторичная продукция, экологические пирамиды, пирамиды численности, пирамиды потоков энергии.

XVIII. Биосфера и место в ней человека.

Биосфера. Развитие биосферы.

Глобальные биогенные круговороты: биохимические циклы, круговорот воды, круговорот углерода, круговорот азота.

Антропогенные экологические факторы. Глобальные проблемы: рост населения Земли; изменение климата, его причины и последствия; истоньшение озонового экрана в стратосфере; проблема пресной воды; загрязнение подземных вод; загрязнение природных вод; истощение и загрязнение почвы; кислотные осадки; проблема сокращения биологического разнообразия; экологическая катастрофа в океане и проблема биоконцентрации.

Пути решения экологических проблем.

Основные понятия: биосфера, живое вещество, биотипический круговорот веществ, биогенная миграция атомов, ноосфера, биогенные круговороты или биохимические циклы, загрязнитель, биосферные заповедники, смог.



















Распределение учебного времени по полугодиям 10 класс


№ п/п

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

1 полугодие

2 полугодие

1

Всего часов на предмет по учебному плану

102

48

54

2

Число контрольных работ

2

1

1

3

Число лабораторных работ

В рамках урока

4

Число проектных работ





Распределение учебного времени по полугодиям 11 класс


№ п/п

Распределение учебного времени

Общее кол-во часов

1 полугодие

2 полугодие

1

Всего часов на предмет по учебному плану

102

48

54

2

Число контрольных работ

2

1

1

3

Число лабораторных работ

В рамках урока

4

Число проектных работ





































Перечень тем для проектов

Аллергия как фактор проявления иммунодефицита.
Бактерицидное действие фитонцидов.
Бездомные животные
Биологические ритмы растений

Биолюминесценция
Биометрические особенности папиллярного узора.
Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, способности, поведение.
Бионика. Технический взгляд на живую природу.
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Ветеринария в сельском хозяйстве.
Влияние поваренной соли, применяемой в противогололедных смесях, на растения газонов.
Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние цвета на настроение человека
Вегетарианство: "за" и "против".
Влияние живой и мертвой воды на живые организмы.
Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки.
Влияние фитонцидных растений на живые организмы.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние хлорки на белки
Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Воздействие электрического тока на растительные клетки.
Возникновение и развитие условных рефлексов.
Выявление наиболее благоприятных факторов для сохранения свежести молока.
Газированная вода - вред или польза?
Генетическая инженерия растений.
Дачный участок как экосистема.

Движения у растений.
Деатурация белка
Демографический портрет школы.
Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.
Живая и мёртвая вода – миф или реальность.
Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.
Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.
Значение близкородственного скрещивания.
Изменение клинической рефракции глаз у школьников 10-х классов.
Изучение влияния гербицидов на культурные растения
Изучение процесса восстановления лесного сообщества после действия низового пожара.
Исследование изменения своего веса и контура мышц под действием диеты и физических упражнений.

Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.
Изучение закономерностей временной и географической изменчивости сроков сезонного развития природы.
Изучение наследования признаков по родословной.

Изучение особенностей возникновения и проявления страхов у обучающихся 7-х классов школы.
Изучение проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.
Исследование индивидуальных биоритмов.
Исследование взаимосвязи между образом жизни школьника и плотностью его тела.
Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека.
Исследование жесткости воды различных природных источников района.
Как научиться жить в согласии с природой? (биоритмы человека).
Кофе - вред или польза?

Многообразие трутовиков
Модификационная изменчивость моего организма под действием диеты.
Модификационная изменчивость моего организма под действием физических упражнений.
Мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы школьников класса
Наследственные болезни.

Определение влажности воздуха и изучение влияния ее на здоровье человека.
Основные свойства и структура нуклеиновых кислот.
О некоторых способах выжить в природе.
Определение качества воды методом биотестирования.
По следам открытий - в микромире.
Путешествие с молекулой кислорода по организму
Проблемы выживания в походе.
Прогноз погоды по приметам.
Продолжительность жизни
Растения-галофиты: видовой состав, характер адаптаций к условиям обитания.
Растения-гидрофиты: видовой состав, приспособления растений к условиям обитания.
Роль биологических исследований в современной медицине.
Реактивное движение в живой природе.
Соя – основа здорового питания или непоправимый вред для организма?
Соя - вред или польза?
Сравнительная характеристика морфологии листа растений разных экологических групп.
Создание пособия по решению генетических задач.
Транспирация и фотосинтез
Ферменты – эликсиры жизни
Ферменты — биологические катализаторы.
Физиогномика
Фитонциды и их влияние на микроорганизмы.
Характеристика состава и свойств воды как фактор, определяющий ее пригодность для водопользования.
Хемолюминесценция.

Цветок дальнего востока - рододендрон.
Чудодейственность зоотерапии
Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития.

Электричество в жизни растений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!