СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс к УМК И.Н.Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к УМК Пономаревой И.Н. "Биология" (базовый уровень). В планировании учтены уроки текущего изучения материала, проведения лабораторных работ и уроков контроля

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс к УМК И.Н.Пономаревой»

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Морозовска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназии №5 г. Морозовска»

Приказ от 31.08.2020 №6





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: биология

Учитель: Синяпкина Ольга Алексеевна, высшая категория

Класс: 11а, 11б класс

2020 – 2021 учебный год













«Согласовано»

Методический совет МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска

Протокол от 31.08.2020№1

Структура документа



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование

Пояснительная записка


  1. Рабочая программа разработана на основании следующих документов:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • примерная программа по учебным предметам «Биология 10-11 класс»;

  • основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • учебный план МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • федеральный перечень учебников.

Программа по биологии в 10-11 классах реализуется в полном объеме в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» 1 час в неделю.

Цель

обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.


Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.


Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.


Программа по биологии для учащихся 10-11 классов построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.


Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.


Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.


Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.



Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов:

  • предметно-информационной,

  • деятельностно-коммуникативной,

  • ценностно-ориентационной.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.


В результате изучения биологии ученик должен


знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

-строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

-современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии ученик должен уметь:

-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

-решать задачи разной сложности по биологии;

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах



2. Содержание учебного предмета.

Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.


  1. Организменный уровень организации живой материи (17ч.)


Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапротрофы, хищники, паразиты) и автотрофы (Фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость –свойства организмов.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены их влияние на организм человека и на живую природу.

Генетические закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закон Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторные работы:

1. Модификационная изменчивость

2. Решение элементарных генетических задач.


2 . Клеточный уровень организации жизни (9 ч.)


Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, К.М. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и ткани. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие "природосообразность". Научное познание и проблема целесообразности.

Лабораторные работы:

3. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.


3. Молекулярный уровень проявления жизни (9 ч.)


Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого.

Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК как носителя наследственной информации клетки. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.



Тематическое планирование.



п/п

Номер и название темы

Количество часов

Практическая часть

Контрольная работа

1

Организменный уровень организации жизни

16

Л.р. №1,2,3

1

2

Клеточный уровень организации жизни

9

Л.р. №4,5


3

Молекулярный уровень проявления жизни

9


1



Итого:

34 часа





Перечень лабораторных работ 11 класс


Л.р. №1 «Модификационная изменчивость»

Л.р. №2. «Решение элементарных генетических задач»

Л.р. №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня



3. Календарно–тематическое планирование





Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

ТЕМА 1. Организменный уровень жизни; 16ч.

11а-02.09

11б-01.09

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

Характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе

11а-09.09

11б-08.09

1

Организм как биосистема.

Характеризовать организм как биосистему

11а-16.09

11б-15.09

1

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов

11а-23.09

11б-22.09

1

Размножение организмов

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

11а-30.09

11б-29.09

1

Оплодотворение и его значение

Сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

11а-07.10

11б-06.10

1

Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез)

Объяснять причины нарушений развития организмов

11а-14.10

11б-13.10

1

Изменчивость признаков организма и её типы

Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость»

Объяснять содержание определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости

11а-21.10

11б-20.10

1

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем

Давать определения ключевым понятиям; составлять простейшие схемы скрещивания организмов

11а-11.11

11б-3.11

1

Наследование признаков при дигибридном скрещивании

11а-18.11

11б-10.11

1

Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач»

Составлять элементарные схемы скрещивания, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков

11а-25.11

11б-17.11

1

Генетические основы селекции

Находить Центры многообразия и происхождения культурных растений

11а-02.12

11б-24.11

1

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Объяснять сущность сцепленного наследования, биологическое значение перекрёста хромосом, типы хромосом в генотипе

11а-09.12

11б-01.12

1

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований

Использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)


11а-16.12

11б-08.12

1

Факторы, определяющие здоровье человека

Объяснять влияние мутагенов на организм человека; анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде

11а-23.12

11б-15.12

1

Царство Вирусы: разнообразие и значение

Давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку

11а-13.01

11б-22.12

1

Контрольная работа №1 «Организменный уровень жизни»

Контроль качества знаний и уровня успеваемости.

ТЕМА 2. Клеточный уровень жизни; 9ч

11а-20.01

11б-29.12

1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

Называть уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот

11а-27.01

11б-12.01

1

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли

Называть стадии в развитии Земли, различать понятия «химическая» и «биологическая» эволюции


11а-03.02

11б-19.01

1

Строение клетки эукариот

Работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных

11а-10.02

11б-26.01

1

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

Давать определения ключевым понятиям, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в

жизнедеятельности клетки

11а-17.02

11б-02.02

1

Клеточный цикл

Давать определения ключевым понятиям, описывать жизнь клетки

11а-24.02

11б-09.02

1

Деление клетки – митоз и мейоз

Лабораторная работа №3. «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня

Описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза

11а-03.03

11б-16.02

1

Особенности образования половых клеток

Описывать процессы сперматогенеза и оогенеза; объяснять биологическое значение различия между половыми клетками

11а-10.03

11б-02.03

1

Структура и функции хромосом

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения

11а-17.03

11б-09.03

1

История развития науки о клетке

Называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира

ТЕМА 3. Молекулярный уровень жизни; 9ч

11а-31.03

11б-16.03

1

Молекулярный уровень организации живой материи и его роль в природе

Различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни

11а-07.04

11б-30.03

1

Основные химические соединения живой материи

Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, делать выводы на основе сравнений


11а-14.04

11б-06.04

1

Структура и функции нуклеиновых кислот

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её

11а-21.04

11б-13.04

1

Процессы синтеза в живых клетках

Давать определения ключевым понятиям; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза

11а-28.04

11б-20.04

1

Процессы биосинтеза белка

Объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК

11а-05.05

11б-27.04

1

Молекулярные процессы расщепления

Объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием

11а-12.05

11б-04.05

1

Регуляторы биомолекулярных процессов

Объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксидов; понимать глобальность химического загрязнения

11а-19.05

11б-11.05

1

Итоговая контрольная работа


Контроль качества знаний и уровня успеваемости.

11а-26.05

11б-18.05, 25.05

1

Время экологической культуры

Сравнивать между собой разные структурные уровни


Контрольно-измерительные материалы


Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 10 классов


1 ВАРИАНТ


Выбери один верный ответ.


1. Биогеоценоз составляют:

а) растения и окружающая среда,

б) неживая среда, в которой существуют организмы;

в) все организмы и окружающая среда;

г) одно растительное сообщество.


2. К биотическим компонентам экосистемы относят

а) газовый состав атмосферы

б) состав и структуру почвы

в) особенности климата и погоды

г) продуцентов, консументов, редуцентов


3. Многократно вовлекается в биологический круговорот веществ в природе:

а) солнечная энергия;

б) органические вещества, произведенные растениями;

в) химические элементы;

г) органические вещества, произведенные животными.


4. Какова роль продуцентов в круговороте веществ?

а) запасают энергию Солнца в органических веществах

б) синтезируют минеральные вещества

в) накапливают воду в вегетативных органах

г) используют атмосферный азот в фотосинтезе


5. Показателем устойчивости экосистемы служит

а) повышение численности хищников

б) сокращение численности популяций жертв

в) увеличение разнообразия видов

г) увеличение числа консументов


6. При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?

а) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями

б) если два близкородственных вида долго проживают на одной территории

в) если два близкородственных вида проживают на смежных территориях

г) если один вид выступает для другого в качестве ресурса


7. В симбиотических взаимоотношениях находятся.

а) лев и шакал;

б) акула и рыба-лоцман;

в) росянка и муха

г) рыба и дождевой червь


8. Определите правильно составленную пищевую цепь.

а) чайка — окунь — мальки рыб — водоросли

б) водоросли — чайка — окунь — мальки рыб

в) мальки рыб — водоросли— окунь — чайка

г) водоросли — мальки рыб окунь чайка


9. Четыре главных элемента живого организма:

а) углерод, кислород, азот, водород

б) углерод, кислород, азот, фосфор

в) углерод, кислород, азот, сера

г) углерод, кислород, азот, кальций


10. Основная единица живого мира:

а) популяция

б) вид

в) класс

г) таксон


Выберите три верных ответа:


11. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  1. аккумулируют солнечную энергию

  2. потребляют органические вещества

  3. синтезируют органические вещества из неорганических

  4. преобразуют органические вещества

  5. освобождают заключенную в органических веществах энергию

  6. разлагают органические остатки

12. Какие примеры иллюстрируют достижения биологического прогресса у растений путем ароморфоза?

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

  2. образование корней у папоротника

  3. снижение испарения путем образования воскового налета  на листьях

  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений

  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате


Установите соответствие:


13. Установите соответствие между утверждениями и доказательствами эволюции, которым они соответствуют:


Утверждения

Доказательства

А) онтогенез гориллы начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

В) рудименты тазового пояса кита и конечности питона

Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего

Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

1) эмбриологические

2) сравнительно-анатомические


14. Подберите примеры к каждой форме взаимодействия популяций разных видов.


Формы взаимодействия

Примеры

1. Конкуренция

2. Хищничество

3. Паразитизм

4. Симбиоз

а) росянка и насекомые

б) щука и судак

в) блохи и кот

г) клевер и шмель

д) корова и печеночный сосальщик

е) лось и зубр

ж) водоросль и гриб в слоевище лишайника

з) змея и лягушка


  1. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:


Характеристика

Вид отбора

А) действует в природе постоянно

Б) сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В) обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биогеоценозах

Г) приводит к появлению новых видов

Д) способствует созданию новых пород животных

1. Естественный

2. Искусственный


Установите последовательность


16. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.

А) заселение лишайником

Б) голые скалы

В) зарастание мхами

Г) формирование травянистого сообщества

Д) образование тонкого слоя почвы


Дайте развёрнутый ответ


17. Раскройте значение форм изменчивости организмов, которые играют существенную роль в процессе эволюции органического мира.


18. Смоделируйте процесс изменений в экосистеме «Пруд», если из устойчивого сообщества «растения – карась – щука» будет полностью отловлен карась.

2 ВАРИАНТ


Выбери один верный ответ.


1. Биогеоценозом называют совокупность:

  1. популяций разных видов, обитающих на определенной территории

  2. живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ

  3. взаимосвязанных популяций растений и животных

г) популяций одного вида, населяющих разные территории


2. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

  1. АТФ

  2. солнечный свет

  3. живые организмы

г) органические вещества


3. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:

а) консументы — продуценты — редуценты;

б) редуценты — консументы — продуценты;

в) продуценты — консументы — редуценты:

г) продуценты — редуценты — консументы?


4. Паразитические растения и животные выполняют в экосистеме роль

  1. продуцентов

  2. потребителей

  3. разрушителей веществ

г) симбиотических организмов


5. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

а) клевер — ястреб — шмель — мышь;

б) клевер — шмель — мышь — ястреб;

в) шмель — мышь — ястреб — клевер;

г) мышь — клевер — шмель — ястреб.


6. Большое разнообразие видов в экосистеме, разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ - основа

  1. устойчивого развития экосистемы

  2. колебания численности популяций

  3. появления новых видов

г) расселения видов в другие экосистемы


7. Водоросли - важный компонент водной экосистемы, так как они

  1. препятствуют накоплению ила

  2. выполняют роль редуцентов

  3. поглощают минеральные вещества со дна водоема

г) обогащают воду кислородом и создают органические вещества


8. Основная единица эволюции:

а) популяция

б) вид

в) класс

г) таксон


9. В биоценозах роль редуцентов выполняют

  1. бактерии и грибы

  2. одноклеточные водоросли

  3. хищные животные

г) организмы-паразиты


10. Паразитизм — форма связи в популяциях, при которой паразит:

  1. приносит пользу хозяину

  2. приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели

  3. не приносит хозяину ни вреда, ни пользы

г) всегда приводит хозяина к гибели


Выберите три верных ответа:


11. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что

  1. численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

  2. волки ограничивают рост численности кабанов

  3. массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

  4. численность белок зависит от урожая семян ели

  5. популяция кабанов полностью уничтожается волками

  6. совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

12. К ароморфозам относят:

  1. возникновение хорды

  2. образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

  3. наличие у коров четырехкамерного желудка

  4. наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

  5. появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

  6. возникновение полового размножения


Установите соответствие:


  1. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно:


Вид

Направления эволюции

А) серая крыса

Б) зубр

В) амурский тигр

Г) пырей ползучий

Д) лошадь Пржевальского

Е) одуванчик обыкновенный

1. Биологический прогресс

2. Биологический регресс


14. Подберите примеры к каждой форме взаимодействия популяций разных видов.


Формы взаимодействия

Примеры

1. Симбиоз

2. Квартиранство

3. Паразитизм

4. Конкуренция

а) человек и таракан

б) тля и роза

в) овца и коза

г) азотфиксирующие бактерии и горох

д) человек и аскарида

е) лиса и паук

ж) рак отшельник и актиния

з) цапля и журавль


  1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен:


Признак

Критерий вида

А) личинка живет в воде

Б) тело уплощено

В) по образу жизни- паразит

Г) имеет две присоски

Д) пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) морфологический

2) экологический


Установите последовательность


16. Установите последовательность смены биоценозов.

А) луг

Б) смешанный лес

В) озеро

Г) березовая роща

Д) болото


Дайте развёрнутый ответ


17. Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование внутри особей одной популяции.


18. Смоделируйте процесс изменений в экосистеме «Пруд», если в его устойчивое сообщество «растения – карась – щука» вселили растительноядную рыбу толстолобик.



Контрольная работа по биологии для 11 класса

Темы для проверки «Вирусы», «Эукариотическая клетка», «Митоз»


1 вариант

Выберите 1 верный ответ:


1. Что такое клеточный или жизненный цикл клетки? (1 балл)

А) жизнь клетки в период её деления;

Б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;

В) жизнь клетки в период интерфазы.


2. Как животные, так и растительные клетки имеют: (1 балл)

А) ядро;

Б) хлоропласты;

В) вакуоли с клеточным соком;

Г) оболочку из клетчатки.

3. К организмам, не имеющим клеточного строения, относятся: (1 балл)

А) дробянки;

Б) прокариоты;

В) грибы;

Г) вирусы.

4. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека? (1 балл)

А) полиомиелита;

Б) оспы;

В) гриппа;

Г) ВИЧ.


5. Как называется белковая оболочка вируса? (1 балл)А) капсула;

Б) цитоплазматическая мембрана;

В) капсид;

Г) стенка.



6. Какой органоид клетки изображен на рисунке? (1 балл)

А ) эндоплазматическая сеть;

Б) митохондрия;

В) клеточный центр;

Г) рибосома.


Каковы особенности строения и функций? (1 балл)

1) обеспечивают синтез молекул АТФ

2) образованы одной мембраной

3) внутри содержат граны

4) внутренняя мембрана образует кристы

5) участвуют в расщеплении органических веществ до мономеров

6) участвуют в окислении органических веществ до СО2 и Н2О.



7. Установите последовательность фаз митоза. (Цифры запишите в нужной последовательности) (1 балл)











Какой цифрой на рисунке обозначена метафаза? (1 балл)


8. Верно ли суждение (если верно – отметить это суждение знаком «+», если нет – «-»).

(5 баллов)

  1. Клеточный цикл – это совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов , происходящих в клетке в период подготовки ее к делению и в период деления.

  2. Митотический цикл – это совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов , происходящих в клетке в период деления.

  3. Оформленное ядро присутствует как у эукариот, так и у прокариот.

  4. Хромопласты – это пластиды, содержащие пигменты каротиноиды, придающие им красную, желтую и оранжевую окраску.

  5. Лейкопласты – это непигментированные бесцветные пластиды различной формы.


9. Вставьте пропущенные слова. (9 баллов)

А) В профазе происходит _____ объёма ядра.

Б) В клетках эукариот молекулы ДНК заключены в _____.

В) Деление клетки это процесс _____ размножения.

Г) В _____ происходит процесс фотосинтеза.

Д) В результате митоза происходит _____ дочерних клеток.

Е) _____ бывает гладкой и шероховатой.

Ж) _____ овальной формы, внутри него находятся ферменты, которые разрушают органические вещества.

З) _____ отвечает за синтез белков.

И) Внутри _____ есть складки – кристы.


10. Установите соответствие: найдите правильные номера органоидов к перечисленным ниже функциям: (3 балла)

1. ядро

2. комплекс Гольджи

3. клеточный центр

4. пластиды

5. митохондрия

6. рибосома

7.ЭПС

8. мембрана

9. хромосома

10. лизосома

I. Осуществляет внутриклеточное пищеварение, растворяет вещество клетки при разрушении своей мембраны.

II. Руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть погибает, погибает вся клетка.

III. Является энергетической станцией клетки.

IV. Отграничивает содержимое клетки от окружающей среды.

V. Активно участвует в синтезе белка.

VI. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации.

VII. Отсутствует в живой клетке.

VIII. В этом органоиде накапливаются вещества, синтезированные в клетке.

IX. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.

X. Необходимый органоид в процессе деления животных клеток


11. Множественный выбор: выберите мембранные органоиды: (2 балла)Вакуоль

  1. Эндоплазматическая сеть

  2. Лизосомы

  3. Рибосома

  4. Митохондрия

  5. Пластиды

  6. Аппарат Гольджи

  7. Микротрубочки


Дайте развернутый ответ.


12.Зарисуйте анафазу, профазу митоза. Подпишите, какие процессы происходят в данных стадиях.

(5 баллов)



2 вариант

Выберите 1 верный ответ:


1. Как называется промежуток времени от момента возникновения клетки до её гибели или до последующего деления? (1 балл)

А) митотический цикл;

Б) интерфаза;

В) онтогенез;

Г) жизненный цикл.


2. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? (1 балл)

А) вирусы;

Б) бактерии;

В) лишайники;

Г) грибы

3. Ядро в клетках растений, животных и грибов выполняет следующую функцию: (1 балл)

А) обеспечивает поступление веществ;

Б) осуществляет передвижение веществ по клетке;

В) осуществляет связь между органоидами клетки;

Г) обеспечивает передачу наследственной информации от клетки к клетки.


4. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни? (1 балл)

А) СПИД;

Б) туберкулез;

В) дизентерия;

Г) холера


5. Вирусы размножаются: (1 балл)

А) самостоятельно вне клетки хозяина;

Б) только в клетке хозяина;

В) А и Б.


6. Какая клеточная структура изображена на рисунке? (1 балл)

А) клеточный центр;

Б) лизосома;

В) вакуоль;

Г) цитоплазматическая мембрана.



Каковы особенности строения и функций? (1 балл)


1) представляет собой комплекс белков и липидов;

2) синтез белков;

3) хранилище наследственной информации;

4) внутренняя мембрана образует кристы;

5) избирательный транспорт веществ;

6) пиноцитоз.


7. Установите последовательность фаз митоза. (Цифры запишите в нужной последовательности) (1 балл)










Какой цифрой на рисунке обозначена телофаза? (1 балл)


8. Верно ли суждение (если верно – отметить это суждение знаком «+», если нет – «-»).

(5 баллов)

  1. Хромосома в метафазе митоза представляет собой комплекс одной молекулы ДНК с белками, т.е. состоит из одной хроматиды.

  2. Веретено деления прикрепляется с одной стороны к центромере хромосомы, а другой к центриолям у полюсов клетки.

  3. Митотический цикл – это период существования клетки от момента ее возникновения до ее гибели.

  4. «Энергетическими станциями» клетки являются митохондрии, так как в них образуются молекулы АТФ, аккумулирующие энергию в виде химических связей. 

  5. Интерфаза – это период клеточного цикла между делениями клетки.

9. Вставьте пропущенные слова. (9 баллов)

А) В _____ происходит аккумулирование энергии в АТФ.

Б) Дочерние клетки получают _____, который имелся у родителей.

В) Интерфаза занимает самый _____ промежуток времени

Г) Обычно в ядре соматической клетки содержится _____ набор хромосом

Д) Если _____ нет в клетке, то клетка называется прокариотической.

Е) _____ принимает участие в делении клетки.

Ж) Непостоянные структуры клетки называются _____.

З) _____ - состоит из большой и малой субъединиц.

И) За движение клетки отвечают _____.



10. Установите соответствие: найдите правильные номера органоидов к перечисленным ниже функциям: (3 балла)


1. ЭПС

2. митохондрия

3. пластиды

4. клеточный центр

5. рибосома

6. мембрана

7. комплекс Гольджи

8. лизосома

9. ядро 

10. хромосома 


I. Осуществляет внутриклеточное пищеварение, растворяет вещество клетки при разрушении своей мембраны.

II. Руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть погибает, погибает вся клетка.

III. Является энергетической станцией клетки.

IV. Отграничивает содержимое клетки от окружающей среды.

V. Активно участвует в синтезе белка.

VI. Обеспечивает хранение и передачу наследственной информации.

VII. Отсутствует в живой клетке.

VIII. В этом органоиде накапливаются вещества, синтезированные в клетке.

IX. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме. 

X. Необходимый органоид в процессе деления животных клеток


11. Множественный выбор: выберите немембранные органоиды: (2 балла)

1. Вакуоль

  1. Эндоплазматическая сеть

  2. Лизосомы

  3. Рибосома

  4. Митохондрия

  5. Пластиды

  6. Аппарат Гольджи

  7. Микротрубочки


Дайте развернутый ответ.


12. Зарисуйте метафазу, телофазу митоза. Подпишите, какие процессы происходят в данных стадиях. (5 баллов)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!