СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные результат изучения предмета «Биология»:

Ученик научится

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС»

Ростовская область Кашарский район х.Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Талловеровская СОШ

Приказ от _27.08.2018__62__

Подпись руководителя _____________

Печать /Переверзева Н.Н/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

2018-2019 учебный год

Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 5 класс

Количество часов: 34ч (1ч в неделю)

Учитель: Никулина Елена Валерьевна

Категория: высшая квалификационная





Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.



Учебник: Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию. 5 класс М.: Дрофа, 2016 ФГОС



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 5 класс

Личностные результат изучения предмета «Биология»:

Ученик научится

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.



Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД: ученик получит возможность научится

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)


Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели

Лабораторные и практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.


Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)


Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.



Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Лабораторные и практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.


Раздел 5. Обобщение. (2ч)

Повторение и систематизация знаний о многообразии живых организмов, их строении, среде обитания. О роли человека на Земле. Демонстрация: ядовитые растения и опасные животные своей местности


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



п/п

Раздел, тема урока

Кол-во
часов

дата

по плану

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1

Введение. Что такое живой организм

05.09


2

Наука о живой природе.

12.09


3

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

19.09


4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

26.09


5

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

03.10


6

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Изучение химического состава семян»

10.10


7

Великие естествоиспытатели.

17.10


8

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

24.10


Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов

9

Как развивалась жизнь на Земле..

07.11


10

Разнообразие живого.

14.11


11

Бактерии..

21.11


12

Грибы.

28.11


13

Растения - автотрофы.

05.12


14

Водоросли – группа низших растений.

12.12


15

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

19.12


16

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

26.12


17

Значение растений в природе и жизни человека

16.01


18

Признаки царства животные. Простейшие.

23.01


19

Беспозвоночные животные.

30.01


20

Позвоночные животные.

06.02


21

Значение животных в природе и жизни человека.

13.02


22

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

20.02


Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.

23

Три среды обитания.

27.02


24

Приспособленность организмов к среде обитания.

06.03


25

Жизнь на разных материках.

13.03


26

Природные зоны.

20.03


27

Жизнь в морях и океанах.

03.04


28

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

10.04


Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.

29

Как человек появился на Земле.

17.04


30

Как человек изменил Землю.

24.04


31

Жизнь под угрозой.

08.05


32

Не станет ли Земля пустыней.

15.05


33

Здоровье человека и безопасность жизни.

22.05


34

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

29.05


В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков, на изучение биологии в 5 классе выделен 1ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от __.__.20__ г. №___ «О переносе выходных дней в 20__ году») произошло уплотнение учебного материала до 34 учебных часов. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.



Перечень практических и лабораторных работ.



Название практических и лабораторных работ.

Дата проведения.

1.

Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

19.09

2.

Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

26.09

3.

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

03.10

4.

Лабораторная работа № 4 « Изучение химического состава семян»

10.10





Перечень контрольных работ.



Название контрольных работ.

Дата проведения.

1.

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

24.10

2.

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

20.02

3.

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

10.04

4.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

29.05











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО



Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Никонова Н.Р./

от_27.08.2018________ _1_ подпись


________________________ _ _27.08.18________________

подпись руководителя МС дата









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!