СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК И.Н.Пономаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит планирование учебного курса по биологии для 5 класса для работы с УМК Пономаревой И.Н. В планировании учтены темы усвоения учебного текцущего материала, лабораторных работ и контроля.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК И.Н.Пономаревой»

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №5 г. Морозовска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназии №5 г. Морозовска»

Приказ от 31.08.2020 №6





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: биология

Учитель: Синяпкина Ольга Алексеевна, высшая категория

Класс: 5а, 5б, 5в,5г класс

2020 – 2021 учебный год













«Согласовано»

Методический совет МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска

Протокол от 31.08.2020 №1

Структура документа



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование


Пояснительная записка


  1. Рабочая программа разработана на основании следующих документов:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • примерная программа по учебным предметам «Биология 6-9 класс»; «Естествознание, 5 класс»

  • основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • учебный план МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

  • федеральный перечень учебников.

Срок реализации программы учебного предмета «Биология. 5 класс» – один учебный год. Программа реализуется в полном объеме в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» 1 час в неделю.

Цели и задачи изучения биологии


создание условий для формирования ключевых компетенций для создания у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.


Задачи по достижению целей


социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;


приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:


ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;


развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;


овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;


формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:

  • риск взаимоотношений человека и природы;

  • поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных версий и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли жизни;

– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;

– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознание роли жизни:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.


Рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.


Использование биологических знаний в быту:

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
    объяснять мир с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:


• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);


• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


  1. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).


  1. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


  1. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.





2. Содержание учебного предмета


Биология – наука о живом мире (9 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Отличительные признаки живого и неживого. Увеличительные приборы. Строение клетки. Ткани. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение устройства увеличительных приборов.

  2. Знакомство с клетками растений

  3. Обнаружение органических и неорганических веществ клетки

Экскурсия

Многообразие живого мира


Многообразие живых организмов (11 часов)

Царства живой природы. Бактерии – строение и их жизнедеятельность. Значение бактерий в природе и для человека. Растения. Животные. Грибы. Многообразие и значение грибов. Лишайники. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы.

  1. Знакомство с внешним строением растения

  2. Наблюдения за передвижением животных

  3. Выращивание плесени на хлебе


Жизнь организмов на планете Земля (9 часов)

Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы среды. Приспособления организмов к жизни в природе. Природные сообщества. Природные зоны России. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.


Человек на планете Земля (5 часов)

Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу.

важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.

Проектная деятельность

Творческий проект «Мир природы»

Экскурсия

Многообразие живого мира


3.Тематическое планирование


Тема

Практический компонент

Всего

Лабораторные

Практические

Экскурсии

1.Биология – наука о живой природе

9

2

1

1

2.Многообразие живых организмов

11

2

1


3.Жизнь организмов на планете

9


1


4.Человек на планете Земля

5



1

5.Презентация творческого проекта «Мир природы»

1




Итого:

35

4

3

2


Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Практический компонент

Основные виды учебной деятельности

I. Биология – наука о живом мире ( 9 часов) 2 лабораторные работы, 1 практическая работа, 1 экскурсия

1

5Г, 5Б-01.09

5А, 5В

02.09

Наука о живой природе


Объяснение роли биологии в практической деятельности людей

2

5Г, 5Б-08.09

5А, 5В

09.09

Свойства живого


Анализ и выделение существенных признаков живого

3

5Г, 5Б

15.09

5А, 5В

16.09

Методы изучения природы

Экскурсия


«Живая и неживая природа»

Сравнение объектов живой и неживой природы

4

5Г, 5Б

22.09

5А, 5В

23.09

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №1

«Изучение строения увеличительных приборов»

Лабораторная работа №1


«Изучение строения увеличительных приборов»

Изучение строения увеличительных приборов. Упражнение в настраивании

5

5Г, 5Б

29.09

5А, 5В

30.09

Строение клетки.


Наблюдение и различение частей и органоидов клетки на таблице

6

5Г, 5Б

06.10

5А, 5В

07.10

Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений»

Лабораторный практикум

Наблюдение и различение частей и органоидов клетки под микроскопом

Вычленение частей и элементов

7

5Г, 5Б

13.10

5А, 5В

14.10

Ткани


Выделение отличительных признаков различных типов ткани

8

5Г, 5Б

20.10

5А, 5В

21.10

Химический состав клетки

Практическая работа №1


«Обнаружение органических и неорганических веществ клетки»

Исследование химического состава клетки

9

5Г, 5Б

03.11

5А, 5В

11.11

Процессы жизнедеятельности клетки


Выявление усвоения учащимися основных положений темы

10

5Г, 5Б

10.11

5А, 5В

18.11


«Биология-наука о живой природе»


Выделение существенных признаков жизнедеятельности клетки


II. Многообразие живых организмов ( 11 часов) 2 лабораторные работы, 1 практическая работа, 1 экскурсия

11

5Г, 5Б

17.11

5А, 5В

25.11


Царства живой природы


Выделение существенных признаков представителей разных царств

12

5Г, 5Б

24.11

5А, 5В

02.12

Бактерии: строение и жизнедеятельность


Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий

13

5Г, 5Б

01.12

5А, 5В

09.12

Значение бактерий в природе и для человека


Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека

14

5Г, 5Б

08.12

5А, 5В

16.12

Лабораторная работа №3


«Знакомство с внешним строением растения»

Лабораторная работа №3


«Знакомство с внешним строением растения»

Различие на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растений разных отделов

15

5Г, 5Б

15.12

5А, 5В

23.12

Животные


Сравнение представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения

16

5Г, 5Б

22.12

5А, 5В

13.01

Лабораторная работа №4


«Наблюдение за передвижением животных»


Наблюдение, анализ процессов жизнедеятельности

17

5Г, 5Б

29.12

5А, 5В

20.01

Грибы

Практическая работа №2


«Выращивание плесени на хлебе»

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов

18

5Г, 5Б

12.01

5А, 5В

27.01

Многообразие грибов.

Значение грибов


Объяснение роли грибов в природе и жизни человека. Различие съедобных и несъедобных грибов

19

5Г, 5Б

19.01

5А, 5В

03.02

Лишайники


Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности лишайников.

Объяснение роли лишайников в природе и жизни человека.

20

5Г, 5Б

26.01

5А, 5В

10.02

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Экскурсия


«Живые организмы зимой»

Оценивание представителей живых организмов с практической и эстетической точки зрения

21

5Г, 5Б

09.02

5А, 5В

17.02

Контрольная работа №1

«Многообразие живых организмов»


Выявление усвоения учащимися основных положений темы


III. Жизнь организмов на планете Земля. (9 часов) 1 практическая работа

22

5Г, 5Б

16.02

5А, 5В

24.02

Среды жизни на планете Земля


Сравнение приспособительных признаков живых организмов к разным средам обитания

23

5Г, 5Б

02.03

5А, 5В

03.03

Экологические факторы среды


Выявление приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

24

5Г, 5Б

02.03

5А, 5В

10.03

Приспособления организмов к условиям существования


Выявление приспособленности орг-мов к условиям обитания, экологические факторы

25

5Г, 5Б

09.03

5А, 5В

17.03

Природные сообщества

Практическая работа №3

«Рассматривание коллекции семян»»

Практическая деятельность

Проектная деятельность

26

5Г, 5Б

16.03

5А, 5В

31.03

Природные зоны России


Проектная деятельность

27

5Г, 5Б

30.03

5А, 5В

07.04

Природные зоны Ростовской области


Анализ многообразия живых организмов

Умения работать с виртуальным гербарием

28

5Г, 5Б

06.04

5А, 5В

14.04

Жизнь организмов на разных материках


Проектная деятельность

29

5Г, 5Б

13.04

5А, 5В

14.04

Жизнь организмов в морях и океанах


Проектная деятельность

30

5Г, 5Б

20.04

5А, 5В

21.04

Контрольная работа №2

«Жизнь организмов на планете Земля»


Выявление усвоения учащимися основных положений темы

IV. Человек на планете Земля (5 часов), экскурсия 1 час

31



5Г, 5Б

27.04

5А, 5В

28.04


Как появился человек на Земле


Выделение биологической природы и социальной сущности человека

32



5Г, 5Б

04.05

5А, 5В

05.05

Важность охраны живого мира планеты


Освоение простейших приемов оценки экологического состояния воды, воздуха, растительности, почвы

33



5Г, 5Б

11.05

5А, 5В

12.05

Творческий проект

«Мир природы»


Распознавание растений и животных Ростовской области, занесенных в Красную книгу

34

5Г, 5Б

18.05

5А, 5В

19.05

«Человек на планете Земля»


Формирование естественно-научного мировоззрения

35

5Г, 5Б

25.05

5А, 5В

26.05

Экскурсия в природу «Многообразие живого мира»


Знакомство с методами полевых исследований

Развитие умений наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!