Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _27.08.2018г №___62
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
2018-2019 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 7 класс
Количество часов: 34 ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Елена Валерьевна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров). В соответствии с ФГОС.
Учебник: Н.И.Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. М.: Дрофа, 2016 (ФГОС)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС
Предметные результаты обучения
Обучающиеся научатся: —— давать общую характеристику бактерий; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. — основные методы изучения растений; — основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые своей местности), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Давать общую характеристику царства Растения; — объяснять роль растений в биосфере; — характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. — основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»; — основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный; — подразделение истории Земли на эры и периоды; — искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; — принципы построения естественной системы живой природы. — в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований; — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни; — иметь представление о естественной системе органической природы; — давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: — различать объём и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия в наименовании вида; — определять аспект классификации и проводить классификацию; — выстраивать причинно-следственные связи.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; - готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов. Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов; — под руководством учителя оформлять отчёт о проведён ном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
— Соблюдение учащимися правил поведения в природе; — осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проведение обучающимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы; — умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде своего родного края; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
— определять понятия «фитоценоз»;
— видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
— роль растений в жизни планеты и человека;
— необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Выпускник научится:
— определять тип фитоценоза;
— выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
— обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. От клетки до биосферы
Тема 1.1. Многообразие живых систем
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождение видов
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Тема 1.3. История развития жизни на Земле
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Тема 1.4. Систематика живых организмов
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных
Раздел 2. Царство Бактерии
Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. Многообразие бактерий
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы
Тема 3.1. Строение и функции грибов
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов. Лабораторные и практические работы Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. Группа Лишайники
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Раздел 4. Царство Растения
Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. Отдел моховидные
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах). Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 4 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.
Тема 4.6. Эволюция растений
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда
Тема 5.1. Растительное сообщество. Многообразие фитоценозов
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе. Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. Растения и человек
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Повторение– 3 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Раздел 1. От клетки до биосферы (4 ч) |
1 | Введение. Мир живых организмов Уровни организации живого | 1 | 04.09 | |
2 | Причины многообразия живых организмов | 1 | 11.09 | |
3 | Развитие жизни на Земле | 1 | 18.09 | |
4 | Основы естественной классификации живых организмов | 1 | 25.09 | |
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч) |
5 | Общая характеристика бактерий | 1 | 02.10 | |
6 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Л.р. «Строение бактериальной клетки» | 1 | 09.10 | |
7 | Подцарство Архебактерии. Оксифотобактерии | 1 | 16.10 | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) |
8 | Царство Грибы. Происхождение и организации многоклеточных грибов. | 1 | 23.10 | |
9 | Отделы Хитридиомикота, Зигомикота. Л. р. «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | 06.11 | |
10 | Отдел Аскомита, или Сумчатые грибы | 1 | 13.11 | |
11 | Отдел Базидиомикота. Оомикота П.р. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | 20.11 | |
12 | Общая характеристика лишайников Особенности жизнедеятельности лишайников | 1 | 27.11 | |
Раздел 4. Царство Растения (17 ч) |
13 | Отличительные признаки растительных организмов | 1 | 04.12 | |
14 | Группа отделов Водоросли. Л.р. «Внешнее строение водорослей» | 1 | 11.12 | |
15 | Многообразие водорослей. Отдел Зеленые и красные водоросли | 1 | 18.12 | |
16 | Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли | 1 | 25.12 | |
17 | Высшие растения .Отдел Моховидные. Л.р. «Внешнее строение мхов» | 1 | 15.01 | |
18 | Споровые сосудистые растения | 1 | 22.01 | |
19 | Отдел Плауновидные и Отдел Моховидные. Л.р. «Внешнее строение мхов» | 1 | 29.01 | |
20 | Отдел Папоротниковидные. Л.р. «Внешнее и внутреннее строение папоротников» | 1 | 05.02 | |
21 | Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения» | 1 | 12.02 | |
22 | Голосеменные растения. Л.р. «Строение и многообразие голосеменных растений» | 1 | 19.02 | |
23 | Обобщающий урок по теме «Отдел Голосеменные растения» | 1 | 26.02 | |
24 | Покрытосеменные растения. Л.р. «Строение покрытосеменных растений» | 1 | 05.03 | |
25 | Особенности размножения покрытосеменных растений | 1 | 12.03 | |
26 | Класс Двудольные. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 19.03 | |
27 | Класс Однодольные:. Л.р. «Распознавание растений своей местности» | 1 | 02.04 | |
28 | Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные растения» | 1 | 09.04 | |
29 | Возникновение жизни и появление первых растений | 1 | 16.04 | |
Раздел 5. Растения и окружающая среда (7 ч) |
30 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов | 1 | 23.04 30.04 | |
31 | Значение растений в жизни планеты | 1 | 07.05 | |
32 | Охрана растений П.р. «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории» | 1 | 14.05 | |
33 | Повторение изученного материала. Итоговое тестирование. | 1 | 21.05 | |
34-35 | Обобщение изученного. | 1 | 28.05 | |
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 уч.г на изучение биологии в 7 классе выделено 1ч в неделю. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от __.__.201_ г. №___ «О переносе выходных дней в 201_году») произошло уплотнение учебного материала до 34 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Никонова Н.Р./
от_27.08.2018г №_1 подпись
________________________ _27 августа 2018г
подпись руководителя МС дата