Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Инзенская средняя школа №3 имени Д.П. Ознобишина
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО Зам. дирек. по УВР Директор МКОУ Инзенская сш№3
Учителей ест. мат. цикла _______Н.А.Шанина ___________С.А. Яковлев
Протокол №1 Протокол №1 Приказ № 110 ОД
От 29 августа 2022 от 29.08.2022 от 30.08.2022
Рабочая программа
Наименования курса: биология
Класс: 7
Учебный год: 2022-2023.
Количество часов по учебному плану: 68ч, 2часа в неделю
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы (концетрический курс). Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва.: Дрофа, 2017.С учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рекомендовано Министерством Образования и науки Российской Федерации
Учебник: Биология. Многообразие живых организмов.7 класс. ФГОС. Москва. Дрофа. 2014
Рабочую программу составила
Учитель биологии
Багрянская Т.В. выс.кв. категории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология. Многообразие живых организмов.7 класс
(68 часов 2часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс. ФГОС (концетрический курс). М.: Дрофа, 2014. На изучение биологии в 7 классе в основной школе, по Федеральному учебному плану отводится 1 час, 1час добавляется из части формируемой участниками образовательного процесса. Всего 68 часов (2ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Содержание программы
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства. Настоящие бактерии).
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*
Тема 2.2. Лишайники (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Раздел 3. Царство Растения (16ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (2ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника;
древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения мха*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Раздел 4. Царство Животные (39ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей.
Различные представители типа Кольчатые черви.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (2ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучепёрых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи
Тема 4.15. Класс Птицы (4ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (5ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.
Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Раздел 5. Вирусы (1 ч)
Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (1 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Заключение (1 ч)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время 3часа использовано на проведение тем:
1.Повторение и обобщение по теме « Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях »- 1ч
2.Экологические типы птиц-1ч
3.Размножение и развитие млекопитающих -1ч
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс. ФГОС. Концетрический курс. Биология. Многообразие живых организмов
№.п.п | Тема. Наименование урока | Кол-во часов | . Дата проведения По плану. | Дата проведения по плану |
1 | Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого | 3 1 | | |
2 | Ч. Дарвин о происхождении видов | 1 | | |
3 | Что такое систематика | 1 | | |
4 | Раздел 1. Царство Прокариоты. Тема1.1.Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.(3ч) Происхождение и эволюция бактерий. | 3 1 | | |
5 | Экологическая роль и медицинское значение бактерий | 1 | | |
6 | Многообразие бактерий Лабораторная работа №1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки | 1 | | |
7 | Раздел 2. Царство Грибы (4ч). Тема 2.1. Общая характеристика грибов. (3ч). Происхождение и эволюция грибов. | 4 1 | | |
8 | Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитриодиомикота, Зигомикота, Аскомикота. Лабораторная работа №2. Строение плесневого гриба мукора | 1 | | |
9 | Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы Базиодиомикота, Несовершенные грибы, Оомикота. Лабораторная работа №3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов | 1 | | |
10 | Тема 2.2. Лишайники(1ч) | 1 | | |
11 | Раздел 3. Царство Растения (17ч) Тема 3.1.Общая характеристика растений (2ч) Основные признаки растений | 17 1 | | |
12 | Особенности жизнедеятельности растений. | 1 | | |
13 | Тема 3.2. Низшие растения(2ч) Группа отделов водорослей. Лабораторная работа №4. Изучение внешнего строения водорослей. | 2 1 | | |
14 | Многообразие водорослей. | 1 | | |
15 | Тема 3.3. Высшие споровые растения (4ч) Происхождение и общая характеристика высших растений. | 4 1 | | |
16 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения мха | 1 | | |
17 | Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные. | 1 | | |
18 | Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа №6.Изучение внешнего строения папоротника | 1 | | |
19 | Тема 3.4.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения(2ч). Происхождение и особенности организации голосеменных растений. | 2. 1 | | |
20 | Многообразие Голосеменных Лабораторная работа №7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений | 1 | | |
21 | Тема3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные растения(7ч). Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. | 7. 1 | | |
22 | Размножение Покрытосеменных. | 1 | | |
23 | Класс Однодольные. | 1 | | |
24 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. | 1 | | |
25 | Семейство Розоцветные. | 1 | | |
26 | Семейство Бобовые. | 1 | | |
27 | Повторение и обобщение по теме « Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях » | 1 | | |
28 | Раздел 4. Царство Животные (41ч). Тема 4.1.Общая характеристика животных (1ч). Основные признаки животных. Лабораторная работа №8. Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях | 39 1 | | |
29 | Тема 4.2. (2ч) Подцарство Одноклеточные. | 2. 1 | | |
30 | Многообразие простейших. Их значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №9 Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. | 1 | | |
31 | Тема4.3. Подцарство Многоклеточные(1ч) Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | 1 1 | | |
32 | Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3ч) Общая характеристика Кишечнополостных. Класс Гидроидные . Лабораторная работа №10. Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры | 3. 1. | | |
33-34 | Многообразие Кишечнополостных. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. | 2 | | |
35 | Тема 4.5.Тип Плоские черви(2ч) Особенности организации плоских червей. | 2. 1 | | |
36 | Многообразие Плоских червей. Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики. Класс Ленточные черви. Лабораторная работа №11 Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня. | 1 | | |
37 | Тема 4.6.Тип Круглые черви(1ч) . Особенности организации Круглых червей. Лабораторная работа №12. Жизненный цикл человеческой аскариды | 1 1 | | |
38 | Тема 4.7. Тип Кольчатые черви(3ч). Особенности организации Кольчатых червей. | 3. 1 | | |
39 40 | Многообразие Кольчатых червей. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые. Класс Пиявки. Лабораторная работа №13. Внешнее строение дождевого червя | 2 | | |
41 | Тема 4.8.Тип Моллюски(2ч) Особенности организации моллюсков. | 2. 1 | | |
42 | Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие Моллюски. Лабораторная работа №14 Внешнее строение моллюсков. | 1 | | |
43 | Тема 4.9. Тип Членистоногие.(7ч) Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | 7. 1 | | |
44 | Многообразие ракообразных, их Значение в природе и жизни человека. | 1 | | |
45 | Общая характеристика Паукообразных. | 1 | | |
46 47 | Класс Насекомые. | 2 | | |
48 49 | Многообразие Насекомых. Лабораторная работа №15. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. | 2 | | |
50 | Тема 4.10.Тип Иглокожие(1ч). Общая характеристика типа. | 1 1 | | |
51. | Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные(1ч). Общая характеристика типа. | 1 1 | | |
52. | Тема 4.12.Подтип Позвоночные ( Черепные). Надкласс Рыбы (2ч). Общая характеристика позвоночных. | 2. 1 | | |
53 | Классы Хрящевые и Костные рыбы. Лабораторная работа №16. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | 1 | | |
54 | Тема 4.13. Класс Земноводные (2ч) Общая характеристика | 2. 1 | | |
55 | Экологическая роль и многообразие земноводных. Лабораторная работа №17. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни. | 2 | | |
56. | Тема 4.1.4.Класс Пресмыкающиеся (2ч). Общая характеристика. | 2. 1 | | |
57 | Распространение и многообразие форм рептилий. Лабораторная работа №18. Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи. | 1 | | |
58 | Тема 4.15. Класс Птицы(4ч) Общая характеристика. Внутреннее строение птиц. | 4 1 | | |
59 | Размножение и развитие птиц. | 1 | | |
60. 61 | Экологические типы птиц. Лабораторная работа №19. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни. | 2 | | |
62 | Тема 4.16. Класс Млекопитающие(5ч). Внутреннее строение млекопитающих | 5 1 | | |
63 | Размножение и развитие млекопитающих. Лабораторная работа №20. Изучение строение млекопитающих. | 1 | | |
64. | Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | 1 | | |
65 | Основные отряды плацентарных млекопитающих:Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. | 1 | | |
66 | Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторная работа №21. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека. | 1 | | |
67 | Раздел 5. (1ч). Вирусы. Тема5.1.Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов(1ч). Общая характеристика вирусов. | 1 1 | | |
68. | Заключение (1ч) По теме «Царство Животные».Прощай , зоология? Урок – игра. | 1. | | |
| Итого 68 часов. | | | |