муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя школа»
муниципального образования – Рязанский муниципальный район
Рязанской области
390512 Рязанская область Рязанский район с.Александровоул.Центральная д.9 Тел 8(4912) 265624 Email: aleks.school@mail.ru
ИНН/КПП 6215010031/621501001 ОГРН 1026200702373
ПРИНЯТО школьным методическим объединением Протокол № ______ от «___»_______________ 2019 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________М.Д Демыгина «_____»________________ 2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «БИОЛОГИИ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил:
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
Тимохина Ольга Александровна
Год составления:2019
Данная рабочая программа разработана на основе:
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, на 2019/2020 учебный год, Письмо Министерства образования и молодежной политики Рязанской области № ОЩ/12-1449 от 18.02.2019
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г.;
Учебный плана МБОУ «Александровская СШ» на 2019-2020 учебный год.
Авторской программы В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г.Шецов «Программа основного общего образования Биология 5-9 классы», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику автора В.В. Латюшин Биология. Животные. 7 кл.: М.: Дрофа, 2016
Рабочая программа составлена для преподавания курса биологии в 7 классе в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
В 5-6 классах учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели обучения
освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачами биологического образования являются:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в 6 классе;
• продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают образовательные, личностные, метапредметные и предметные результаты.
Образовательные результаты обучения биологии:
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Личностные результаты обучения биологии:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты обучения биологии:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения биологии:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человека животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков и промежуточной аттестации обучающихся являются:
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Отчеты по лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (2 часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Раздел 2. Многоклеточные животные. (34 часа)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Лабораторная работа № 2
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3
Многообразие насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Класс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 4
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 5
Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия№1
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Раздел 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. «Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа № 6
Изучение особенностей различных покровов тела.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа № 7
Изучение стадий развития животных и определение их возраста
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия №2
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия №3
Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов по рабочей программе | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Простейшие Многоклеточные животные | 2 34 | 5 | 1 2 |
3 | Эволюция строения и функций органов и их систем Индивидуальное развитие животных Развитие и закономерности размещения животных на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 11 3 4 4 6 | 1 1 | 1 1 |
| Итого | 66 (2 часа резерв) | 7 | 5 |
КАЛЕНДАРНОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | Наименование раздела и тем | Календарные сроки | Вид занятия | Примечание | Лабораторные и практические занятия |
| Введение (2 час) |
1 | История развития зоологии | | Урок изучение и закрепления новых знаний | | |
2 | Современная зоология | | Комбинированный урок | | |
| РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (36 часов) |
| Тема 1. Простейшие (2 часа) | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами практической работы | | |
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 1 Знакомство с многообразием водных простейших |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
| Тема 2. Многоклеточные животные | | Урок изучение и закрепления новых знаний | | |
| Беспозвоночные (16 часов) | | |
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
8 | Тип Круглые черви | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р.№ 2 Знакомство с многообразием круглых червей. |
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 3 Внешнее строение дождевого червя |
11 | Тип Моллюски | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 4 Особенности строения и жизни моллюсков |
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 5 Знакомство с ракообразными |
15 | Класс Насекомые | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 6 Изучение представителей отрядов насекомых |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
17 | Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
18 | Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
19 | Отряд насекомых: Перепончатокрылые | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
20 | Контрольно – обобщающий урок по разделу «Многообразие животных» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | |
| Позвоночные (18 часов) | | | | |
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 7 Внешнее строение и передвижение рыб |
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
24 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | Л.р. № 8 Изучение внешнего строения птиц |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
30 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
32 | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | | Урок - экскурсия | | |
33 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | | Урок - лекция | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
37 | Отряд млекопитающих Приматы | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. | |
38 | Контрольно-обобщающий урок по разделу «Позвоночные» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся) | | |
РАЗДЕЛ II. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (29 часов) |
| Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) | | | | Л.р. № 9 Изучение особенностей покровов тела |
39 | Покровы тела | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7., 7.2. | |
40 | Опорно-двигательная система | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
41 | Способы передвижения животных. Полости тела | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | Л.р. № 10 Изучение способов передвижения животных |
42 | Органы дыхания и газообмен | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | Л.р. № 11 Изучение способов дыхания животных |
43 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
44 | Кровеносная система. Кровь | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
45 | Органы выделения | | Урок изучения и первичного закрепления новых | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
46 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | | Комбинированный урок | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
47 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами лабораторной работы | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | Л.р. № 12 Изучение органов чувств животных |
48 | Продление рода. Органы размножения | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
49 | Способы размножения животных. Оплодотворение | | Урок - лекция | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
50 | Развитие животных с превращением и без превращения | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
51 | Периодизация и продолжительность жизни животных | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.4. ЕГЭ 4.6., 4.7. , 7.2. | |
52 | Контрольно – обобщающий урок по разделу «Эволюция строения и функций органов и их систем» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся) | | |
| Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа) | | Урок изучение и закрепления новых знаний | | |
53 | Доказательства эволюции животных | | | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.3., 6.4. | |
54 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира | | Урок - лекция | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.3., 6.4. | |
55 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.3., 6.4. | |
56 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.3., 6.4. | |
| Тема 5. Биоценозы (6 часов) | | | | |
57 | Естественные и искусственные биоценозы | | Урок изучение и закрепления новых знаний | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.4., 7.2 | |
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | | Комбинированный урок | | |
59 | Цепи питания. Поток энергии | | Урок - лекция | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.4., 7.2 | |
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 3.5. ЕГЭ 6.4., 7.2 | |
61 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | | Урок- экскурсия | | |
62 | Контрольно – обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | |
| Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) | | | | |
63 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ОГЭ 5.1. ЕГЭ 7.1., 7.5 | |
64 | Одомашнивание животных | | Урок изучения и первичного закрепления новых | ОГЭ 5.1. ЕГЭ 7.1., 7.5 | |
65 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | | Урок - конференция | ОГЭ 5.1. ЕГЭ 7.1., 7.5 | |
66 | Охрана и рациональное использование животного мира | | Урок - конференция | ОГЭ 5.1. ЕГЭ 7.1., 7.5 | |
67 | Контрольное тестирование «Биология: животные. 7 класс». | | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
68 | Р е з е р в |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
Учебная литература для учащихся:
Дополнительная литература:
Латюшин В. В., Животные. Рабочая тетрадь.
Электронное приложение www.drofa.ru
1). Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин, А.А. Медведева, Т.С. Сухорукова, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. 1600 задач, тестов и проверочных работ: биология. М: Дрофа, 2017г. 427с.
2 ) Г.А. Воронина. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы – 3-е издание.- М: Айрис-пресс, 2011
4) Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС, 2013
5) Э.Ф. Илларионов. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М: ВАКО, 2013
6) КИМ Биология 7 класс к учебнику Латюшин В.В. – М:. ВАКО, 2017
7) Л.А.Попова Открытые уроки. Природоведение. Биология. 5-8 классы. М: ВАКО, 2013
Список дополнительной литературы для учащихся:
1) И.В. Дроздова. Удивительная биология: о чем молчали учебники. М: НЦ ЭНАС, 2016г. 230с.
2 ) М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2015г. 174с
Электронные образовательные ресурсы:
http://tana.ucoz.ru/,
http://fcior.edu.ru
http://www.drofa.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://biouroki.ru/test/
http://interneturok.ru/
http://fipi.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://plant.geoman.ru/