СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко»

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко., и с учетом учебника : Биология: 7 класс: учебник / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко; по ред. В.М. Константинова.- 8-е изд., стереотип.- М.: Вентана-Граф, 2020.- 288 с.: ил.- ( Российский учебник), на основе учебного плана , годового календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год и на основе образовательной программы основного общего образования МАОУ «Бургуйская СОШ».

На изучение отводится 70 учебных часов (2 часа в неделю). В том числе 8 часов отводится на выполнение лабораторных работ.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Результаты обучения курса биологии

Личностные:

  1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

  4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

  1. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.

  2. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.

  3. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов растений и животных.

  4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

  5. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

  6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  7. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  9. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( лупы, микроскопы).



Проектная и учебно- исследовательская деятельность

Л/р №1 «Строение и передвижение инфузории»

Проект «Животный мир родного края»

Проект «Роль кишечнополостных в природе»

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя;

передвижение; раздражимость».

Проект «Разнообразие видов пиявок. Лечебные свойства пиявок»

Л/р № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и

морских моллюсков».

Проект «Роль двухстворчатых моллюсков в морях»

Л/р № 4 «Внешнее строение насекомых».

Л/р №5 «Внешнее строение и особенности

передвижения рыбы».

Проект «История появления хордовых животных, их характерные черты»

Проект «Роль земноводных в природе и в жизни человека»

Проект «Гаттерия- живое ископаемое»

Л/р № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Л/р № 7 «Строение скелета птицы».

Проект «Разнообразие птиц, их роль в экосистемах»

Л/р №8 «Строение скелета млекопитающих».

Проект «Предки домашних животных. Меры по охране диких животных»


Содержание учебного курса

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)


Раздел 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч.)

         Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

          Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

         Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

         Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

         Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.


Раздел 2. Строение тела животных. (4 ч.)

          Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.


Раздел 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.)

          Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

          Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

          Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

      Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

          Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

         Значение простейших в природе и жизни человека.


Раздел 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч.)

          Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

         Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

          Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


Раздел 4.1 Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 ч.)

         Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

          Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

         Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

         Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

         Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

         Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

         Значение червей и их место в истории развития животного мира.


Подраздел 4.2. Тип Моллюски. (4 ч.)

          Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

          Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

          Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

          Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.


Позраздел 4.3. Тип Членистоногие. (7 ч.)

          Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

          Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

          Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

         Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

         Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

         Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

         Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.


Подраздел 4.4. Тип Хордовые. (7 ч.)

         Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

          Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

         Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

          Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

      Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

    Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

         Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

         Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.


Раздел 5. Класс Земноводные, или Амфибии. (5 ч.)

         Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

         Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

         Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.


Раздел 6. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч.)

         Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

   Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

         Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

       Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

         Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

  Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.


Раздел 7. Класс Птицы. (7 ч.)

         Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

         Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

         Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

         Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

         Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

         

Раздел 8. Класс Млекопитающие, или Звери. (9 ч.)

         Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

         Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

         Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

         Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

         Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

         Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

         Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

         Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.


Раздел 9. Развитие животного мира на Земле. (2 ч.)

         Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

         Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.




Тематическое планирование

        

Название разделов, тем уроков

(Тип урока)

Количество часов


Раздел 1. Общие сведения о мире животных (5 ч.)


1

Зоология – наука о животных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

2

Животные и окружающая среда.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

3

Классификация животных и основные систематические группы.

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

4

Влияние человека на животных. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

5

Краткая история развития зоологии.

Комбинированный урок.

1


Раздел 2. Строение тела животных (4 ч.)


6

Клетка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

7

Ткани.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

8

Органы и системы органов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

9

Обобщение по темам: «Общие сведения о мире животных», «Строение тела животных»

Комбинированный урок.

1


Раздел 3. Подцарство Простейшие (4 ч., л/р - 1)


10

Тип Амебовые

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

11

Тип Эвгленовые. Класс Жгутиконосцы.

Комбинированный урок.

1

12

Тип Инфузории

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории»

Комбинированный урок.

1

13

Значение простейших. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Урок закрепления и систематизации знаний.

1


Раздел 4. Подцарство Многоклеточные животные.

(2 ч.)


14

Тип Кишечнополостные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

15

Морские Кишечнополостные.

Урок закрепления и систематизации знаний.

1


Подраздел 4.1.Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

(6 ч., л/р - 2)


16

Тип Плоские черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Комбинированный урок.

1

18

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

20

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».


1

21

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Комбинированный урок.

1


Подраздел 4.2. Тип Моллюски (4 ч., л/р - 1)


22

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Л/р № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

23

Класс Брюхоногие моллюски.

Комбинированный урок.

1

24

Класс Двустворчатые моллюски.

Комбинированный урок.

1

25

Класс Головоногие Моллюски.

Комбинированный урок.

1


Подраздел 4.3.Тип Членистоногие (7 ч., л/р - 1)


26

 Класс Ракообразные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

27

Класс Паукообразные

Комбинированный урок.

1

28

Класс Насекомые.

Л/р № 4 «Внешнее строение насекомых».

Комбинированный урок.

1

29

Типы развития насекомых и многообразие.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

30

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана и значение насекомых.

Урок закрепления знаний.

1

31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Урок закрепления знаний.

1

32

Урок-зачёт: тип Членистоногие.

Зачёт

1


Подраздел 4.4.Тип Хордовые (7 ч., л/р - 2)


33

Хордовые. Примитивные формы.

Бесчерепные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

34

Позвоночные. (Черепные) Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение.

Л/р №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Комбинированный урок.

1

35

Внутреннее строение рыб.

Комбинированный урок.

1

36

Особенности жизни рыб

Урок   изучения   и первичного закрепления новых знаний.

1

37

Основные систематические группы рыб.

Комбинированный урок.

1

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

39

Урок-зачет по теме «Класс рыбы»

1


Раздел 5. Класс Земноводные, или Амфибии

(5 ч.)


40

Среда обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

41

Строение и деятельность систем внутренних органов.

Комбинированный урок.

1

42

Размножение и происхождение земноводных. Значение земноводных.

Комбинированный урок.

1

43

Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

1


Раздел 6. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

(5 ч.)


44

Внешнее строение и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

Комбинированный урок

1

45

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Комбинированный урок.

1

46

Многообразие пресмыкающихся.

Комбинированный урок.

1

47

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.  Древние пресмыкающиеся.

1

48

Урок-зачет по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

1


Раздел 7. Класс Птицы (7 ч., л/р - 2)


49

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Л/р № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Комбинированный урок.

1

50

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.

Л/р № 7 «Строение скелета птицы».

Комбинированный урок.

1

51

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

Комбинированный урок.

1

52

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.

Комбинированный урок.

1

53

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

54

Значение и охрана птиц.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

55

Урок-зачет по теме «Класс Птицы»

1


Раздел 8. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч., л/р - 1)


56

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

57

Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.

Л/р №8 «Строение скелета млекопитающих».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

58

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Комбинированный урок

1

59

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

Комбинированный урок.

1

60

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Комбинированный урок.

1

61

Плацентарные звери : отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные

Комбинированный урок.

1

62

Плацентарные звери: отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

1

63

Значение и охрана млекопитающих для человека.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

64

Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1


Раздел 9. Развитие животного мира на Земле (2 ч.)


65

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

66

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

67

Урок-зачёт по разделу «Животные»

1

68

Итоговое тестирование за 7 класс

1

69- 70

Резерв учебного времени


2






































Контрольная работа №3 «Простейшие, Беспозвоночные»

Вариант 1

1. Из одной клетки состоит тело:

А. мхов Б. лишайников В. Простейших Г. шляпочных грибов

2. Постоянная форма тела отсутствует у:

А. фораминиферы Б. эвглены зеленой

В. инфузории-туфельки Г. амебы обыкновенной

3. Два ядра находятся в клетках:

А. эвглены Б. инфузории В. Амебы Г. вольвокса

4. В ходе эволюции специализация клеток возникла у:

А. бактерий Б. простейших В. многоклеточных животных Г. одноклеточных водорослей

5. Губки – животные:

А. простейшие Б. хордовые

В. Позвоночные Г. многоклеточные

6. В теле губки энтодерма:

А. внутренний слой Б. наружный слой В. полость тела Г. поры в теле

7. Для кишечнополостных характерна:

А. асимметрия Б. лучевая симметрия В. двусторонняя симметрия Г. центральная симметрия

8. Для гидры характерно наличие: А. головы Б. слоевища В. кишечной полости

Г. хвоста


Вариант 2

1. Орган движения инфузорий:

А. клешни Б. реснички В. Конечности Г. мускульное волокно

2. Захватывает пищу ложноножками:

А. гриб Б. инфузория В. Амеба Г. эвглена

3. В неблагоприятных условиях простейшие образуют:

А. порошицу Б. глотку В. сократительную вакуоль Г. цисту

4. Наружный слой многоклеточных животных:

А. эктодерма Б. энтодерма В. Мезодерма Г. клеточная стенка

5. Тело губок состоит из:

А. одной клетки Б. двух слоев клеток В. трех слоев клеток Г. систем органов

6. Пищеварение в теле губок осуществляет:

А. эктодерма Б. полость тела В. Энтодерма Г. скелет

7. Кишечнополостные обитают в:

А. почве Б. воде В. организмах растений Г. наземно-воздушной среде

8. У гидры щупальца расположены:

А. в кишечной полости Б. на конечностях В. вокруг ротового отверстия Г. на подошве

9. Только у кишечнополостных имеются клетки: А. нервные Б. мускульные В. Чувствительные Г. стрекательные

10. Клетки энтодермы гидры осуществляют:

А. половое размножение Б. переваривание пищи В. захват добычи Г. перемещение в пространстве

9. Нервные клетки гидры образуют:

А. кишечную полость Б. энтодерму В. щупальца вокруг рта Г. диффузную нервную систему

10. Разные типы клеток гидры образуются из: А. кишечной полости Б. нервных клеток В. промежуточных клеток Г. стрекательных клеток

Контрольная работа № 4 «Плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

Часть А (с выбором одного правильного ответа)

1. Половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев происходит:

1) в организме основного хозяина; 2)  в организме промежуточного хозяина; 3) в наземно-воздушной среде; 4) почве и водной среде.

2. Лучевую симметрию тела не имеет:

1) медуза – корнерот; 2) белая планария; 3) пресноводная гидра; 4) красный коралл.

3.  У паразитических червей покровы тела:

1) снабжены ресничками; 2) покрыты чешуёй; 3) состоят из хитина; 4) не растворяются пищеварительными соками хозяина.

4. К какому типу относятся животные, у которых отсутствует полость тела, а промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью:

1) круглые черви; 2) кольчатые черви; 3) членистоногие; 4) плоские черви.

5. Свободноживущим видом является:

1) планария; 2) широкий лентец; 3) эхинококк; 4) кошачья двуустка.

   6.  Аскариды не удаляются из кишечника вместе с непереваренной пищей, так как:

   1) обладают большой плодовитостью; 2) могут жить в бескислородной среде;  3) способны

   перемещаться в направлении противоположном движению пищи; 4) на покровы их тела не действует пищеварительный сок.

   7. Пищеварительная система аскариды человеческой в отличие от плоских червей:

   1) лишена кишечника; 2) лишена ротового отверстия; 3) имеет анальное отверстие; 4) лишена анального отверстия.

   8. В кожно-мускульном мешке аскариды мускулатура представлена:

   1) только кольцевыми мышцами; 2) только косыми мышцами; 3) только продольными мышцами; 4) всеми перечисленными типами мышц.

   9. Переваривание дождевыми червями растительных остатков способствует:

   1) перемешиванию почвы; 2) проникновению в почву воздуха; 3) обогащению почвы органическими веществами; 4) проникновению в почву влаги.

  10. Животные, какого типа имеют наиболее высокий уровень организации:

  1) кишечнополостные; 2) плоские черви; 3) кольчатые черви; 4) круглые черви.

Часть В

  1. Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками:

  А)  Плоские черви

   Б)  Круглые черви

1)  есть полость тела

2)  нет полости тела

3)  кишечник заканчивается слепо

4)  кишечник заканчивается анальным отверстием

5)  характерен жизненный цикл с одним хозяином

6)  характерен жизненный цикл со сменой хозяев

 

 

 

 

 





Вариант 2

Часть А (с выбором одного правильного ответа)

1.       Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика:

1) собака; 2) человек; 3) корова; 4) малый прудовик.

2.       Заражение человека бычьим цепнем может произойти при:

1) употреблении в пищу мяса, которое не проверено ветеринарным врачом;   2) употреблении в пищу плохо промытых овощей, на которых находятся яйца паразита; 3) купании в стоячем водоёме, в воде которого обитают личинки паразита;  4) использовании плохо вымытой посуды, из которой ел человек, заражённый паразитом.

3. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

1)      симбиозом; 2) хищничеством; 3) паразитизмом; 4) протокооперацией.

4. Стенка тела плоских червей представлена:

1) только кожей; 2) наружным хитиновым скелетом; 3) раковиной; 4) кожно-мускульным мешком.

5.  Внутренние органы белой планарии помещаются:

1) в первичной полости тела; 2) во вторичной полости тела; 3) в рыхлой соединительной ткани; 4) в кишечной полости.

  6. Многоклеточных двустороннесимметричных животных удлинённой формы, не разделённых на членики, имеющих полость тела, относят к типу:

  1) плоские черви; 2) круглые черви; 3) кишечнополостные; 4) кольчатые черви.

  7. Заражение человеческой аскаридой происходит при:

  1) поедании сырого мяса; 2) поедании сырой рыбы; 3) несоблюдении норм личной гигиены;

  4) заражении ран и порезов.

  8. При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы (усложнения):

  1) появилась полость тела; 2) появилась кровеносная система; 3) появились органы дыхания;

  4) появились специализированные органы движения.

  9. В отличие от плоских и круглых червей у кольчатых червей имеется:

  1) нервная система; 2) кровеносная система; 3) выделительная система;  4) пищеварительная система.

  10. Выделительная система кольчатых червей представлена:

  1) выделительными железами; 2) парными почками в каждом сегменте тела; 3) парными

  выделительными воронками в каждом сегменте тела; 4) в каждом сегменте тела кожными железами.

Часть В

  1. Выберите три правильных утверждения из шести. 

К признакам кольчатых червей относят:

1)  окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

2)  щетинки на члениках тела

3)  окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

4)  слабое развитие или отсутствие органов чувств

5)  наличие замкнутой кровеносной системы

6)  питание тканями органов тела человека


 










Контрольная работа №5 «Тип Моллюски»


Вариант 1

1. Мантия представляет собой:

а) орган передвижения б) отдел тела в) кожную складку, расположенную на спине

2. Двустворчатые моллюски - обитатели воды, имеют:

а) жабры б) легкие в) не дышат, т.к. створки раковины плотно закрыты

3. Особое приспособление - чернильная железа, есть у:

а) всех моллюсков б) головоногих моллюсков в) брюхоногих моллюсков

4. Кровеносная система моллюсков:

а) состоит из сердца и сосудов, замкнутая

б) состоит из сердца и сосудов, незамкнутая

в) состоит из сосудов, замкнутая

5. Для измельчения пищи и ее удержания у моллюсков служит:

а) глотка           б) терка         в) рот

6. Установите последовательность слоев раковины:

а) роговой – фарфоровый – перламутровый

б) роговой – перламутровый – фарфоровый

в) фарфоровый – перламутровый – роговой

7. Пищеварительная железа у моллюсков:

а) желудок                                                               б) печень в) кишечник

8. К брюхоногим моллюскам относят:

а) прудовика                         г) морских гребешков

б) каракатиц                         д) катушек

в) виноградную улитку        е) жемчужницу




























Вариант 2

1. Тело моллюсков делится на:

а) голову и грудь                 б) голову, туловище, ногу в) голову, туловище, грудь

2. Органами дыхания брюхоногих моллюсков являются:

а) легкие                                                         б) жабры в) отсутствуют

3. Сердце моллюсков состоит из:

а) одной камеры б) двух предсердий в) предсердия и желудочка

4. Нервная система моллюсков:

а) лестничного типа б) разбросанно – узловая в) брюшная нервная цепочка

5. Наружная раковина отсутствует у:

а) брюхоногих                                           б) двустворчатых в) головоногих

6. Мантийная полость – это полость между:

а) раковиной и мантией б) мантией и внутренними органами в) раковиной и внутренними органами

7. Пищеварительная железа у моллюсков:

а) желудок                                                               б) печень в) кишечник

8. К двустворчатым моллюскам относят:

а) осьминогов                                д) слизней

б) устриц                                       е) беззубок

в) мидий                                         г) кальмаров




























Ответы:  1 вариант – 1 - в; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - б; 8 - а, в, д;

                2 вариант – 1 - б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7- б; 8 – б, в, е.  





Контрольная работа № 6 «Тип Членистоногие»


Вариант 1

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

  1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих; б) ракообразных; в) паукообразных; г) насекомых.

     2.  Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров

          по мере роста животного

          а) изнашивается; б) теряет свою окраску; в) становится нерастяжимым;

          г) пропускает воду.

     3.  Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

          а) таежный; б) собачий; в) чесоточный; г) паутинный.

     4.  По характеру питания вши являются:

          а) наружными паразитами; б) внутренними паразитами; в) хищниками;

          г) потребителями мертвого органического вещества.

     5.  Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

          а) опыляют культурные растения; б) обогащают почву перегноем;

          в) регулируют численность членистоногих; г) разрыхляют почву.


Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

    В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

    1) тело состоит из неодинаковых члеников

    2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами

    3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов

    4) кровеносная система замкнутая

    5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

    6) конечности расчлененные

    В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

    Насекомое                                                                          Тип развития

    а) азиатская саранча                                                   1) неполное превращение

    б) комнатная муха                                                      2) полное превращение

    в) капустная белянка

    г) колорадский жук

    д) постельный клоп

    В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к

    которому его относят.                

     Животное                                                                                          Класс

   а) медоносная пчела                                                                    1) Ракообразные

   б) майский жук                                                                            2) Паукообразные

   в) чесоточный зудень                                                                  3) Насекомые

   г) дафния

   д) креветка

   е) черный таракан









Вариант 2

Из четырех вариантов выберите только один верный.

    1.  К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела

        (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

        а) насекомых; б) ракообразных; в) сосальщиков; г) паукообразных.

    2.  Жук-навозник по характеру питания

        а) хищник; б) паразит; в) растительноядное животное;

        в) разрушитель органических веществ.

   3.  Человек заражается чесоткой:

        а) при охлаждении тела; б) при рукопожатии; в) через укусы клещей;

        г) через воздух.

   4.  Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

        а) опыляют растения; б) обогащают почву перегноем; в) разрыхляют почву;

        г) регулируют численность членистоногих.

   5.  По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

          а) кормятся растительной пищей; б) активные хищники;

          в) паразиты; г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

 1. одна пара усиков

 2. органы дыхания – трахеи

 3. тело состоит из головогруди и брюшка

 4. четыре пары ног

 5. функцию газообмена у большинства выполняют жабры

 6. у большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

Признак                                                                                 Тип развития

а) три стадии развития                                                  1) неполное превращение

б) личинка превращается во                                         2) полное превращение

взрослое насекомое

в) за стадией личинки следует стадия куколки

г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое

д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

Животное                                                                                             Класс

а) камчатский краб                                                                 1) Ракообразные

б) комнатная муха                                                                  2) Паукообразные

в) таежный клещ                                                                     3) Насекомые

г) паук-крестовик

д) обыкновенный комар

е) циклоп



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!