Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04
основная общеобразовательная школа с.Тактагулово
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол№___от_______________2019г. | Согласовано. Зам.дир. по УВР:_____Раянова Н.Г «_____»_________________2019г. | Утверждаю. Директор школы: _____________________Галлямов В.К Приказ№____от«_____»________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
для обучающихся основного общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020г
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии ФЗ «Об образовании РФ» №273 –ФЗ(редакции от 30.12.2015г), ООП ООО, программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год
Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии
Год составления программы: 2019г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия (химические, географические, физические, математические, экологические) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета биологические умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование естественно - научного типа мышления, научных представлений о ключевых биологических теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
Содержание учебного предмета
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в V – IX классах В. В. Пасечника и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Науки, изучающие организм человека (2 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Глава 2 Происхождение человека(3ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Глава 3 Строение организма.(5ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрации
разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
Глава 4. Опорно - двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации
скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов
костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Глава 5 . Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло - и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резусфактор. Пересадка органов
и тканей.
Лабораторные работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации
моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Глава 7. Дыхательная система (4 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Глава 8. Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрации
торса человека.
Лабораторные работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения
определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Глава 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.(5ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрации
рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения
рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрации
модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Глава 11. Нервная система(5ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрации
модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Глава 12 Анализаторы. Органы чувств.(6ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно - мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
Демонстрации
моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные,
слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторные работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Глава 13 Высшая нервная деятельность(5ч).
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения - торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей
нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации
модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Глава 14 Индивидуальное развитие организма.(6ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации
тестов, определяющих типы темпераментов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы |
| Введение Глава 1. Науки, изучающие организм человека | 2 | |
1. | Глава 2. Происхождение человека | 3 | |
2. | Глава 3 Строение организма. | 5 | 1 |
3. | Глава 4. Опорно - двигательная система | 8 | 2 |
4. | Глава 5 . Внутренняя среда организма | 3 | |
5. | Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | 4 |
6. | Глава 7. Дыхательная система | 4 | 1 |
7. | Глава 8. Пищеварительная система | 6 | 1 |
8. | Глава 9. Обмен веществ и энергии | 4 | 2 |
9. | Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 | |
10. | Глава 11. Нервная система | 5 | 2 |
11. | Глава 12 Анализаторы. Органы чувств. | 6 | 1 |
12. | Глава 13 Высшая нервная деятельность | 5 | 2 |
13. | Глава 14 Индивидуальное развитие организма. | 6 | |
| Итого | 68 | 16 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
1 | | | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | |
2 | | | Становление наук о человеке | |
3 | | | Систематическое положение человека | |
4 | | | Историческое прошлое людей. | |
5 | | | Расы человека | |
6 | | | Общий обзор организма человека | |
7 | | | Клеточное строение организма | |
8 | | | Ткани Л.Р « Изучение микроскопического строения тканей» | |
9 | | | Рефлекторная регуляция | |
10 | | | Обобщающий урок по теме «Общий обзор организма» | |
11 | | | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей | |
12 | | | Скелет человека. Осевой скелет | |
13 | | | Добавочный скелет. Скелет поясов и свободных конечностей: | |
14 | | | Строение мышц | |
15 | | | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. « Утомление мышц» | |
16 | | | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л. Р. «Осанка и плоскостопие» | |
17 | | | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | |
18 | | | Контрольная работа№1по теме «Опорно-двигательная система» | |
19 | | | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | |
20 | | | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | |
21 | | | Иммунология на службе здоровья | |
22 | | | Транспортные системы организма | |
23 | | | Круги кровообращения | |
24 | | | Строение и работа сердца | |
25 | | | Движение крови по сосудам, Регуляция кровоснабжения. Л.Р. «измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» «Подсчет пульсов» | |
26 | | | Гигиена сердечнососудистой системы | |
27 | | | Первая помощь при кровотечениях | |
28 | | | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | |
29 | | | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. | |
30 | | | Функциональные возможности дыхательной системы | |
31 | | | Контрольная работа «Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание» | |
32 | | | Питание и пищеварение | |
33 | | | Пищеварение в ротовой полости . Действие ферментов. Л.р. «Действие слюны на крахмал» | |
34 | | | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | |
35 | | | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | |
36 | | | Регуляция пищеварения | |
37 | | | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | |
38 | | | Обмен веществ и энергии. Основные свойства всех живых организмов | |
39 | | | Витамины | |
40 | | | Энергозатраты человека и пищевой рацион Л.Р № «Определение норм рационального питания» | |
41 | | | Обобщающий урок по темам « Пищеварение. Обмен веществ» | |
42 | | | Кожа – наружный покровный орган | |
43 | | | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | |
44 | | | Терморегуляция организма. Закаливание | |
45 | | | Выделение | |
46 | | | Контрольная работа по теме «Покровные органы .Выделение» | |
47 | | | Значение нервной системы | |
48 | | | Строение нервной системы. Спинного мозга | |
49 | | | Строение головного мозга, продолговатого и среднего мозга, мозжечка и моста | |
50 | | | Функции переднего мозга | |
51 | | | Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы | |
52 | | | Анализаторы | |
53 | | | Зрительный анализатор | |
54 | | | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | |
55 | | | Слуховой анализатор | |
56 | | | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | |
57 | | | Контрольная работа по темам «Нервная система», «Анализаторы» | |
58 | | | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | |
59 | | | Врожденные и приобретенные программы поведения | |
60 | | | Сон и сновидения. Речь и сознание. Воля и эмоции | |
61 | | | Роль эндокринной системы. | |
62 | | | Функции желез внутренней секреции | |
63 | | | Жизненные циклы размножения | |
64 | | | Развитие зародыша и плода. | |
65 | | | Наследственные и врожденные заболевания | |
66 | | | Развитие ребенка после рождения | |
67 | | | Интересы, склонности, способности | |
68 | | | Итоговое занятие Итоговая контрольная работа | |
69-70 | | | Резерв | |