Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс
№ | Темы | Кол.часов | Проведение уроков |
По плану | Фактически |
| Введение. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Глава 1.Многообразие живого мира. | 5 | | |
1 | Предмет и задачи общей биологии. | 1 | | |
2 | Уровни организации живой материи. | 1 | | |
3 | Основные свойства живого. | 1 | | |
4 | Основные свойства живого. | 1 | | |
5 | Обобщение. Общая биология, её задачи и Значение для науки и практики. | 1 | | |
| Глава 2. Возникновение жизни на земле. | 14 | | |
6 | История представлений о возникновении Жизни представления средних и древневековых философов. | 1 | | |
7 | Работы Л. Пастера. | 1 | | |
8 | Теории вечности жизни. | 1 | | |
9 | Материалистические теории происхождения жизни. | 1 | | |
10 | Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | 1 | | |
11 | Образование планетных систем. | 1 | | |
12 | Первичная атмосфера земли и химические предпосылки возникновения жизни. | 1 | | |
13 | Источники энергии и возраст Земли. | 1 | | |
14 | Условия среды на древней Земле. | 1 | | |
15 | Теории происхождения протобиополимеров. | 1 | | |
16 | Эволюция протобионтов. | 1 | | |
17 | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | | |
18 | Обобщение. Возникновение жизни на земле. | 1 | | |
19 | Контрольная работа. Возникновение жизни на земле. | 1 | | |
| Учение о клетке. Глава 3. Химическая организация клетки. | 10 | | |
20 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | | |
21 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. | 1 | | |
22 | Функции белков. | 1 | | |
23 | Углеводы. Л/р. Определение крахмала в растительных тканях. | 1 | | |
24 | Жиры и липиды. | 1 | | |
25 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. | 1 | | |
26 | Нуклеиновые кислоты. РНК. | 1 | | |
27 | Генетический код. | 1 | | |
28 | Обобщение. Химическая организация клетки. | 1 | | |
29 | Контрольная работа. Химическая организация клетки. | 1 | | |
| Глава 4. Метаболизм –основа существования живых организмов | | | |
30 | Анаболизм. | 1 | | |
31 | Биосинтез белков. | 1 | | |
32 | Практикум. Решение задач на генетический код и биосинтез белков. | 1 | | |
33 | Энергетический обмен – катаболизм. | 1 | | |
34 | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | | |
35 | Обобщение. Метаболизм. | 1 | | |
| Глава 5. Строение и функции клеток. | 11 | | |
36 | Строение и функции прокариотической клетки. | 1 | | |
37 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Л/р. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. | 1 | | |
38 | Органоиды клетки. Л/р. Строение растительной и животной клетки. | 1 | | |
39 | Клеточное ядро. | 1 | | |
40 | Деление клеток. | 1 | | |
41 | Деление клеток. Митоз. | 1 | | |
42 | Особенности строения растительной клетки. | 1 | | |
43 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | | |
44 | Неклеточные формы жизни. Вирусы Бактериофаги. | 1 | | |
45 | Обобщение. Строение и функции клеток. | 1 | | |
46 | Контрольная работа. Строение и функции клеток. | 1 | | |
| Размножение и развитие организмов. Глава 6. Размножение организмов. | 7 | | |
47 | Бесполое размножение. | 1 | | |
48 | Бесполое размножение у растений. | 1 | | |
49 | Половое размножение. Гаметогенез. | 1 | | |
50 | Мейоз. | 1 | | |
51 | Оплодотворение у животных. | 1 | | |
52 | Двойное оплодотворение у цветковых растений. | 1 | | |
53 | Обобщение. Размножение организмов. | 1 | | |
| Глава 7.Онтогенез. | 9 | | |
54 | Из истории изучения онтогенеза. | 1 | | |
55 | Эмбриональный период развития.Дробление. | 1 | | |
56 | Эмбриональный период развития. Гаструляция. | 1 | | |
57 | Эмбриональный период развития. Органогенез. | 1 | | |
58 | Постэмбриональный период развития. | 1 | | |
59 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | 1 | | |
60 | Развитие организмов и окружающая среда. | 1 | | |
61 | Развитие организмов и окружающая среда. | 1 | | |
62 | Обобщение. Онтогенез. | 1 | | |
| Основы генетики и селекции. Глава 9 Закономерности наследования признаков. | 15 | | |
63 | Основные понятия генетики. | 1 | | |
64 | Гибридологический метод изучения наследо- вания признаков. | 1 | | |
65 | Первый закон Менделя. | 1 | | |
66 | Второй закон Менделя. | 1 | | |
67 | Закон частоты гамет. | 1 | | |
68 | Практикум. Решение задач на моногибридное скрещивание. | 1 | | |
69 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | | |
70 | Практикум. Решение задач на дигибридное скрещивание. | 1 | | |
71 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | 1 | | |
72 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | | |
73 | Практикум. Решение задач на генетику пола. | 1 | | |
74 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | 1 | | |
75 | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | | |
76 | Практикум. Решение задач на взаимодействие аллельных генов. | | | |
77 | Практикум. Решение задач на взаимодействие неаллельных генов. | | | |
78 | Обобщение. Закономерности наследования признаков. | 1 | | |
79 | Контрольная работа. Основы генетики. | 1 | | |
| Глава 10 Закономерности изменчивости. | 4 | | |
80 | Наследственная изменчивость. | 1 | | |
81 | Фенотипическая изменчивость. | 1 | | |
82 | П/р. «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» | 1 | | |
83 | Обобщение. Закономерности изменчивости. | 1 | | |
| Глава 11 Основы селекции. | 8 | | |
84 | Создание пород животных и сортов растений. | 1 | | |
85 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | | |
86 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | 1 | | |
87 | Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация. | 1 | | |
88 | Искусственный мутагенез. | 1 | | |
89 | Селекция микроорганизмов. | 1 | | |
90 | Достижения и основные направления современной селекции. | 1 | | |
91 | Обобщение. Основы селекции. | 1 | | |
| Повторение | 7 | | |
92 | Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. | 1 | | |
93 | Учение о клетке. Химическая организация клетки. | 1 | | |
94 | Учение о клетке. Строение и функции клетки. | 1 | | |
95 | Размножение и развитие организмов. | 1 | | |
96 | Основы генетики и селекции. | 1 | | |
97 | Подготовка к итоговой контрольной. | 1 | | |
98 | Контрольная работа по материалу 10 класса. | 1 | | |
| Резерв | 4 | | |
Календарно- тематическое планирование в 11 классе
№ | темы | Кол. часов | Проведение уроков |
По плану | Фактически |
| Раздел 1.Учения об эволюции органического мира. Глава 1 Закономерности Развития живой природы. Эволюционное учение. | 22 | | |
1 | Введение. Учение об эволюции органического мира | 1 | | |
2 | История развития представлений о развитии жизни на земле | 1 | | |
3 | Система органической природы К. Линнея. | 1 | | |
4 | Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка. | 1 | | |
5 | Семинар «развитие эволюционных идей додарвинский период» | 1 | | |
6 | Естественнонаучные предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. | 1 | | |
7 | Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе. | 1 | | |
8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов | 1 | | |
9 | Лабораторная работа №1. «Изучение изменчивости». Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора | 1 | | |
10 | Тест «Развитие представлений об эволюции живой природы» | 1 | | |
11 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | | |
12 | Вид – эволюционная единица, его критерии и структура. | 1 | | |
13 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | | |
14 | Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. | 1 | | |
15 | Генетические процессы в популяциях. | 1 | | |
16 | Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Лабораторная работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов» | 1 | | |
17 | Формы естественного отбора: половой. | 1 | | |
18 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды. | 1 | | |
19 | Адаптации организмов к среде обитания и их относительность | 1 | | |
20 | Лабораторная работа №3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1 | | |
21 | Видообразование как результат микроэволюции. Лабораторная работа №4 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» | 1 | | |
22 | Обобщение. Микроэволюция. | 1 | | |
| Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений. | 12 | | |
23 | Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. | 1 | | |
24 | Пути достижения биологического прогресса. Арогенез | 1 | | |
25 | Аллогенез . Лабораторная работа №5 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции» | 1 | | |
26 | Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов. | 1 | | |
27 | Практическая работа №1 «Выявление ароморфозов у растений и животных» | 1 | | |
28 | Аллогенез у растений и животных. Лабораторная работа №6 «Выявление идиоадаптаций у животных в процессе эволюции» | 1 | | |
29 | Катагенез у растений и животных . Лабораторная работа №7 «Выявление приспособлений у животных и растений к паразитизму» | 1 | | |
30 | Основные закономерности биологической эволюции. | 1 | | |
31 | Правила эволюции. | 1 | | |
32 | Результаты эволюции. | 1 | | |
33 | Обобщение. Эволюционное учение. | 1 | | |
34 | Контрольная работа №1 «Эволюционное учение». | 1 | | |
| Глава 3.Развитие жизни на Земле. | 9 | | |
35 | Развитие жизни на Земле. Архейская эра. | 1 | | |
36 | Развитие жизни в протерозойской эре. | 1 | | |
37 | Развитие жизни в палеозойской эре. | 1 | | |
38 | Развитие жизни в палеозойской эре. | 1 | | |
39 | Развитие жизни в мезозойской эре. | 1 | | |
40 | Развитие жизни в кайнозойской эре. | 1 | | |
41 | Эволюционное развитие растений | 1 | | |
42 | Эволюционное развитие растений | 1 | | |
43 | Тест по теме №2 «Развитие жизни на Земле». | 1 | | |
| Глава 4. Происхождение человека. | 10 | | |
44 | Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира. | 1 | | |
45 | Особенности строения человека | 1 | | |
46 | Эволюция приматов. | 1 | | |
47 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. | 1 | | |
48 | Древние люди. | 1 | | |
49 | Первые современные люди. | 1 | | |
50 | Факторы эволюции современного человека | 1 | | |
51 | Современный этап эволюции человека. Человеческие расы. | 1 | | |
52 | Практическая работа № 2«Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» | 1 | | |
53 | Контрольный тест №3 «Происхождение человека». | 1 | | |
| Раздел2. Глава 5. Биосфера её структура и функции | 7 | | |
54 | Понятие о биосфере. Экология как наука. | 1 | | |
55 | Структура биосферы. Живые организмы. Круговорот воды в природе. | 1 | | |
56 | Круговорот углерода в природе. | 1 | | |
57 | Круговорот фосфора и серы в природе. | 1 | | |
58 | Круговорот азота в природе. | 1 | | |
59 | Практическая работа №3 «Составление схем круговорота веществ в природе» | 1 | | |
60 | Зачет по теме «Биосфере». | 1 | | |
| Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. | 21 | | |
61 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | | |
62 | Биогеография. Основные биомы суши. | 1 | | |
63 | Экология. Взаимоотношения организма и среды. Структура естественного сообщества. | 1 | | |
64 | Абиотические факторы среды. Температура. | 1 | | |
65 | Абиотические факторы среды. Влажность, свет. | 1 | | |
66 | Ионизирующее излучение. Загрязняющие вещества. | 1 | | |
67 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | | |
68 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | 1 | | |
69 | Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организм» | 1 | | |
70 | Биотические факторы среды. | 1 | | |
71 | Лабораторная работа № 8 «Изучение приспособлений организмов к влиянию различных факторов» | 1 | | |
72 | Цепи и сети питания. Правила экологической пирамиды. | 1 | | |
73 | Практическая работа №4 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах» | 1 | | |
74 | Саморегуляция экосистем. Лабораторная работа № 9 «Решение экологических задач» | 1 | | |
75 | Смена биоценозов. | 1 | | |
76 | Агроэкосистемы Лабораторная работа № 10 «Сравнение естественных экосистем и агросистем» | 1 | | |
77 | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные | 1 | | |
78 | Антибиотические отношения. Хищничество. | 1 | | |
79 | Паразитизм. | 1 | | |
80 | Конкуренция. Нейтрализм | 1 | | |
81 | Контрольный тест №4 Взаимоотношения между организмами. | 1 | | |
| Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера. | 7 | | |
82 | Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества. | 1 | | |
83 | Природные ресурсы и их использование | 1 | | |
84 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. | 1 | | |
85 | Загрязнение пресных вод и Мирового океана Антропогенные изменения почвы. | 1 | | |
86 | Влияние человека на растительный и животный мир. | 1 | | |
87 | Радиоактивное загрязнение биосферы. | 1 | | |
88 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | 1 | | |
| Глава 8. Бионика | 2 | | |
89 | Бионика | 1 | | |
90 | Использование человеком принципов организации растений и животных. | 1 | | |
| Повторение | 13 | | |
91 | Уровни организации живой материи. | 1 | | |
92 | Клетка-структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки. | 1 | | |
93 | Метаболизм – основа существования живых организмов. | 1 | | |
94 | Автотрофный тип обмена веществ. | 1 | | |
95 | Строение и функции клеток. | 1 | | |
96 | Размножение организмов. | 1 | | |
97 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | | |
98 | Основы генетики. Закономерности наследования признаков. | 1 | | |
99 | Закономерности изменчивости. | 1 | | |
100 | Основы селекции. | 1 | | |
101 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | | |
102 | Взаимоотношения организма и среды. | 1 | | |
103 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса | 1 | | |
104- 105 | Резерв | 2 | | |
| | | | |
Использование национально- регионального компонента.
№ п/п | Тема урока | № урока в КТП | Цель использования НРК | Содержание | Литература, источник информации |
1 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 3 | Дополнение информации об искусственном отборе конкретными фактами регионального содержания | Использование информации о состоянии селекционной работы в Республике Бурятия | 1). Материалы периодической печати, проспекты с выставки. 2). Коллекции, гербарий, живые растения. 3). Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. 4). Репродукции фотографий мест исторических находок на территории археологического комплекса 5). Репродукции картин природы края, фотоальбомы. 6)Красная книга Республика Бурятия. 7). Карты заповедных территорий России и республика Бурятия: |
2 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений (лабораторная работа). | 4 | На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции)показать индивидуальную изменчивость и результаты видообразования. | Изучение объектов местной флоры. | |
3 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания (лабораторная работа). | 8 | На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. | Демонстрация живых растительных объектов и коллекций – природные материалы Республики Бурятия | |
4 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся. | 15 | Расширить представление о многообразии биологических видов прошлых исторических эпох. | Демонстрация объектов местного геологического материала (коллекции). | |
5 | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | 17 | Расширить представление о стадиях эволюционного развития человека. | Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных. | |
6 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов. | 24 | Дополнить информацию о многообразии природных сообществ. Формировать бережное отношение к природе родного края. | Демонстрации фотографий и иллюстраций картин природы края. | |
7 | Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | 31 | Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности. | Примеры природоохранной деятельности на территории Республики Бурятия Демонстрация карт области. | |
Сайты по биологии:
www.biolog188.narod.ru В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
www.college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.biodan.narod.ru- "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://bio.1september.ru/urok/- для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи: Ботаника, Зоология, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
www.bio.1september.ru - газета "Биология"
http://www.floranimal.ru- "FLORANIMAL - растения и животные"
www.animal.geoman.ru Мир животных.
www.plant.geoman.ru - Жизнь растений. Занимательное о ботанике. Бактерии. Лекарственные растения.
www.livt.net - электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа". Классификация и фотографии без текста.
http://www.edios.ru - центр дистанционного образования
Фрагменты DVD-фильмов ВВС («Жизнь млекопитающих», «Невидимая жизнь растений», «Путешествие капли воды», «Жизнь животных») делают занятия познавательными, увлекательными и эмоциональными, что повышает мотивацию школьников к обучению.
1.http://www.biotechnolog.ru/map.htm – электронный учебник «Основы биотехнологии».
2.http://www.ecosystema.ru/ – центр экологического образования и просвещения. Этот сайт посвящен проблемам экологического образования школьников в природе, исследовательской и проектной деятельности в области полевой биологии, географии и экологии, содержит информацию об объектах природы России и мира. Сайт адресован учителям общеобразовательной школы, наставникам дополнительного образования, любителям природы, а также студентам и школьникам, изучающим естественные науки или увлекающимся самостоятельным исследо ванием растений, животных и дикой природы.
3. http://decapoda.aquarius-s.ru/ – сайт с определителями по десятиногим ракам.
4.https://bioturnir.ru/– турниры, олимпиады и школы по биологии.
5.http://www.microbium.ru/– описание бактерий и других микроорганизмов, известных в настоящее время, компьютерные реконструкции бактериальных клеток и культур и многое другое.
6.http://elementy.ru/– портал по естествознанию. Содержит периодику, книги, статьи, фотографии.
7.http://www.nat-geo.ru/– журнал по естествознанию.
8.http://videolecture.pro/catalog/videolectures/biology/ plp10e01.php - видеолекции по естествознанию МГУ им. Ломоносова.
9. http://russian.crabs.ru/– определитель десятиногих России.
10. http://animalkingdom.su/- авторами проекта предпринята попытка охватить накопленные в советский период знания о мире животных нашей планеты и дополнить эти знания из сегодняшних новостей об открытиях, совершенных в XXI веке. Материалы библиотеки будут интересны как школьникам, студентам, так и людям, просто увлекающимся зоологией.
11. http://www.apus.ru/ – сегодня Apus вырос в один из самых значительных проектов о живой природе в Рунете.
12. http://www.bioticregulation.ru/index_r.php – задача этого сайта – обеспечить доступ к публикациям по биотической регуляции, количественно проиллюстрировать необходимость сохранения естественных экосистем в глобальных масштабах, способствовать осмысленному обсуждению этой проблемы.
13. http://bio.reshuege.ru/?redir=1 – портал для тренировки заданий по ЕГЭ.
14. http://www.zoomet.ru/metod_bezpozv.html?start=10 – бесплатная электронная библиотека книг.
15. http://www.bioaa.info/ – справочник натуралиста. Данный веб-ресурс поможет в подготовке к вступительному экзамену или сдаче ЕГЭ по биологии, будь то поступление в колледж или вуз, решит задачу получения высоких баллов и значительно упростит задачу стать студентом биологического факультета.
Интернет-ресурсы:
естественно-научные музеи России
http://www.museum.ru/museum/timiryazev/ – Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва.
http://darwin.museum.ru/– Государственный Дарвиновский музей, Москва.
http://www.paleo.ru/index.html – Палеонтологический музей, Москва.
http://www.sgm.ru – Музей истории Земли им. В.И. Вернадского, Москва.
http://www.zin.ru/index_r.htm – Зоологический музей, Санкт-Петербург.
Иностранные естественно-научные музеи
http://www.amnh.org/ – Американский музей естественной истории, Нью-Йорк.
http://www.nhm.ac.uk/ – Британский музей естественной истории, Лондон.
http://www.nhmus.hu/museum/exbusz.html – Венгерский музей естественной истории, Будапешт.
http://www.rom.on.ca/ – Королевский музей Онтарио, Торонто.
http://www.museumkoenig.uni-bonn.de/ – Музей Александра Кёнига, Бонн.
http://www.washington.edu/burkemuseum/ – Музей Бурка естественной истории и культуры, Сиэтл.
http://www.fmnh.org/ – Музей Филда, Чикаго.
http://www.mnh.si.edu/ – Национальный музей естественной истории, Вашингтон.
9.http://www.mnhn.fr/ – Парижский музей естественной истории.
Институты и университеты
http://www.bio.msu.ru/ – Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.
http://www.zin.ru/index_r.htm – Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург.
http://www.sevin.ru/ – Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Москва.
http://eco.nsc.ru/index.html – Институт систематики и экологии животных СоРАН и Зоологический музей, Новосибирск.
http://www.paleo.ru/index.html – Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка, Москва.
http://www.si.edu/ – Смитсоновский институт, Вашингтон.
Виртуальные музеи
http://www.museum.ru/– сайт «Музеи России».
Научные интернет-проекты
http://www.zin.ru/BioDiv/index.html – «Биоразнообразие России».
http://www.macroevolution.narod.ru/index.html – «Проблемы эволюции», авторский сайт Александра Маркова, сотрудника ПИН РАН.
http://animaldiversity.ummz.umich.edu/ – интернет-проект Мичиганского университета «Разнообразие животных» (Animal Diversity Web).
http://tolweb.org/tree/ – международный интернет-проект «Древо жизни».
http://www.animalinfo.org/ – интернет-проект о редких и исчезающих млекопитающих мира.
http://opengia.ru/ – открытый банк заданий ГИА, ЕГЭ.
7.http://fcior.edu.ru/ – сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин и представляют собой законченные интерактивные мультимедиапродукты, нацеленные на решение определенной учебной задачи.
8. http://ftl1.ru/biology.html – материалы и пособия по биологии, разработанные преподавателями Физико-технического лицея №1.
9. https://zygotebody.com – трехмерный анатомический атлас тела человека. Возможность послойного и посистемного рассмотрения.
10. http://www.dokonlin.ru/video/nauchno-populjarnoe – сайт с множеством документальных фильмов.
11. http://xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/biologija – схемы по биологии.
12. http://antropogenez.ru/article/395/ – наиболее полный сайт об антропогенезе.
13. http://ours-nature.ru/lib/b/cat/Biology/ – библиотека учебников и книг по биологии, экологии, географии и прочим изучающим природу дисциплинам. Скачивать нельзя, но читать – пожалуйста!
14. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по разным предметам и к разным учебникам. Есть возможность скачивать понравившиеся ресурсы
15. http://www.cellsalive.com/ – анимация процессов клеточного цикла. Англоязычный сайт, можно потренироваться в языке и в биологии. Изучение в игровой форме.