Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана и составлена на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.В Воронковой – М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010г.Сб.1 , на реализацию которого отводится 2 недельных часа, 70 час в год
2. Учебника «Биология» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией авторов А.И.Никишов, А,В.Теремов М., «Просвещение», 2019год.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Цели: использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основными задачами преподавания биологии в 8 классе являются:
1. Сообщение учащимся знании об основных элементах живой природы ( о строении и образе жизни животных)
2.Первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы.
3.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе
Коррекционные задачи:
развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память
учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
-Черви
-Насекомые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающие
Птицы
Млекопитающие
Грызуны
Зайцеобразные
Хищные звери
Ластоногие морские животные
Китообразные
Растительноядные животные, дикие и домашние
Приматы
В разделе «Животные» 8кл. особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимися, «Кошки. Собаки, породы, уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию», «Уход за животными живого уголка» и др.
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю
Формы организации учебного процесса:
урок
практикум, лабораторная работа
фронтальная или индивидуальная работа
коллективная, парная, групповая работа
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений
признаки сходства и различия между изученными группами животных
общие признаки, характерные для каждой из этих групп
места обитания, образ жизни и поведение животных
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека
основные требования ухода
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных
кратко рассказать об основных чертах строения ,образа жизни изученных животных
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания
проводить несложный уход за некоторыми животными, имеющимися у детей дома, рассказывать о своих питомцах.
Литература:
1.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2.Учебник «Биология» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией авторов А.И.Никишов, А,В.Теремов М., «Просвещение», 2019 года
8 класс-68 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Введение. Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные. Дикие и домашние животные. | 1 | 01.09 | |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 | 07.09 | |
| Беспозвоночные животные. | 9ч | | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных. Дождевой червь. Дем. влажного препарата. | 1 | 08.09 | |
4 | Черви – паразиты и борьба с ними. | 1 | 14.09 | |
5 | Насекомые. Бабочка-капустница. Дем. коллекции насекомых. | 1 | 15.09 | |
6 | Экскурсия в природу для ознакомления с насекомыми. | 1 | 21.09 | |
7 | Яблонная плодожорка. | 1 | 22.09 | |
8 | Майский жук. | 1 | 28.09 | |
9 | Комнатная муха. | 1 | 29.09 | |
10 | Медоносная пчела. | 1 | 05.10 | |
11 | Тутовый шелкопряд. | 1 | 06.10 | |
| Позвоночные животные. | 57час | | |
| Рыбы. | 6ч | | |
12 | Общие признаки. Среда обитания. Дем. скелета. | 1 | 12.10 | |
13 | Внутреннее строение. | 1 | 13.10 | |
14 | Размножение и развитие. | 1 | 19.10 | |
15 | Речные рыбы. | 1 | 20.10 | |
16 | Морские рыбы. Тестирование за 1 четверть. | 1 | 26.10 | |
17 | Рыбный промысел. Рыбоводство. Охрана рыб. | 1 | 27.10 | |
| Земноводные. | 3ч | | |
18 | Общие признаки земноводных. Среда обитания. Дем. влажного препарата. | 1 | 09.11 | |
19 | Внутреннее строение. | 1 | 10.11 | |
20 | Размножение и развитие. Черты сходства и отличия от рыб (по всем признакам). | 1 | 16.11 | |
| Пресмыкающиеся. | 3ч | | |
21 | Общие признаки. Среда обитания. Отличие от земноводных. Дем. влажного препарата. | 1 | 17.11 | |
22 | Внутреннее строение. | 1 | 23.11 | |
23 | Размножение, развитие, охрана. | 1 | 24.11 | |
| Птицы. | 12ч | | |
24 | Особенности внешнего строения птицы. Дем. чучела птицы. | 1 | 30.11 | |
25 | Особенности скелета птицы. Дем. скелета голубя. | 1 | 01.12 | |
26 | Особенности внутреннего строения. | 1 | 07.12 | |
27 | Размножение и развитие. Дем. модели яйца птицы. Дем. влажного препарата. Развитие зародыша цыплёнка. | 1 | 08.12 | |
28 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 | 14.12 | |
29 | Птицы леса. | 1 | 15.12 | |
30 | Хищные птицы. Тестирование за 2 четверть. | 1 | 21.12 | |
31 | Птицы пресных водоёмов и болот. | 1 | 22.12 | |
32 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 | 11.01.22 | |
33 | Экскурсия для наблюдения за домашними птицами. Домашние куры. | 1 | 12.01 | |
34 | Домашние утки и гуси. Развитие птицеводства. | 1 | 18.01 | |
| Млекопитающие животные (звери). | 31ч | | |
35 | Общая характеристика млекопитающих. | 1 | 19.01 | |
| Дикие млекопитающие. | 13 | | |
36 | Особенности скелета и нервной системы. | 1 | 25.01 | |
37 | Строение внутренних органов. | 1 | 26.01 | |
38 | Грызуны. | 1 | 01.02 | |
39 | Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 | 02.02 | |
40 | Зайцеобразные. | 1 | 08.02 | |
41 | Разведение домашних кроликов. | 1 | 09.02 | |
42 | Хищные звери. | 1 | 15.02 | |
43 | Дикие пушные хищные звери. | 1 | 16.02 | |
44 | Разведение норки на звероферме. | 1 | 22.02 | |
45 | Ластоногие. | 1 | 01.03 | |
46 | Китообразные. | 1 | 02.03 | |
47 | Парнокопытные. | 1 | 09.03 | |
48 | Непарнокопытные. | 1 | 15.03 | |
49 | Приматы. Тестирование за 3 четверть. | 1 | 16.03 | |
| Сельскохозяйственные млекопитающие. | 18 | | |
50 | Корова. | 1 | 30.03 | |
51 | Породы коров. | 1 | 05.04 | |
52 | Содержание коров на фермах. | 1 | 06.04 | |
53 | Выращивание телят. | 1 | 12.04 | |
54 | Овцы. | 1 | 13.04 | |
55 | Породы овец. | 1 | 19.04 | |
56 | Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 | 20.04 | |
57 | Верблюды. | 1 | 26.04 | |
58 | Северные олени. | 1 | 27.04 | |
59 | Домашние свиньи. | 1 | 03.05 | |
60 | Содержание свиней на свинофермах. | 1 | 04.05 | |
61 | Выращивание поросят. | 1 | 04.05 | |
62 | Домашние лошади. | 1 | 10.05 | |
63 | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 | 10.05 | |
64 | Обобщ. занятие. Общие признаки изученных групп животных. Редкие и исчезающие виды. Охрана животных. | 1 1 | 11.05 | |
65 | Виртуальная экскурсия на свиноферму для наблюдения за кормлением животных и уход за ними. | 1 | 17.05 | |
66 | Практическая работа на свиноферме: уход ха помещением, животными, участие в раздаче кормов. | 1 | 18.05 | |
67 | Тестирование за 8 класс. Итоговый урок. | 1 | 24.05 | |
68 | Экскурсия в природу для изучения животного мира Духовщинского района. Т.Б. | 1 | 25.05 | |