СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии Профессия 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии Профессия 21.01.08 Машинист на открытых горных работах»




ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для профессиональных образовательных организаций







Автор: Тароева М.Н., преподаватель Красночикойского филиала ГПОУ «Читинский политехнический колледж»



















Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах.


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………………….… 4


Общая характеристика учебной дисциплины

« Биология»……………………………………………………………………… 5


Место учебной дисциплины в учебном плане……………………….……..… 6


Результаты освоения учебной дисциплины……………………………….……6


Содержание учебной дисциплины………………………………………...…… 8


Тематическое планирование………………………………………….……… 15


Характеристика основных видов деятельности студентов……………..…… 17


Самостоятельная работа студентов…………………………………………….20


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Биология»……………………………………………… 24





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих(ППКРС СПО) на базе основного общего образования.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№637-р, и Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по

общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;


  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и


роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;


 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;


воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственномуздоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

    • использование приобретенных биологических знаний и умений


  • повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.


Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.


Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями является одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.


Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности;

методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).


Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.



При освоении профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных породах технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.


При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.


Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.


Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из раз-личных источников.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.


Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессеосвоения ППКРС с получением среднего общего образования.



МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Биология » является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.


Учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


личностных:


  • имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;


  • понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;


  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

    • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;


    • способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;


    • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;


    • обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.


    • способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения


  • природной среде;


    • готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;


метапредметных:


    • осознает социальную значимость своей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;


    • повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;


    • способен организовывать сотрудничество единомышленников,


  • том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;


    • способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;


    • умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;


  • способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;


  • способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);


предметных:


  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;


  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;


  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;


  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;


  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение


Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


Демонстрации:


Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.



1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ


Химическая организация клетки. Клетка–элементарная живаясистема и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.


Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.


Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотическиеклетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический иэнергетический обмен.


Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной ин-формации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.


Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.


Митоз. Цитокинез.


Демонстрации:


Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных.


Практические занятия:


Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.



2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ


Размножение организмов. Организм–единое целое.Многообразиеорганизмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.


Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.


Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.


Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.


Практические занятия:


Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.


3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ


Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика–наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.


Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.


Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этическиеаспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).


Практические занятия:


Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.



4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.


Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.


История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея,

Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида,его критерии.


Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологическогомногообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.


Практические занятия:


Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.


5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Антропогенез. Эволюция приматов.Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.



Практические занятия:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ


Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собойи окружающей средой. Экологические факторы,их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества–агроэкосистемы и урбоэкосистемы.



Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского обиосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.


Биосфера и человек. Изменения в биосфере.Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.


Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


Практические занятия:



Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).


7. БИОНИКА



Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.


Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы ипримеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» в пределах освоения ППКРС на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах составляет – 203 часа. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 144 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов –59 час.


Тематический план


Наименование

разделов и

тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

Всего

Практические занятия

Введение.

2

2



1. Учение о клетке

21

12

1

9

2. Организм. Размножение и

индивидуальное развитие

Организмов


14

10

1

4

3. Основы генетики и

Селекции


28

20

2

8

4. Происхождение и разви-

тия жизни на Земле. Эволю-

ционное учение


24

22

2

2

5. Происхождение человека

14

10

1

4

6. Основы экологии

80

60

1

20

7. Бионика

20

8



12

Всего

203

144

8

59






ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосисте­мой, биосферой. Определение роли биологии в форми­ровании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (рас­тениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организа­ции живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и мно­гообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микро­скопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и био­синтеза белка.

Получение представления о пространственной струк­туре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организ­мов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых ор­ганизмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важней­шем свойстве живых организмов.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов де­ления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с при­чинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказатель­ную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния ал­коголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями челове­ка, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, куре­ния на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретиче­ской основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахож­дения на карте центров многообразия и происхожде­ния культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании живот­ных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современ­ной селекции культурных растений, домашних жи­вотных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых ор­ганизмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптив­ные особенности организмов, их относительный харак­тер. Ознакомление с некоторыми представителями ред­ких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфоло­гическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности орга­низмов к разным средам обитания (водной, наземно­воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере зна­комства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании совре­менной естественно-научной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволю­ционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс.Умение отстаивать мнение, о сохранении биологиче­ского многообразия как основе устойчивости биосфе­ры и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по срав­нительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотно­шениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищниче­ством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологиче­ские пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных со­обществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных при­родных систем (например, леса) и какой-нибудь агро­экосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по це­пям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера - глобальная экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на при­мере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфе­ре на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с послед­ствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проб­лемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко­логических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятель­ности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА

Бионика как одно из направле­ний биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо­функциональных черт организации растений и жи­вотных при создании совершенных технических си­стем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой при­роде и технике, аэродинамическими и гидродинами­ческими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, ис­пользуемые в строительстве


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ


№ п/п

Тема

Вид работы

Количество часов

1

Учение о клетке

Написание конспекта на тему «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения»

Заполнение сравнительной таблицы «Сходство и различие растительной и животной клеток»

Составление схемы на тему «Биосинтез белка»

2



4



3


2

Организм. Размножение и

индивидуальное развитие

Организмов

Составление таблицы – Сравнение полового и бесп олого размножения

4

3

Основы генетики и селекции.

Выполнение задания - Решение генетических задач.

Подготовка сообщения «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

6


2

4

Происхождение и развития жизни на земле. Эволюционное учение

Написание доклада на тему «Жизнь и труды Ч.Дарвина»


2



5

Происхождение человека

Написание эссе на тему «Опасность расизма»

4

6

Основы экологии

Выполнение задания- составление пищевых цепей в различных экосистемах.

Написание сообщения на темы «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения», «Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах)»

Выполнение творческого задания «Правила поведения человека в природе», «Оказание первой медицинской помощи при травматических, простудных заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами»

4



10







6

6

Выполнение индивидуального проекта на тему по выбору (Написание реферата)

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека

Аллергия как фактор проявления иммунодефицита.

Газированная вода - вред или польза?

Генетическая инженерия растений.

Изучение процесса восстановления лесного сообщества после действия низового пожара.

История развития биологии и методы исследования в биологии.

История развития генетики и ее методы

Модификационная изменчивость моего организма под действием диеты.

Наследственные болезни.

Роль биологических исследований в современной медицине.

Симбиоз в жизни растений и животных

Экологическая биотехнология. Основные тенденции развития.

Азот в нашей жизни.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

12

Итого

59



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


Реализация данной учебной программы требует наличия кабинета биологии и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

- количество посадочных мест – 30

- место для преподавателя – 1

- наглядные пособия по предмету:

- учебные пособия – 25

- рабочие тетради;

Технические средства обучения: компьютер, экран, диски.

Оборудование лабораторий и рабочих мест: микропрепараты. микроскопы, коллекции, муляжи.



ЛИТЕРАТУРА


1.Константинов В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева ; под ред. В.М.Констанотиноа.-6-е изд., стер.—М. : Издательский центр «Академия», 2017.-336 с.

Дополнительная литература:

  1. Большая энциклопедия знаний «Жизнь на Земле». М.: РОСМЭН, 2008.

  2. «Большая энциклопедия животного мира». М.: РОСМЭН, 2007.

  3. Кравченко М.А. Биология: учебно-практический справочник-Ростов н/Д: Феникс,2014.-240с.:ил.

  4. Садовниченко Ю.А.-М.:Эксмо, 2013 – 512с. –Универсальный справочник школьника.



Интернет-ресурсы


http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.


http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образователь-ным ресурсам Интернет по биологии


http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьно-му курсу биологии.

http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные вик-

торины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

http://www.mirrabot.com/work/work_39398.html

http://dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21

http://www.ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc

http://59428s016.edusite.ru/p16aa1.html

http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm

http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!