МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский технический колледж»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________ / Державина И.В. / (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Заместитель директора по учебной работе _____________ /____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
профессионального цикла
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»
Профиль обучения - технический
Дзержинск
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Безопасность жизнедеятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дзержинский технический колледж»
Разработчик: Минаев М.А., преподаватель ОБЖ.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методической комиссии профессий и специальностей машиностроительного профиля
протокол №________ от ___________________
Председатель МК / /
протокол №________ от ___________________
Председатель МК / /
протокол №________ от ___________________
Председатель МК / /
Содержание
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
Условия реализации учебной дисциплины 11
3.1. Информационное обеспечение обучения 11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
5 Лист регистрации изменений…………………………………………..15
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03. Безопасность жизнедеятельности является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.
Учебная дисциплина ОП.03. Безопасность жизнедеятельности обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 06 | описывать значимость своей профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; использовать способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; основы военной службы и обороны государства; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
ОК 07 | соблюдать нормы экологической безопасности; организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим. | правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту; принципы снижения вероятности их реализации; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 24 |
практические занятия (в том числе учебные сборы) | 40 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | – |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
| Введение в дисциплину | 2 | |
Раздел 1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения | 12 | |
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Содержание | | |
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её структура и задачи. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации | 3 | ОК6 ОК7 |
Практическое занятие № 1 Применение первичных средств пожаротушения | 1 | |
Тема 1.2. Гражданская оборона | Содержание | | |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны. Способы защиты населения от оружия массового и современных средств поражения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 4 | ОК7 |
Практическое занятие №2 Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК) | 2 | |
Тема № 1.3. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях | Содержание | | |
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера, их возможные последствия, принципы обеспечения устойчивости объектов экономики. Оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях | 2 | ОК7 |
Раздел 2. Основы военной службы | 49 | |
Тема 2.1. Вооруженные Силы Российской Федерации | Содержание | | |
Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Вооруженные Силы Российской Федерации, их состав и предназначение. Виды и рода войск вооруженных сил. Основные виды вооружения военной техники и специального снаряжения. Правовые основы военной службы. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы | 12 | ОК6 |
Практическое занятие №3 Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО | 2 |
Тема 2.2. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | Учебные сборы (практические занятия) | 35 | ОК6 |
Основы подготовки к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. | 2 |
Размещение и быт военнослужащих. | 2 |
Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. | 2 |
Организация караульной службы, обязанности часового. | 2 |
Тема 2.3. Строевая подготовка | Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия. | 2 |
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. | 2 |
Строй отделения, взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 2 |
Тема 2.4. Огневая подготовка | Меры безопасности при обращении с оружием. Материальная часть автомата Калашникова. | 2 |
Отработка навыков неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 2 |
Сдача норматива по неполной разборке и сборке автомата Калашникова | 2 |
Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. | 2 |
Тренировка в снаряжении магазина патронами. | 2 |
Определение расстояния с помощью подручных предметов. | 2 |
Стрельба из пневматической винтовки. | 2 |
Тема 2.5. Тактическая, медицинская и физическая подготовка | Обязанности солдата в бою. | 2 | ОК6 |
Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя. | 2 |
Ускоренное передвижение и легкая атлетика. | 2 |
Определение азимута на местные предметы | 1 |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 1 | |
Тема 3.1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Содержание | | ОК7 |
Здоровье человека и здоровый образ жизни Здоровье – одна из основных жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Общественное здоровье. Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Правовые основы оказания первой помощи. | 1 |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 66 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по безопасности жизнедеятельности.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);
• образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий;
комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;
• образцы средств пожаротушения (СП);
• макеты автомата Калашникова;
• обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по безопасности жизнедеятельности, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основная литература:
Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – М.: Академия, 2016.
Основы военной службы : учебник / В.Ю. Микрюков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 384 с. — (Среднее профессиональное образование). ЭБС znanium.com
Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 397 с.
Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
Дополнительные источники:
Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности
Бериев О.Г., Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: Академцентр Дашков и Кº, 2010.
Бондаренко В. Л., Грачев В. А., Денисова И. А., Гутенев В. В., Грачев В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под редакцией В.В.Денисова. – 2-е изд. – М.: МарТ, 2007.
Гайсумов А.С., Паничев М.Г., Хроменкова Е.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Феникс, 2006.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Крючек Н.А., Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стер. – М.: Дрофа, 2007.
Интернет-ресурсы:
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
Портал Правительства России: http://government.ru.
Портал Президента России: http://kremlin.ru.
Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Уметь: | | |
организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | Составлять план мероприятий по защите населения при возникновении ЧС | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Правильность применения профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | Правильное использование средств индивидуальной и коллективной защиты |
применять первичные средства пожаротушения | правильно пользоваться первичными средствами пожаротушения |
ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии | Быстро находить в перечне военно-учётных специальностей нужные ВУС |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией | Правильно применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы | применятьспособы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности |
оказывать первую помощь пострадавшим | Быстро и правильно оказывать первую помощь пострадавшим |
Знать: | | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | Правильно использовать способы борьбы с терроризмом | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Определять в быту основные виды потенциальных опасностей и их последствия |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны, способы защиты населения от оружия массового поражения | применять способы защиты населения от оружия массового поражения |
меры пожарной безопасности и правила безопасности поведения при пожарах; | Быстро и точно выполнять правила безопасности поведения при пожарах |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО | Правильно распознавать основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; | Не уклоняться от службы в армии |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | Оценивать возможность применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Быстро и правильно оказывать первую помощь пострадавшим |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | Правильно распознавать |
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании Зам директора по УР
МК __________________ ______/__________/
Протокол №__ от ___20__
Председатель МК
______ /_______/
Лист изменений и дополнений,
внесённых в рабочую программу
учебной дисциплины
ОП.03. Безопасность жизнедеятельности
№ п\п | № изменения, дата внесения изменения, № страницы изменения | Рабочая программа (было) | Рабочая программа (стало) |
1 | | | |
Преподаватель ________________________/_________________