СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине БД.06 естествознание (физика) для технического профиля СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Естествознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Естествознание» является базовым (БД) и относится к общеобразовательному циклу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине БД.06 естествознание (физика) для технического профиля СПО»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


БД.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


для специальностей гуманитарного профиля



очная форма обучения

















Владивосток 2018

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе:

  • Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

  • Приказ МИНОБРНАУКИ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 17 мая 2012 г. № 413» (от 29 июня 2017 г. №613);

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • Примерной программы общеобразовательного предмета «Астрономия», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3, от 21 июля 2015 г, регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

  • Уточнений и дополнений к Рекомендациям (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).






Разработана:

Н.В. Фоминой, преподавателем высшей категории КСД ВГУЭС

Е.Ф. Иванова, преподаватель первой категории КСД ВГУЭС

Ф.И.О. автора (авторов), должность, структурное подразделение




Рассмотрена на заседании ЦМК дисциплин общеобразовательного цикла,

Протокол № __ от «___» __________ г.

Председатель ЦМК ____________________ О.А.Шаповалова










Содержание


1

Общие сведения

4

2

Структура и содержание учебного предмета

6

3

Условия реализации программы учебного предмета

13

4

Контроль результатов освоения учебного предмета

14














































  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ БД.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ

«Естествознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Естествознание» является базовым (БД) и относится к общеобразовательному циклу.


1.2Требования к результатам освоения учебного предмета

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав-

ленных целей и задач;

• предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь с критерями с определённой системой ценностей.


    1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:


лабораторные работы (если предусмотрено)


практические занятия

56

контрольные работы (если предусмотрено)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Не предусмотрено

Виды самостоятельной работы: (реферат, доклад, электронные презентации к темам, тестовые задания различного типа, домаш­няя работа, текущие самостоятельные работы с разноуровневым материалом; лабораторно-практическое занятия, программированный метод для закрепления и усовершенствования знаний, устный опрос и т.п

56

Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


2.1 Тематический план и содержание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ФИЗИКА

49


Тема 1.

Введение

Содержание учебного материала

1

2

1

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства.

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

2

Практические работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Материя, формы ее движения и существования»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

4

Тема 1.1.

Механика

Содержание учебного материала

6

2

1







2



3

Кинематика.

Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Динамика.

Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.

Демонстрации

Относительность механического движения.

Виды механического движения.

Инертность тел.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Невесомость.

Реактивное движение, модель ракеты.

Изменение энергии при совершении работы.


2






2



2

Лабораторные работы

не предусмотрено

2

Практическая работа

Решение задач по теме: «Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение».

Исследование зависимости силы трения от веса тела.

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения полной механической энергии».


2


2

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Первый русский академик М.В.Ломоносов»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

4

Тема 1.2

Основы молекулярной физики и термодинамики

Содержание учебного материала

4

2

1









2

Молекулярная физика.

Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

Термодинамика.

Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

2









2

Лабораторные работы

не предусмотрено

2

Практические работы

Решение задач по теме: «Размеры и масса молекул и атомов. Скорости движения молекул и их измерение».

Решение задач по теме: «Внутренняя энергия. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса».


2


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

4

Тема 1.3

Основы электродинамики

Содержание учебного материала

8

2

1




2



3

Электростатика.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними.

Постоянный ток.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи.

Магнитное поле.

Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током.

Закон Ампера. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции.

Демонстрации

Электризация тел.

Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Работа электродвигателя.

Явление электромагнитной индукции.

2





2


2



2

Лабораторные работы

не предусмотрено

2

Практическая работа

Решение задач по теме: «Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле».

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

Решение задач по теме: «Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».

Решение задач по теме: «Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера».


2


2

2


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

7

Тема 1.4

Колебания и волны

Содержание учебного материала

2

2

1




2



3


4

Механические колебания и волны.

Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Электромагнитные колебания и волны.

Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.

Световые волны.

Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света.

Линзы.

Формула тонкой линзы.

Демонстрации

Колебания математического и пружинного маятников.

Работа электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Радиосвязь.

Разложение белого света в спектр.

Интерференция и дифракция света.

Отражение и преломление света.

Оптические приборы.


0,5




0,5



0,5

0,5


Лабораторные работы

не предусмотрено

2

Практические работы

Изучение колебаний математического маятника.

Изучение интерференции и дифракции света.


2


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Физика и музыкальное искусство. Цветомузыка.»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

2

Тема 1.5

Элементы квантовой физики

Содержание учебного материала

2

2

1


2


3

Квантовые свойства света.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект.

Физика атома.

Модели строения атома. Опыт Резерфорда.

Физика атомного ядра и элементарных частиц.

Состав и строение атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Фотоэлемент.

Излучение лазера.

Линейчатые спектры различных веществ.

Счетчик ионизирующих излучений.

0,5


0,5


1

Лабораторные работы

не предусмотрено



2

Практические работы

Решение задач по теме: «Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний и внутренний фотоэлектрический эффект».


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

2

Тема 1.6

Вселенная и ее эволюция

Содержание учебного материала

2



2

1


2

Строение и развитие Вселенной.

Модель расширяющейся Вселенной.

Происхождение Солнечной системы.

Современная физическая картина мира.

2



Лабораторные работы

не предусмотрено






2

Практические работы

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение; («Физика в современном цирке»); 

  • подготовка к выполнению контрольных работ и тестов.

2



Итого по разделу 1. Физика: Максимальная нагрузка ─ 74 ч.

Самостоятельная работа ─ 25 ч.

Всего ─ 49 ч.

Лекции ─ 25 ч.

Лаб. / Практ. работы ─ 24 ч.



Раздел 2. Химия.


32



Часть 1.Общая и неорганическая химия

16


Введение

Содержание учебного материала

1

2

1


2


Химическая картина мира как составная часть естественно - научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества.

Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.


Лабораторные работы

не предусмотрено


Практическая работа

не предусмотрено


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты, слайды. Роль химии в жизни современного общества

2

2

Тема 2. 1.Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала

1

2

1


2



3

Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования.

Простые и сложные вещества. Измерение вещества. Основные законы химии. Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства.

Демонстрации. Набор моделей атомов и молекул.

Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул.

Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода коли­чественных изменений в качественные. М. В.Ломоносов — «первый русский уни­верситет».

Иллюстрации закона сохранения массы вещества.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы Решение задач на основные понятия и законы химии

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты, видеоматериалы. Аллотропия металлов. Изотопы водорода.

Озоновые дыры.

2

2

Тема 2.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Содержание учебного материала

2

2

1

2

3


Открытие периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Д. И. Менделеев об образовании и государственной политике.

Демонстрация Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.


Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы

не предусмотрено


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся.

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания. Предпосылки открытия периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. Значение периодического закона Д.И.Менделеева для науки.

2

2

Тема 2.3. Строение вещества.

Содержание учебного материала

2

2

1


2

Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Демонстрация.

Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы

не предусмотрено


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания. Виды химической связи.

2

2

Тема 2.4.Вода. Растворы

Содержание учебного материала

2

2

1


2



3

Вода. Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного состояния в другое.

Химические реакции.

Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

Демонстрации. Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Химические реакции с выделением теплоты.

Лабораторные работы

не предусмотрено



Практические работы Свойства воды. Скорость и типы химических реакций

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Растворы вокруг нас. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

2

2

Тема 2.5. Неорганические соединения.

Содержание учебного материала

2


1


2


3

4


5



6

Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли.

Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

Металлы. Общие физические и химические свойстве металлов.

Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Металлы и сплавы как художественный материал. Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства. Неметаллы и их соединения как составная часть средств изобразительного искусства.

Демонстрации.

Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов.

Лабораторные работы

не предусмотрено



Практические работы Определение рН раствора солей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся.

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания.

Кислоты и щелочи в повседневной жизни. Индикаторы. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Оксиды и соли как строительные материалы. История гипса. Поваренная соль как химическое сырье. Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Современное металлургическое производство. Специальности, связанные с обработкой металлов. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

2

2


Часть 2. Органическая химия

12


Тема2.6.Органические соединения

Содержание учебного материала

4

2


1


2





3





4



5





6

Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие химических соединений. Понятие изомерии и гомологии. Углеводороды

Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов.

Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета Р.Ф.

Кислородосодержащие органические вещества.

Представители кислородосодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства.

Азотсодержащие органические соединения.

Амины. Аминокислоты. Белки. Строение и биологическая функция белков.

Демонстрации

Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бром­ной водой. Качественная реакция на глицерин. Цветные реакции белков.

Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Нату­ральные, синтетические и искусственные волокна.

Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искус­стве.

Демонстрация

Различные виды пластмасс и волокон.



Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы.

Строение и свойства углеводородов Кислородосодержащие и азотосодержащие органические соединения

Лабораторные опыты

Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бром­ной водой. Качественная реакция на глицерин.

Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Цветные реакции белков.

6


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания.

История возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Современные представления о теории химического строения. Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Углеводы и их роль в живой природе. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

2

2

Тема 2.7. Химия и жизнь.

Содержание учебного материала

2

2


1

2

3


4

5


6


7

Химия и организм человека.

Химические элементы в организме человека.

Органические и неорганические вещества.

Основные жизненно необходимые соединения: белки, жиры, углеводы, витамины.

Углеводы - главный источник энергии организма.

Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Химия в быту.

Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений.



Лабораторные работы

не предусмотрено

2


Практические работы. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания. Роль химических элементов для жизнедеятельности организма. Удобрения. Химические средства защиты растений. Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.

2

2


Итого по разделу 2. Химия: Максимальная нагрузка- 48 ч.

Самостоятельная работа – 16 ч.

Всего – 32 ч.

Лекции -16 ч.

Практические работы -16 ч.



Раздел 3. Биология.


Биология-совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

31


Введение

Содержание учебного материала

2

2


1

2


3


4

Живая природа как объект изучения биологии.

Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни ( с привлечением материала из разделов физики и химии).

Уровни организации жизни.

Демонстрации

Уровни организации жизни. Методы познания живой природы.

Лабораторные работы

не предусмотрено



Практические работы

не предусмотрено


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Видеоматериалы, рефераты, тестовые задания. Выявление роли биологии в формировании современной естественного- научной картины мира.

1

2

Тема 3. 1. Клетка.

Содержание учебного материала

6

2

1


2




3

4

5


6

7

8


9



10

История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

Строение клетки. Прокариоты и эукариоты – низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки.

Структура и функция хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

Биологическое значение химических элементов.

Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организма.

Углеводы и липиды в клетке.

Структура и биологические функции белков.

Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы – возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.

Демонстрации

Строение молекул белка, ДНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса.

Лабораторная работа

не предусмотрено


Практические работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

4


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся. Современные методы исследования клетки. Инфекционные заболевания, вызванные бактериями и вирусами.

3

2

Тема 3. 2. Организм.

Содержание учебного материала

4

2

1

2


3



4

5


6


7


8


9

10


11



12


13


Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

Способность к самовоспроизведению – одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Бесполое размножение.

Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.

Понятие об индивидуальном(онтогенез), эмбриональном(эмбриогенез) и постэмбриональном развитии организма.

Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

Демонстрации

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки(митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни у человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Исследование в области биотехнологии. Биотехнология и генная инженерия – технология XXI века.


Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы Решение элементарных генетических задач. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

8


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Видеоматериалы, сообщения, слайды. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие организма. Биотехнология- наука будущего. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

3

2

Тема 3.3. Вид.





























Содержание учебного материала

2

2

1


2


3



4



5




6

7

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности, Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи.

Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека и человеческих рас.



Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы Описание особей вида по морфологическому признаку. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений. Антропогенное влияние загрязняющих веществ на экосистемы. Воздействие экологических факторов на организм человека. Меры охраны живой природы.

4

2

Тема 3.4. Экосистемы.

Содержание учебного материала

1

2

1


2



3






4

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот( на примере круговорота углерода) Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники, заказники России.



Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические работы. Цепи питания, трофические уровни.

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Среды обитания организмов: причины разнообразия. Антропогенное влияние загрязняющих веществ на экосистемы. Воздействие экологических факторов на организм человека. Меры охраны живой природы. Научно- технический прогресс и проблемы экологии.

4

2


Итого по разделу 3. Биология: Максимальная нагрузка - 46 ч.

Самостоятельная работа – 15 ч.

Всего – 31 ч.

Лекции - 15 ч.

Практические работы -16 ч




Итого по разделу 1. Физика: Максимальная нагрузка -74 ч. .

Самостоятельная работа – 25 ч.

Всего – 49 ч.

Лекции -25 ч.

Лаб. / Практ. работы -24 ч.




Итого по разделу 2,3. Максимальная нагрузка - 94 ч.

Самостоятельная работа – 31 ч.

Всего – 63 ч.

Лекции -31 ч.

Практические работы - 32 ч.

Итого всего по курсу: Максимальная нагрузка - 168 ч.

Самостоятельная работа – 56 ч.

Всего – 112 ч.

Лекции -56 ч.

Практические работы -56 ч.




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета Естествознание

Оборудование учебного кабинета и технические средства обучения:

Печатные издания:

Учебная литература

Таблицы

Методическое обеспечение:

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Поурочное планирование

Методические рекомендации для самостоятельных работ, контрольных работ

Методические разработанные материалы для проведения проверочных работ и для различных видов контроля.

Компьютер, мультимедийная установка.


    1. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

2. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. —

М., 2014.

3. Габриелян О.С. и др. Естествознание. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

4. Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.

5. Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.

6. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.

7. Елкина Л. В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2010.

8. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.

проф. образования. — М., 2014.

9. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений

сред. проф. образования. — М., 2014.

10. Константинов В.М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В. М. Константинова. — М., 2014.

11. Немченко К. Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.

12. Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

13. Самойленко П.И. Естествознание. Физика: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

14. Самойленко П.И. Естествознание. Физика. Сборник задач: учеб. Пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

15. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.

Для преподавателей

  1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413"

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  6. Ильин В. А., Кудрявцев В. В. История и методология физики. — М., 2014.

  7. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.

  8. Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. www. class-fizika. nard. ru («Класс!ная доска для любознательных»).

  2. www. physiks. nad/ ru («Физика в анимациях»).

  3. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).

  4. www. chemistry-chemists. com/ index. html (электронный журнал «Химики и химия»).

  5. www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  6. www. hemi. wallst. ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»).

  7. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

  8. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

  9. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).

  10. www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).

  11. www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

  12. www. window. edu. ru/ window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  1. Материя, формы ее движения и существования.

  2. Первый русский академик М.В. Ломоносов.

  3. Искусство и процесс познания.

  4. Физика и музыкальное искусство.

  5. Цветомузыка.

  6. Физика в современном цирке.

  7. Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произ-

ведений искусства.

  1. Научно-технический прогресс и проблемы экологии.

  2. Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

  3. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства

в Российской Федерации.

  1. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

  2. Растворы вокруг нас.

  3. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

  4. История возникновения и развития органической химии.

  5. Углеводы и их роль в живой природе.

  6. Жиры как продукт питания и химическое сырье.

  7. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее

решения.

  1. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

  2. Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.

  3. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной

продовольственной программы.

  1. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

  2. История и развитие знаний о клетке.

  3. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну

проблему.

  1. Популяция как единица биологической эволюции.

  2. Популяция как экологическая единица.

  3. Современные взгляды на биологическую эволюцию.

  4. Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

  5. Современные методы исследования клетки.

  6. Среды обитания организмов: причины разнообразия.































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения постав-

ленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь с критерями с определённой системой ценностей.


Текущий контроль:

-​ Презентация индивидуальных и групповых домашних экспериментальных заданий.

-​ Оценивание отчетов по выполнению практических работ.

-​ Решение качественных и количественных задач.

-​ Индивидуальный опрос.

-​ Сообщение по теме.

Промежуточный контроль:

-​ Фронтальный опрос.

-​ Тестирование по теме.

-​ Презентация учебных проектов.

-​ Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.

-​ Контрольная работа.

Итоговый контроль:

-​ дифференцированный зачет







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!