СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда" для специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда" для специальности СПО  43.02.14 "Гостиничное дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда" для специальности СПО 43.02.14 "Гостиничное дело"»

8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО

«Ногинский колледж»

________________Л.В. Кузина

«__»___________20______г.





рабочая Программа

ОП.14 ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА



Специальность 43.02.14 Гостиничное дело

(базовая подготовка среднего профессионального образования)



















Ногинск, 2021 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

товароведческих

и сервисных дисциплин


СОГЛАСОВАНО

……………………….

Протокол №1

«27» августа 2021 г.

__________ Н.Д.Габа


«____» ____________ 20__ г.

А.Р.Якупова/_________/






Рабочая программа ОП.14 Эффективное поведение на рынке труда для специальности среднего профессионального образования 43.02.14 Гостиничное дело разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.14 Гостиничное дело (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 N 1552) с учетом Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № 06-443).



Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

г. Ногинск



Разработчик:

Бабич Татьяна Васильевна –преподаватель ГБПОУ МО «Ногинский колледж



Рецензенты:















\









СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………с.4

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………с.7

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………с.18

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………….с.21




















  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Адаптированная рабочая программа ОП.14 Эффективное поведение на рынке труда является частью адаптированной основной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, а также в соответствии с профессиональным стандартом "Работник по приему и размещению гостей", утвержденным приказом Министерства труда

и социальной защиты Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 659н.

Программа разработана с учетом особенностей организации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся инклюзивных групп, включающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОП.14 Эффективное поведение на рынке труда относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

● давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

● аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

● задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

● составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

● составлять резюме с учетом специфики работодателя;

● применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

● корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

● оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

● объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

● анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

● давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

● источники информации и их особенности;

● как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

● возможные ошибок при сборе информации и способы их минимизации;

● обобщенный алгоритм решения различных проблем;

● как происходит процесс доказательства;

● выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

● способы представления практических результатов;

●выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:



Код

Описание результата обучения

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной среде


В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает трудовые функции:


Код

Обобщенная трудовая функция

Трудовые функции

D

Оказание услуг по приему, регистрации и размещению гостей гостиничного комплекса или иного средства размещения

D/01.3 Встреча, регистрация и размещение гостей при заселении в гостиничный комплекс или иное средство размещения

D/02.3 Учет заказов гостей гостиничного комплекса или иного средства размещения

D/03.3 Регистрация выезда гостей гостиничного комплекса или иного средства размещения

E

Координация деятельности сотрудников службы приема и размещения гостиничного комплекса или иного средства размещения

E/01.4 Подготовка рабочих мест и распределение работы сотрудников службы приема и размещения гостиничного комплекса или иного средства размещения

E/02.4 Координация работы сотрудников службы приема и размещения по встрече, регистрации, размещению и выезду гостей гостиничного комплекса или иного средства размещения


Необходимые умения:


  • Осуществлять регистрацию российских и иностранных гостей гостиничного комплекса или иного средства размещения

  • Обрабатывать информацию о гостях гостиничного комплекса или иного средства размещения с использованием специализированных программных комплексов

  • Осуществлять расчеты с гостями во время их размещения в гостиничном комплексе или ином средстве размещения в наличной и безналичной форме

  • Оказывать помощь гостям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при эвакуации из гостиничного комплекса или иного средства размещения

  • Информировать о деятельности служб и услугах гостиничного комплекса или иного средства размещения


Необходимые знания:


  • Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность средств размещения

  • Правила приема и обслуживания в гостиницах и иных средствах размещения

  • Правила регистрации и размещения российских и зарубежных гостей в гостиницах и иных средствах размещения

  • Правила проведения расчетов с гостями гостиничного комплекса или иного средства размещения в наличной и безналичной форме

  • Принципы работы специализированных программных комплексов, используемых в гостиницах и иных средствах размещения

  • Правила бронирования номеров в гостиницах и иных средствах размещения

  • Основы этики, этикета и психологии обслуживания гостей в гостиницах и иных средствах размещения


Личностные результаты реализации программы воспитания:


ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.

ЛР 18. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 19. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 20. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.

ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 24. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

ЛР 25. Умение реализовать лидерские качества на производстве.

ЛР 26. Стрессоустойчивость, коммуникабельность.

ЛР 29. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

64

Самостоятельная работа

4

Объем программы

64

в том числе:

теоретическое обучение

54

лабораторные работы

-

практические занятия,

в том числе практическая подготовка


10

4


АСР

1. Решение кейса: Рынок труда и проектирование карьеры

2. Решение кейса: «Кадровая документация»

3. Решение кейса: «Этика и психология делового общения»

4. Решение кейса: «Формирование и развитие коммуникативных и деловых качеств личности»

4




курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

-

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена



2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭФФЕКТИВНОЕ поведение на рынке труда

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся


Объем

часов


Уровень освоения


Осваиваемые

элементы

компетенций



1

2


3


4


5

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся


Объем

часов


Уровень освоения



1

2


3


4



Раздел 1. Современный рынок труда.

Тема 1.1 Анализ современного рынка труда


Содержание учебного материала





Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.

Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. 


2


1

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.



Лабораторные работы

-




Практическое занятие

Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».

В том числе практическая подготовка в информировании о деятельности служб и услугах гостиничных комплексов – 1 час.



2



2

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Контрольные работы




Тема 1.2.

Понятие карьеры и карьерная стратегия. Проектирование карьеры


Содержание учебного материала

Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста. Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.


2



-


1

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


Лабораторные работы





Практическое занятие

Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».

Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».


2


2

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


Контрольные работы

-



Самостоятельная работа


1


1-2


ОК1-11



Решение кейса: Рынок труда и проектирование карьеры


Раздел 2. Трудоустройство

Тема 2.1.

Принятие решения о поиске работы. Правила составления резюме

Содержание учебного материала



2






1




ОК 03.

Планировать и

реализовывать

собственное

профессиональное и личностное

развитие.

ОК 09.

Использовать

информационные технологии в

профессиональной деятельности

Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. Источники информации и их особенности.

Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами. Выбор оптимальных способов презентации полученных результатов.

Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.


Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-




Контрольные работы

-



Тема 2.2

Конкурентоспособность


Содержание учебного материала





Формирование представлений о конкурентоспособности работника на современном рынке труда. Основные характеристики конкурентоспособности. Ее ключевые составляющие: общие и профессиональные компетенции (конкурентные преимущества). Портрет конкурентоспособного человека на рынке труда. Способы изучения своих профессиональных конкурентных преимуществ: анализ видов деятельности, функциональных задач и профессиональных компетенций выпускников, требование работодателей. Способы повышения конкурентоспособности.


2


1

ОК.01 Выбирать

Способы решения задач профессиональной деятельности,

применительно

к различным

контекстам.

Лабораторные работы




Практическое занятие




Контрольные работы




Тема 2.3 Определение целей поиска работы


Содержание учебного материала



2



1

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.


ОК 09.

Использовать

информационные технологии в

профессиональной деятельности


Преимущества целенаправленного поведения при поиске работы и трудоустройства. Ценностные и целевые ориентиры при поиске работы. Анализ профессиональных ценностей. Построение образа желаемого будущего, составление карты ожиданий от будущей работы: оценка значимости профессиональных ожиданий, определение критериев предпочтительности при поиске работы, формулирование целей поиска работы, выстраивание временной перспективы, проверка сформулированных целей на жизнеспособность. Определение ценностных и целевых ориентиров при поиске работы. Составление списка возможных вариантов поиска работы и трудоустройства.

Лабораторные работы




Практическое занятие




Контрольные работы




Тема 2.4

Технология поиска работы. Посредники на рынке труда.


Содержание учебного материала



Пути и способы поиска работы, возможности и ограничения. Информационно-поисковый (пассивный) путь поиска работы, его основные способы: анализ объявлений о вакансиях; анализ информации, размещенной работодателями о себе; их практическое освоение обучающимися. Активно-действенный (активный) путь поиска работы, его основные способы: обращение в посреднические структуры для расширения возможностей поиска работы; привлечение друзей, родственников, знакомых для поиска вариантов занятости; поисковые действия (в т.ч. телефонные звонки: поисковые и по вакансиям; личные обращения в кадровые службы и к руководителям предприятий); размещение информации о себе; рассылка презентационных документов; участие в информационно-деловых встречах для выпускников; использование собственного информационного сайта, страничек в социальных сетях.

Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление



2


1

ОК 02.

Осуществлять

поиск, анализ и

интерпретацию

информации,

необходимой для выполнения

задач

профессиональной деятельности


ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.



Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-




Контрольные работы

-



Тема 2.5

Прохождение собеседования

Содержание учебного материала




Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации. Структура и назначение собеседования при приеме на работу. Типичные вопросы работодателей. Отработка навыков проведения собеседования, формирование готовности ответить на типичные вопросы, возникающие в процессе собеседования. Отработка способов поведения на собеседованиях в разных ситуациях и способов преодоления возможных трудностей во время прохождения собеседования при приеме на работу.


4


1

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.




Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-







Контрольные работы

-



Тема 2.6

Подготовка презентационных документов и материалов.


Содержание учебного материала


2


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


Основные презентационные документы, запрашиваемые работодателями на современном рынке труда. Виды презентационных документов: основные презентационные документы и дополнительные или сопутствующие. Целевое назначение, виды, структура и требования к подготовке презентационных документов, основные ошибки при их подготовке. Освоение обучающимися навыков подготовки презентационных документов: автобиографии, мини-резюме, презентационные документы, поискового письма, профессиональное резюме, рекомендации, сопроводительного письма.

Лабораторные работы




Практическое занятие




Контрольные работы




Тема 2.7

Прохождение испытаний при трудоустройстве.


Содержание учебного материала


2



1

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Основные формы и методы испытаний при приеме на работу: биографический (источниковедческий) метод, собеседование (интервью), опрос экспертов, тестирование, анкетирование, наблюдение, пробная работа и т.д. Их характеристика и направленность. Знакомство с типичными вариантами тестовых заданий, предлагаемых при приеме на работу. Подготовка к испытаниям при приеме на работу, ее основные шаги. Приобретение опыта выполнения заданий, используемых для испытания при приеме на работу: пробное тестирование по трем различным тестам, выбранным самостоятельно. Метод «Центра оценки» при приеме на работу.

Лабораторные работы




Практическое занятие




Контрольные работы




Тема 2.8

Правовые аспекты трудоустройства и увольнения

Содержание учебного материала






Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.



4


1

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.



Лабораторные работы

-




Практическое занятие

Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.

В том числе практическая подготовка в проработке Нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность средств размещения – 1 час.


2


2

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.



Контрольные работы

-



Самостоятельная работа




Решение кейса: «Кадровая документация»

1



Тема 2.9

Личностные аспекты трудоустройства










Содержание учебного материала



2






-



1

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


Перечень требований соискателя к работе. Перспективы роста и возможность освоения большего количества видов профессиональной деятельности. Трудоустройство по освоенной профессии. Условия и правила выбора профессии. Социально-физиологические особенности личности. Интересы личности. Определение профессиональных интересов. Способы определения склонностей и способностей.

Лабораторные работы


Практическое занятие

-




Контрольные работы

-




Раздел 3. Этика и психология профессионального общения




Тема 3.1.

Деловое общение в ситуации поиска работы.



Содержание учебного материала





Функции и отличительные признаки делового общения. Структура делового общения. Структурный анализ делового общения. Вербальные и невербальные средства общения. Процессуальный анализ делового общения. Ролевой анализ делового общения на основе теории Э. Берна. Трудности делового общения: коммуникативные барьеры, конфликты, манипуляции и пути их преодоления. Самоанализ готовности обучающихся к деловой беседе.

Знание психотипов партнеров как возможность определения стратегии и тактики коммуникативного процесса. Типы личности. Психогеометрические характеристики личности.


4


1

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.


Лабораторные работы





Практическое занятие





Контрольные работы




Тема 3.2

Адаптация на рабочем месте.












Содержание учебного материала



Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии. Виды адаптации. Основные задачи работника в период адаптации. Критерии успешной адаптации. Правильное поведение в первые дни и месяцы работы, обеспечивающие успешную профессиональную и социально-психологическую адаптацию на рабочем месте. Как влияет начало работы на жизнь человека. Преимущества, связанные с началом работы. Подготовка к первому рабочему дню. Ошибки и затруднения выпускников в период адаптации, способы их преодоления. Понятие о моббинге.


4


1

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.


Лабораторные работы

-




Практическое занятие

Решение тестов и ситуаций

В том числе практическая подготовка в проработке основ этики, этикета и психологии обслуживания гостей в гостиницах и иных средствах размещения – 1 час

2






Контрольные работы

-



Тема 3.3.

Этика и психология делового общения

Содержание учебного материала






Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Организационная культура и деловой этикет. Культура труда. Коммуникация. Деловая коммуникация. Виды общения: познавательное общение; убеждающее общение; экспрессивное общение; суггестивное общение; ритуальное общение. Характеристики делового общения. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания.

Взаимоотношение в коллективе. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении, его национальный характер. Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы- обращение. Этикет и социальный статус адресата. Система обращений в русском речевом этикете. Церемонии и этикетные тексты. Знакомство. Рекомендации.

Понятие уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Достоинства других людей. Формы делового общения. Деловая беседа: структура деловой беседы; вопросы для самоанализа перед деловой беседой; передача информации собеседнику; аргументирование; принятие решений и завершение беседы; факторы успеха деловой беседы.

Деловая беседа по телефону: особенности телефонного разговора; подготовка телефонного звонка; как себя вести во время телефонной беседы; выражения, которых следует избегать; этикет междугородного телефонного разговора.

Деловые переговоры: подготовка к переговорам; цели переговоров; предмет переговоров; структура переговоров; начало переговоров; некорректные тактические приемы деловых партнеров; варианты поведения деловых партнеров; конструктивные приемы ведения переговоров; типы вопросов для успешных переговоров; речевые клише для эффективной коммуникации; завершение переговоров.

Деловые совещания: типы совещаний; подготовка совещания; правила поведения на совещании; как контролировать дискуссию; анализ проведенного совещания.

Презентация: цели презентации; виды презентации: презентация товара при продаже; презентация товаров и услуг; подготовка презентации; алгоритм процесса презентации; коммуникативные приемы подхода к покупателю во время презентации.

Межкультурная коммуникация

Постановка проблемы межкультурной коммуникации. Национальное коммуникативное поведение. Национальный характер. Национальные особенности коммуникативного поведения народов мира. Основные особенности русского коммуникативного поведения.


8


2

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

.


Лабораторные работы

-




Практическое занятие

-




Контрольные работы

-



Тема 3.4

Гендерный аспект общения


Содержание учебного материала


Понятие и содержание социокультурного пола личности, закономерности и этапы его формирования в течение жизни. Гендер как взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не предполагают биологического контакта. Различия в общении мужчины и женщины. Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности. Общение с мужчинами: психологические и коммуникативные особенности мужского поведения. Общение с женщинами: психологические и коммуникативные особенности женского поведения.

4

2

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Лабораторные работы

-



Контрольные работы

-



Самостоятельная работа




Решение кейса: «Этика и психология делового общения»

1



Тема 3.5

Конфликты и способы их преодоления.


Содержание учебного материала



4



2

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Конфликты и их классификация. Стратегии поведения в конфликтах. Правила поведения в конфликтах. Предупреждение конфликтов на работе. Использование приемов делового общения при возникновении конфликтов.

Лабораторные работы

-



Практическое занятие

-



Контрольные работы

-



Тема 3.6

Формирование и развитие коммуникативных и деловых качеств личности.

Содержание учебного материала



2



2

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.



Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени.

Правильно подобранный имидж как одно из слагаемых успеха в деловом общении. Составляющие имиджа делового человека. Внешнее впечатление. Стиль и имидж. Создание гармоничного образа. Деловые качества. Как сделать благоприятным первое впечатление о себе. Факторы, влияющие на создание имиджа: фактор преимущества, фактор привлекательности, фактор отношения. Формирование вербального имиджа: вербальный имидж как важнейшая составляющая имиджа делового человека; связь языка и интеллекта; манера представляться как элемент имиджа делового человека; техники формирования вербального имиджа. Самопрезентация как важнейший элемент культуры менеджера. Типы деловых партнеров.


Лабораторные работы

-








Практические занятия

Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.

В том числе практическая подготовка в проработке основ этики, этикета и психологии обслуживания гостей в гостиницах и иных средствах размещения – 1 час


2


2

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


Контрольные работы

-



Самостоятельная работа


1






Решение кейса: «Формирование и развитие коммуникативных и деловых качеств личности»

Итоговое контрольное занятие.

2



Всего:




Всего: 64 час.- максимальная; 4 час. – АСР; 64 час. – аудиторная; 54 час. – теория; 10 час. – практика, в том числе практическая подготовка – 4 часа.












3. условия реализации программы учебной дисциплины


3.1 МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Таблица 2а

п/п

Материально- техническое обеспечение занятий

1

2

1

Учебно-методический комплекс преподавателя (рабочая программа; календарно-тематический план; поурочное планирование; конспекты лекций

2

Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья)

3

Рабочее место преподавателя

4

Раздаточные карточки по разделам дисциплины

5

Поурочные папки

6

Тесты

7

Персонльные компьютеры

8

Мультимедиапроектор

9

Экран, колонки

10

Учебные презентации и видеоматериал



3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основные источники (ОИ)

Таблица 2б

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ1

Само-проектирование профессиональной карьеры. Практический курс.

Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Ушмудина, О.А.

Самара. Изд-во «Универс-групп», 2008 - 64 с.

ОИ2

Резюме и сопроводительное письмо: составление и оформление// Справочник кадровика .

Вялова Л.М.

Справочник кадровика . – 2009. - №2.

ОИ3

Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей.

Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А.

Самара: ЦПО, 2011.

ОИ4

Построение карьеры.

Долгорукова О.А.

СПб.: Питер, 2009.

ОИ5

Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. 

Климов Е.А.

Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2008. - 318 с.

ОИ6

Эффективное поведение на рынке труда: учебно-методическое пособие

Под ред. Кузнецовой И.В.

Ярославль: «Ресурс», 2014 – 428 с.


ОИ7

Эффективное поведение на рынке труда: рабочая тетрадь /ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Под ред. Кузнецовой И.В.

Ярославль: «Ресурс», 2014 – 120 с.

ОИ8

Эффективное поведение на рынке труда: примерная программа учебной дисциплины

Кузнецова И.В., Филина С.В.

Ярославль: «Ресурс», 2015 – 32 с.

ОИ9

Технология поиска работы и трудоустройства [Текст] : учеб. пособие

А.М. Корягин [и др.];

М.: Академия, 2012.

ОИ10

Управление карьерой. Учебное пособие.

Сотников С.И.

М.: ИНФРА-М, 2012.

ОИ11

Деловая культура и психология общения. Учебник для

начального профессионального образования.

Шеламова Г.М.

М.: Академия, 2014. – 192 с.


Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 2 в

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ1

Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD).

Абельмас, Н. В.

СПб.: Питер, 2008. — 160 с.

ДИ2

Тренинг общения для подростков.

Грецов, А.Г.

СПб.: Питер, 2008. — 46 с.

ДИ3

Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу.

Зарянова М.

СПб.: Речь, 2009.

ДИ4

Эффективная презентация. Практическое руководство. –

Грей К., Ларсон Э..

М.: «Дело и сервис», 2003

ДИ5

Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы

Л.А. Морковских.

Самара: ЦПО, 2008.

ДИ6

Как найти работу своей мечты.

Морозов Н.

М.: Академия, 2011

ДИ7

Эффективное поведение на рынке труда: глоссарий /ГУ ЯО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Кузнецова И.В., Филина С.В.

Ярославль: «Ресурс», 2015 – 40 с.

ДИ8

Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь.

Т.В. Пасечникова

Самара: ЦПО, 2011.

ДИ9

Выбор профессии: тренинг для подростков.

Тюшев Ю.В.

СПб.: Питер, 2009.



Интернет ресурсы (И-Р)


№п/п

Название сайта

И-Р1

http://www.job.ru

И-Р2

http://www.proforientator.ru

И-Р3

http://www.mkc.ampirk.ru 

И-Р4

http://www.studeг.ru 

И-Р5

http://www.rabota.ru

И-Р6

http://www.proforientator.ru

И-Р7

http://kcst.bmst.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, составления накопительного портфолио.



Таблица 1

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, сформированные ОК)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Знания:

- источников информации и их особенности;

- как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

- возможных ошибок при сборе информации и способы их минимизации;

- обобщенного алгоритма решения различных проблем;

- как происходит процесс доказательства;

- выбора оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

- способов представления практических результатов;

выбора оптимальных способов презентаций полученных результатов.


Умения:

- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

- аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

- составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

- составлять резюме с учетом специфики работодателя;

- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

- оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

- анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.


Сформированные общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.



ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.






ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.













ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.








ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.











ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.






















ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.















ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.







ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.




Знает:

- источники информации и их особенности;

- как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;

- возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;

- обобщенный алгоритм решения различных проблем;

как происходит процесс доказательства;

- выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;

- способы представления практических результатов;

выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.



Умеет:

- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

- аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

- задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

- составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;

- составлять резюме с учетом специфики работодателя;

- применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

- корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

- оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;

- объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

- анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;

- давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.


-результативно участвует в профессионально значимых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, конференциях, проектах);

-результативно участвует в исследовательской работе.


-корректно ведет/составляет диалог, монологическое высказывание по предложенной теме;

-планирует деятельность по решению задания в рамках заданной темы;

-выбирает способ решения задания в соответствии с предъявляемыми требованиями


-осуществляет текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму;

-оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

-оценивает результаты деятельности по заданным показателям;

-выполняет самоанализ и коррекцию собственной деятельности на основании достигнутых результатов;

-определяет проблему на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации


-выделяет из содержащего избыточную информацию источника необходимую информацию;

-самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь поисковыми системами интернет;

-формулирует вопросы различных типов для получения недостающей информации


- обрабатывает текстовую и табличную информацию

-использует деловую графику и мультимедиа-информацию, создает презентации;

-использует информационные ресурсы для поиска и хранения информации;

- читает (интерпретирует) интерфейс специализированного программного обеспечения, находит контекстную помощь


-участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданным вопросом, темой;

-отвечает на вопросы по предложенной теме, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

-создает стандартный продукт письменной коммуникации простой структуры (заполнение открытки, анкеты);

-создает стандартный продукт письменной коммуникации сложной структуры (написание письма-запроса, письма-предложения);

-запрашивает мнение партнера по заданному вопросу, теме;

-дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы по заданному вопросу, теме.


-осуществляет взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в команде;

-активно участвует в обсуждении предложенного вопроса, темы, распределяет роли, предлагает разные способы выполнения задания;

-проявляет ответственность за работу членов команды и конечный результат;

- выполняет руководящие роли при решении ситуационных задач;

-предъявляет результаты работы, в том числе с помощью ИКТ


- называет трудности, с которыми столкнулся при выполнении задания, предлагает пути их преодоления в дальнейшей деятельности;

- указывает «точки успеха» и «точки роста»; указывает причины успехов и неудач в деятельности;

- анализирует/формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности) для решения профессиональной задачи;

- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.


Входной: тестирование, опрос




Текущий: устный опрос, письменный опрос, тестирование, оценка практических работ;



Тематический: устный опрос, письменный опрос, оценка практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы



Рубежный: оценка практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы




Итоговый: недифференцированный зачет



Входной: тестирование


Текущий: тестирование,

оценка практических работ,

внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговый: экспертная оценка выполнения самостоятельной работы, Портфолио












Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы







Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговый: экспертная оценка, Портфолио







Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы






Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы


Итоговый: экспертная оценка





Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы



Итоговый: экспертная оценка





Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы



Итоговый: экспертная оценка выполнения самостоятельной работы





Текущий: оценка выполнения практических работ



Итоговый: Портфолио





Рубежный: экспертная оценка ведения диалогов монологических высказываний на профессиональные темы;








Текущий: результаты учебных споров, оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы




Итоговый: Портфолио






Рубежный: экспертная оценка ведения диалогов монологических высказываний на профессиональные темы;







Текущий: результаты учебных споров, оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговый: Портфолио



Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы

Текущий: оценка выполнения практических работ, оценка внеаудиторной самостоятельной работы


Тематический: оценка выполнения самостоятельной работы



Итоговый: Накопительный портфолио







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!