УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
______________________ О. С. Горащук
«_____» ___________________2021 г.
РАБОЧАЯ Программа УЧЕБНого предмета
ОУП.07 Физическая культура
Специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), включая совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Разработчик(и): Преподаватели физической культуры: Бородина К.А., Курамов Н.А., Чернышева В.Н.
Рассмотрено и утверждено на заседании Методической комиссии общеобразовательных дисциплин
от «_____» ______________2021 г. протокол №
Председатель __________В. И. Лунёва
Рабочая программа учебного предмета актуализирована согласно приказа ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» №1031 от 15.12.2020 г.
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета
ОУП.07 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалиста среднего звена:
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».
1.3. Цели и задачи учебного предмета:
Цели:
- гармоничное развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортивно-оздоровительной деятельностью;
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетенции в физкультурно-оздоровительной деятельности,
овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями;
- формирование знаний, необходимых для самоконтроля уровня своего физического здоровья, физической подготовленности и работоспособности.
Задачи:
- сформировать представление о физической культуре, как о части общей культуры человека, а также о месте физической культуры в стране, в обществе, в жизни обучающегося;
- изучить основные средства и методы физического воспитания;
- знать основные термины, определения и понятия в области физической культуры в целом, и в отдельных видах физической активности;
- систематически развивать физические качества, комплексные физические характеристики и необходимые двигательные умения;
- формировать необходимые двигательные знания, умения и навыки в рамках каждого раздела учебного предмета;
- сформировать знания, необходимые для организации простых самостоятельных занятий физической активностью, и самоконтроля самочувствия и работоспособности во время них.
- сформировать устойчивый интерес к отслеживанию, сравнению и совершенствованию индивидуальных физкультурных достижений.
1.4. Результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты обучающихся:
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
− сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
− потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
− приобретение личного опыта творческого использования профессиональнооздоровительных средств и методов двигательной активности;
− формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
− готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
− способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
− формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно оздоровительной деятельностью;
− умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
− патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
Метапредметные результаты обучающихся:
− способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
− готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
− освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
− формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
Предметные результаты обучающихся:
− умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
− владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
− владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
− владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
− владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 4 |
практические занятия | 113 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Промежуточная аттестация в форме зачета и дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Применение современных образовательных технологий |
Лекции | Практические занятия |
Раздел 1. | Введение в дисциплину «физическая культура». Современное состояние физической культуры и спорта в РФ. Пропаганда здорового образа жизни (12ч). | | 12 | | |
Тема 1.1. | Актуальность физической культуры в современном обществе. | | 2 | | |
Тема 1.2 | Введение в дисциплину «физическая культура». Физическое воспитание в системе СПО | | 2 | | |
Тема 1.3 | Основные виды физической активности. Занятия физической культурой и спортом. | | 2 | | |
Тема 1.4 | Утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия ФК | | 2 | | |
Тема 1.5 | Функциональные пробы и нагрузочное тестирование. Навыки самооценки работоспособности занимающихся. | | 2 | | |
Тема 1.6 | Обучение навыкам и технике выполнения ОРУ, построений, перестроений, поворотов. | | 2 | | |
| Самостоятельная работа обучающихся (10ч): - Рассмотреть современные тенденции увлечения молодежи спортом - Разработать способы пропаганды ЗОЖ - Совершенствовать навыки измерения основных физиологических показателей | | 10 | | |
Раздел 2. | Легкая атлетика(22ч). | 1 | 21 | | |
Тема 2.1 | Лёгкая атлетика, как вид спорта. Её виды, правила соревнований, места проведения занятий и соревнований, оборудование, техника безопасности | 1 | 1 | Интерактивная лекция | |
Тема 2.2 | Спортивная и оздоровительная ходьба. Финский тест. | | 4 | | |
Тема 2.3 | Спринтерский бег (бег на короткие дистанции). Низкий старт . | | 4 | | |
Тема 2.4 | Бег на средние дистанции. | | 2 | | |
Тема 2.5 | Стайерский бег (бег на длинные дистанции). Тест Купера. | | 4 | | |
Тема 2.6 | Прыжки в длину (с места, с разбега. Тройной прыжок) | | 4 | | |
Тема 2.7 | Метания ( граната, облегченные мячи) | | 2 | | |
| Самостоятельная работа обучающихся(10ч): - Рассмотреть основные дисциплины легкой атлетики. - Записать мировые рекорды (м и ж) прыжков в длину. - Записать основные виды легкоатлетических метаний. | | | | |
Раздел 3. | Гимнастика(34ч) . | 1 | 33 | | |
Тема3.1 | Гимнастика, как вид физической активности. Ее дисциплины, места проведения занятий и соревнований, оборудование, техника безопасности. | 1 | 2 | Интерактивная лекция | |
Тема3.2 | Техника поворотов, построений и перестроений. Основные положения в гимнастике | | 2 | | |
Тема 3.3 | Техника выполнения основних ОРУ и специальных упражнений. | | 2 | | |
Тема 3.4 | Упражнения, направленные на развитие гибкости. | | 2 | | |
Тема 3.5 | Упражнения, направленные на развитие силы. | | 2 | | |
Тема 3.6 | Упражнения, направленные на развитие координации и ловкости. | | 2 | | |
Тема 3.7 | Коррегирующие и дыхательные упражнения. | | 2 | | |
Тема 3.8 | Оздоровительные гимнастические комплексы. | | 1 | | |
| Самостоятельная работа обучающихся (5ч): - Записать основные гимнастические снаряды и виды - Составить гимнастический оздоровительный комплекс | | | | |
| Зачет | 2 | |
Тема 3.9 | Прикладная гимнастика с элементами самостраховки | | 2 | | |
Тема 3.10 | Гимнастика с элементами акробатики. Основные ОРУ и специальные упражнения. | | 2 | | |
Тема 3.11 | Гимнастика с элементами акробатики. Техника основных упражнений: -кувырок вперед (виды и способы); -кувырок назад )виды и способы); -кувырок через плечо; -равновесие(ласточка); -стойка на лопатках; -мост; -стойка на голове; -переворот боком. | | 8 | |
Тема 3.12 | Гимнастика с элементами акробатики. Основные положения при выполнении гимнастических комплексов (седы, упоры, стойки) | | 2 | |
Тема 3.13 | Гимнастика с элементами акробатики. Методика составления гимнастических комплексов с элементами акробатики. Судейство в гимнастике. | 1 | 1 | Интерактивная лекция |
Тема 3.14 | Комплекс гимнастических упражнений с элементами акробатики. | | 2 | |
| Самостоятельная работа(4ч): - Рассмотреть правила проведения соревнований по гимнастике. | | | |
Раздел 4. | Подвижные игры. Развитие ловкости и внимания (25ч). | | 25 | |
Тема 4.1 | Основы настольного тенниса. Правила игры, проведения соревнований, оборудование, техника безопасности. | | 2 | |
Тема 4.2 | Основы настольного тенниса. Одиночная и парная игра по облегченным правилам. | | 2 | |
Тема 4.3 | Основы настольного тенниса. Игра по правилам в соответствии с соревновательными.. | | 2 | |
Тема 4.4 | Эстафеты и другие виды игровой деятельности, направленной на развитие ловкости и внимания. -эстафеты с элементами гимнастики; -эстафеты с предметами; -эстафеты с элементами легкой атлетики; -эстафеты с элементами спортивных игр; -преодоление полос препятствий; -челночный бег. | | 4 | |
Тема 4.5 | Техника ОРУ и специальных упражнений с предметами | | 2 | |
Тема 4.6 | Техника основных ОРУ и специальных упражнений с мячом | | 2 | | |
Тема 4.7 | Техника обращения с мячом. Техника и способы: -ловли мяча; -передачи мяча; -бросков мяча; -ведения мяча (основы баскетбола) -ведения мяча (основы футбола) | | 3 | | |
Тема 4.8 | Подвижные игры без предметов | | 4 | | |
Тема 4.9 | Подвижные игры с предметами | | 4 | | |
| Самостоятельная работа(14ч): - История возникновения развития настольного тенниса - Знать правила и уметь провести не менее 2х подвижных игр без предметов - Знать правила и уметь провести не менее 2х подвижных игр с предметами | | | | |
Раздел 5. | Спортивные игры. Волейбол (22ч). | 1 | 21 | | |
Тема 5.1 | Волейбол, как вид спорта; правила игры, правила проведения соревнований, оборудование, техника безопасности. | 1 | 1 | Интерактивная лекция | |
Тема 5.2 | Основные специально-подготовительные упражнения в волейболе. | | 2 | | |
Тема 5.3 | Стойки и способы передвижения в волейболе. | | 2 | | |
Тема 5.4 | Техника и способы передачи мяча ( техника ударов по мячу) | | 4 | | |
Тем 5.5 | Техника и способы подач мяча. | | 2 | | |
Тема 5.6 | Техника и способы приема мяча | | 2 | | |
Тема 5.7 | Техника защитных блоков и нападающих ударов. | | 2 | | |
Тема 5.8 | Техника и тактика игры. Игра по облегченным правилам. | | 2 | | |
Тема 5.9 | Соревновательные правила игры, судейские жесты. Игра по правилам в соответствии с соревновательными.(зачет) | | 2 | | |
| Самостоятельная работа(16ч) : - История возникновения и развития волейбола - Рассмотреть способы приема и передачи мяча - Рассмотреть способы приема и передачи мяча - Правила игры и проведения соревнований, разметка площадки, оборудование. | | | | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего: | 176 | |
3. Контроль и оценка РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОго предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы, сдачи нормативов и комплексных технических упражнений, теоретических заданий, тестирований, и других видов учебной работы.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по предмету, приводятся в Фонде оценочных средств по предмету.
4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебного предмета
4.1. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература:
Физическая культура : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 599 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475342.
Спортивные игры: правила, тактика, техника : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13046-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475343.
Физическая культура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469681).
Дополнительная учебная литература:
Германов, Г. Н. Основы биомеханики: двигательные способности и физические качества (разделы теории физической культуры) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 224 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11148-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475903.
Германов, Г. Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая атлетика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 461 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05784-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453962.
Бурухин, С. Ф. Методика обучения физической культуре. гимнастика : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Ф. Бурухин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 173 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07538-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471782.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
https://urait.ru – электронно-библиотечная система
http://www.infosport.ru - Национальная информационная сеть «Спортивная Россия».
http://www.infosport.ru/sp/ - электронная энциклопедия по видам спорта
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала.
Спортивный зал
Специализированная мебель: нет.
Технические средства обучения: нет.
Программное обеспечение: нет.
Специальное лабораторное оборудование и иное оборудование: спортивное оборудование и инвентарь по видам спорта (стойки волейбольные - 2 шт., сетка волейбольная - 2 шт., мячи волейбольные - 19 шт., скамейки гимнастические - 4 шт.), спортивное оборудование и инвентарь универсального назначения (предусмотрена разметка волейбольной площадки - 1 шт.).
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий