СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Физическая оптика" для специальности 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для специальности "Оптические и оптико-электронные приборы и системы". Используется для студентов второго курса данной специальности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Физическая оптика" для специальности 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы»







МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский технологический университет»

МИРЭА


Колледж приборостроения и информационных технологий












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины ОП.012 Физическая оптика


специальность 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы
















Москва

2017






Одобрена

Предметно-цикловой комиссией

Оптических систем




Рабочая программа учебной дисциплины

разработана на основе типовых программ УГС технического профиля и с учетом требований регионального рынка труда



Протокол № _______________

От «_ »_____ _____20 __г.


Председатель предметно-цикловой комиссии

_________ _Павлюкова И.С.

подпись ФИО


Директор колледжа


____________ _____ О.В Книга.

подпись ФИО









Составитель: Немкевич Марина Германовна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий





Рецензент:



___________________________________________________________________________















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНы


ФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая оптика» сформирована из часов вариативной части с целью получения дополнительных знаний и умений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для курсов повышения квалификации.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая оптика» дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • об этапах развития физической оптики и природе электромагнитных волн;


В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • определять качество изготавливаемой поверхности деталей с помощью пробных стекол;

  • определять качество объективов;

  • измерять период дифракционной решетки;

  • применять в измерениях: зрительную трубу, поляризаторы, интерферометр, поляризационный микроскоп;

  • измерять радиус кривизны линзы;

  • измерять освещенность;

  • использовать свойства оптического квантового генератора (ОКГ).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Области оптического излучения;

  • Закон преломления волн, отражения волн;

  • Условия возникновения интерференции, дифракции, дисперсии света;

  • Использование интерференции, дифракции в промышленности;

  • Виды просветляющих покрытий;

  • Светофильтры, их характеристики;

  • Виды дифракционных решеток;

  • Кристаллы, оптические свойства кристаллов;

  • Применение кристаллов в промышленности;

  • Поляроиды, виды поляризации;

  • Интерференционно-поляризационные фильтры их применение, назначение;

  • Значение и область применения спектрального анализа;

  • Методы и приемы измерения энергии излучения;

  • Глаз человека как приемник излучения;

  • Лампы накаливания, газоразрядные их применение;

  • Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики;

  • Применение голографии.







1.4.Использование часов вариативной части ППССЗ

Из вариативной части использовано 108 часов

п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Этапы развития физической оптики;

Тема 1. Физическая сущность световых явлений

12

Приобретение дополнитель­ных знаний и умений в области оптических и оптико-электронных приборов, понимания физических явлений электромагнитной природы света

Природа

электромагнитных волн;

Вывод уравнения электромагнитной волны;

Области оптического излучения;

2

Распространение света в различных средах;

Тема 2. Распространение света в изотропных средах. Дисперсия

6

Оптические свойства сред;

Закон преломления волн;

Закон отражения волн;

Дисперсия света;

3

Условия возникновения интерференции;

Тема 3. Интерференция света

10

Способы осуществления интерференции;

Разновидности интерференции;

Кольца Ньютона;

4

Использование интерференции в промышленности;

Тема 4. Применение интерференции

6

Назначение, принцип действия интерферометров;

Виды просветляющих покрытий;

Светофильтры, их характеристики;

5

Условия возникновения дифракции;

Тема 5. Основные теории дифракции света

14

Определение разрешающей способности оптической системы;

Применение дифракции в промышленности;

Виды дифракционных решеток;

6

Состояние света: поляризованный и неполяризованный свет;

Тема 6. Поляризация света


18

Кристаллы, оптические свойства кристаллов;

Применение кристаллов в промышленности;

Поляроиды;

Виды поляризации;

Компенсаторы, применение компенсаторов;

7

Применение поляризации;

Тема 7. Применение поляризации

12

Виды материалов применяемые для изготовления поляризационных элементов;

Интерференционно-поляризационные фильтры их применение, назначение;


8

Значение и область применения спектрального анализа;

Тема 8. Основы спектроскопии

10

Классификация спектральных систем;

9

Методы и приемы измерения энергии излучения;

Тема 9. Основы фотометрии

8

Глаз человека как приемник излучения;

Фотометрические величины и единицы;

10

Лампы накаливания, их применение;

Тема 10. Источники света

8

Лампы газоразрядные, их применение;

Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики;

11

Методы получения голографии;

Тема 11. Основы голографии и нелинейной оптики

4

Применение голографии


1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 162 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часа;

самостоятельной работы студента 54 часов.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:


лабораторные занятия

20

практические занятия

10

контрольная работа

-

Самостоятельная работа студента

в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы


54

Итоговая аттестация в форме контрольной работы в 3 семестре; экзамена в 4 семестре









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая оптика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практическое занятие, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Физическая сущность световых явлений

12


История развития физической оптики

2

2

Элементы волнового процесса. Гармонические волны

2

2

Электромагнитная природа света

2

2

Скорость распространения электромагнитных волн в среде

2

2

Шкала, спектр электромагнитных волн

2

2

Практическое занятие №1

2


Основные выводы теории Максвелла


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 1:

Сделать конспект: принцип Гюйгенса, волновой фронт;

подготовить доклад: Электромагнитные волны.

4

Тема 2. Распространение света в изотропных средах

6



Отражение и преломление света на границе раздела двух сред

2

2

Дисперсия света

2

2

Практическое занятие №2

2


Изучение зрительной трубы


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 2:

Подготовить сообщение: Преломление волн; Отражение волн.

4

Тема 3. Интерференция света

10



Условия для возникновения интерференции

2

2

Интерференция в тонких пластинках

2

2

Кольца Ньютона

2

2

Лабораторная работа №1

2


Определение ошибок изготовления оптических деталей с помощью пробных стекол

Лабораторная работа №2

2

Измерение радиусов кривизны линз методом колец Ньютона


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 3:

Подготовить сообщение: Прибор для измерения показателя преломления. Рефрактометр. Оптическая схема;

Работа с ГОСТ 3514-94 Оптическое стекло, выписать марки стекол;

Сделать доклад: Интерференция света.

6

Тема 4. Применение интерференции

6



Пробные стекла

2

2

Просветляющие покрытия

2

2

Лабораторная работа №3

2


Определение качества изготовления поверхностей и покрытий деталей на микроинтерферометре МИИ-4


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 4:

Сделать сообщение: Схема Юнга


2

Тема 5. Основные теории дифракции света

14



Дифракция света

2

2

Дифракционные явления Френеля

2

2

Разрешающая способность оптической системы

2

2

Дифракционные решетки

Разрешающая способность дифракционной решетки

2

2

Контрольная работа

2

2

Лабораторная работа №4

2


Определение периода дифракционной решетки на гониометре ГС-5

Лабораторная работа №5

2

Контроль качества изготовления объектива


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 5:

Сделать сообщение: Зеркало Френеля;

Зеркало Ллойда;

Дифракционные решетки;

Сделать доклад: качество оптических стекол.

8

Тема 6. Поляризация света

18



Естественный и поляризованный свет

2

2

Поляризация при отражении и преломлении света

2

2

Общие сведения о кристаллах

2

2

Поляризация света при прохождении через кристалл

2

2

Поляроиды, виды поляризации

2

2

Эллиптическая и циркулярная поляризация

2

1

Компенсаторы. Интерференция поляризованных лучей

2

2

Лабораторная работа №6

2


Определение двойного лучепреломления в оптическом стекле

Практическое занятие №3

2

Анализ поляризованного света


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 6:

Сделать конспект: прохождение света через турмалиновые пластинки;

двойное лучепреломление;

Подготовить сообщение: анизотропия кристаллов;

Просветляющие покрытия (для чего наносятся);

Просветляющие покрытия (какие бывают).

10

Тема 7. Применение поляризации

12



Вращение плоскости поляризации

2

1

Интерференционно-поляризационные фильтры

2

2

Поляризационный микроскоп

2

2

Поляризационный интерферометр

2

2

Лабораторная работа №7

2


Определение светового потока в зависимости от угла поворота поляроида

Практическое занятие №4

2

Изучение свойств поляризационного микроскопа


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 7:

Сделать доклад:

Оптические интерференционные светофильтры;

Сделать сообщение: Дифракция света;

Применение дифракции;

Начертить схему поляризационного микроскопа.

8

Тема 8. Основы спектроскопии

10



Значение и область применения спектрального анализа

2

2

Принципиальная схема оптической системы спектрального прибора

2

2

Классификация спектральных систем

2

2

Основные характеристики спектральной системы

2

2

Практическое занятие №5

2


Призменные диспергирующие системы


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 8:

Сделать сообщение: Условие возникновение интерференции;

Начертить схему спектрального прибора.

4

Тема 9. Основы фотометрии

8



Энергия излучения. Поток излучения

2

2

Световой поток. Фотометрические величины и единицы

2

2

Световые измерения

2

2

Лабораторная работа №8

2


Измерение освещенности по полю изображения


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 9:

Сделать доклад: глаз человека как приемник излучения;

Сделать таблицу: основные фотометрические величины и единицы.

4

Тема 10. Источники света

10



Тепловое излучение

2

1

Оптические квантовые генераторы (ОКГ) – лазеры

2

2

Применение лазеров

2

2

Лабораторная работа №9

2


Изучение конструкции лазера и свойств лазерного излучения

Лабораторная работа №10

2

Изучение модуляции лазерного излучения


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 10:

Подготовить сообщение: Дисперсия света;

Изотропная и анизотропная среда.

4

Тема 11. Основы голографии и нелинейной оптики

2



Физические основы голографии

2

1

Всего:

108


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Физическая оптика», «Лаборатории презеционных измерений, наноизмерений, оптикоэлектроники и автоматизированного проектирования».


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Физическая оптика»;


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;

процессор Intel Celeron Dual Core, частота 2,4 ГГц, оперативная память DDR3 4096 Мб, графический контроллер Intel HD Graphics, жесткий диск 500 Гб, операционная система Windows XP;

- мультимедиапроектор.





3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Стафеев С.К., Боярский К.К., Башнина Г.Л. Основы оптики – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 336 с.


Дополнительные источники:

  1. Акиньшин В.С., Истомина Н.Л. Оптика: Учебное пособие – СПб .: Издательство «Лань», 2015. – 240 с.

  2. Апенко М.И., Гвоздева Н.П. Физическая оптика: Учебник для оптико-механических и приборостроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1979. – 216 с.


Интернет-ресурсы

Window.edu.ru - Библиотека учебно-методических материалов для студентов;

www.eor.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов









4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения и защиты практических занятий, лабораторных работ, зачетной работы, тестирования, а также выполнения студентами домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:



определять качество изготавливаемой поверхности деталей с помощью пробных стекол

ОК 1,

ОК 4,

ОК 6,

ОК 8,

ОК 9

ПК 3.3

ПК 3.4


Выполнение и защита

лабораторных работ, практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, контроль при выполнении индивидуальных заданий по темам, зачетная работа, экзамен

определять качество объективов;

измерять период дифракционной решетки, радиус кривизны линзы, измерять освещенность;

применять в измерениях: зрительную трубу, поляризаторы, интерферометр, поляризационный микроскоп;

использовать свойства оптического квантового генератора (ОКГ).

Знания:



Области оптического излучения;

ОК 1,

ОК 4,

ОК 6,

ОК 8,

ОК 9

Выполнение и защита

лабораторных работ, практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, контроль при выполнении индивидуальных заданий по темам, зачетная работа

Закона преломления волн, отражения волн;

Условия возникновения интерференции, дифракции, дисперсии света;

Использование интерференции, дифракции в промышленности;

Виды просветляющих покрытий;

Светофильтры, фильтры, дифракционные решетки их характеристики

Кристаллы, оптические свойства кристаллов;

Применение кристаллов в промышленности;

Значение и область применения спектрального анализа;

Методы и приемы измерения энергии излучения;

Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики;

Применение голографии

.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!