| | |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский технологический университет» МИРЭА |
Колледж приборостроения и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.012 Физическая оптика
специальность 12.02.05 Оптические и оптико-электронные приборы и системы
Москва
2017
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Оптических систем | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе типовых программ УГС технического профиля и с учетом требований регионального рынка труда |
Протокол № _______________ От «_ »_____ _____20 __г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________ _Павлюкова И.С. подпись ФИО | Директор колледжа ____________ _____ О.В Книга. подпись ФИО |
Составитель: Немкевич Марина Германовна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий
Рецензент:
___________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНы
ФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая оптика» сформирована из часов вариативной части с целью получения дополнительных знаний и умений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для курсов повышения квалификации.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Физическая оптика» дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
определять качество изготавливаемой поверхности деталей с помощью пробных стекол;
определять качество объективов;
измерять период дифракционной решетки;
применять в измерениях: зрительную трубу, поляризаторы, интерферометр, поляризационный микроскоп;
измерять радиус кривизны линзы;
измерять освещенность;
использовать свойства оптического квантового генератора (ОКГ).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Области оптического излучения;
Закон преломления волн, отражения волн;
Условия возникновения интерференции, дифракции, дисперсии света;
Использование интерференции, дифракции в промышленности;
Виды просветляющих покрытий;
Светофильтры, их характеристики;
Виды дифракционных решеток;
Кристаллы, оптические свойства кристаллов;
Применение кристаллов в промышленности;
Поляроиды, виды поляризации;
Интерференционно-поляризационные фильтры их применение, назначение;
Значение и область применения спектрального анализа;
Методы и приемы измерения энергии излучения;
Глаз человека как приемник излучения;
Лампы накаливания, газоразрядные их применение;
Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики;
Применение голографии.
1.4.Использование часов вариативной части ППССЗ
Из вариативной части использовано 108 часов
№ п/п | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1 | Этапы развития физической оптики; | Тема 1. Физическая сущность световых явлений | 12 | Приобретение дополнительных знаний и умений в области оптических и оптико-электронных приборов, понимания физических явлений электромагнитной природы света |
Природа электромагнитных волн; |
Вывод уравнения электромагнитной волны; |
Области оптического излучения; |
2 | Распространение света в различных средах; | Тема 2. Распространение света в изотропных средах. Дисперсия | 6 |
Оптические свойства сред; |
Закон преломления волн; |
Закон отражения волн; |
Дисперсия света; |
3 | Условия возникновения интерференции; | Тема 3. Интерференция света | 10 |
Способы осуществления интерференции; |
Разновидности интерференции; |
Кольца Ньютона; |
4 | Использование интерференции в промышленности; | Тема 4. Применение интерференции | 6 |
Назначение, принцип действия интерферометров; |
Виды просветляющих покрытий; |
Светофильтры, их характеристики; |
5 | Условия возникновения дифракции; | Тема 5. Основные теории дифракции света | 14 |
Определение разрешающей способности оптической системы; |
Применение дифракции в промышленности; |
Виды дифракционных решеток; |
6 | Состояние света: поляризованный и неполяризованный свет; | Тема 6. Поляризация света | 18 |
Кристаллы, оптические свойства кристаллов; |
Применение кристаллов в промышленности; |
Поляроиды; |
Виды поляризации; |
Компенсаторы, применение компенсаторов; |
7 | Применение поляризации; | Тема 7. Применение поляризации | 12 |
Виды материалов применяемые для изготовления поляризационных элементов; |
Интерференционно-поляризационные фильтры их применение, назначение; |
8 | Значение и область применения спектрального анализа; | Тема 8. Основы спектроскопии | 10 |
Классификация спектральных систем; |
9 | Методы и приемы измерения энергии излучения; | Тема 9. Основы фотометрии | 8 |
Глаз человека как приемник излучения; |
Фотометрические величины и единицы; |
10 | Лампы накаливания, их применение; | Тема 10. Источники света | 8 |
Лампы газоразрядные, их применение; |
Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики; |
11 | Методы получения голографии; | Тема 11. Основы голографии и нелинейной оптики | 4 |
Применение голографии |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 108 часа;
самостоятельной работы студента 54 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | 10 |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа студента в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 54 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы в 3 семестре; экзамена в 4 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая оптика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическое занятие, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Физическая сущность световых явлений | 12 | |
| История развития физической оптики | 2 | 2 |
Элементы волнового процесса. Гармонические волны | 2 | 2 |
Электромагнитная природа света | 2 | 2 |
Скорость распространения электромагнитных волн в среде | 2 | 2 |
Шкала, спектр электромагнитных волн | 2 | 2 |
Практическое занятие №1 | 2 | |
Основные выводы теории Максвелла |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 1: Сделать конспект: принцип Гюйгенса, волновой фронт; подготовить доклад: Электромагнитные волны. | 4 |
Тема 2. Распространение света в изотропных средах | 6 | |
| Отражение и преломление света на границе раздела двух сред | 2 | 2 |
Дисперсия света | 2 | 2 |
Практическое занятие №2 | 2 | |
Изучение зрительной трубы |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 2: Подготовить сообщение: Преломление волн; Отражение волн. | 4 |
Тема 3. Интерференция света | 10 | |
| Условия для возникновения интерференции | 2 | 2 |
Интерференция в тонких пластинках | 2 | 2 |
Кольца Ньютона | 2 | 2 |
Лабораторная работа №1 | 2 | |
Определение ошибок изготовления оптических деталей с помощью пробных стекол |
Лабораторная работа №2 | 2 |
Измерение радиусов кривизны линз методом колец Ньютона |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 3: Подготовить сообщение: Прибор для измерения показателя преломления. Рефрактометр. Оптическая схема; Работа с ГОСТ 3514-94 Оптическое стекло, выписать марки стекол; Сделать доклад: Интерференция света. | 6 |
Тема 4. Применение интерференции | 6 | |
| Пробные стекла | 2 | 2 |
Просветляющие покрытия | 2 | 2 |
Лабораторная работа №3 | 2 | |
Определение качества изготовления поверхностей и покрытий деталей на микроинтерферометре МИИ-4 |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 4: Сделать сообщение: Схема Юнга | 2 |
Тема 5. Основные теории дифракции света | 14 | |
| Дифракция света | 2 | 2 |
Дифракционные явления Френеля | 2 | 2 |
Разрешающая способность оптической системы | 2 | 2 |
Дифракционные решетки Разрешающая способность дифракционной решетки | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | 2 |
Лабораторная работа №4 | 2 | |
Определение периода дифракционной решетки на гониометре ГС-5 |
Лабораторная работа №5 | 2 |
Контроль качества изготовления объектива |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 5: Сделать сообщение: Зеркало Френеля; Зеркало Ллойда; Дифракционные решетки; Сделать доклад: качество оптических стекол. | 8 |
Тема 6. Поляризация света | 18 | |
| Естественный и поляризованный свет | 2 | 2 |
Поляризация при отражении и преломлении света | 2 | 2 |
Общие сведения о кристаллах | 2 | 2 |
Поляризация света при прохождении через кристалл | 2 | 2 |
Поляроиды, виды поляризации | 2 | 2 |
Эллиптическая и циркулярная поляризация | 2 | 1 |
Компенсаторы. Интерференция поляризованных лучей | 2 | 2 |
Лабораторная работа №6 | 2 | |
Определение двойного лучепреломления в оптическом стекле |
Практическое занятие №3 | 2 |
Анализ поляризованного света |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 6: Сделать конспект: прохождение света через турмалиновые пластинки; двойное лучепреломление; Подготовить сообщение: анизотропия кристаллов; Просветляющие покрытия (для чего наносятся); Просветляющие покрытия (какие бывают). | 10 |
Тема 7. Применение поляризации | 12 | |
| Вращение плоскости поляризации | 2 | 1 |
Интерференционно-поляризационные фильтры | 2 | 2 |
Поляризационный микроскоп | 2 | 2 |
Поляризационный интерферометр | 2 | 2 |
Лабораторная работа №7 | 2 | |
Определение светового потока в зависимости от угла поворота поляроида |
Практическое занятие №4 | 2 |
Изучение свойств поляризационного микроскопа |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 7: Сделать доклад: Оптические интерференционные светофильтры; Сделать сообщение: Дифракция света; Применение дифракции; Начертить схему поляризационного микроскопа. | 8 |
Тема 8. Основы спектроскопии | 10 | |
| Значение и область применения спектрального анализа | 2 | 2 |
Принципиальная схема оптической системы спектрального прибора | 2 | 2 |
Классификация спектральных систем | 2 | 2 |
Основные характеристики спектральной системы | 2 | 2 |
Практическое занятие №5 | 2 | |
Призменные диспергирующие системы |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 8: Сделать сообщение: Условие возникновение интерференции; Начертить схему спектрального прибора. | 4 |
Тема 9. Основы фотометрии | 8 | |
| Энергия излучения. Поток излучения | 2 | 2 |
Световой поток. Фотометрические величины и единицы | 2 | 2 |
Световые измерения | 2 | 2 |
Лабораторная работа №8 | 2 | |
Измерение освещенности по полю изображения |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 9: Сделать доклад: глаз человека как приемник излучения; Сделать таблицу: основные фотометрические величины и единицы. | 4 |
Тема 10. Источники света | 10 | |
| Тепловое излучение | 2 | 1 |
Оптические квантовые генераторы (ОКГ) – лазеры | 2 | 2 |
Применение лазеров | 2 | 2 |
Лабораторная работа №9 | 2 | |
Изучение конструкции лазера и свойств лазерного излучения |
Лабораторная работа №10 | 2 |
Изучение модуляции лазерного излучения |
| Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по теме 10: Подготовить сообщение: Дисперсия света; Изотропная и анизотропная среда. | 4 |
Тема 11. Основы голографии и нелинейной оптики | 2 | |
| Физические основы голографии | 2 | 1 |
Всего: | 108 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Физическая оптика», «Лаборатории презеционных измерений, наноизмерений, оптикоэлектроники и автоматизированного проектирования».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физическая оптика»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя;
процессор Intel Celeron Dual Core, частота 2,4 ГГц, оперативная память DDR3 4096 Мб, графический контроллер Intel HD Graphics, жесткий диск 500 Гб, операционная система Windows XP;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Стафеев С.К., Боярский К.К., Башнина Г.Л. Основы оптики – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 336 с.
Дополнительные источники:
Акиньшин В.С., Истомина Н.Л. Оптика: Учебное пособие – СПб .: Издательство «Лань», 2015. – 240 с.
Апенко М.И., Гвоздева Н.П. Физическая оптика: Учебник для оптико-механических и приборостроительных техникумов. – М.: Машиностроение, 1979. – 216 с.
Интернет-ресурсы
Window.edu.ru - Библиотека учебно-методических материалов для студентов;
www.eor.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения и защиты практических занятий, лабораторных работ, зачетной работы, тестирования, а также выполнения студентами домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | | |
определять качество изготавливаемой поверхности деталей с помощью пробных стекол | ОК 1, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9 ПК 3.3 ПК 3.4 | Выполнение и защита лабораторных работ, практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, контроль при выполнении индивидуальных заданий по темам, зачетная работа, экзамен |
определять качество объективов; |
измерять период дифракционной решетки, радиус кривизны линзы, измерять освещенность; |
применять в измерениях: зрительную трубу, поляризаторы, интерферометр, поляризационный микроскоп; |
использовать свойства оптического квантового генератора (ОКГ). |
Знания: | | |
Области оптического излучения; | ОК 1, ОК 4, ОК 6, ОК 8, ОК 9 | Выполнение и защита лабораторных работ, практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, контроль при выполнении индивидуальных заданий по темам, зачетная работа |
Закона преломления волн, отражения волн; |
Условия возникновения интерференции, дифракции, дисперсии света; |
Использование интерференции, дифракции в промышленности; |
Виды просветляющих покрытий; |
Светофильтры, фильтры, дифракционные решетки их характеристики |
Кристаллы, оптические свойства кристаллов; |
Применение кристаллов в промышленности; |
Значение и область применения спектрального анализа; |
Методы и приемы измерения энергии излучения; |
Оптические квантовые генераторы (ОКГ) их характеристики; |
Применение голографии |
.
7