МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения протокол № 1 от «30» августа 2019г. Председатель МО Элькинд Н.Д. ____________ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ОПССЗ ____________О.М.Ткачева «30» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ОП.02.ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ обращение и кредит
специальность СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Краснокамск 2019
Рабочая программа по дисциплине ОП.02. «Финансы, денежное обращение и кредит»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированный Министерством юстиции РФ от 26 февраля 2018г. № 50137.
Организация-разработчик:
КГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Хоменко Валентина Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. Паспорт рабочей программы
Область применения программы
Рабочая программа по дисциплине ОП 02.«Финансы, денежное обращение и кредит» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 69, зарегистрированный Министерством юстиции РФ от 26 февраля 2018г. № 50137.
Место дисциплины в структуре
Учебная дисциплина ОП.02 «Финансы, денежное обращение и кредит» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Учебная дисциплина ОП.02 «Финансы, денежное обращение и кредит» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 05; ОК 09; ОК 10; ОК 11; ПК 1.3;. ПК 2.5; ПК 4.4.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
ОП 02. «Финансы, денежное обращение и кредит» студент должен:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы. | Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации. |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов. |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности. | Основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; финансовые инструменты, кредитные банковские продукты. |
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | Организовывать документооборот; разбираться в номенклатуре дел; понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности; проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг; проводить учет финансовых результатов и использования прибыли; проводить учет собственного капитала; проводить учет кредитов и займов. | Теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации; инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета; учет долгосрочных инвестиций; учет финансовых вложений и ценных бумаг. |
ПК 2.5 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации | Определять цели и периодичность проведения инвентаризации; руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации активов; пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации активов; давать характеристику активов организации; составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет активов; составлять акт по результатам инвентаризации; проводить выверку финансовых обязательств; проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98). | Основные понятия инвентаризации активов; характеристику объектов, подлежащих инвентаризации; цели и периодичность проведения инвентаризации имущества; задачи и состав инвентаризационной комиссии; процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации; перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; процедуру составления акта по результатам инвентаризации. |
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности | Использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем, определять источники, содержащие наиболее полную и достоверную информацию о работе объекта внутреннего контроля; определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах; определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта; разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта; применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками. | Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения; определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности; методы финансового анализа; виды и приемы финансового анализа; процедуры анализа бухгалтерского баланса: процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности; основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками. |
В результате изучения дисциплины ОП 02. «Финансы, денежное обращение и кредит» формируются компетенции:
общие компетенции:
OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.3.Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ОП 02. «Финансы, денежное обращение и кредит» является общепрофессиональной дисциплиной.
Содержание дисциплины ОП 02. «Финансы, денежное обращение и кредит» имеет межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла: экономика, экономика организации, основы бухгалтерского учета.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение проводится с применением технических средств обучения, видео-, аудиоматериалов, современных компьютерных программ.
Курс обеспечен методическими пособиями и указаниями к выполнению практических работ.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Всего во взаимодействии с преподавателем 70 часов, в т.ч. теоретическое обучение 48 часов, и практические занятия - 22 часов.
Структура и содержание дисциплины ОП 02. «Финансы, денежное обращение и кредит»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего во взаимодействии с преподавателем | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 02 «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Домашнее задание (§ учебника, задания) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Финансы и финансовая система | | | |
Тема1.1. Сущность и функции денег. Денежное обращение | Содержание учебного материала | | 12 |
1. Деньги их функция и роль в рыночной экономике 2. Денежная масса и скорость обращения денег 3. Денежная масса и скорость обращения денег | Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит с.5-25 | 2 2 2 | 1 |
4.Практическая работа 1 Расчет денежной массы и скорости обращения денег | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум. с.6-25 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: Составить краткий конспект по предложенному материалу; | | 4 | 3 |
1,3 1,2,3 1,2 1,2,3 1,2,3 1,2,3 1,2,3 1,2,3 |
Тема1.2. Финансы, финансовая политика и финансовая система. | Содержание учебного материала 5.Понятие финансов. 6 Роль финансов в системе рыночных отношений. 7.Финансовая политика и финансовая система РФ | Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит с.38-41 | 6 2 2 2 |
Тема1.3. Государственные финансы. | Содержание учебного материала 8.Государственный бюджет. 9.Внебюджетные фонды. 10.Государственный кредит 11.Практическая работа № 2 «Определение облагаемой базы для расчета отчислений в социальные фонды и расчет суммы отчислений» | Романовский М.В. Финансы, денежное обращение. Кредит.с.70 Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.37-61 | 8 2 2 2 2 |
Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности. | Содержание учебного материала 12.Финансы коммерческих организаций. 13.Финансы некоммерческих организаций 14. Финансы общественных объединений. 15. Практическая работа №3: «Расчет чистой прибыли по организациям различных форм собственности». | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.61-69 | 8 2 2 2 2 |
Тема 1.5. Система страхования | Содержание учебного материала 16. Сущность страхования 17. Расчет суммы страхового возмещения 18. Практическая работа № 4 Определение страхового платежа и страхового возмещения | Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит.с.226-239 | 6 2 2 2 |
Раздел 2. Банки и банковская система |
Тема 2.1.Банковская система РФ. | Содержание учебного материала 19. Кредитно-банковская система РФ, ее структура и функции ее звеньев 20. Кредитно-банковская система РФ, ее структура и функции ее звеньев 21.Практическая работа №5 Организация процесса кредитования 22.Практическая работа №6. Расчет процентов по вкладам | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит с.157-192 Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.94-113 | 8 2 2 2 2 |
Тема 2.2.Рынок ценных бумаг | Содержание учебного материала 23. Организация рынка ценных бумаг 24. Расчет курса ценных бумаг. 25. Практическая работа № 7 "Расчет суммы доходности акций и суммы дивидендов» 26.Практическая работа № 8 "Расчет полной доходности облигаций и купонных выплат» | Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит.с.239-253 Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.113-130 | 8 2 2 2 2 |
Раздел 3. Финансирование и кредитование капитальных вложений |
Тема 3.1. Понятие инвестиций. Виды инвестиций | Содержание учебного материала 27.Понятие инвестиций. 28.Виды инвестиций | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит с.238-257 | 4 2 2 |
Тема 3.2. Оценка инвестиционных проектов | Содержание учебного материала 29.Оценка инвестиционных проектов 30.Оценка инвестиционных проектов 31.Практическая работа № 9 "Определение оптимального варианта вложения капитала» | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит с.238-257 Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.141-150 | 6 2 2 2 |
Раздел 4. Валютная система и международные кредитные отношения |
Тема 4.1 Тема 4.2. Тема 4.3. | Содержание учебного материала 32.Мировая валютная система 33-34.Практическая работа № 10-11 "Расчет курса валют, определение курсовой разницы». 35.Дифференцированный зачет | Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит с.304-311 Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит : практикум.с.168-180 | 8 2 4 2 |
Всего: | | 74 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Финансы денежное обращение и кредит»,
оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя - классная доска (стандартная или интерактивная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран.
Перечень оборудования не является окончательным и может изменяться в соответствии с особенностями учебного заведения. Например, возможно дополнительное оснащение принтером или иным техническим средством.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция);
Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция);
Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция);
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция);
Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит – М.:Форум, 2013
Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит. Учеб. для СПО.-М.: Форум,2013
Романовский М.В. Финансы, денежное обращение. Кредит. Учеб.- Эл. Издание, 2014
Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит: учеб. – М.: ИЦ "Академия", 2013
Перекрёстова Л.В.Финансы и кредит: практикум. – М.: ИЦ "Академия", 2013
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vuzlib.net.
3.2.3. Дополнительные источники
Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/
Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
Официальный сайт Президента России - http://www.kremlin.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умение оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансового рынка | оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Умение проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением |
Умение проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета |
Умение составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска |
Знание сущности финансов, их функций и роли в экономике | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля |
Знание принципов финансовой политики финансового контроля |
Знание законов денежного обращения |
Знание сущности, видов и функций денег |
Знание основных типов и элементов денежной системы |
Знание видов денежных реформ |
Знание структуры кредитной и банковской системы |
Знание функции банков и классификации банковских операций |
Знание целей, типов и инструментов денежно-кредитной политики |
Знание структуры финансовой системы |
Знание принципов функционирования бюджетной системы и основ бюджетного устройства |
Знание особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг |
Знание характера деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг |
Знание характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики |
Знание особенностей и отличительных черт развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы |