СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине ПД.02 физика для технического профиля СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Физика» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Физика» является профильным (ПД) и относится к общеобразовательному циклу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине ПД.02 физика для технического профиля СПО»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ПД.02 ФИЗИКА


для специальностей технического профиля



очная форма обучения


















Владивосток 2018

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе:

  • Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

  • Приказ МИНОБРНАУКИ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 17 мая 2012 г. №413» (от 29 июня 2017 г. №613);

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • Примерной программы общеобразовательного предмета «Астрономия», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3, от 21 июля 2015 г, регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

  • Уточнений и дополнений к Рекомендациям (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).






Разработана: Е.Ф. Иванова, преподаватель первой категории КСД ВГУЭС

Ф.И.О. автора (авторов), должность, структурное подразделение




Рассмотрена на заседании ЦМК дисциплин общеобразовательного цикла,

Протокол № __ от «___» __________ г.

Председатель ЦМК ____________________ О.А. Шаповалова












Содержание


1

Общие сведения

4

2

Структура и содержание учебного предмета

6

3

Условия реализации программы учебного предмета

18

4

Контроль результатов освоения учебного предмета

22















































  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПД.02 ФИЗИКА


    1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ


«Физика» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Физика» является профильным (ПД) и относится к общеобразовательному циклу.


    1. Требования к результатам освоения учебного предмета


Освоение содержания учебного предмета «Физика» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функционально грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников

    1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

293

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:


лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

117

контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Решение задач

Написание рефератов

Работа с разными источниками информации

Домашний эксперимент

Подготовка к экзамену

98

в том числе:


Итоговая аттестация в форме экзамена



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПД.02 ФИЗИКА


2.1 Тематический план и содержание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятель­ная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

2

Тема 1. Механика













Содержание учебного материала

18

2

1




2




3

Кинематика. 

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Законы механики Ньютона.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

Виды механического движения.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Сложение сил.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения. Невесомость. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.



6




6




6

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

24

2

Решение задач по теме: «Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение».

Решение задач по теме: «Ускорение. Равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения».

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности».

Решение задач по теме: «I, II и III законы Ньютона. Сила. Масса. Импульс тела. Закон всемирного тяготения».

Решение задач по теме: «Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Силы в механике».

Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Энергия. Закон сохранения полной механической энергии».

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение закона сохранения импульса.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника.

Изучение особенностей силы трения (скольжения).

2


2


2


2


2

2


2

2

2

2

2

2










Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

Величайшие открытия физики.

Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

Движение тела переменной массы.

Законы сохранения в механике.

Значение открытий Галилея.

Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

Исаак Ньютон — создатель классической физики.

Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

Методы определения плотности.

Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

Силы трения.

Современная физическая картина мира.

Современные средства связи.

Экологические проблемы и возможные пути их решения.

Эмилий Христианович Ленц — русский физик.









14

Тема 2.

Основы

физики и

термодинамики

Содержание учебного материала

10

2

11






12







3




4



5

Основы молекулярно-кинетической теории

Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Основы термодинамики.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Свойства паров.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Свойства жидкостей.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Свойства твердых тел.

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации

Движение броуновских частиц.

Диффузия.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы.

Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Модели тепловых двигателей.

Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явления поверхностного натяжения и смачивания.

Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.



2








2







2




2


2

Лабораторные работы

не предусмотрено



2

Практические занятия

27

Решение задач по теме: «Размеры и масса молекул и атомов. Скорости движения молекул и их измерение».

Решение задач по теме: «Параметры состояния идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов».

Решение задач по теме: «Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная».

Решение задач по теме: «Внутренняя энергия. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса».

Решение задач по теме: «Первое начало термодинамики. Холодильная машина. Тепловой двигатель».

Решение задач по теме: «Кипение. Перегретый пар».

Решение задач по теме: «Явление на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления».

Решение задач по теме: «Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Плавление и кристаллизация».

Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Наблюдение процесса кристаллизации

Изучение деформации растяжения.

Изучение теплового расширения твердых тел.

Изучение особенностей теплового расширения воды.

2


2


2


2


2


1

2


2


2

2

2

2

2

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Бесконтактные методы контроля температуры.

Жидкие кристаллы.

Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

Плазма — четвертое состояние вещества.

Применение жидких кристаллов в промышленности.

Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.





10

Тема 3.

Электродинамика

Содержание учебного материала

20

2

1








2








3






4






5



Электрическое поле.

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Законы постоянного тока.

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле.

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция.

Электромагнитная индукция.

Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Взаимодействие заряженных тел.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы.

Тепловое действие электрического тока.

Собственная и примесная проводимость полупроводников.

Полупроводниковый диод.

Транзистор.

Опыт Эрстеда.

Взаимодействие проводников с токами.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Электродвигатель.

Электроизмерительные приборы.

Электромагнитная индукция.

Опыты Фарадея.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Работа электрогенератора.

Трансформатор.

Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.




4








4








4






4




4

Лабораторные работы

не предусмотрено




2

Практические занятия

32

Решение задач по теме: «Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля».

Решение задач по теме: «Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности».

Решение задач по теме: «Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора».

Решение задач по теме: «Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС». Решение задач по теме: «Зависимость электрического сопротивления материала, длины и площади поперечного сечения проводника».

Решение задач по теме: «Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».

Решение задач по теме: «Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера».

Решение задач по теме: «Магнитный поток. Работа по перемещению проводника в магнитном поле».

Решение задач по теме: «Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца».

Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля».

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

Изучение закона Ома для полной цепи.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Определение коэффициента полезного действия электрического чайника.

Определение температуры нити лампы накаливания.

Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

2


2


2

2

2


2


2


2


2

2


2


2

2

2

2

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Акустические свойства полупроводников.

Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

Биполярные транзисторы.

Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

Законы Кирхгофа для электрической цепи.

Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

Полупроводниковые датчики температуры.

Природа ферромагнетизма.

Пьезоэлектрический эффект его применение.

Трансформаторы.

Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.

14

Тема 4.

Колебания и волны

Содержание учебного материала

8




2

1





2




3








4




Механические колебания.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Упругие волны.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Демонстрации

Свободные и вынужденные механические колебания.

Резонанс.

Образование и распространение упругих волн.

Частота колебаний и высота тона звука.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка индуктивности в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь.



2





2




2








2

Лабораторные работы

не предусмотрено

2


2

Практические занятия

14

Решение задач по теме: «Гармонические колебания. Линейные механические колебательные системы».

Решение задач по теме: «Превращение энергии при колебательном движении».

Решение задач по теме: «Упругие волны».

Решение задач по теме: «Свободные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока».

Решение задач по теме: «Электромагнитные волны».

Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.

2


2

2

2


2

2


2

Контрольные работы

не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся

Альтернативная энергетика.

Асинхронный двигатель.

Использование электроэнергии в транспорте.

Переменный электрический ток и его применение.

Производство, передача и использование электроэнергии.

Развитие средств связи и радио.

Ультразвук (получение, свойства, применение).

Шкала электромагнитных волн.

Физика и музыка.





10


Тема 5.

Оптика

Содержание учебного материала

4


1


22








Природа света.

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Волновые свойства света.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Оптические приборы.

Интерференция света.

Дифракция света.

Поляризация света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Спектроскоп.



2



2





2

Лабораторные работы

не предусмотрено


2

Практические занятия

12

Решение задач по теме: «Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света».

Решение задач по теме: «Линзы».

Решение задач по теме: «Интерференция, дифракция, поляризация и дисперсия света».

Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

Изучение интерференции и дифракции света.

Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

2


2

2

2

2

2


Контрольные работы

не предусмотрено


Самостоятельная работа обучающихся

Голография и ее применение.

Дифракция в нашей жизни.

Конструкция и виды лазеров.

Лазерные технологии и их использование.

Оптические явления в природе.

Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

Свет — электромагнитная волна.

Реликтовое излучение.

Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

10


Тема 6. Основы специальной теории

относительности


Содержание учебного материала

4


Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

4

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

Современная спутниковая связь.

Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

8

Тема 7. Элементы квантовой

физики

Содержание учебного материала

8

2

2

1





2






Квантовая оптика.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно чёрного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.

Физика атома.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Квантовые генераторы.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры различных веществ.

Излучение лазера (квантового генератора).

Счетчик ионизирующих излучений.



4





4






Лабораторные работы

не предусмотрено

22

Практические занятия

4

Решение задач по теме: «Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний и внутренний фотоэлектрический эффект».

Решение задач по теме: «Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная (планетарная) модель атома. Опыты Резерфорда».

2


2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

Классификация и характеристики элементарных частиц.

Метод меченых атомов.

Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

Макс Планк.

Модели атома. Опыт Резерфорда.

Молния — газовый разряд в природных условиях.

Нильс Бор — один из создателей современной физики.

Применение ядерных реакторов.

Ускорители заряженных частиц.

Фотоэлементы.

Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

14


Тема 8.

Эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

4


2

11


22

Строение и развитие Вселенной.

Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. Тёмная материя и тёмная энергия.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.

Карта Луны и планет.

Строение и эволюция Вселенной.

2




2

Лабораторные работы

не предусмотрено


2

Практические занятия

4

Решение задач по теме: «Строение и развитие Вселенной».

Решение задач по теме: «Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы».

2

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Астероиды.

Астрономия наших дней.

Вселенная и темная материя.

Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

Нуклеосинтез во Вселенной.

Планеты Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы.

Рождение и эволюция звезд.

Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.

Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

Солнце — источник жизни на Земле.

Управляемый термоядерный синтез.

Физические свойства атмосферы.

Черные дыры.

18

Всего

293

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета физика и астрономия


Оборудование учебного кабинета и технические средства обучения:

Печатные издания:

Учебная литература

Таблицы

Методическое обеспечение:

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Поурочное планирование

Методические рекомендации для самостоятельных работ, контрольных работ

Методические разработанные материалы для проведения проверочных работ и для различных видов контроля.

Компьютер, мультимедийная установка.


    1. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016

  4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

  5. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.

  8. Касьянов В. А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.

  9. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  10. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016

  11. Трофимова Т. И., Фирсов А. В. Физика. Справочник. — М., 2010.

  12. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО/под ред. Т.И. Трофимовой. – М., 2017

Для преподавателей

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках

к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от

29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413".

  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.

от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

  1. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.

Интернет- ресурсы

  1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

  2. wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

  3. www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

  4. www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

  5. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

  6. www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

  7. www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

  8. www. ru/book (Электронная библиотечная система).

  9. www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

  10. www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  11. https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).

  12. www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

  13. www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).

  14. www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

  15. www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

  16. www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь

в науку»).


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  1. Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

  2. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

  3. Альтернативная энергетика.

  4. Акустические свойства полупроводников.

  5. Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

  6. Асинхронный двигатель.

  7. Астероиды.

  8. Астрономия наших дней.

  9. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

  10. Бесконтактные методы контроля температуры.

  11. Биполярные транзисторы.

  12. Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

  13. Величайшие открытия физики.

  14. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

  15. Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

  16. Вселенная и темная материя.

  17. Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

  18. Голография и ее применение.

  19. Движение тела переменной массы.

  20. Дифракция в нашей жизни.

  21. Жидкие кристаллы.

  22. Законы Кирхгофа для электрической цепи.

  23. Законы сохранения в механике.

  24. Значение открытий Галилея.

  25. Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

  26. Исаак Ньютон — создатель классической физики.

  27. Использование электроэнергии в транспорте.

  28. Классификация и характеристики элементарных частиц.

  29. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

  30. Конструкция и виды лазеров.

  31. Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

  32. Лазерные технологии и их использование.

  33. Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

  34. Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения

магнитного потока, магнитной индукции).

  1. Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

  2. Макс Планк.

  3. Метод меченых атомов.

  4. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

  5. Методы определения плотности.

  6. Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

  7. Модели атома. Опыт Резерфорда.

  8. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

  9. Молния — газовый разряд в природных условиях.

  10. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад-

ной науки и техники.

  1. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

  2. Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

  3. Нильс Бор — один из создателей современной физики.

  4. Нуклеосинтез во Вселенной.

  5. Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

  6. Оптические явления в природе.

  7. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

  8. Переменный электрический ток и его применение.

  9. Плазма — четвертое состояние вещества.

  10. Планеты Солнечной системы.

  11. Полупроводниковые датчики температуры.

  12. Применение жидких кристаллов в промышленности.

  13. Применение ядерных реакторов.

  14. Природа ферромагнетизма.

  15. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

  16. Производство, передача и использование электроэнергии.

  17. Происхождение Солнечной системы.

  18. Пьезоэлектрический эффект его применение.

  19. Развитие средств связи и радио.

  20. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

  21. Реликтовое излучение.

  22. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

  23. Рождение и эволюция звезд.

  24. Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.

  25. Свет — электромагнитная волна.

  26. Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-

космической техники.

  1. Силы трения.

  2. Современная спутниковая связь.

  3. Современная физическая картина мира.

  4. Современные средства связи.

  5. Солнце — источник жизни на Земле.

  6. Трансформаторы.

  7. Ультразвук (получение, свойства, применение).

  8. Управляемый термоядерный синтез.

  9. Ускорители заряженных частиц.

  10. Физика и музыка.

  11. Физические свойства атмосферы.

  12. Фотоэлементы.

  13. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

  14. Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

  15. Черные дыры.

  16. Шкала электромагнитных волн.

  17. Экологические проблемы и возможные пути их решения.

  18. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

  19. Эмилий Христианович Ленц — русский физик.







4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функционально грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников

Текущий контроль:

-​ Презентация индивидуальных и групповых домашних экспериментальных заданий.

-​ Оценивание отчетов по выполнению практических работ.

-​ Решение качественных и количественных задач.

-​ Индивидуальный опрос.

-​ Сообщение по теме.

Промежуточный контроль:

-​ Фронтальный опрос.

-​ Тестирование по теме.

-​ Презентация учебных проектов.

-​ Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.

-​ Контрольная работа.

Итоговый контроль:

-​ дифференцированный зачет




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!