Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке | 8 | |
Тема № 1.1. Введение | Предмет курса, основные понятия и определения. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах | Представления о личности и ее свойствах. Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблицы «Анализ социальных ролей». | |
| Практическое занятие № 1 Тема «Роль эмоции в межличностных отношениях». | 2 | |
Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности | Общение - основа человеческого бытия. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме. | | |
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения | 6 | |
Тема № 2.1. Структура общения | Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Самостоятельная работа обучающихся: пройти тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), обработать и проанализировать результат. | | |
Тема № 2.2. Основные функции общения | Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния. | 1 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
| Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщения по теме: «Общение без конфликтов». | | |
Тема № 2.3. Виды общения | Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Практическое занятие №2. Тема: «Методы исследования общения. Определение видов общения». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: определение уровня коммуникативной толерантности (тест В.В. Бойко). Пройти тест, обработать и проанализировать результат. | |
Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении | 4 | |
Тема № 3.1. Роли и ролевые ожидания в общении | Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Практическое занятие №3. Тема: «Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении». | 2 |
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении | 4 | |
Тема № 4.1. Механизмы взаимопонимания в общении | Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Практическое занятие №4. Тема: «Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Тренинг противостояния манипуляции в общении». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении. | |
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | 6 | |
Тема № 5.1. Типы собеседников | Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Самостоятельная работа обучающихся: составить викторину по теме: «Что я знаю об общении». | | |
Тема № 5.2. Техники активного слушания | Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Практическое занятие№5. Тема: «Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тему: «Способы оптимизации общения в коллективе». | |
Раздел 6. Этические принципы общения | 6 | |
Тема № 6.1. Этика общения | Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Тема № 6.2. Ценности общения | Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
Практическое занятие №6. Тема: «Исследование нравственной культуры личности». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентацию «Проблемы общения в истории этики и философии». | |
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 4 | |
Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения | 1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные. | 2 | ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10 |
2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта. |
Практическое занятие №7. Тема: «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования». | 2 |
Контрольная работа по тексту администрации | 1 | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |
Самостоятельная работа | 8 | |
Всего: | 48 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
1. Бороздина, Г. В.
Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.
2. Корягина, Н. А.
Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Профессиональное образование).
1. «Планета психологии» URL: http://www.planetapsy.ru/
2. «Мир психологии» URL: http://psychology.net.ru/
3. «Флогистон: психология из первых рук…» URL: http://flogiston.ru/
4. Энциклопедия практической психологии «Психологос» URL: http://www.psychologos.ru/
5. «Психологический навигатор» URL: http://www.psynavigator.ru/
6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i– u.ru/biblio/archive/alex_pogr/03.aspx.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. В. Андриенко ; ред. В.А. Сластенин . - 4-е изд. - М. : Академия, 2008. - 264 с.; МО. - (Высшее профессиональное образование).
2. Леонтьев А.А. Психология общения : учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Леонтьев. - 5-е изд. - М. : Смысл; Академия, 2008. - 368 с. - (Психология для студента).
3. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М. 2013. – 192 с. – (Профессиональное образование).
4. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).