СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине психология общения_специальность Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине психология общения_специальность Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАНКОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

по специальности среднего профессионального образования

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования















Данков, 2020

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1. Область применения примерной рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу


1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

приемы саморегуляции в процессе общения














2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

40

Самостоятельная работа


8

Объем образовательной программы

48

в том числе:

теоретическое обучение

24

лабораторные работы

Не предусмотрено

практические занятия

14

курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа

8

Контрольная работа по тексту администрации

1

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3


Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке

8


Тема № 1.1. Введение

Предмет курса, основные понятия и определения.

Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Тема № 1.2. Представления о личности и ее свойствах

Представления о личности и ее свойствах.

Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Самостоятельная работа обучающихся: заполнение таблицы «Анализ социальных ролей».



Практическое занятие № 1

Тема «Роль эмоции в межличностных отношениях».

2


Тема № 1.3. Взаимосвязь общения и деятельности

Общение - основа человеческого бытия.

Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое. Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10



Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме.



Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения

6


Тема № 2.1.

Структура общения

Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Самостоятельная работа обучающихся: пройти тест «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), обработать и проанализировать результат.



Тема № 2.2.

Основные функции общения

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния.

1

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10



Самостоятельная работа обучающихся: написание сообщения по теме:

«Общение без конфликтов».



Тема № 2.3.

Виды общения

Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Практическое занятие №2.

Тема: «Методы исследования общения. Определение видов общения».

2

Самостоятельная работа обучающихся: определение уровня коммуникативной толерантности (тест В.В. Бойко). Пройти тест, обработать и проанализировать результат.


Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении

4


Тема № 3.1.

Роли и ролевые ожидания в общении

Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С. Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Практическое занятие №3.

Тема: «Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль эмоций и чувств в общении».

2

Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении

4


Тема № 4.1.

Механизмы взаимопонимания в общении

Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия,  рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Практическое занятие №4.

Тема: «Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания».   Тренинг противостояния манипуляции в общении».

2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении.


Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

6


Тема № 5.1. Типы собеседников


Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Самостоятельная работа обучающихся: составить викторину по теме: «Что я знаю об общении».



Тема № 5.2. Техники активного слушания

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Практическое занятие№5.

Тема: «Разработка правил эффективного общения. Разработка и проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и активного слушания».

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тему:  «Способы оптимизации общения в коллективе».


Раздел 6. Этические принципы общения

6


Тема № 6.1. Этика общения

Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.

сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Тема № 6.2. Ценности общения

Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


Практическое занятие №6.

Тема: «Исследование нравственной культуры личности».

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентацию «Проблемы общения в истории этики и философии».


Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

4


Тема № 7.1. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения  

1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные.

2

ОК 01 – ОК 07, ОК 09, ОК 10


2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта.

Практическое занятие №7.

Тема: «Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов урегулирования».

2

Контрольная работа по тексту администрации

1


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1


Самостоятельная работа

8


Всего:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет социально-экономических дисциплин,

оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Основные источники:

1. Бороздина, Г. В.

Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 463 с. — Серия : Профессиональное образование.

2. Корягина, Н. А.

 Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Профессиональное образование).

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. «Планета психологии» URL: http://www.planetapsy.ru/

2. «Мир психологии» URL: http://psychology.net.ru/

3. «Флогистон: психология из первых рук…» URL: http://flogiston.ru/

4. Энциклопедия практической психологии «Психологос» URL: http://www.psychologos.ru/

5. «Психологический навигатор» URL: http://www.psynavigator.ru/

6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i– u.ru/biblio/archive/alex_pogr/03.aspx.


3.2.3. Дополнительные источники

1. Андриенко Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. В. Андриенко ; ред. В.А. Сластенин . - 4-е изд. - М. : Академия, 2008. - 264 с.; МО. - (Высшее профессиональное образование).

2. Леонтьев А.А. Психология общения : учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Леонтьев. - 5-е изд. - М. : Смысл; Академия, 2008. - 368 с. - (Психология для студента).

3. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М. 2013. – 192 с. – (Профессиональное образование).

4. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Взаимосвязь общения и деятельности.

Цели, функции, виды и уровни общения.

Роли и ролевые ожидания в общении.

Виды социальных взаимодействий.

Механизмы взаимопонимания в общении.

Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения.

Этические принципы общения.

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Приемы саморегуляции в процессе общения.

Знать:

-взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

-приемы саморегуляции в процессе общения.


Устный опрос.

Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный

зачет.

Умения:

Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.


Уметь:

-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


Устный опрос. Письменный опрос. Тестирование, Дифференцированный

зачет.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!