СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности 43.02.01  «Организация обслуживания в общественном питании»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директор ГБПОУ МО

«Ногинский колледж»

№ от «__»___________20______г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

ПМ.02 МДК 02.02 «ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для специальностей среднего профессионального образования



(для специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»)













2021 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК технологических дисциплин


СОГЛАСОВАНО

……………………….

Протокол №1

«27» августа 2021 г.


_________О.Е. Федорищева


«____» ____________ 20__ г.

А.Р.Якупова/_________/






Рабочая программа учебной дисциплины ПМ.02 МДК 02.02 «Психология и этика профессиональной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) специальности СПО 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», утвержденным Приказом Министерства образования и науки от 22.04.2014г. №383.



Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Ногинский колледж»


Разработчик:


Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель спец. дисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность






Рецензенты:



























Содержание:

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы………….

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ….

6

условия реализации учебной дисциплины…………………………...

18

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………

21





  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «психология и Этика профессиональной деятельности»


    1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании».

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах дополнительного образования (в программах повышения квалификации или переподготовки) при подготовке руководителей малого бизнеса, для принятия управленческих решений.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Этика и психология профессиональной деятельности» изучается в цикле ПМ.02, раздел МДК02.02, на III курсе.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- применять рекомендации современной психологической науки по повышению эффективности межличностного и группового взаимодействия;

- осуществлять самодиагностику личностных свойств и качеств;

- соблюдать этические нормы поведения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;

- психологию труда и профессиональной деятельности;

- основные понятия психологии, психологических процессов и состояний, психологические свойства человека;

- психологию делового общения;

- этику и этикет профессиональной деятельности.


В результате освоения дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» осуществляется формирование общих компетенции (ОК 1-10) и профессиональных компетенции (ПК ).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных правовых документов, а также требования стандартов и иных нормативных документов.

ПК 1.1. Анализировать возможности организации по производству продукции общественного питания в соответствии с заказами потребителей.

ПК 1.2. Организовывать выполнение заказов потребителей.

ПК 1.3. Контролировать качество выполнения заказа.

ПК 1.4. Участвовать в оценке эффективности деятельности организации общественного питания.

ПК 2.1. Организовывать и контролировать подготовку организаций общественного питания к приему потребителей.

ПК 2.2. Управлять работой официантов, барменов, сомелье и других работников по обслуживанию потребителей.

Анализ требований соответствующего Профессионального стандарта "Официант/бармен»(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 910н) показал , что общие и профессиональные компетенции могут быть дополнены следующими трудовыми и обобщенными функциями данного профессионального стандарта


Обобщенная трудовая функция

 

Код

Наименование обобщенных трудовых функций

Трудовые функции

В

Обслуживание потребителей организаций питания блюдами и напитками

B/02.4 Встреча потребителей организации питания и прием заказов от них

B/03.4 Подача готовых блюд и напитков, заказанных потребителями организации питания

C

Руководство деятельностью бригады официантов/барменов

C/02.5 Организация работы бригады официантов/барменов



Необходимые умения:


  • Соблюдать правила ресторанного этикета при встрече и приветствии потребителей, размещении за столом, подаче меню

  • Предлагать потребителям блюда и предоставлять краткую информацию о них в процессе обслуживания

  • Консультировать потребителей по выбору вин, крепких спиртных и прочих напитков, их сочетаемости с блюдами

  • Осуществлять прием заказа на блюда и напитки

  • Размещать заказ потребителя


Необходимые знания:


  • Правила оформления и передачи заказа на производство, в бар, буфет

  • Характеристика блюд, изделий и напитков, включенных в меню

  • Правила сочетаемости напитков и блюд

  • Правила культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания потребителей организации питания

  • Информационная база обслуживания

  • Требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в организациях питания


Необходимые умения:


  • Соблюдать правила ресторанного этикета при обслуживании потребителей

  • Контролировать своевременность приготовления и оформление блюд перед подачей на стол

  • Подавать к столу заказанные блюда и напитки разными способами

  • Порционировать и доводить до готовности блюда в присутствии потребителей


Необходимые знания:


  • Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания

  • Методы подачи блюд в организациях питания

  • Правила и очередность подачи блюд и напитков

  • Требования к качеству, температуре блюд и напитков при подаче

  • Правила порционирования и технологии подготовки и презентации блюд в присутствии потребителей

  • Виды инструментов и оборудования, используемых для подготовки и презентации блюд в присутствии потребителей

  • Правила и техника замены использованной столовой посуды и столовых приборов


Необходимые умения:


  • Разрабатывать текущий и оперативные планы работ бригады официантов/барменов

  • Распределять работу между членами бригады официантов/барменов и ставить им производственные задачи

  • Организовывать и контролировать обслуживание при проведении массовых мероприятий в организациях питания, в том числе выездных мероприятий

  • Обучать членов бригады на рабочих местах современным технологиям обслуживания потребителей организаций питания

  • Управлять конфликтными ситуациями в службе обслуживания организаций питания


Необходимые знания:


  • Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания

  • Технологии обслуживания в организациях питания

  • Методы организации труда официантов/барменов

  • Инструменты планирования, организации, стимулирования и контроля деятельности сотрудников организаций питания

  • Теории межличностного и делового общения, общения с потребителями, переговоров, конфликтологии малой группы

  • Требования трудовой дисциплины, охраны здоровья, санитарии и гигиены


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__87__часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __58__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ___29___ часов.







2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия, в том числе практическая подготовка – 14 часов

28

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Работа с Интернет-источниками

Закрепление теоретического материала по теме «Ощущения»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Восприятие», «Память», «Внимание»

Закрепление теоретического материала по темам «Мышление», «Речь»,

Подготовить краткие сообщения на темы: «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

Закрепление теоретического материала по теме «Психологические свойства личности»

Работа с Интернет-источниками

Провести он-лайн тестирование на определение своего темперамента

Подготовить краткие презентации на темы: «Темперамент: понятие, виды», «Характер: определение, типология, формирование».

Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Составление конспекта по теме «Мотивационные состояния»

Подготовить краткие сообщения на тему «Потребности и цели личности»

Ответить на вопросы

Закрепление теоретического материала по теме

Подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Современные взгляды на место этики в профессиональном общении», «Этика общения с начальником, подчиненным, коллегами, клиентами», «Неформальные отношения между руководителем и подчиненным».

Конспектирование материала на тему «Профессиональный стресс: правила

саморегуляции.»

Заполнение резюме при устройстве на работу.

Закрепление теоретического материала по теме

Составление конспекта по теме: « Методы преодоления конфликта»

Подготовить краткие презентации на темы: «Виды и типы конфликтов», «Этапы протекания конфликта»

Ответить на вопросы

Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Составить краткий конспект по теме «Стили общения»

Подготовка презентации «Формы и этика общения»

Письменно ответить на предложенные вопросы

Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Ответить на предложенные вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»

Подготовить краткие презентации на темы: «Речевые средства общения», «Вопросы и ответы в межличностном общении»

Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Составить таблицу «Формы и виды устных коммуникаций»

Составить план деловой беседы

Закрепление теоретического материала по теме

Подготовить краткое сообщение на тему «Психологические аспекты служебной переписки»

Составить письмо-запрос по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

Составить письмо-ответ по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

Закрепление теоретического материала по теме

Составление конспекта по теме «Способы добиться расположения мужчин»

Составление конспекта по теме «Способы добиться расположения женщин»»

Подготовить краткие сообщения на темы «Особенности мужского и женского коммуникативного поведения»

Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентации на тему: «История этикета»

Сочинение на тему: «Личностное понимание этических категорий».

Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентации на тему: «Нормы и правила современного этикета», «Национальный этикет»

Ответить на предложенные вопросы

Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентацию на тему «Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские)».

Написать эссе на тему «Имидж делового человека»

Подготовить конспекты к зачету

Подготовить вопросы к зачёту

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5





0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5


0,5


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5

Аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Психология и этика деловых отношений: предмет и задачи. Методы исследования в психологии


Содержание учебного материала




2




1,2

Цель, объект, предмет и структура учебной дисциплины «Психология и

этика деловых отношений».

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Межпредметные связи. Профессиональная значимость дисциплины.

Психология: понятие, предмет, цели, теоретические и прикладные задачи.

Основные отрасли психологии: общая психология, социальная психология, психология труда;

значение для профессиональной деятельности.

Современная психология: определение, задачи, место в системе наук о человеке. Методы исследования в психологии (наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, психологические

тесты, анкетирование, моделирование): задачи, функции, применение в профессиональной

деятельности.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-

2,3

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5


Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Работа с Интернет-источниками

Раздел 1. Психология профессиональной деятельности

20


Тема 1.1

Психика человека. Психические познавательные процессы и состояния

Содержание учебного материала

Понятие психики. Биологическое и социальное в человеке, Сознание, как высшая форма развития психики, Бессознательное. Структура психики, основные формы психического. Функции психики.

Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности.

Ощущения: понятие, виды, значение в жизни каждого человека, Измерение и изменение ощущений. Пороги ощущений. Адаптация.

Восприятие: понятие, виды, свойства, особенности. Особенности восприятия человеком лица

другого человека. Использование полученной информации о настроении, характере человека,




2






















2

его отношении к другим лицам в процессе взаимодействия. Наблюдение и наблюдательность, их роль в профессиональной деятельности.

Понятие о представлениях, отличие от восприятия.

Мышление: понятие, виды, основные процессы и операции.

Речь: назначение, виды, функции.

Память: понятие, виды, процессы, индивидуальные особенности. Профессиональная память.

Внимание: понятие, виды, функции, развитие. Роль внимания в профессиональной деятельности.

Воображение: определение, виды. Воображение и органические процессы. Проявление воображения в профессиональной деятельности.

Воля: понятие, волевые качества, волевая регуляция поведения. Воспитание воли.

Эмоции и чувства: понятия, виды чувств, формы проявления эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, стресс, дистресс, страх, боязнь; их характеристика.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие


2

2,3

Определение особенностей зрительных, тактильных, слуховых, осязательных ощущений.

Самооценка собственного эмоционального состояния и потребителей, управление эмоциями.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме «Ощущения»

Подготовить краткие сообщения на темы: «Восприятие», «Память», «Внимание»

Закрепление теоретического материала по темам «Мышление», «Речь»,

Подготовить краткие сообщения на темы: «Воображение», « Воля», « Эмоции и чувства».

Тема 1.2. Психологические свойства личности

Содержание учебного материала



2



2

Личность: понятие, структура, самопознание личности. Психологическая защита личности.

Понятие о способностях и задатках. Влияние способностей на результаты профессиональной

деятельности.

Темперамент: понятие, виды (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента: экстраверсия, интроверсия, нейтротизм, стабильность, реактивность,

активность, пластичность.

Характер: определение, типология, формирование. Оценочные уровни характера:

интеллектуальный, эмоциональный, нравственный. Темперамент и характер. Влияние характера на процесс и оценку результатов трудовой деятельности. Черты характера, способствующие и

препятствующие работе человека в сфере общественного питания

Лабораторные работы

-


Практическое занятие



2

2,3

1.Определение темперамента и его свойств (опросник Русалова и др.).

2.Анализ производственных ситуаций, возникающих в коллективе и при обслуживании

посетителей в предприятиях общественного питания, связанных с проявлением характера и

темперамента.

В том числе практической подготовки в организации и контроля обслуживания при проведении массовых мероприятий в организациях питания, в том числе выездных мероприятий – 1 час.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме «Психологические свойства личности»

Работа с Интернет-источниками

Провести он-лайн тестирование на определение своего темперамента

Подготовить краткие презентации на темы: «Темперамент: понятие, виды», «Характер: определение, типология, формирование».

Тема 1.3. Мотивационная сфера личности в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала



2



2

Потребности и цели личности: понятие, структура. Осознанность и неосознанность мотивов и

потребностей личности. Иерархия потребностей. Мотивационная сфера личности: понятие. Оценка мотивационной сферы человека по широте, гибкости, иерархизированности, и ее развитие.

Мотивационные состояния: интерес, задачи, желания и намерения, ценности. Практическое

проявление мотивационной сферы человека в его профессиональной деятельности в

общественном питании.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

2

2,3

Методика планирования целей на будущее

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа

0,5

0,5

0,5

0,5


Изучение материала темы по конспекту лекций, основной и дополнительной литературе

Составление конспекта по теме «Мотивационные состояния»

Подготовить краткие сообщения на тему «Потребности и цели личности»

Ответить на вопросы

Тема 1.4. Психология труда Психология трудового коллектива

Содержание учебного материала

Психология труда: понятие, предмет, задачи, методы (трудовая экспертиза; профессиональная

ориентация и консультация, профессиональные отбор и адаптация). Психология организации труда. Инженерно-психологические проблемы системы «работник общественного питания -

технологическое оборудование».


2


2

Стадии трудового процесса в общественном питании.

Психология работоспособности и ее регуляция. Тяжесть и напряженность труда. Оптимизация

режимов труда и отдыха. Психофизиологические аспекты причин производственного

травматизма в общественном питании.

Коллектив как вид социальной организации. Группа и её организационная структура.

Руководство и лидерство. Стили управления. Функции коллектива. Социально-психологические аспекты формирования коллектива. Понятие психологического климата коллектива. Понятие социальной адаптации в коллективе.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие



2



2,3

Игровой тренинг: упражнение «Вавилонская башня»: отработка умения действовать сплоченно. Тестовая работа «Три Я», «Стратегии взаимодействия», «Умеете ли вы влиять на других людей»

В том числе практической подготовки в соблюдении правил ресторанного этикета при обслуживании потребителей -2 часа.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5



0,5


0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Современные взгляды на место этики в профессиональном общении», «Этика общения с начальником, подчиненным, коллегами, клиентами», «Неформальные отношения между руководителем и подчиненным».

Конспектирование материала на тему «Профессиональный стресс: правила саморегуляции.»

Заполнение резюме при устройстве на работу.

Тема 1.5. Производственный конфликт в коллективе

Содержание учебного материала

Понятие конфликта, конфликтного общения. Виды и типы конфликтов. Источник , причины конфликтов и стадии их протекания Структурные элементы конфликта. Типы социальных конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Конфликт как отсутствие согласия между двумя и более сторонами (отдельными людьми или группой людей). Невозможность удовлетворения требований сторон при отсутствии согласия между ними.

Составляющие конфликта: конфликтная ситуация, инцидент. Этапы протекания конфликта. Алгоритм анализа конфликтной ситуации. Эмоциональное реагирование в конфликтах.

Методы преодоления конфликта.




2




2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие


2


2,3

1.Исследование личности на выявление реакции на конфликтную ситуацию. Упражнение «Анализ конфликта»; тест на оценку уровня конфликтности личности, тест «Самооценка конфликтности», тест на оценку агрессивности в отношениях.

2.Деловая игра. «Конфликтные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности.

Психологический анализ, отработка приемов по выходу из конфликта».

3.Тест «Твоя конфликтность».

В том числе практической подготовки в управлении конфликтными ситуациями в службе обслуживания организаций питания – 2 часа.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5


0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Составление конспекта по теме: « Методы преодоления конфликта»

Подготовить краткие презентации на темы: «Виды и типы конфликтов», «Этапы протекания конфликта»

Ответить на вопросы

Раздел 2. Профессиональное общение

22


Тема 2.1.

Понятие делового общения. Коммуникация.

Содержание учебного материала





2





2,3

Общение: понятие, структура процесса, виды. Функции общения: информационная

(коммуникативная), взаимодействие (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга

(перцептивная сторона).

Формы и этика общения: вежливость, приличие, корректность, тактичность и т.д. Барьеры общения: понимание, социально-культурные различия, отношения, национальные и др.

Особенности общения межличностного и группового, ролевого и доверительного. Выход за рамки ролевого общения при необходимости индивидуального подхода к посетителю. Социальная роль и ее сущность. Три возможных состояния ролевого "Я" по Э. Берну. Оценка выбора ролевого поведения в профессиональной деятельности. Ролевые ожидания.

Деловое общение: понятие, механизмы (идентификация, эмпатия, аттракция, инсайд,

стериотипизация, рефлексация, обратная связь). Восприятие и понимание информации в деловом общении. Установки и стереотипы восприятия. Специфические ошибки восприятия: эффект ореола, порядка, опережения, проекции, средней ошибки.

Формы опосредованного общения в предприятиях общественного питания (реклама, наглядная информация, меню, характеристики продукции, посуда, интерьер, одежда персонала, технический дизайн и т.д.).

Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение. Модели и стили общения. Коммуникативный стиль общения.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

Деловая игра — «Воздушный шар» (даёт возможность посмотреть, как люди ведут себя в кризисной, экстремальной ситуации, какие вербальные и невербальные приёмы используют для

решения проблемы)

Тестирование на уровень общительности.

В том числе практической подготовки в отработке правил культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания потребителей организации питания -2 часа


2


3


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Составить краткий конспект по теме «Стили общения»

Подготовка презентации «Формы и этика общения»

Письменно ответить на предложенные вопросы

Тема 2.2. Вербальные и невербальные средства общения

Содержание учебного материала



2



2,3

Понятие о вербальной и невербальной коммуникации.

Язык. Речь. Речевая деятельность. Речевые средства общения. Говорение и слушание — навыки вербальной компетенции. Помехи слушания. Приёмы эффективного слушания. Техники установления обратной связи: расспрашивание, перефразирование (вербализация), отражение чувств, резюмирование. Слушание в межличностном общении. Обратная связь в говорении и слушании. Определение видов слушания: направленное, критическое слушание; эмпатическое слушание; нерефлексивное слушание; активное рефлексивное слушание. Вопросы и ответы в межличностном общении

Понятие невербальной коммуникации. Науки изучающие невербальные средства общения: кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика и экстралингвистика.

Барьеры в общении.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

2


3

Просмотр и обсуждение фильма «Жесты: территория лжи»

Практическое занятие

2

3

Барьеры в общении

В том числе практической подготовки в соблюдении правил ресторанного этикета при обслуживании потребителей- 1 час.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5


Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе

Подготовка кратких сообщений по книге Алана Пиза «Язык телодвижений»

Ответить на предложенные вопросы по фильму «Жесты: территория лжи»

Подготовить краткие презентации на темы: «Речевые средства общения», «Вопросы и ответы в межличностном общении»

Составить схему «Барьеры в общении»

Работа с Интернет-источниками

Тема 2.3. Формы и виды устных коммуникаций

Содержание учебного материала



2



2,3

Основные коммуникативные формы: монологическая, диалогическая, полилогическая. Деловая беседа: начало беседы, передача информации, аргументирование; опровержение доводов собеседника, принятие решений. Партнерская беседа: понятие, сущность, принципы, подготовка, выбор индивидуального стиля с учетом собственных психологических и эмоциональных возможностей.

Приемы ведения беседы: определение целей и желаемых результатов; позитивное отношение к

партнеру; принятие во внимание интересов партнера; выбор модели поведения; управление своими и чужими чувствами; поиск способов удовлетворения обоюдных интересов; убеждение не собственным давлением, а аргументами; принятие ответственности на себя за все происходящее; поиск не одной, а нескольких альтернатив; исключение субъективности в своих оценках и доводах и т.д.

Запрещенные приемы во время деловой беседы: перебивание речи партнера; негативная оценка личности партнера; подчеркивание разницы между собой и партнером; избежание

пространственной близости; непонимание или нежелание понять психическое состояние партнера и т.д.

Значение выбора модели поведения для установления взаимопонимания и взаимодействия с

посетителями и персоналом.

Коммуникативная компетентность: понятие, содержание, прогноз ситуаций. Правила профессионального поведения.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие:

2

3

Тренинговая игра «Деловая беседа»

В том числе практической подготовки в распределении работы между членами бригады официантов/барменов и постановки им производственных задач- 1 час.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Составить таблицу «Формы и виды устных коммуникаций»

Составить план деловой беседы

Тема 2.5. Письменная коммуникация: свойства и функции

Содержание учебного материала

Характерные особенности эффективных письменных коммуникаций: тактичность, персональность, позитивность, энергичность и активность, цельность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость. Психологические аспекты служебной переписки.


2


2,3

Лабораторные работы

-


Практическое занятие:

2

3

Отработка навыков эффективных письменных коммуникаций

В том числе практической подготовки в изучении информационной базы обслуживания – 1 час.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Подготовить краткое сообщение на тему «Психологические аспекты служебной переписки»

Составить письмо-запрос по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

Составить письмо-ответ по заданным реквизитам, используя этикетные речевые формы

Тема 2.6.

Гендерный аспект общения

Содержание учебного материала


2


2

Понятие и содержание социокультурного пола личности, закономерности и этапы его формирования в течение жизни. Гендер как взаимоотношения между мужчинами и женщинами, которые не предполагают биологического контакта. Различия в общении мужчины и женщины. Гендер как совокупность социальных и культурных норм, выполняемые людьми в зависимости от их биологического пола. Характеристика гендерных различий и социализация. Причины конфликтов полов и пути их преодоления, формирование гендерной компетентности.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

2

2,3

Деловая игра «Изучаем способы добиться расположения женщин и мужчин»

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Составление конспекта по теме «Способы добиться расположения мужчин»

Составление конспекта по теме «Способы добиться расположения женщин»»

Подготовить краткие сообщения на темы «Особенности мужского и женского коммуникативного поведения»

Раздел 3. Профессиональная этика

14


Тема 3.1. Понятие профессиональной этики.

Содержание учебного материала




2




2,3

Этика: понятие, история возникновения и развития, назначение. Мораль и нравственность. Категории этики. Добро и зло. Правда и ложь. Свобода и ответственность. Долг, совесть. (и др.)

Современная этика: нормы, правила, принципы.

Профессиональная этика: понятие, основные принципы (профессиональная честь и достоинство, порядочность, принципиальность, забота о потребителях и т.д.). Этика взаимоотношений в коллективе и с потребителями.

Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности.

Функции и элементы профессиональной этики, основные типы этикета.

Принцип научной правдивости этики. Принцип нравственной ответственности. Принцип гуманизма, оптимизма.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

2

3

Разработка рекомендаций профессионального поведения персонала.

В том числе практической подготовки в соблюдении правил ресторанного этикета при встрече и приветствии потребителей, размещении за столом, подаче меню -2 часа

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5

0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентации на тему: «История этикета»

Сочинение на тему: «Личностное понимание этических категорий».

Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет

Содержание учебного материала

Этикет: понятие, история возникновения и развития, структура, функции, виды.

Основные нормы и правила современного этикета: нравственные (предупредительная забота,

уважение, защита и др.), эстетические (красота, изящество форм поведения и т.д.).

Социальные, национальные, возрастные особенности этикета. Психологическое состояние людей при соблюдении этикета.

Профессиональный и речевой этикет: понятие, современные требования, задачи, значение.

Искусство общения и культура речи.

Деловой этикет: понятие, функции, правила, задачи, приемы. Национальные особенности делового этикета.

Деловые беседы, совещания: понятия, подготовка, требования этикета.



2



2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие


2


3

Тестирование. Тест «Тактичность».

В том числе практической подготовки в закреплении теории межличностного и делового общения, общения с потребителями, переговоров, конфликтологии малой группы – 1 час.

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5


0,5


Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентации на тему: « Нормы и правила современного этикета», «Национальный этикет»

Ответить на предложенные вопросы

Тема 3.3. Имидж делового человека












Содержание учебного материала




2




2,3

Повседневный этикет делового человека — культура общения, базирующаяся на четырёх основных правилах: вежливость, тактичность, естественность, достоинство. Внешний вид и поведение служащего. Культура телефонного общения. Деловая беседа. Визитные карточки в профессиональном общении. Деловой протокол. Поведение за столом. Интерьер рабочего помещения. Сувениры и подарки в деловой сфере. Профессиональная этика и создание собственного имиджа. Имиджелогия: понятие, составляющие имиджа. Биоэнергетика имиджа. Искусство самопрезентации: понятие и техника. Правила «говорения» и «слушания».

Имидж делового человека.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

2

3

1)самодиагностика «Мой имидж»; 2)тренинг — «Мой имидж»: оценить составляющие собственного имиджа

В том числе практической подготовки в закреплении правил культуры обслуживания, протокола и этикета обслуживания потребителей организации питания – 1 час

Контрольные работы

-


Самостоятельная работа


0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

2


Закрепление теоретического материала по теме

Работа с Интернет-источниками

Подготовить презентацию на тему «Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские)».

Написать эссе на тему «Имидж делового человека»

Подготовить конспекты к зачету

Подготовить вопросы к зачёту

Диф. Зачет.

Всего: 87 Аудиторных-58 Теория -30 Практ.- 28, в том числе практическая подготовка – 14 часов Сам.-29





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационное обеспечение управления»

Оборудование учебного кабинета:

  • Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья);

  • Рабочее место преподавателя;

  • Раздаточные карточки по разделам дисциплины;

  • Поурочные папки;

  • Тесты.


Технические средства обучения:

  • Компьютеры с лицензированным программным обеспечением;

  • Мультимедиапроектор с экраном;

  • Интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники (ОИ)

Таблица 2б

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ1

Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие

Кошевая И.П., Канке А.А.

М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2010. – 304 с.:ил. – (Профессиональное образование).

ОИ2

Психология и этика делового общения: Учебник для ввузов – 4-е изд., перераб. и доп.

Лавриненко В.А.

М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 386 с.

ОИ3

Этика и психология профессиональной деятельности: учебное пособие

Прохина В.Л., Черкалин Е.А.

Краснодар: «Северо-кавказский техникум «Знание», 2014. – 186 с.

ОИ4

Профессиональная этика и психология в общественном питании: Учебное пособие для специальных учебных заведений в общественном питании.

Усов В.В.

М.: Высшая школа, 1990.-202с.

ОИ5

Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник для средних профессиональных учебных заведений.-3-е изд., стереотипное.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2014.

ОИ6

Этикет деловых отношений: Учебное пособие для НПО.-5-е изд, стереотипное.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2014.

ОИ7

Деловая культура и психология общения: Учебное пособие для среднего профессионального образования.

Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2013.

ОИ8

Деловая культура взаимодействия

. Шеламова Г.М.

М., «Академия»,2013.


Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 2 в

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ1

У истоков этикета

Байбурин А.К., Топорков А.Л. 

Санкт-Петербург: Наука, 2010.

ДИ2

О деловой этике и этикете

Венедиктова В.И.

М.: Фонд «Правовая культура», 2011.

ДИ3

Этика и психология в профессиональной деятельности: методические рекомендации по проведению практических занятий

Кулябкина А.В.

Волгоград: Изд-во НОУ ВПО ВИБ, 2013. –

ДИ4

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум.

-

М., 2010.

ДИ5

Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов.

Ковальчук А.С.

Ростов н/Д: «Феникс», 2014.

ДИ6

Психология торговли и профессиональная этика.

Лисенкова Л.Ф. 

М.: Экономика, 2011.

ДИ7

Деловая психология.

Морозов А.В.

С-ПБ: "Союз", 2012.

ДИ8

Деловое общение

Поваляева М.А.

Ростов-на-Дону»: «Феникс», 2014.

ДИ9

Психология профессиональной деятельности. 2-изд.

Самоукина Н.

СПб.: Питер, 2003.

ДИ10

Психология деловых отношений: Учебное пособие для среднего профессионального образования.

Столяренко Л.Д.

Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

ДИ11

Язык телодвижений. : Пер. с англ.

Пиз А.

Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.

ДИ12

Имиджелогия: Секреты личного обаяния.

Шепель В.М.

М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994. .



Интернет ресурсы (И-Р)



п/п

Название сайта

И-Р1

http://delovoi-etiket.ru

И-Р2

www.psyarticles.ru

И-Р3

*/э.*з—тьоон6пеегг

И-Р4

http://bookz.ru/authors/denis-6ev4uk/deloproi_548.html











































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

- пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

- принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;

- поддерживать деловую репутацию;

- создавать и соблюдать имидж делового человека;

- организовывать рабочее место деловое общение подчиненных;




- тестовый контроль;


-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;


- экспертная оценка выполнения практической работы;


- экспертиза выполнения самостоятельной работы;


Знания:

знать/понимать:



- правила делового общения;

- этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

- основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;

- формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;

- составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и;

- правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения

- тестирование;


-экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий;


- экспертная оценка выполнения практической работы;


- экспертиза выполнения самостоятельной работы;




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!