Пояснительная записка
Аннотация программы «Домоводство» 5-9 класс (коррекции)
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение» 2005. Допущена Министерством образования Российской Федерации.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса «Домоводство» для 5-9 классов для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) являются:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями);
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями);
Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г №29/2065-п (д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»;
Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006 года №15 «О региональном компоненте дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
Постановление Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 г. N 270-ПП "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 N 854).
Программа рассчитана на 340 часов с 5-9 класс, 68 часов в каждом классе, по 2 часа в неделю
5 класс – 2 часа, 6 класс – 2 часа, 7 класс – 2 часа, 8 класс – 2 часа, 9 класс – 2 часа
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Предмет "Домоводство" входит в образовательную область «Технология» и в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Оно позволяет поэтапно с 5 по 9 классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др.
«Домоводство», как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей.
Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Настоящая адаптированная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Формы и методы реализации программных задач
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительней случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком И т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии ё заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в различные учреждения.
Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и_ во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и ^итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, Перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторись правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель .должен объяснить и показать Детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по домоводству тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по домоводству. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников.
Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Для проведения занятий и экскурсий в VI-IХ классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
Формы организации трудового обучения
Трудовое обучение в специальных (коррекционных) классах организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний обучающихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
1.Общие положения.
1.1. Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» (далее- Положение) является локальным актом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 (далее - Организация), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в специальных (коррекционных) классах . Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г., При выставлении оценок необходимо руководствоваться также требованиями программ для специальных /коррекционных/ учреждений, а также инструктивно-методическим письмом "Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-IX классов вспомогательных школ (по русскому языку и математике)" (М., 1983г.) и методическим письмом "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ" (М.,1981 г.).
Организация и проведение итоговой аттестации выпускников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
2.Требования к оценке.
Нормы оценивания учитывают особенности и возможности обучающихся при усвоении учебного материала.
В соответствии с Уставом Организации при промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» («аттестация»/ «неаттестация») или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются учителем по данному предмету и согласовываются на методическом объединении.
Система оценивания объема реализуемых знаний основывается на соответствии сформированных знаний у детей с умственной отсталостью адекватной оценке:
Оценка % выполнения заданий
«2» Неудовлетворительно менее 35%
«3» Удовлетворительно 35 - 50%
«4» Хорошо 50 - 65%
«5» Очень хорошо свыше 65%
Оценка должна стимулировать работу учащихся, учитель должен помочь школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
При изучении факультативных курсов, предметов по выбору обучающихся на изучение которых отводится более 34 (35) часов в год, применяется 5-балльная, менее 34 (35) часов в год- 5-балльная и (или) зачетная системы оценивания как оценка усвоения учебного материала.
Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется в классный и электронный журналы в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
Итоговая оценка знании, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изученному программному материалу.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебной четверти, полугодия, года.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) классов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий.
При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежа.
К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применить дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолевать отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.
Ученики, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях по представленному ими документу, заверенному печатью учреждения.
Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.
Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
3. Порядок промежуточной аттестации
Сроки промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с годовым календарным графиком
Формы промежуточной аттестации:
- диктант
- контрольная работа
практическая работа
письменная проверка знаний (контрольная работа);
устный опрос;
письменный опрос;
комбинированная проверка;
собеседование;
анкетирование;
тестирование;
анализ продуктов деятельности.
Формы аттестации выбираются по усмотрению учителя в соответствии с содержанием разделов рабочей программы учебных курсов, индивидуальными возможностями и особенностями обучающихся.
Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ за три дня до окончания четверти, года.
Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период.
4. Виды работ учащихся.
4.1. Контрольные работы. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.
4.1.1. Текущие контрольные работы
Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся. Продолжительность: 25-45 мин.
4.1.2. Итоговые контрольные работы
Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в конце учебной четверти, полугодия, года.
Продолжительность: 45 мин.
4.2. Письменные контрольные работы проводятся только по русскому языку и математике. Проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается.
4.3. После контрольных и текущих проверок ЗУН учащихся отводится специальный урок, посвященный работе над ошибками.
4.4. Виды письменных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
планы статей и других материалов из учебников;
составление обобщающих таблиц, схем и т.п.;
различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ (опытов) на уроках естествознания (природоведения, биологии), математики, на занятиях по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессиональному трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из учебников).
4.5. У учеников, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, проверяются и оцениваются все письменные работы.
4.6. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.
4.7. В рабочих тетрадях ведется работа над ошибками.
Реализуемый УМК в 5 классе (домоводство)
Название программы (реквизиты, кем рекомендована, принцип построения) | Учебник (полные выходные данные) | Методическое пособие |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение» 2005. Допущена Министерством образования Российской Федерации. | Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. Издательский центр ВЕНТАНА ГРАФ 2015 | 1.Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) / авт.-сост. Г.П. Попова. – 2е изд., испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2009 2. «Поурочные планы» 5класс, «Технология» 1-2часть, Н.Б. Голондарева, изд. «Учитель АСТ», Волгоград, 2003 3. Сборник проектов «Технология» 5класс. Пособие для учителя. М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова. Под редакцией И.А. Сасовой.-М.: Вентана- Граф, 2004 4. Технология (для девочек). 5-8 классы: тесты / авт.-сост. Г.А. Гордиенко. – Волгоград: Учитель, 2010 5. Технология. 5-11 классы: предметные недели в школе / авт.-сост. Е.Д. Суслина. – Волгоград: Учитель, 2008 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОМОВОДСТВО 5-9 классы (коррекции)
5 класс (67ч)
Введение (6 ч)
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).
Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи
Жилище (4 ч)
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон. Правила пользования лифтом. Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках. Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности.
ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
Итоговые занятия (2 ч)
Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
Оформление тетрадей по домоводству.
Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Уход за жилищем (6 ч)
Рассказ-описание «Наша квартира». Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Практические работы
Усвоение правил работы с плитой, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.
Мебель (4ч)
Повторение: предметы мебели, назначение, предметов мебели. Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная.
Правила ухода за мебелью. Виды мебели и средства ухода за нею.
Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью. Ковровые изделия.
Практическая работа
Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой, мебели.
Повторение (1 ч)
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
«Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.
Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме – источники грозных заболеваний (4ч)
Мыши, крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме.
Тараканы и домашние муравьи. Профилактика и средства для избавления.
Кто ест шубы, шапки, свитера? (моль).
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.
Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами, являющимися профилактическими средствами.
Медицинская помощь при отравлениях.
Животные в городской квартире (4ч)
Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме. История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме. Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
Домашние животные (4ч)
Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы (лошадь, корова, свинья, куры, утки и др.). Образ жизни. Питание. Уход.
Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных и мясных продуктов.
Одежда (9 ч)
Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.
Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (5 ч)
Виды обуви, их назначение.
Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.
Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
Профессии людей, создающих обувь.
Белье (5 ч)
Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
Стирка белья: ручная, машинная.
Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья.
Повторение (1ч)
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока, разделы | Количество часов |
1 триместр |
1 | Введение. Понятие о семье, доме, семейных обязанностях. | 6 |
2 | Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества) | |
3 | Семья, члены семьи, обязанности. | |
4 | Ролевые обязанности (ФИО, возраст, дата рождение) | |
5 | Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе) | |
6 | Экскурсия в музей. | |
7 | Жилище. Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. | 4 |
8 | Коммунальные удобства, их назначения | |
9 | Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком. | |
10 | Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности. | |
11 | Итоговое занятие. Игра: «Строим дом» | 2 |
12 | Итоговое занятие. Игра «Наши соседи» | |
13 | Уход за жилищем. Назначение жилых комнат (гостиной, спальни, других жилых помещений) | 6 |
14 | Назначение нежилых комнат | |
15 | Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. | |
16 | Моющие средства | |
17 | Правила повседневной уборки | |
18 | Практические работы по уходу за жилищем | |
19 | Помощники в доме. Помощники в доме : газовая, электрическая плита, пылесос. | 8 |
20 | Практическая работа усвоение правил работы с плитой | |
2 триместр |
21 | Помощники в доме: утюг, стиральная машина | |
22 | Практическая работа усвоение правил пользования с утюгом | |
23 | Помощники в доме: кондиционер, электрочайник | |
24 | Практическая работа усвоение правил пользования с электрочайником | |
25 | Помощники в доме холодильник | |
26 | Практическая работа усвоение правил пользования с холодильником | |
27 | Мебель. Виды мебели (кухонный, спальный, кабинетный и др.) | 4 |
28 | Виды мебели и уход за ними | |
29 | Мягкая мебель. Уход за мягкой мебелью. | |
30 | Экскурсия в мебельный магазин | |
31 | Повторение | 1 |
32 | Окна, стекла, зеркала в доме. История стекла и зеркала. | 4 |
33 | История стекла и зеркала. | |
34 | Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра | |
35 | Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. Практические работы | |
36 | Насекомые и грызуны в доме – источники опасных заболеваний. Мыши, крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме | 4 |
37 | Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары | |
38 | Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления. | |
39 | Правила безопасного обращения с ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. | |
40 | Животные в городской квартире. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). | 4 |
3 триместр |
41 | Уход за собакой в доме. | |
42 | История кошек. Виды кошек | |
43 | Уход за кошкой в доме. | |
44 | Домашние животные. Домашние животные и птицы в деревне | 4 |
45 | Образ жизни коровы и лошади, питание и уход. | |
46 | Домашние птицы, кормление и уход. | |
47 | Чем болеют животные. Кто лечит животных. Возможные болезни, при приеме молочных, мясных и других продуктов | |
48 | Одежда. Виды одежды. Приобретение и хранение одежды (правила, способы). | 9 |
49 | Профессии людей, создающих одежду. | |
50 | Экскурсия в магазин одежды | |
51 | Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. | |
52 | Одежда по назначению (деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая) | |
53 | Уход за одеждой: стирка, чистка, починка. | |
54 | Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю» | |
55 | Деловые игры: « На зимние каникулы» | |
56 | Деловые игры: «Необходимые и важные вещи в гардеробе» | |
57 | Обувь. Виды обуви. | 5 |
58 | Приобретение и хранение обуви. | |
59 | Экскурсия в обувной магазин | |
60 | Сезонная обувь. Обувь по назначению. | |
61 | Уход за обувью. Починка обуви | |
62 | Белье. Белье, его виды и назначение. | |
63 | Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. | 5 |
64 | Стирка белья (ручная) | |
65 | Стирка белья (машинная) | |
66 | Моющие средства для разных видов белья | |
67 | Повторение | 1 |
67 | | 67 |