СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по домоводству для детей 8 вида с особенностями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит подробную пояснительную запискую. Тематическое планирование разбито по урокам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по домоводству для детей 8 вида с особенностями развития»

Пояснительная записка

Аннотация программы «Домоводство» 5-9 класс (коррекции)

Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл., под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение» 2005. Допущена Министерством образования Российской Федерации.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса «Домоводство» для 5-9 классов для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) являются:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями);

  2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями);

  3. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г №29/2065-п (д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»;

  5. Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006 года №15 «О региональном компоненте дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  9. Постановление Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 г. N 270-ПП "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области";

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  11. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 N 854).

Программа рассчитана на 340 часов с 5-9 класс, 68 часов в каждом классе, по 2 часа в неделю

5 класс – 2 часа, 6 класс – 2 часа, 7 класс – 2 часа, 8 класс – 2 часа, 9 класс – 2 часа

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Предмет "Домоводство" входит в образовательную область «Технология» и в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Оно позволяет поэтапно с 5 по 9 классы формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн. др.

«Домоводство», как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей.

Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая адаптированная программа составлена с учетом возрастных и психо­физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложне­ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и со­вершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен­тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении пи­тания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; фор­мирование умений определить простейшими приемами экологичес­ки чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­линарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных ка­честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер­гии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­рокачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспи­тателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девя­тый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы система­тичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навы­ков и формирования новых.

Формы и методы реализации программных задач

Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения зада­ния. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллекту­альных и физических возможностей овладеть основными способа­ми ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться со­ставлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне­ние учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил тех­ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева­тельными электрическими и механическими бытовыми прибора­ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента­ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительней случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходи­мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени­ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на осно­ве знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на заняти­ях по другим предметам.

Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных мето­дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг­рами, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими ви­дами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, исполь­зуемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясня­ет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся крат­кие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления получен­ных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова­ния навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизнен­ные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за малень­ким ребенком И т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии ё заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоя­тельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти заня­тия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важ­ное значение для решения задач обучения и воспитания, они спо­собствуют закреплению различных знаний-умений и навыков уча­щихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в различные учреждения.

Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе мо­гут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии пред­шествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закон­чить экскурсией в Сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по оп­ределенной теме. Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экс­курсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним озна­комиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и_ во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экс­курсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и ^итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работ­ник учреждения или предприятия, на котором проводится экскур­сия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и харак­тер сообщаемого материала, Перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно по­ручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, на­звания рабочих специальностей, в которых нуждается предприя­тие и др.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разде­лов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторись правила поведения в общественных местах и в транс­порте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транс­портные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элемен­том каждого занятия.

На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при­менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род­ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери­алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо­вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи­еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохожде­нии ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление на­выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си­туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род­ного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практичес­ких работ с использованием бригадной формы организации уча­щихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма ра­боты, учитель .должен объяснить и показать Детям, что должен де­лать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, на­значенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблю­дая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по но­вой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир дол­жен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по уст­ной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадира­ми. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблю­дением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый уча­щийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. На­пример, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяс­нения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включает­ся данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована и при выпол­нении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бри­гадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навы­ков целесообразно организовывать соревнования бригад или ин­дивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по домоводству тесно связаны с уроками родного языка, мате­матики, географии, труда, естествознания.

Настоящая программа должна служить ориентиром для воспита­теля при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятель­ности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по домоводству. Такое взаимодействие учебной и внекласс­ной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полу­ченные знания и навыки в повседневной жизни.

Распределение времени на прохождение программного мате­риала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятель­но с учетом возможности детей и в зависимости от местных ус­ловий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, кото­рые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников.

Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в кото­ром отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечи­вающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в VI-IХ классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдель­но для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконич­но. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных слу­чаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место рабо­ты родителей, их должность и т.д.).

Формы организации трудового обучения

Трудовое обучение в специальных (коррекционных) классах организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний обучающихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

1.Общие положения.

1.1. Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» (далее- Положение) является локальным актом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 (далее - Организация), регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в специальных (коррекционных) классах . Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам.

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.г., При выставлении оценок необходимо руководствоваться также требованиями программ для специальных /коррекционных/ учреждений, а также инструктивно-методическим письмом "Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-IX классов вспомогательных школ (по русскому языку и математике)" (М., 1983г.) и методическим письмом "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ" (М.,1981 г.).

Организация и проведение итоговой аттестации выпускников осу­ществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

2.Требования к оценке.

  1. Нормы оценивания учитывают особенности и возможности обучающихся при усвоении учебного материала.

  2. В соответствии с Уставом Организации при промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» («аттестация»/ «неаттестация») или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются учителем по данному предмету и согласовываются на методическом объединении.

Система оценивания объема реализуемых знаний основывается на соответствии сформированных знаний у детей с умственной отсталостью адекватной оценке:

Оценка % выполнения заданий

«2» Неудовлетворительно менее 35%

«3» Удовлетворительно 35 - 50%

«4» Хорошо 50 - 65%

«5» Очень хорошо свыше 65%

Оценка должна стимулировать работу учащихся, учитель должен помочь школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

  1. При изучении факультативных курсов, предметов по выбору обучающихся на изучение которых отводится более 34 (35) часов в год, применяется 5-балльная, менее 34 (35) часов в год- 5-балльная и (или) зачетная системы оценивания как оценка усвоения учебного материала.

    1. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется в классный и электронный журналы в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока.

    2. Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.

    3. Итоговая оценка знании, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изученному программному материалу.

    4. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изу­чаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении.

    5. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебной четверти, полугодия, года.

  1. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) классов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий.

  2. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким рас­стройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежа.

  3. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применить дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолевать отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

  4. Ученики, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях по представленному ими документу, заверенному печатью учреждения.

  5. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.

  6. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования.

  7. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками.

  8. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

  9. Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

3. Порядок промежуточной аттестации

    1. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с годовым календарным графиком

    2. Формы промежуточной аттестации:

- диктант

- контрольная работа

  • практическая работа

  • письменная проверка знаний (контрольная работа);

  • устный опрос;

  • письменный опрос;

  • комбинированная проверка;

  • собеседование;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • анализ продуктов деятельности.

Формы аттестации выбираются по усмотрению учителя в соответствии с содержанием разделов рабочей программы учебных курсов, индивидуальными возможностями и особенностями обучающихся.

    1. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ за три дня до окончания четверти, года.

    2. Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период.

4. Виды работ учащихся.

4.1. Контрольные работы. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

4.1.1. Текущие контрольные работы

Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся. Продолжительность: 25-45 мин.

4.1.2. Итоговые контрольные работы

Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в конце учебной четверти, полугодия, года.

Продолжительность: 45 мин.

4.2. Письменные контрольные работы проводятся только по русскому языку и математике. Проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается.

4.3. После контрольных и текущих проверок ЗУН учащихся отводится специальный урок, посвященный работе над ошибками.

4.4. Виды письменных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • планы статей и других материалов из учебников;

  • составление обобщающих таблиц, схем и т.п.;

  • различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ (опытов) на уроках естествознания (природоведения, биологии), математики, на занятиях по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессиональному трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из учебников).

4.5. У учеников, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, проверяются и оцениваются все письменные работы.

4.6. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.

4.7. В рабочих тетрадях ведется работа над ошибками.

Реализуемый УМК в 5 классе (домоводство)

Название программы (реквизиты,

кем рекомендована, принцип построения)

Учебник (полные выходные данные)

Методическое пособие

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: «Просвещение» 2005. Допущена Министерством образования Российской Федерации.

Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. Издательский центр ВЕНТАНА ГРАФ 2015

1.Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Лебедевой, Л.В. Литиковой, В.Д. Симоненко (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие) / авт.-сост. Г.П. Попова. – 2е изд., испр. и доп. – Волгоград: Учитель, 2009

2. «Поурочные планы» 5класс, «Технология» 1-2часть, Н.Б. Голондарева, изд. «Учитель АСТ», Волгоград, 2003

3. Сборник проектов «Технология» 5класс. Пособие для учителя. М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова. Под редакцией И.А. Сасовой.-М.: Вентана- Граф, 2004

4. Технология (для девочек). 5-8 классы: тесты / авт.-сост. Г.А. Гордиенко. – Волгоград: Учитель, 2010

5. Технология. 5-11 классы: предметные недели в школе / авт.-сост. Е.Д. Суслина. – Волгоград: Учитель, 2008

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОМОВОДСТВО 5-9 классы (коррекции)

5 класс (67ч)

Введение (6 ч)
      Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
      Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).
      Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
      Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
      Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
      Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи

Жилище (4 ч)
      Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
      Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.  Правила пользования лифтом. Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
      Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках. Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).  Правила пожарной безопасности.
      ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
      СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
Итоговые занятия (2 ч)
      Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
      Оформление тетрадей по домоводству.
      Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
      Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Уход за жилищем (6 ч)
      Рассказ-описание «Наша квартира». Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
      Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
      Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
      Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.
Практические работы
      Усвоение правил работы с плитой, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.

Мебель (4ч)

Повторение: предметы мебели, назначение, предметов мебели. Виды мебели: кухонная, спальная, кабинетная.

Правила ухода за мебелью. Виды мебели и средства ухода за нею.

Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью. Ковровые изделия.

Практическая работа

Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой, мебели.

Повторение (1 ч)
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
      «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
      Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
      Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
      Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
      Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.
      Словарная работа по теме.

Насекомые и грызуны в доме – источники грозных заболеваний (4ч)

Мыши, крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме.

Тараканы и домашние муравьи. Профилактика и средства для избавления.

Кто ест шубы, шапки, свитера? (моль).

Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.

Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами, являющимися профилактическими средствами.

Медицинская помощь при отравлениях.

Животные в городской квартире (4ч)

Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме. История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме. Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.

Домашние животные (4ч)

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы (лошадь, корова, свинья, куры, утки и др.). Образ жизни. Питание. Уход.

Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных и мясных продуктов.

Одежда (9 ч)
      Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.
      Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
      Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
      Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
      Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
      Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (5 ч)
      Виды обуви, их назначение.
      Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
      Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. 
      Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
      Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
      Профессии людей, создающих обувь.
Белье (5 ч)
      Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
      Стирка белья: ручная, машинная.
      Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
      Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья.

Повторение (1ч)

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока, разделы

Количество часов

1 триместр

1

Введение. Понятие о семье, доме, семейных обязанностях.

6

2

Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества)


3

Семья, члены семьи, обязан­ности.


4

Ролевые обязанности (ФИО, возраст, дата рождение)


5

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе)


6

Экскурсия в музей.


7

Жилище. Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.

4

8

Коммунальные удобства, их назначения


9

Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.


10

Пожар в доме (причины, источники). Правила пожарной безопасности.


11

Итоговое занятие. Игра: «Строим дом»

2

12

Итоговое занятие. Игра «Наши соседи»


13

Уход за жилищем. Назначение жилых комнат (гостиной, спальни, других жилых помещений)

6

14

Назначение нежилых комнат


15

Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение.


16

Моющие средства


17

Правила повседневной уборки


18

Практические работы по уходу за жилищем


19

Помощники в доме. Помощники в доме : газовая, электрическая плита, пылесос.

8

20

Практическая работа усвоение правил работы с плитой


2 триместр

21

Помощники в доме: утюг, стиральная машина


22

Практическая работа усвоение правил пользования с утюгом


23

Помощники в доме: кондиционер, электрочайник


24

Практическая работа усвоение правил пользования с электрочайником


25

Помощники в доме холодильник


26

Практическая работа усвоение правил пользования с холодильником


27

Мебель. Виды мебели (кухонный, спальный, кабинетный и др.)

4

28

Виды мебели и уход за ними


29

Мягкая мебель. Уход за мягкой мебелью.


30

Экскурсия в мебельный магазин


31

Повторение

1

32

Окна, стекла, зеркала в доме. История стекла и зеркала.

4

33 История стекла и зеркала.

34

Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра


35

Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.

Практические работы


36

Насекомые и грызуны в доме – источники опасных заболеваний.

Мыши, крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме

4

37

Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары


38

Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.


39

Правила безопасного обращения с ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях.


40

Животные в городской квартире. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные).

4

3 триместр

41

Уход за собакой в доме.


42

История кошек. Виды кошек


43

Уход за кошкой в доме.


44

Домашние животные. Домашние животные и птицы в деревне

4

45

Образ жизни коровы и лошади, питание и уход.


46

Домашние птицы, кормление и уход.


47

Чем болеют животные. Кто лечит животных. Возможные болезни, при приеме молочных, мясных и других продуктов


48

Одежда. Виды одежды. Приобретение и хранение одежды (правила, способы).

9

49

Профессии людей, создающих одежду.


50

Экскурсия в магазин одежды


51

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.


52

Одежда по назначению (дело­вая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая)


53

Уход за одеждой: стирка, чистка, починка.


54

Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»


55

Деловые игры: « На зимние каникулы»


56

Деловые игры: «Необходимые и важные вещи в гардеробе»


57

Обувь. Виды обуви.

5

58

Приобретение и хранение обуви.


59

Экскурсия в обувной магазин


60

Сезонная обувь. Обувь по назначению.


61

Уход за обувью. Починка обуви


62

Белье. Белье, его виды и назначение.


63

Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.

5

64

Стирка белья (ручная)


65

Стирка белья (машинная)


66

Моющие средства для разных видов белья


67

Повторение

1

67


67




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!