Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании школьного Заместитель директора Директор МКОУ
методическогообьединения школы по «Кировская СОШ»
учителей начальных классов воспитательной работе ______/В.Г.Пигорева/
протокол №7 _______/Е.В.Некипелова/ приказ № 1-76
от «12» 05.2021 года от «12» 05. 2021 года от «17» 05.2021 года
Руководитель МО
_______/И.А.Курлова/
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
детского объединения
спортивно-оздоровительной направленности
«Пионербол»
обучающиеся 11 - 13 лет
срок реализации программы – 15 дней
Составитель:
Учитель Шматеева Наталья Константиновна
пгт. Кировский
2021г
1.Пояснителная записка
Рабочая программа учебного предмета «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской программы Г.А. Воронина «Основы развития двигательной активности младших школьников», рекомендуемой Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованием ФГОС начального общего образования и обеспечение УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены Автором программы Г.А. Воронина).
Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6 классов. Тематическое планирование рассчитано на 15 часов.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в пионербол.
Задачи:
приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в средней школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол.
Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатический и метеорологических условиях способствует физической закалке, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся. Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области пионербола.
2.Учебно-тематический план на 15 дней
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте | 1 |
2 | Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол | 1 |
3 | Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол | 1 |
4 | Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. | | | 1 |
5 | Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности | 1 |
6 | Турнир по пионерболу | 1 |
7 | Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх» | 1 |
8 | Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» | 1 |
9 | Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» | 1 |
| Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 1 |
| Прыжковые упражнения. Пионербол. | 1 |
| Упражнения со скакалками. Эстафеты с мячом. Пионербол | 1 |
| Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. | 1 |
| Турнир по пионерболу. | 1 |
| Турнир по пионерболу. | 1 |
3.Содержание изучаемого курса на 15 дней
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний – 1 час
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
II. Специальная физическая подготовка – 10 часов
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
III. Технико-тактические приемы – 4 часа
1. Подача мяча –
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи –
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок –
- техника выполнения нападающего броска;
- нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование –- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
5. Комбинированные упражнения –
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры –
отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
4.Планируемые результаты
Дети научатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры на переменах и физкультминутках;
владеть скакалкой (прыжки и бег через скакалку) и мячом (ловля и передача мяча;
самостоятельно проводить подвижные и спортивные игры;
владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры»;
выполнять правила игры в пионербол, владеть основными техническими приёмами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом.
Получат возможность узнать:
об истории развития подвижных игр и игры волейбол;
о способах и особенностях движение и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении игровых упражнений;
о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены;
о правилах использования закаливающих процедур;
о профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
Личностные результаты:
моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач;
проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр;
управлять эмоциями в процессе игровой деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование двигательных действий, составляющих содержание подвижных игр и игры в пионербол;
овладение навыками самостоятельной организации и проведения подвижных игр и игры в пионербол;
развивать умение взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игры в пионербол;
формировать умение оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
5.Способы и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Проведение командного турнира по «Пионерболу»
6.Материально- техническое обеспечение и спортивное оборудование
1. Спортивная площадка
2. 1 волейбольная сетка
3. Стойки для волейбольных сеток-1.
4. Волейбольные мячи -15 штук.
6. Футбольные мячи-5, шведская стенка.
7.Список литературы
1.В.К.Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение. 1980г.
2.В.Г.Яковлев , В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
3.Г.А. Воронина.Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО ,
2007 г.