СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию по теме "Туризм в школе".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию по теме "Туризм в школе".»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

__________________А. Н. Андрощик

Приказ №1-141

от «27» августа 2020 г.



ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета школы

протокол №1

от «27» августа 2020 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ТУРИЗМ»

Направленность программы: физкультурно-спортивная

(срок реализации 3 года, возраст детей – 11-17лет)





Автор-составитель: Залунин К.Л., педагог

дополнительного образования
























2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

Рабочая программа «Туризм» физкультурно-спортивной направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная.

Туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят, как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом туризм не является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как, например, для занятий альпинизмом или велосипедным туризмом.

Главная задача объединения туризма — удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.



Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).



Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туризм сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.



Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму, спортивному ориентированию (1995г), «Подготовка судей соревнований по туризму» (Константинов Ю.С., 1988г) «Юные инструкторы туризма» (Маслов А.Г., 2002г), «Туризм и краеведение» (В.В. Шляков, 1982г.). Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение», изд. 3 дополненное.

Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.



Новизна программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников. В сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей, на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.



Цели программы:

- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края;

-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;



Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).



Задачи:

обучающие:

  • формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;

  • обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,

  • формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;



воспитательные:

  • воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

  • выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;



развивающие:

  • развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

  • развитие интереса к изучаемым дисциплинам;

  • формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.













Сроки реализации программы

Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий.



1 год обучения – 78 часов (2 часа в неделю);

2 год обучения – 78 часов (2 часа в неделю);

3 год обучения – 78 часов (2 часа в неделю).



Этапы работы по программе


1 этап (начальный)

1 год обучения

Получение начальных туристских навыков

2 этап (основной)

2 год обучения

Овладение туристских навыков. Участие в походах.

3 этап (завершающий)

3 год обучения

Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах и соревнованиях.


Формы и режим занятий



Программы каждого года занятий рассчитаны на 78 учебных часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и сборов.

Летние зачетные походы в сетку часов не включены.

Режим работы туристского объединения по программе «Туризм» в течение учебного года происходит согласно расписанию во время учебы и школьных каникул (кроме летних): понедельник с 15.50 до 16.30 (один академический час 40 мин.) и четверг с 15.50 до 16.30 (один академический час 40 мин.).

В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), походы выходного дня, участие в соревнованиях, учебные походы. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).

При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 2 часов. При проведении практических занятий в форме учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.

Программа предусматривает одно, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года – двух, трех дневные походы, учебно-тренировочные выходы. Надо учитывать и степень подготовленности ребят. На первом году обучения в связи с разным уровнем начальных знаний педагогом применяется разноуровневая подготовка.


Предполагаемый результат


Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:

  • сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился менее чем на 30%),

  • уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического учета,

  • постоянный рост спортивно-технического мастерства,

  • сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.



Ожидаемый результат в воспитательном плане:



Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков.

Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.


В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:

  • получить навыки подготовки к походу;

  • уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь;

  • преодолевать простые природные и искусственные препятствия.



Ожидаемый результат после 2 года обучения:

  • иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;

  • иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;

  • иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;

  • иметь опыт участия в походе в летний период.



Ожидаемый результат после 3 года обучения:

  • получить навыки подготовки к походу;

  • уметь подготавливать и проводить туристические походы;

  • уметь подготовить и помочь провести туристический слет в рамках образовательного учреждения;

  • знать работу главной судейской коллегии туристско-спортивных соревнований.

  • уметь оказывать первую доврачебную помощь;

  • знать методику судейства отдельных этапов;


Способы оценки результатов


Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности родного края», провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала.



Формы предъявления и оценки результатов


Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краевой краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.














Тематическое планирование модуля «Туризм»

I-II года обучения



№ п/п

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

I

Вводное занятие.

1

1

0

II

Краеведение.



2

1

1

III

Туристические узлы.

10

5

5

IV

Топография.

2

1

1

V

Спортивное туристическое многоборье

6

1

5

VI

Туристическая стенгазета

2

2

-

VII

Природоохранные акции

2

2

-

VIII

Спортивное ориентирование.

19

4

15

IX

Походы выходного дня

17

2

15

X

Спортивные походы

17

2

15


Итого:

78

21

57

Тематическое планирование модуля «Туризм»

III год обучения



№ п/п

Название модуля

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

I

Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края

1

1

-

II

Окружающая среда и факторы опасности

3

1

2

III

Экстремальные природные ситуации

3

1

2

IV

Снаряжение

10

5

5

V

Аварийный бивак.

2

1

1

VI

Обеспечение питанием в походе

2

1

1

VII

Доврачебная помощь силами группы

7

2

5

VIII

Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу

16

2

14

IX

Техническая подготовка

17

2

15

X

Туристские походы

17

2

15


Итого:

78

18

60

Утверждаю

Директор МБОУ

«Ивановская средняя

общеобразовательная школа»

____________ А.Н. Андрощик

Приказ №1-141

от «27» августа 2020 г. Приложение №1.

Календарно-тематическое планирование

к дополнительной общеразвивающей программе

«ТУРИЗМ»

Учебный год: 2020-2021

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Срок реализации программы:3 года

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Руководитель: Залунин Константин Леонидович

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Приме-

чание







1

Вводное занятие.

Обеспечение безопасности Особенности пешеходного туризма

1

02.09.2020


2

Краеведение.

Рельеф и климатические особенности родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе.

1

07.09.2020


3

Краеведение.

Знакомство с картой области. Проведение краевед. викторин.

1

09.09.2020


4

Туристические узлы.

Узлы и их применение в туризме.

1

14.09.2020


5

Туристические узлы.

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка.

1

16.09.2020


6

Туристические узлы.

Узлы стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический.

1

21.09.2020


7

Туристические узлы.

Узлы ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн.

1

23.09.2020


8

Туристические узлы.

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

28.09.2020


9

Туристические узлы.

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

30.09.2020


10

Туристические узлы.

Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

1

05.10.2020


11

Туристические узлы.

Постановка дистанции.

1

07.10.2020


12

Туристические узлы.

Мини-соревнования между командами.

1

12.10.2020


13

Туристические узлы.

Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.

1

14.10.2020


14

Топография.

Топографические карты и топографические знаки. Чтение топографических карт. Топографическая съемка местности.

1

19.10.2020


15

Топография.

Создание простейших планов и схем. Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту. Ориентирование.

1

21.10.2020


16

Спортивное туристическое многоборье.

Спортивное туристическое снаряжение.

1

26.10.2020


17

Спортивное туристическое многоборье.

Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

1

28.10.2020


18

Спортивное туристическое многоборье.

Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник.

1

30.10.2020


19

Спортивное туристическое многоборье.

Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом.

1

02.11.2020


20

Спортивное туристическое многоборье.

Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой.

1

06.11.2020


21

Спортивное туристическое многоборье.

Навесная переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

1

09.11.2020


22

Туристическая стенгазета.

Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей.

1

11.11.2020


23

Туристическая стенгазета.

Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем района.

1

16.11.2020


24

Природоохранные акции.

Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды.

1

18.11.2020


25

Природоохранные акции.

Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы.

1

23.11.2020


26

Спортивное ориентирование.

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

1

25.11.2020


27

Спортивное ориентирование.

Правила соревнований по спортивному ориентированию.

1

30.11.2020


28

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

02.12.2020


29

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

07.12.2020


30

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

09.12.2020


31

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

14.12.2020


32

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

16.12.2020


33

Спортивное ориентирование.

Спортивное снаряжение.

1

21.12.2020


34

Спортивное ориентирование.

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.

1

23.12.2020


35

Спортивное ориентирование.

Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально).

1

28.12.2020


36

Спортивное ориентирование.

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом.

1

30.12.2020


37

Спортивное ориентирование.

Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту.

1

04.01.2021


38

Спортивное ориентирование.

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1

06.01.2021


39

Спортивное ориентирование.

Спортивные карты.

1

08.01.2021


40

Спортивное ориентирование.

Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

1

11.01.2021


41

Спортивное ориентирование.

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

1

13.01.2021


42

Спортивное ориентирование.

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

1

18.01.2021


43

Спортивное ориентирование.

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

1

20.01.2021


44

Спортивное ориентирование.

Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

1

25.01.2021


45

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью отработки навыков ориентирования.

1

27.01.2021


46

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

01.02.2021


47

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью отработки техники пешеходного туризма.

1

03.02.2021


48

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

08.02.2021


49

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью сбора краеведческого материала.

1

10.02.2021


50

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

15.02.2021


51

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью сбора мусора в установленной локации.

1

17.02.2021


52

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

22.02.2021


53

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью повышения мастерства в ориентирование.

1

24.02.2021


54

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

01.03.2021


55

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью отработки техники пешеходного туризма.

1

03.03.2021


56

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

09.03.2021


57

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью сбора краеведческого материала.

1

10.03.2021


58

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

15.03.2021


59

Походы выходного дня.

Совместное осуществление похода выходного дня с целью сбора мусора в установленной локации.

1

17.03.2021


60

Походы выходного дня.

Анализ походов выходного дня.

1

22.03.2021


61

Походы выходного дня.

Проверка и учет туристического инвентаря.

1

24.03.2021


62

Спортивные походы.

Пешеходный поход.

1

26.03.2021


63

Спортивные походы.

Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов.

1

29.03.2021


64

Спортивные походы.

Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов.

1

31.03.2021


65

Спортивные походы.

Ориентирование на маршруте.

1

05.04.2021


66

Спортивные походы.

Хронометраж на маршруте.

1

07.04.2021


67

Спортивные походы.

Краеведение на маршруте.

1

12.04.2021


68

Спортивные походы.

Подведение итогов похода.

1

14.04.2021


69

Спортивные походы.

Подготовка фотоотчёта.

1

19.04.2021


70

Спортивные походы.

Подготовка технического и краеведческого описания маршрута.

1

21.04.2021


71

Спортивные походы.

Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.

1

26.04.2021


72

Спортивные походы.

Пешеходный поход.

1

28.04.2021


73

Спортивные походы.

Ориентирование на маршруте.

1

05.05.2021


74

Спортивные походы.

Краеведение на маршруте.

1

12.05.2021


75

Спортивные походы.

Подведение итогов похода.

1

17.05.2021


76

Спортивные походы.

Подготовка фотоотчёта.

1

19.05.2021


77

Спортивные походы.

Подготовка технического и краеведческого описания маршрута.

1

24.05.2021


78

Спортивные походы.

Конкурс отчетов.

1

26.05.2021


























Методическое обеспечение

Жгучее желание заглянуть за горизонт, за горную вершину, узнать, что же там за поворотом реки, неудержимо манит и влечет за собой детей. Чем разнообразнее местность, чем сложнее комплекс природных ландшафтов, тем ярче впечатления у туристов, открывающих для себя доселе неведомый край. Жажда познания, которая испокон веков движет первооткрывателями и путниками, в равной степени влечет вперед и юных.

Важнейшей целью и отличительной особенностью объединения является:

  • формирование личности будущих граждан, физически здоровых, любящих и знающих свой край, наделенных качествами, позволяющими найти свое место в современном обществе, посредством занятия туризмом;

  • возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию;

  • большая интересная экспозиция фото и видеоматериалов, туристского снаряжения;

  • приглашение родителей (и всех желающих) на занятия и мини-соренования «Папа, мама и я – туристская семья»

В начале обучения по программе, в группах проводятся «Огоньки» знакомств, игры на сплочение коллектива. В походах, возле костра педагог рассказывает о жизни знаменитых туристов, об исторических событиях, связанных с местами походов, традициях объединения. Традиционным является разбор похода, проводимый после завершения учебно-тренировочных выходов и зачетных походов. В коллективе проводятся мероприятия, ставшие традиционными: Всемирный день туризма, о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений, соблюдение КЗ15-39, совместные соревнования «Мама, папа и я - туристская семья», вечера, посвященные творчеству В.Высоцкому, Б.Окуджавы, Ю.Визбора.

Основой перевода ребенка на следующий этап обучения служат результаты тестирования и проверки усвоения теоретического материала, а также результаты его выступления в учебно-тренировочных и календарных соревнованиях по туризму.

Обучение по программе построено таким образом, что первые два года посвящены подготовке участника степенных и категорийного похода I категории сложности. На третий год учащиеся проходят подготовку помощника руководителя похода.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными методами на первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии на 4 часа или однодневные выезды в горно-лесную зону. Вне школьных стен у учащихся по-разному формируются и складываются взаимоотношения друг с другом, устанавливается дружеская или натянутая атмосфера; по-разному проявляется чувство взаимопомощи и проявляется желание передачи личного опыта, если он есть.

Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества и т.д., занятия могут проводиться как в помещении, спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских навыков.

Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок туристского объединения».

Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.

Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь участников кружка пешеходного туризма.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п.

Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

Необходимо, чтобы каждый ученик имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.



Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.



Летний зачетный некатегорийный поход протяженностью 5—25 км готовится в течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д.



Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как:

  • установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,

  • разведение костра в различных погодных условиях,

  • переход через реку по бревну и вброд,

  • ориентирование по карте, компасу и звездам,

  • ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,

  • подъемы и спуски по заселенным склонам,

  • определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.

За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Методические рекомендации


Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта. Продолжительность теоретических занятий 2-3 часа. Программа предусматривает одно-, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года трёхдневные походы, учебно-тренировочные выходы. Для проведения теоретических занятий рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах, карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется создавать базу туристского специального снаряжения (веревки, карабины, страховочные системы и т.д.).



Вне сетки часов рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) шесть учебно-тренировочных походов:

  • Три однодневных по 8 часов=24 часа,

  • Два двухдневных по 14 часов =28 часов.

  • Один трехдневный по 22 часа =22 часа.

В результате этих походов кружковцы приобретут десятидневный опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.



Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.



Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.



Примерная анкета для разбора похода:



  • Что понравилось и не понравилось в походе?

  • Было ли трудно в походе? Когда?

  • Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

  • Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

  • Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

  • Кто показал себя настоящим туристом?

  • Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?

  • Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

  • Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно, конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.



Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива.



Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и экстремальных ситуациях.



Материально-техническое обеспечение

для успешного выполнения программы



Программа учебной дисциплины «Туризм» предполагает наличие у команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные карты края; кроки, схемы; топографические и спортив­ные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и спец. тур. снаряжение.



Туристское снаряжение:

  1. Рюкзак - 15 шт.

  2. Спальный мешок - 15 шт.

  3. Турковрики - 15 шт.

  4. Штормовой костюм - 15 пар.

  5. Рукавицы брезентовые - 15 пар.

  6. Ботинки туристические (типа " вибрам ") - 15 пар.

  7. Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.

  8. Система страховочная - 15 пар.

  9. Палатки - 5 шт.

  10. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.

  11. Аптечка - 2 набора

  12. Компаса жидкостные - 8 шт.

  13. Курвиметр - 2 шт.

  14. Веревка основная (40 м) - 3 шт.

  15. Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.

  16. Карабин туристский с муфтой - 30 шт.

  17. Шлем защитный - 15 шт.

  18. Фонарь - 4 шт.



Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и методический материал.

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал

  1. Учебные материалы (тесты)

  2. Карты

  3. Учебные пособия для детей (таблицы)

  4. Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)

  5. Аудио - видео средства туристские, спортивные.



Методический материал.

  1. Методическая разработка

«Оздоровительная функция самодеятельного туризма»

  1. Методические рекомендации для судей и участников соревнований

  2. Методические рекомендации в помощь тренеру, спортсмену

  3. Методическая разработка занятия

«Подготовка к походу»

  1. Методическая разработка занятия

«Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра»

  1. Научно-исследовательская работы учащихся

  2. Введение в программу «Пешеходный туризм»

  3. Разработка совместного занятия «Мама, папа и я – туристская семья»

  4. Видеофильмы на экологическую тему, как выживать в природе, краеведческая тематика и др.



Список литературы для преподавателя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Программа внеурочной деятельности.

Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.

  1. Программа физического воспитания. Автор Г.И. Погадаев

Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.;

  1. Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма» Самойленко А.А. Краснодар,2011.

Информация из интернета

  1. Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

  2. Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998.

  3. Алексеев А.А. Горообразование и горный рельеф. М, 1999.

  4. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997.

  5. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

  6. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.

  7. Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992.

  8. Куликов В. , Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М. , ЦДЮТур, 1997.

  9. Кошельков СА. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М., ЦДЮТ, 1997.

  10. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., ЦДЮТ, 1997.

  11. Курилова В.И. Туризм. М., «Просвещение», 1988.

  12. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.

  13. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.

  14. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., «Пищевая промышленность», 1980.

  15. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М., ВЛАДОС, 2000.

  16. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.

  17. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982, 2001.

  18. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М , 1995;

  19. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000

  20. Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению. Краснодар, 1995.

  21. Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994.

  22. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма. Свердловск, 1990.

  23. Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995.

  24. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000.

  25. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.

  26. Экологическое воспитание туристов, ЦРНБ «Турист», 1990.

  27. Энциклопедия туриста. М., 1993



Список литературы для учащихся



  1. Борисов В.И. Занимательное краеведение. Краснодар, Кн. изд., 1969.

  2. Канонников A.M. Природа Кубани и Причерноморья. Краснодар, 1977.

  3. Ковешников В.Н. Очерки о географических названиях Краснодарского края. Краснодар, КрайСЮТур, 1999.

  4. Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. М., «Толк», 1996.

  5. Расторгуев М. Ситникова С. Карабинные узлы. М., «Кроу лимитед», 1995.

  6. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.

  7. Фредерик Лисак «Горы». М., АСТ. Астрель, 2003.

  8. Энциклопедия туриста. М., 1993.







29




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!