СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экономике 10-11 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экономике 10-11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИМЕНИ В.А.УВАРОВА


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2021 года протокол № 1

Председатель педсовета _______________ О.В.Глебова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по экономике

(указать учебный предмет, курс)




Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 класс)

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 68 часов

Учитель: Кравченко Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями)

с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 14, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1), рабочей программы воспитания, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1)

с учетом УМК: Экономика. Базовый и углублённый уровни. 10 кл. : учебник /Р. И. Хасбулатов. — 5-е изд.. стереотип. — М.: Дрофа, (Российский учебник); Экономика. Базовый и углублённый уровни. 11 кл. : учебник /Р. И. Хасбулатов. — 5-е изд.. стереотип. — М.: Дрофа, (Российский учебник); Т. Л. Дихтяр Рабочая программа к учебнику «Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбула- това. Т. Л. Дихтяр МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к учебнику«Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбулатова — М.: Дрофа.










Пояснительная записка


Рабочая программа по экономике для 10-11 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе нормативных документов:

  • рабочей программы Т.Л. Дихтяр, разработанной к учебнику «Экономика. 10 - 11 классы» Р. И. Хасбулатова;

  • образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №14 имени В.А.Уварова.


Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10—11 классах средней общеобразовательной школы.

Изучение предмета «Экономика» в современном обществе становится более значимым, так как выпускник школы должен быть хорошо адаптирован к новым экономическим реалиям.

Особая роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика. Он осознанно включается в экономические отношения, становится полноправным участником хозяйственной деятельности сначала на микроуровне, внутри семьи. Следующий этап — изучение макроэкономики — позволит ему понять процессы, происходящие в экономике страны и мира в целом.

Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п.


Данная программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а также о по- ведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом.

Приобретённая сумма экономических знаний важна для учащегося не только с точки зрения по- лучения информации. Она даёт основу для понимания роли и прав человека в обществе, воспитывает рационального потребителя.

Экономика как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Сквозь призму знаний по экономике можно показать личностные нравственные ориентиры, вос питывать стремление к труду как источнику доходов. Понимание гражданской ответственности формируется при изучении темы «Налоги», «Роль государства в экономике». Молодой человек осознаёт, что, уплачивая налоги, он создаёт материальную основу для предоставления государством общественных благ, т. е. учитывает не только свою личную выгоду, но и интересы других людей. Ученик знакомится с основами деловой этики, понимает, что нарушение этических норм ведения бизнеса наносит ущерб эффективности рынка в целом, и наоборот, деловая репутация честного бизнесмена может дать кредитов не меньше, чем материальные гарантии.

Понятие альтернативной стоимости позволяет глубже оценивать возможности при использовании ограниченных ресурсов, а закон убывающей отдачи факторов производства рассматривается как ситуация, при которой любое новое изменение комбинации факторов производства уже не может принести кому-то выгоду без одновременного нанесения ущерба другому.

Цель программы:

Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.


Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей:


  • сформировать систему знаний об экономической жизни общества;

  • сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к чужой собственности;

  • сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

  • сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

  • развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию;

  • научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей: потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика;

  • сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, уме ние ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью среднего общего образования. Экономика непосредственно связана с такими учебными предметами, как ма- тематика, информатика, обществознание, право, география, история.

Учебный курс позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного, всесторонне образованного человека и гражданина.

Учебный курс «Экономика» рассчитан на 2 года. На изучение экономики на базовом уровне в учебном плане отводится 34 часа в год (один урок в неделю).


Изменения, внесенные в авторскую программу

Часы из резерва добавлены к темам:

«Государственные финансы»-2 часа;

«Основные макроэкономические показатели»- 1 час;

«Международная торговля»- 1 час.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебники и цифровые образовательные ресурсы.


Учебники:
  1. Экономика. Базовый и углублённый уровни. 10 кл. : учебник /Р. И. Хасбулатов. — 5-е изд.. стереотип. — М.: Дрофа, (Российский учебник);

  2. Экономика. Базовый и углублённый уровни. 11 кл. : учебник /Р. И. Хасбулатов. — 5-е изд.. стереотип. — М.: Дрофа, (Российский учебник);

  3. Т. Л. Дихтяр Рабочая программа к учебнику «Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбула- това.

  4. Т. Л. Дихтяр МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к учебнику«Экономика. 10—11 классы» Р. И. Хасбулатова — М.: Дрофа.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. При изучении курса экономики базового уровня используются различные формы занятий, такие как урок-исследование, лекция, урок- презентация, практическая работа по анализу статистической информации, деловая игра, роле- вая игра.

Формы организации учебной деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующие: проектно-исследовательская практика обучающихся; участие в конкурсах и олимпиадах.

В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме компьютерного тестирования. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. Правила при оценивании при тестировании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-69% — «3»;

  • 70-89% — «4»;

  • 90-100% — «5».

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика» (базовый уровень):

формирование представления об экономике как о научной дисциплине и как сфере деятельности индивидов, семей, фирм и государств;

  1. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

  2. проявление экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, окружающих и общества в целом;

  3. знание факторов, влияющих на изменение спроса и предложения товара, понимание сущности закона убывающей предельной полезности;

  4. знание особенностей традиционной, централизованной, рыночной и смешанной экономиеских систем; понимание роли государства в рыночной экономике, пределов его вмешательства в экономику и его последствий;

  5. знание роли и функций денег, особенностей денежного обращения; получение представления, как работает банковская система, умение просчитывать риски по кредитам и депозитам;

  6. знание различных видов фирм, форм собственности, ответственности бизнеса; знание рыночных структур с совершенной и несовершенной конкуренцией, приёмов конкурентной борьбы;

  7. применение полученных знаний и сформированных навыков для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

  8. знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  9. понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение ориентиро ваться в современных экономических событиях в России и в мире.

В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

основные концепции экономики выпускник на базовом уровне научится: указывать сферу применения методов экономической теории; объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям; различать свободное и экономическое благо; иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости; представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей; приводить примеры факторов производства; различать типы экономических систем; получит возможность научиться: проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем; анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни; использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики; использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем; находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа; отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории; микроэкономика выпускник на базовом уровне научится:

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета собственной семьи; анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей; принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; анализировать своё потребительское поведение; объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения; определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм; объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; различать виды ценных бумаг; определять разницу между постоянными и переменными издержками; объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством; определять практическое назначение основных функций менеджмента; определять место маркетинга в деятельности организации; определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов её создания; сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;


получит возможность научиться: применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; использовать приобретённые знания для экономически грамотного поведения в современном мире; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; объективно оценивать эффективность деятельности предприятия; проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и трудовых договорах; использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики; использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни; выявлять предпринимательские способности; анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах мас- совой информации; решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике; применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заёмщика и акционера; макроэкономика выпускник на базовом уровне научится:

приводить примеры влияния государства на экономику; приводить примеры общественных благ в собственном окружении; объяснять взаимовыгодность добровольного обмена; определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда; на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда; приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; определять назначение различных видов налогов; приводить примеры монетарной и фискальной политики государства; определять уместность использования различных показателей состояния экономики; приводить примеры сфер применения показателя ВНП; производить расчёт ВВП; приводить примеры статей государственного бюджета России; характеризовать макроэкономические последствия инфляции; определять уместность мер государственной политики снижения инфляции; различать факторы, влияющие на экономический рост; приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; различать сферы применения различных форм денег; определять практическое назначение основных элементов банковской системы; различать виды кредитов и сферу их использования; решать прикладные задачи на расчёт процентной ставки по кредиту; объяснять причины неравенства доходов; характеризовать макроэкономические последствия безработицы; определять целесообразность мер по снижению безработицы; приводить примеры социальных последствий безработицы;

получит возможность научиться:

преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности; применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наёмного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам; анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства; анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах; грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике; отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность по- лученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике; использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности; разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров;


международная экономика выпускник на базовом уровне научится:

приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях; объяснять назначение международной торговли; определять целесообразность использования видов валют в различных условиях; определять влияние факторов, влияющих на валютный курс; приводить примеры использования различных форм международных расчётов; приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики; приводить примеры глобальных экономических проблем; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы.

получит возможность научиться:

объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле; применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни; использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, которые связаны с покупкой и продажей валюты; отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность информации по глобальным экономическим проблемам, полученной из неадаптированных источников; использовать экономические понятия в проектной деятельности; разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире.


Содержание тем учебного курса экономики

  1. КЛАСС Базовый уровень


Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики

Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Производство, распределение, обмен, потребление. Главные вопросы экономики. Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда.


Экономическая система государства

Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.


Спрос

Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены. Эластичность спроса.

Предложение.

Объём предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность предложения.


Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя. Стоимость товара.


Конкуренция. Типы рынков

Понятие конкуренции, её сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.


Доходы и расходы

Доходы. Первичные и вторичные доходы. Доходы домохозяйств. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина. Структура расходов домохозяйств. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.


Банки и банковская система

Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.


Деньги и финансы

История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм.

Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и российский опыт внедрения электронных денег.


Фондовая биржа

Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка.


Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая. Профсоюзы и их роль в защите интересов рабочих.


Фирма — главное звено рыночной экономики

Фирмы и их задачи. Что такое фирма. Предпринимательство. Экономические цели фирм. Пра вовые формы предприятий. Мелкие, средние и крупные фирмы. Страхование бизнеса. Акционерное предприятие. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи (доходности).


  1. КЛАСС Базовый уровень

Менеджмент и маркетинг

Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга.


Государственные финансы

Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги — главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения.


Государство и экономика

Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Виды национализации. Формы участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация). Государственное регулирование экономики.


Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия инфляции.


Экономический рост

Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Цикличность развития экономики

Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.


Международная торговля

Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.


Российская Федерация в системе мирового хозяйства

Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Место России в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы современности.
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


  1. класс (34 часа)


Тема

Содержание уроков

Характеристика основных видов

деятельности учащегося

1. Экономика: наука и хозяйство

(3 ч)

Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столько товаров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда, средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон

редкости. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры свободных и экономических благ;

  • выстраивать логическую последовательность экономических процессов;

  • приводить примеры, подтверждающие закон редкости и закон роста потребностей;

  • понимать, что такое альтернативная стоимость, приводить собственные примеры альтернативной стоимости выбора;

  • анализировать кривую производственных возможностей, описывать положение точек относительно кривой производственных возможностей, раскрывать их экономический смысл;

  • решать задачи на альтернативную стоимость;

  • называть факторы производства;

  • рассчитывать производительность труда;

  • раскрывать понятия «специализация», «разделение труда»

2. Экономическая система государства (2 ч)

Понятие «экономическая си стема».

Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешан ная экономические системы. Прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Общественные блага. Государственный сектор экономики

Учащийся должен уметь:

  • раскрывать сущность понятия «экономическая система»;

  • называть главные особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем;

  • приводить примеры различных форм собственности;

  • делать выводы о преимуществах и недостатках экономических систем;

  • понимать роль государства в рыночной экономике;

  • объяснять отличия общественных благ от частных;

  • приводить примеры общественных благ.

3. Спрос (2 ч)

Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя. Спрос, величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. То- вары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных поня тий темы;

  • называть функции рынка, приводить примеры различных рынков;

  • формулировать закон спроса;

  • доказывать примерами зависимость спроса от цены;

  • приводить примеры неценовых факторов спроса;

  • анализировать график кривой спроса, объяснять причины сдвига кривой;

  • приводить примеры товарозаменителей и дополняющих товаров;

  • называть группу товаров с эластичным и неэластичным спросом.

4. Закон предложения (2 ч)


Предложение, величина предложения, закон предложения. Кривая предложения. Равновесная цена. Эластичность предложения. Варианты эластичности предложения


Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- формулировать закон предложения;

- доказывать примерами зависимость предложения от цены;

- анализировать график кривой предложения, объяснять причины сдвига кривой;

- устанавливать причины рыночного равновесия;

- объяснять причины различной эластичности;

- приводить примеры, иллюстрирующие понятия темы;

- строить графики спроса и предложения, решать задачи на нахождение равновесной цены.

5. Цена и стоимость.

Альтернативная стоимость

(2 ч)

Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты. Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса,

цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда.

Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- раскрывать суть двух концепций формирования цены товара;

- приводить примеры различных цен;

- понимать механизм образования равновесной цены;

- решать задачи на альтернативную стоимость;

- приводить примеры товаров с высокой добавленной стоимостью


6. Конкуренция.

Типы рынков

(4 ч)

Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.

Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции.

Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия.

Естественная монополия

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- понимать условия для проявления конкуренции;

- объяснять действия конкурентов при ценовой и неценовой конкуренции;

- выявлять достоинства и недостатки конкуренции;

- сравнивать различные типы рыночных структур, находить черты сходства и различия;

- приводить примеры рыночных структур;

- классифицировать рынки по степени проявления конкуренции;

- объяснять причину появления естественных монополий, приводить примеры естественных монополий

7. Доходы и расходы

(4 ч)

Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента.

Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы.

Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, финансовые пирамиды, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- называть источники доходов, различать вторичные и первичные доходы;

- приводить примеры доходов домохозяйств;

- находить информацию о размере МРОТ и прожиточном минимуме в разных регионах страны, сопоставлять, делать выводы;

- анализировать диаграммы и таблицы со статистическими данными, делать выводы на основе анализа;

- называть виды сбережений, оценивать экономические риски;

- составлять личный бюджет и семейный бюджет;

- рассчитывать реальную заработную плату;

- объяснять различия в зарплате трудящихся разных стран

8. Банки и банковская система

(4 ч)

История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Кредиты. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.

Депозиты. Виды депозитов

Учащийся должен уметь:

- давать характеристику банковской системы страны;

- сравнивать функции Центрального банка и коммерческих банков;

- объяснять значение основных понятий темы;

- просчитывать риски по кредитам;

- рассчитывать выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни;

- находить информацию об условиях ипотечного кредитования в различных банках;

- объяснять ответственность поручителя по кредитам;

- называть виды депозитов, оценивать их преимущества и недостатки

9. Деньги и финансы

(2 ч)

Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги.

Вексель, банкнота.

Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера.

Денежная масса, денежные агрегаты.

Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика.

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- приводить примеры, характеризующие функции денег;

- называть свойства металлических денег;

- объяснять необходимость появления бумажных и кредитных денег;

- делать выводы о роли денег в экономике;

- объяснять действие закона Фишера, приводить примеры влияния денежной массы на инфляцию;

- называть денежные агрегаты, проводить сравнение степени ликвидности, давать объяснение;

- понимать, как работает денежный рынок;

- выстраивать логическую цепочку движения капиталов;

- объяснять влияние ставки рефинансирования на инфляцию;

- анализировать график равновесия на денежном рынке, делать выводы

10. Фондовая биржа

(2 ч)

История появления фондовых бирж.

Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные

сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- сравнивать различные ценные бумаги;

- объяснять действия участников фондового рынка;

- искать информацию о биржевых индексах,

- представлять доклады и презентации по теме

11. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы (3 ч)

Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда.

Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы.

Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица.

Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов

Учащийся должен уметь:

- называть особенности рынка труда;

- определять качество рабочей силы;

- доказывать влияние качества рабочей силы на экономический рост;

- определять уровень безработицы, используя статистические данные;

- давать характеристику различных видов безработицы;

- приводить примеры различных видов безработицы, в том числе скрытой;

- раскрывать понятие «рыночная власть профсоюзов»

12. Фирма — главное звено рыночной экономики

(4 ч)

Что такое фирма. Задачи фирм. Предприниматель, предпринимательство.

Основные признаки фирмы. Виды фирм. Индивидуальные (частные), товарищества (партнёрства), акционерные общества (корпорации), государственные и смешанные (с участием государства) компании.

Размеры фирм. Мелкие, средние и крупные фирмы. Акционерное предприятие. Акции и дивиденды. Простые и привилегированные акции. Факторный доход. Прибыль, издержки, инвестиции.

Физический и финансовый капитал.

Заёмный капитал.

Экономические и бухгалтерские издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Закон убывающей отдачи (эффективности) факторов производства


Учащийся должен уметь:

- объяснять значение основных понятий темы;

- раскрывать задачи фирмы и предпринимательской деятельности;

- называть основные признаки фирмы;

- давать характеристику различных видов фирм;

- выявлять преимущества и недостатки различных фирм;

- приводить примеры фирм, различающихся по форме собственности и по размерам;

- объяснять организацию и структуру управления акционерного общества;

- сравнивать простые и привилегированные акции;

- называть факторные доходы;

- приводить примеры бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных издержек;

- раскрывать сущность неявных издержек, приводить примеры;

- объяснять сущность закона убывающей отдачи, приводить графики, аргументы, подтверждающие действие этого закона




  1. класс (34 ч)




Тема

Содержание уроков

Характеристика основных видов деятельности учащегося

1. Менеджмент и маркетинг (4 ч)

Понятие «менеджмент». Исторические этапы становле ния менеджмента.

Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А. Файоля.

Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Современные тенденции менеджмента.

Обязанности менеджеров компании.

Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга.

Три звена в системе управления маркетинговыми операциями. Реклама.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • давать характеристику различных школ менеджмента;

  • сравнивать, выявлять преимущества и недостатки различных школ управления;

  • высказывать своё мнение о социальной ответственности бизнеса, излагая его в виде эссе;

  • приводить примеры вертикальных, горизонтальных объединений фирм, конгломератов;

  • называть основные обязанности менеджеров компании;

  • давать характеристику управления на социалистическом предприятии, выявлять черты отличия от современного менеджмента фирмы;

  • раскрывать роль рекламы в продвижении товара;

  • называть функции звеньев управления маркетинговыми операциями;

  • приводить примеры агрессивной рекламы, удачных и неудачных реклам ных кампаний фирм

2. Государственные финансы

(6 ч)

Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета. Государственный долг. Внутреннийи внешний государственный долг.

Экономическая сущность налогов.

Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая система. Фискальная политика государства.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги.

Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения.

Налоговые льготы

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • называть и объяснять бюджетные принципы, функции бюджета;

  • объяснять причины появления государственного долга и пути погашения долга; объяснять экономическую сущность налогов;

  • называть функции налогов, приводить примеры бюджетных фондов, выплат из этих фондов;

  • давать характеристику фискальной политики государства;

  • приводить примеры прямых и косвенных налогов, выявлять различия прямых и косвенных налогов;

  • понимать механизм получения налоговых льгот, их социальную направленность

3. Государство и экономика

(3 ч)

Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические функции государства. Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике. Приватизация и национализация. Типы государственной собственности.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • объяснять причины государственной экспансии в экономику;

  • раскрывать сущность закона Вагнера;

  • приводить примеры прямых и косвенных форм вмешательства;

  • называть экономические функции государства;

  • приводить примеры национализации и приватизации;

  • приводить примеры государственной собственности

4. Основные макро- экономические показатели

(5 ч)

Валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой национальный продукт (ВНП).

Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт.

Исключение двойного счёта при расчёте

ВВП. Реальный ВВП.

Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП.

ВВП и инфляция. Виды инфляции. Социальные последствия инфляции

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • применять методы подсчёта ВВП и ВНП при решении задач по теме;

  • приводить примеры двойного счёта;

  • различать реальный и номинальный ВВП;

  • называть виды инфляции, объяснять социальные последствия инфляции;

  • анализировать таблицы, делать вы- воды об уровне экономического раз- вития разных стран;

  • называть секторы экономики

5. Экономический рост

(2 ч)

Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост населения и численности рабочей силы. Накопление капитала, инвестиции, земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации.

Влияние научно-технического прогресса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие.

Учащийся должен уметь:

  • применять формулу для определения экономического роста;

  • называть факторы экономического роста;

  • приводить примеры интенсивных и экстенсивных факторов экономического развития

6. Цикличность развития экономики

(4 ч)

Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис.

Решение противоречий в ходе кризиса.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных поня тий темы;

  • приводить аргументы, подтверждающие цикличность развития экономики;

  • называть последовательно фазы экономического цикла, характеризовать явления в экономике, связанные с определённой фазой цикла

7. Международная торговля

(5 ч)

Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый оборот. Международное разделение труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ

Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • анализировать статистические данные, делать выводы;

  • классифицировать страны по объёму внешней торговли;

  • приводить примеры абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле

8. Российская Федерация в системе Мирового хозяйства (3 ч)

Общая характеристика экономики

России. Основные макроэкономические показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях.

Учащийся должен уметь:

  • давать характеристику экономики России;

  • называть основные макроэкономические показатели;

  • делать выводы о структуре хозяйства России;

  • объяснять причины изменения структуры хозяйства;

  • анализировать основные показатели участия России во внешнеэкономических связях

9. Экономические проблемы глобализации (2 ч)

Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;

  • приводить примеры неравного потребления;

  • показывать на географической карте страны с высоким и низким уровнем потребления;

  • называть новые модели потребле ния;

анализировать статистические дан ные

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела темы

10 класс


темы



Наименование модулей, разделов, тем


Количество часов


Дата

По плану

Факт

Тема 1

Экономика - наука и хозяйство

3



Экономика как наука

1



Проблема выбора в экономике

1



Факторы производства, производительность труда

1



Тема 2

Экономическая система государства

2



Типы экономических систем: традиционная, рыночная, централизованная, смешанная

1



Типы экономических систем: смешанная экономическая система

1



Тема 3

Спрос

2



Понятие о рынке. Спрос и его содержание

1



Величина спроса

1



Тема 4

Закон предложения

2



Закон предложения

1



Равновесная цена. Эластичность предложения

1



Тема 5

Цена и стоимость. Альтернативная стоимость

2



Цена товара. Функции цен

1



Ценовой механизм. Стоимость товара

1



Тема 6

Конкуренция. Типы рынков

4



Понятие конкуренции, её сущность

1



Рыночные структуры. Модели современного рынка

1



Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика

1



Урок-практикум

1



Тема 7

Доходы и расходы

4



Доходы. Сбережения

1



Расходы. Закон Энгеля

1



Страхование и страховые услуги

1



Урок-практикум

1



Тема 8

Банки и банковская система

4



Банки

1



Формирование банковской системы

1



Кредиты и диапазоны

1



Урок-практикум

1



Тема 9

Деньги и финансы

2



Происхождение и функции денег

1



Денежное обращение

1



Тема 10

Фондовая биржа

2



Фондовые биржи, их деятельность

1



Фондовый рынок

1



Тема 11

Рынок труда. Безработица. Профсоюзы

3



Рынок труда

1



Безработица

1



Профсоюзы

1



Тема 12

Фирма-главное звено в рыночной экономике

4



Фирмы и их задачи

1



Виды издержек

1



Урок-практикум

1



Итоговый контроль

1




Всего часов

34

































11 класс



темы



Наименование модулей, разделов, тем


Количество часов


Дата

По плану

Факт

Тема 1

Менеджмент и маркетинг

4



1

Менеджмент

1



2

Менеджмент

1



3

Маркетинг

1



4

Маркетинг

1



Тема 2

Государственные финансы

6



5

Государственные финансы

1



6

Государственный бюджет

1



7

Налоги – главный источник государственного бюджета

1



8

Виды налогов

1



9

Механизм налогообложения

1



10

Урок-практикум

1



Тема 3

Государство и экономика

3



11

Экономические функции государства

1



12

Участие государства в экономике

1



13

Государственное регулирование экономики

1



Тема 4

Основные макроэкономические показатели

5



14

Валовой внутренний продукт

1



15

Валовой национальный продукт

1



16

ВВП и ВНП на душу населения

1



17

Национальный доход

1



18

Урок-практикум

1



Тема 5

Экономический рост

2



19

Экономический рост. Факторы экономического роста

1



20

Современная трактовка экономического роста.

1



Тема 6

Цикличность развития экономики

4



21

Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы

1



22

Фазы экономического цикла

1



23

Кризисы

1



24

Урок-практикум

1



Тема 7

Международная торговля

5



25

Международная торговля

1



26

Валютные курсы

1



27

Свободная торговля и протекционизм

1



28

Всемирная торговая организация (ВТО)

1



29

Урок-практикум

1



Тема 8

Российская Федерация в системе Мирового хозяйства

3



30

Общая характеристика экономики России

1



31

Основные макроэкономические показатели России

1



32

Место России в мировой экономике

1



Тема 9

Экономические проблемы глобализации

2



33

Глобальные экономические проблемы современности

1



34

Итоговый контроль

1




Всего часов

34


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 23.08.2021 г. № 1

___________ А.В.Трухачева


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Т.Н.Караева

30 августа 2021 г.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!