код и наименование специальности (профессии) 43.02.15. Поварское и кондитерское дело по программе базовой подготовки на базе основного общего образования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.15. Поварское и кондитерское дело по программе базовой подготовки на базе основного общего образования. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
Учебная дисциплина ОУД.01 Экономика входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы. Рабочая программа дисциплины ОУД.01 Экономика разработана с учетом: требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования; ФГОС среднего общего образования по специальности 43.02.15. Поварское и кондитерское дело по программе базовой подготовки на базе основного общего образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 01. Экономика для профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г.), при подготовке специалистов среднего звена. Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.
ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; ●
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; ●
готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования. Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.
● функции денег, банковскую систему; ● причины различий в уровне оплаты труда; ● основные виды налогов; ● организационно-правовые формы предпринимательства; ● виды ценных бумаг; ● факторы экономического роста.
: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; ●
действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; ●
: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.
● для получения и оценки экономической информации; ● составления семейного бюджета; ● оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Студенты получают знаниями в области эеономики и вырабатывают навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и решению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из выработанных методологических принципов мышления и познания. Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, мировоззренческая, аксиологическая и культуроведческая компетенции. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, т.к. все виды компетенций взаимосвязаны.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проекта) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Экономика | | |
Глава 1. Экономика и экономическая наука | | | |
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов | Содержание учебного материала | 2 |
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка сообщений на одну из тем: «Место и роль знаний по экономике в жизни общества», «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность», «Методы анализа прибыли» | 1 | |
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 2 |
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента. | 2 |
Практическое занятие: Факторы производства. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка реферата на одну из тем: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли», «Уровень жизни: понятие и факторы его определяющие» | 1 | |
1.3. Выбор и альтернативная стоимость | Содержание учебного материала | 2 |
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: на основе биографии проследить процесс альтернативной стоимости | 1 | |
1.4. Типы экономических систем | Содержание учебного материала | |
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. | |
| |
1.5. Собственность и конкуренция | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов по собственности и конкуренции | 1 | |
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение экономической свободы | 1 | |
Тема 2. Семейный бюджет | Содержание учебного материала | 2 | |
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. | 2 |
Практическое занятие Расчет семейного бюджета, анализ доходов и расходов семьи | 1 | |
Раздел 3. Социальная структура. | Содержание учебного материала Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров | |
Практическое занятие Построение кривой спроса и цены товара | |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с дополнительной литературой, подготовка реферата на одну из тем: «Понятие цены. Понятие стоимости товара», «Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков о понятиях цена и стоимость товара», «Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства» | | |
Тема 4. Рыночная экономика | | |
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры | Содержание учебного материала | 2 | |
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект по дополнительным источникам информации | 1 | |
4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы | Содержание учебного материала | 2 |
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить характеристику современных экономических предприятий | 1 | |
4.3. Организация производства | Содержание учебного материала | | |
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить конспект по дополнительным источникам информации | |
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат | Содержание учебного материала | 2 |
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | 2 |
Практическое занятие Расходы организации, экономическое содержание | 1 | |
Тема 5. Труд и заработная плата | |
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Содержание учебного материала | 2 |
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов об заработной плате | 1 | |
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости | Содержание учебного материала | |
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить конспект по дополнительным источникам информации | | |
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы | Содержание учебного материала | 2 | |
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. | 2 |
Практическое занятие Заработная плата. Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате. | 1 | |
Тема 6. Деньги и банки | | |
6.1. Деньги и их роль в экономике | Содержание учебного материала | 4 | |
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. | 2 |
Практическое занятие : Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. Особенности экономического обращения ценных бумаг | 2 | |
6.2. Банковская система | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов «Банковская система РФ» | 1 | |
6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок | Содержание учебного материала | 2 | |
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по теме: Особенности экономического | | |
6.4. Инфляция и ее социальные последствия | Содержание учебного материала | 2 | |
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить характеристику современного уровня развития инфляции и ее последствий | | |
| |
Тема 7. Государство и экономика | | |
7.1. Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного материала | | |
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов «Развитие экономики в РФ» | | |
7.2. Налоги и налогообложение | Содержание учебного материала | | |
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 2 | |
Практическое занятие Методы государственного регулирования налогообложения | 2 | |
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета | Содержание учебного материала | | |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 2 | |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие. | | |
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы | Содержание учебного материала | | |
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | 2 | |
Практические занятия Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Методы расчета ВВП. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. | 2 | |
7.5. Основы денежно-кредитной политики государства | Содержание учебного материала | | |
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | 2 | |
Тема 8. Международная экономика | | |
8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик | Содержание учебного материала | 2 | |
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | | |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по темам: Проблемы вступления России в ВТО. Россия на рынке технологий. Финансовый кризис 1998 года в России. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС. Электронные рынки как феномен мировой экономики. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России. Мировой опыт свободных экономических зон. | 1 | |
8.2. Валюта. Обменные курсы валют | Содержание учебного материала | | |
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса | 2 | |
Практическое занятие Валютные курсы | 2 | |
8.3. Глобализация мировой экономики | Содержание учебного материала | | |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. Подготовка рефератов по теме: Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс) | 2 | |
Практические занятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс | 2 | |
8.4. Особенности современной экономики России | Содержание учебного материала | | |
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат современной России. Россия и мировая экономика. | 2 | |
Итоговая аттестация в форме экзамена | | |
| Всего: | 78 | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ,оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
. Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей — 5е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. 2. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебное пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 272 с. – («Профессиональное образование») 3. Слагода В.Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 176 с.: ил. – («Профессиональное образование») 4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Учебное пособие для СПО. – 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2012. (рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
1. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория (практикум) – М.: ИНФРА– М, 2012. 2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. под ред. Иванова С.И. – 10-е изд. – В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 2014. 3. Основы экономической теории: Практикум под ред. Иванова С.И. – 10-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2013.
Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: 1учебник/ И.Н. Кузнецов.– М.: Дашков и К, 2015. – 576 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930.html2.История в таблицах и схемах [Электронный ресурс]/ – СПб.: Виктория плюс, 2016. – 112 c. –Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58065.html
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ, письменного и устного опроса, самостоятельной работы.