СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по экстремальной психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экстремальной психологии»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД

«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И.Шихсаидова»





















Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ

СИТУАЦИИ







Код и наименование профессии: 20.01.01 Пожарный



входящей в состав УГП



20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.



Квалификация выпускника: пожарный.

Нормативный срок обучения : 2 года 10 месяцев.

На базе основного общего образования

Подготовка -





















2021г.



ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин

и профессиональных модулей

Протокол № от «___» _____ 20___ г.

Председатель П(Ц)К

________________


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УР

____________ Гусейнова СГ.

____ _____________ 20____ г.








Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по 20.01.01 Пожарный базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы профессий 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 N 652 (ред. от 17.03.2015),(зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29481);

с учетом:

  • профессионального стандарта "Специалист по противопожарной профилактике", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.10.2014 №814-Н

  • Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.



Разработчики:



Рецензенты / эксперты:

-зам дир. по УР- Гусейнова Солтанат Гилаловна



-председатель П(Ц)К ОПД и ПМ







©ГПБОУ РД «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И.Шихсаидова» 2021г.














СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 12














  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.О1 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ



    1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О1 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ является частью программы подготовки квалифицированных рабочих служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии 20.01.01 Пожарный базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы профессий 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.О1 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ входит в обязательную часть ППКРС


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:



В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен


уметь:

-поддерживать психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, использовать методы и приемы психологической саморегуляции;

-применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;

-учитывать в профессиональной деятельности психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях;



знать:

-психологические требования к деятельности и личности пожарного;

-механизмы накопления профессионального стресса и основы

профилактики его последствий;

-психологические особенности поведения людей в чрезвычайных

ситуациях;

-условия эффективного внутригруппового взаимодействия;

-методы и приемы психологической саморегуляции



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:



максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


практические занятия

8

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме (указать) - дифференцированный зачет



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Содержание учебного материала

32



1.Цель, задачи, предмет, объект экстремальной психологии

Ключевые понятия: «стрессовая ситуация», «напряженная ситуация», «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «жизненное событие».

  1. Общая характеристика экстремальных ситуаций «среда-условия».

Определения стресса. Стрессоры (средовые и индивидуальные).

  1. Понятие «смерти», лежащее в основе распознавания ситуации, как экстремальной (история, традиции, определение, отношение).

  2. Определение экстремальной ситуации, условий.

  3. Приспособление, адаптация. Типы и уровни приспособительного поведения.

  4. Теория распространения сигнала во времени и динамику реагирования на него человека с учетом современных научных знаний (биоинформатика).

7.Алгоритм переработки информации человеком в нормальных и экстремальных ситуациях. Теория психологии прогнозирования (антиципирование).

8.Психические состояния в условиях экстремальных ситуаций.

Диагностика психических состояний до, во время и после экстремальной ситуации (Диагностика готовности, толерантности к экстремальным ситуациям. Диагностика PTSD).

9.Психологические и психофизиологические тесты, выявляющие реакцию стресса на ситуацию.

10.Диагностика экстремальности ситуации.

11.Механизмы психологической защиты.

12.Психотехники стрессоустойчивости. Регуляция, саморегуляция психических состояний до, в условиях и после экстремальных ситуаций.

13. Экстренная психологическая помощь

14.Посттравматическое стрессовое расстройство

15. Профессиональное здоровье специалиста




Практические занятия

  1. Определение реакции на стресс

  2. Принципы психологической помощи при стрессе

  3. Самопомощь при острых реакциях на стресс

  4. Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля

Определение типов темперамента

8



Контрольные работы

2



Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

  1. Решение ситуационных задач управления психической деятельностью (по темам).

  2. Выполнение упражнений по управлению собственным состоянием, работоспособностью, мобилизации психологических и физических резервов организма.

18



Всего:

58



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы психологии экстремальных ситуаций».


Оборудование учебного кабинета «Основы психологии экстремальных ситуаций»: парты, стулья, классная доска, стол преподавателя, стеллажи для книг, плакатница, информационные стенды, наглядные пособия, демонстрационный комплект инструментов, Устав, приказы и инструкции подразделений пожарной охраны.



Оборудование медиастудии: проектор, ноутбук, выход в сеть интернет, DVD, доска, парты, стулья.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: __ Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.:

Мысль, 2012.

Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.

Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2015. Т.26. С. 45-56.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 2010

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2015.

Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 2010.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2013.

Елисеева И.Н. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика: методические рекомендации. М., 2012.

Зеер З.Ф. Психология профессий. 4-е изд.М.: Академический проект, 2013.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2012

Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург). М., 2010.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 2012.

Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2013. С. 76—97.

Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 2010. С. 113—115.

Приемы психологической саморегуляции для спасателей и пожарных.

Методич. рекомендации / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М., 2012.




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

-психологических требований к деятельности и личности пожарного;

-механизмов накопления профессионального стресса и основы профилактики его последствий;

-психологических особенностей поведения людей в чрезвычайных

ситуациях;

-условий эффективного внутригруппового взаимодействия;

-методов и приемов психологической саморегуляции Умения

-поддерживать психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, использовать методы и приемы психологической саморегуляции;

-применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;

-учитывать в профессиональной деятельности психологические особенности поведения людей в

чрезвычайных ситуациях;



Тесты; устный опрос, контрольные работы, защита практических работ
















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РД

«Сельскохозяйственный колледж» им. Ш.И.Шихсаидова»







Рецензия

на рабочую программу учебной дисциплины

ОП.01. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих служащих )



Общие сведения

  • 1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы дисциплины

  • Сайпуллаев Минатула Сайпуллаевич - преподаватель спец.дисциплин

  • Байбулатов Мурат Абсупиянович - преподаватель спец.дисциплин


2. Код и наименование специальности20.01.01 Пожарный

3. Количество часов на освоение программы:



Максимальное количество часов на дисциплину:

58ппп_

час.:


  • обязательная учебная нагрузкастудентов

_

час., в том числе:

объем времени обязательной части ППССЗ /ППКРС

_

час.

объем времени вариативной части ППССЗ/ ППКРС

_

час.

лабораторные работы

_

час.

практическиезанятия

_

час.

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

_

час.

  • самостоятельнаяработастудентов

_

час.



4. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента

Зам дир. по УР - Гусейнова С.Г.

Председатель П(Ц)К ОПД и ПМ технического профиля - Магомедов И.М.

Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины

1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины

Макс. балл

1,0 = ,25х4

1.1


Титульный лист содержит информацию:

  • лицевая сторона:

  • наименование органа управления образованием;

  • наименование образовательной организации;

  • индекс и наименование учебной дисциплины (по учебному плану);

  • код и наименование специальности (профессии)

  • укрупненная группа специальностей (профессий)

  • квалификация выпускника

  • год разработки;

  • оборотная сторона:

  • сведения о согласовании программы дисциплины цикловой комиссией и решении об утверждении программы;

  • сведения о нормативных документах, на основании которых разрабатывалась программа;

  • сведения о разработчиках и рецензентах

0,25

1.2


Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по установленной форме.

0,25

1.3


Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов программы дисциплины

0,25

1.4


Структура программы соответствует макету

0,25

Итоговый балл

1

2. Оценка раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины»

Макс. балл

1, 0 = 0,25х4

2.1


Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную информацию опринадлежности программы дисциплины к ППССЗ по специальности и укрупненной группе специальностей, возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении.

0,25

2.2


В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена» правильно указывается принадлежность дисциплины к обязательной и/или вариативной части учебного цикла ППССЗ.

0,25

2.3


Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины» содержит обязательные требования к умениям и знаниям в полном соответствии с ФГОС СПО по специальности и дополнительные требования к умениям и знаниям, установленные колледжем к выпускникам (вариативная часть ППССЗ)

0,25

2.4


Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самостоятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом

0,25

Итоговый балл

1

3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,20х5

3.1


Таблица 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» содержит почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответствии с формой и полностью совпадает с количеством часов, установленным учебным планом по специальности; форма итоговой (промежуточной аттестации) указывается правильно

0,20

3.2


Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» составлен в полном соответствии с формой; объемы часов по видам учебной работы обучающихся в паспорте программы и таблицах 2.1, 2.2 совпадают

0,20

3.3


Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименовании разделов и тем программы,содержание учебного материала соответствует требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и знаниям, учитывает современное состояние науки и производства; уровни освоения дидактических единиц обозначаются дидактически целесообразно; вариативная часть содержания программы выделяется курсивом

0,20

3.4


Указывается порядковая последовательность лабораторных и практических занятий; тематика лабораторных и практических занятий, курсового проекта (работы) (при наличии) учитывает условия будущей профессиональной деятельности обучающихся;

0,20

3.5


Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся способствует их творческому развитию, соответствуют целям и задачам освоения учебной дисциплины

0,20

Итоговый балл

1

4. Оценка раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,25х4

4.1


Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения, необходимых для реализации программы дисциплины.

0,25

4.2


Перечисленное оборудование является достаточным для проведения лабораторных и практических занятий, предусмотренных программой дисциплины

0,25

4.3


Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит переченьпечатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине;

Год издания основной литературы не старше 5 лет

0,25

4.4


Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления».

0,25

Итоговый балл

1

5. Оценка раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»

Макс. балл

1,0 = 0,25х4

5.1


Наименования умений и знаний полностью совпадают с указанными в п. 1.3 «Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины»

0,25

5.2


Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизирован с учетом специфики обучения по дисциплине

0,25

5.3


Указанные формы и методы контроля и оценки отвечают принципам продуктивного обучения

0,25

5.4


Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему достоверной и объективной диагностики результатов освоения дисциплины

0,25


Итоговый балл

1



Общее заключение(выбрать нужное):

Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению

Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке

Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению



Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисциплины:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Дата: «29» августа 2016г.



Рецензент/эксперт: ____________/Гусейнова С.Г.

____________/ Магомедов И.М.

С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):

__________/ Сайпуллаева М.С.

__________/ Байбулатов М.А.








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!