Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _____________Н.С.Велиляева Протокол заседания ШМО « ____» _________2021 г. № _____ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Крайненкая средняя школа» _____________М. В. Тарасова «____» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Крайненская средняя школа» _____________ /Г.В. Кучерявая Приказ № ___________ от ____ _______________ 2021 г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет__ Элективный курс «Дизайн»______
Уровень ___________базовый__________
Учитель __Адилова Зоре Эюбовна_
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс __________________10________________
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего_______34_______ч.; в неделю _______1_____ ч.
Рабочая программа по элективному курсу «Дизайн» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе Основой образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Крайненская средняя школа» с учетом авторской программы. Программа. Дизайн. 10-11 классы: методическое пособие/Г.Е. Гуров. М.: Просвещение 2017 г.
2021г
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые личностные результаты освоения курса
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения курса представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения курса
В результате изучения учебного предмета «Дизайн» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
- рационально использовать учебную и дополнительную информацию для проектирования;
- владеть алгоритмами и методами решения организационных задач;
- владеть различными методами чтения и способами различных видов информации;
- применять общенаучные знания по предметам художественно-эстетического цикла в процессе подготовки и осуществления и аргументации рациональности деятельности;
- проектировать материальные объекты или услуги, повышать эффективность своей практической деятельности;
- организовывать трудовую деятельность при коллективной форме труда;
- контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления;
- документировать результаты труда и проектной деятельности;
- овладевать приемами стилизации, создания обобщенных изображений предметов, растений, животных;
- дизайнерскому проектированию изделия или рациональной эстетической организации работ;
- моделировать художественное оформление объекта труда и оптимально планировать работу;
- разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетически и рационально оснащать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- рационально выбирать рабочий костюм и опрятно содержать рабочую одежду;
выпускник получит возможность научиться:
- оценивать свою способность и готовность в конкретной предметной деятельности;
- согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознавать ответственность за качество результатов труда;
- проявлять экологическую культуру при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- проявлять экономию и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;
- формировать рабочую группу для выполнения дизайн - проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- оформлять документацию с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
- готовить публичную презентацию и защиту дизайн-проекта;
- сочетать образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности.
Содержание учебного курса
Основы формообразования в дизайне( 2ч)
Дизайн-вид конструктивного искусства. Основы формообразования в дизайне. Композиция а плоскости. Пространственное формообразование в дизайне. Композиция в объеме. Взаимное сочетание объемов и композиции. Цвет и шрифт в композиции. Типы композиций. Стилизация изображений. Пиктограмма. Поверхность и фактура. Ландшафт.
Профессия дизайнера и ее специфика. Необходимость развития визуального мышления как способа решения интеллектуально-творческих задач. Стратегическая задача дизайнера.
Конструкция для замысла. Композиция на плоскости( 4 ч)
Плоскостная и объемно-пространственная композиция. Основной композиционный замысел. Главное второстепенное. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии. Соединение элементов композиции и членение плоскости.
Цвет и шрифт в композиции (3 ч)
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Психологическое воздействие цвета. Сочетание цветов и цветовая гамма. Шрифт и содержание текста. Логотип. Знаки-символы и иконические знаки. Символика геометрических фигур в создании эмблематики. Стилизация изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката. Пиктограммы и их роль в информационном пространстве.
Пространственное формообразование в дизайне ( 3 ч)
От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций. Выстраивание сюжетной линии. Влияние архитектурной среды. Силуэт как первооснова впечатления от объекта. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Использование обработанной бумаги в эскизах, макетах, рекламе и арт-дизайне. Техники обработки бумаги. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, различных линий. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности. Дизайн проекта:ведение монохромного цвета. Имитирующие материалы и материалы-метафоры.
Выявление простых объемов(3 ч)
Взаимное сочетание объемов в композиции образующих вещь,агрегат или здание. Баланс функциональности и художественной красоты. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Бионика- прикладная наука о применении в технических устройствах и системных принципов организации, свойств, функции и структур живой природы. Применение бионических принципов в дизайне и архитектуре.
Выполнение проекта конструкции, сочетающей в себе плоскости, и объемы, включенные в пространство конструкции. Рекламная конструкция перед входом в выставочный павильон или сооружение, находящееся внутри павильона.
Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция»
Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки ( 6 ч)
Актуальность искусства плаката. Основы выразительности искусства плаката. Классификация плаката. Рекламная идея плаката и его визуальный образ. Фотоизображения и графика. Стилизация изображения. История развития упаковки. Упаковка товара-часть маркетинга. Композиционные элементы упаковка. Коммуникативная роль рекламы в современной общественной жизни. Направление и виды рекламной деятельности. Использование объёмных элементов в плоскостных рекламных плакатах. Инсталляция как художественный прием в арт-дизайне. Функции витрины как части магазина.Типы витрин. Элементы дизайнерского оформления витрины.
Дизайн – проект «Макет витрины»
Фирменный стиль ( 3 ч)
Фирменный стиль как важнейшая часть рекламной коммуникативной политики. Элементы фирменного стиля. Понятие корпоративной культуры.
Этика рекламного процесса. Информативность, добросовестность, реалистичность рекламы. Товарный знак и логотип. Слоган. Элементы рекламной политики фирмы. Корпоративная одежда.
Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля»
Дизайн интерьера и городской среды ( 6 ч)
Дизайн интерьера. Стилистическое единство архитектурного экстерьера, интерьера помещений, мебели. Цвет в интерьере. Создание многофункционального интерьера отдельной комнаты. Способы зонирования. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды. Архитектурный остов интерьера отделочные материалы. Введение фактуры и цвета в интерьер. Дизайнерские детали интерьера. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Создание информативного комфорта, устройство пешеходных зон, установка городской мебели, информационных блоков и т.д. садово-парковое искусство. Ландшафтный дизайн. Регулярные пейзажи школы ландшафтного дизайна. Условные обозначения, применяемые в ландшафтном дизайне. Музейный дизайн. Традиционная музейная экспозиция и новые типы экспозиций.
Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки»
Дизайн зрелища (4 ч)
Пространственная среда зрелища. Сценографический дизайн. Дизайнерские специальности. Особенности театрально- декорационного искусства. Выдающиеся художники-сценографы. Архитектурно- технологическая конструкция театра. Основные элементы театральной сцены. Виды декораций Свет и световые проекции. Театральный костюм и образ спектакля. Истории театрального костюма. Виды театрального костюма.
Дизайн-проект «Праздник в городе»
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол часов | В том числе |
Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
1 | Основы формообразования в дизайне | 2 | | |
2 | Конструкция для замысла. Композиция на плоскости | 4 | | |
3 | Цвет и шрифт в композиции | 3 | | |
4 | Пространственное формообразование в дизайне | 3 | | |
5 | Взаимное сочетание объемов в композиции | 3 | | 1 |
6 | Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки | 6 | 1 | 1 |
7 | Фирменный стиль(3 ч) | 3 | | 1 |
8 | Дизайн интерьера и городской среды(6 ч) | 6 | | 1 |
9 | Дизайн зрелища(4 ч) | 4 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 2 | 5 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крайненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______/Н.С.Велиляева подпись ФИО Протокол № _______ заседания ШМО от «____» ____________2021 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Крайненская средняя школа» ___________/_М. В. Тарасова подпись ФИО «____» ______________2021 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Крайненская средняя школа» __________ /Г.В. Кучерявая подпись ФИО Приказ № ________ От « ____» ______________ 2021 г. |
Календарно-тематическое планирование
Предмет ____Элективный курс «Дизайн»_
Уровень ______базовый________________
_Адилова Зоре Эюбовна _
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс _______________10________________
2021/2022 учебный год
Количество часов:
Всего__34___ч.; в неделю _1_ ч.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе: рабочей программы по элективному курсу «Дизайн» для 10 класса, утвержденного приказом МБОУ «Крайненская средняя школа» от «____» _____________2021г. №_______.
2021 г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол часов | Дата | В том числе |
План | Факт | Контрольные работы | Лабораторные и практические работы |
Основы формообразования в дизайне (2 ч) |
1 | Вводное занятие. Я б в дизайнеры пошел.. | 1 | 02.09 | | | |
2 | Постижение основ формообразования в дизайне | 1 | 09.09 | | | |
Конструкция для замысла. Композиция на плоскости (4 ч) |
3 | Выразительность простого. Контраст и баланс | 1 | 16.09 | | | |
4 | Типы композиций | 1 | 23.09 | | | |
5 | Треугольник. Круг. Пятна произвольной формы | 1 | 30.09 | | | |
6 | Линия - элемент композиции | 1 | 07.10 | | | |
Цвет и шрифт в композиции (3 ч) |
7 | Образ и цвет в дизайне | 1 | 14.10 | | | |
8 | Шрифт и знак | 1 | 21.10 | | | |
9 | Стилизация изображений. Пиктограммы | 1 | 28.10 | | | |
Пространственное формообразование в дизайне(3ч) |
10 | От плоскостного изображения к объему и пространству | 1 | 11.11 | | | |
11 | Поверхность и фактура | 1 | 18.11 | | | |
12 | Композиционная организация пространства | 1 | 25.11 | | | |
Взаимное сочетание объемов в композиции (3 ч) |
13 | Поиск гармонии | 1 | 02.12 | | | |
14 | Бионика | 1 | 09.12 | | | |
15 | Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная конструкция» | 1 | 16.12 | | | 1 |
Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки (6 ч) |
16 | Графический дизайн и реклама | 1 | 23.12 | | | |
17 | Контрольная работа по теме «Основы формообразования в дизайне» | | 30.12 | | 1 | |
18 | Графический дизайн | 1 | 13.01 | | | |
19 | Реклама в городе. | 1 | 20.01 | | | |
20 | Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция. Витрина | 1 | 27.01 | | | |
21 | Дизайн-проект «Макет витрины» | 1 | 03.02 | | | 1 |
Фирменный стиль(3 ч) |
22 | Логотип. Шрифт. Цвет и знак. | 1 | 10.02 | | | |
23 | Фирменный стиль в системе рекламы и маркетинга | 1 | 17.02 | | | |
24 | Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» | 1 | 24.02 | | | 1 |
Дизайн интерьера и городской среды(6 ч) |
25 | Пространственно-колористическое решение интерьера жилой комнаты | 1 | 03.03 | | | |
26 | Внутренняя среда здания | 1 | 10.03 | | | |
27 | Архитектурный дизайн | 1 | 17.03 | | | |
28 | Садово-парковое проектирование | 1 | 31.03 | | | |
29 | Дизайнерское решение экспозиционного пространства | 1 | 07.04 | | | |
30 | Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки» | 1 | 14.04 | | | 1 |
Дизайн зрелища(4 ч) |
31 | Сценографический дизайн Театральные костюмы | 1 | 21.04 | | | |
32 | Дизайн – проект «Праздник в городе» | 1 | 28.04 | | | 1 |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | 05.05. | | 1 | |
34 | Итоговое занятие «Что мы узнали из курса «Дизайн?» | 1 | 12.05 | | | |
Итого | 34 | | | 2 | 5 |
26