СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Основы русской словесности" 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Основы русской словесности" 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николаевская средняя общеобразовательная школа Зейского района



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 5

от 24 мая 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

З аместитель директора по УВР

_____ /_Алексеева И.Ю./

Протокол №64

от "19" августа 2022 г

УТВЕРЖДАЮ

П риказ № 65 от 22.09. 2022 г.

Директор школы

____________/Михеева Л.А./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному предмету

«Основы русской словесности».

10 класс

/базовый уровень/





Учитель: Бачурина Наталья Игоревна.



2022 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………….…стр.3-4

  2. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................ .стр.5-9

  3. РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ......................стр.10

  4. РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ..............................................................................................стр.11-13





























Рабочая программа по элективному курсу «Основы русской словесности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября , 11 декабря 2020 г., на основе примерной авторской программы А. И. Горшкова «Русская словесность», М.: Дрофа,2010), основной образовательной программы МБОУ Николаевская СОШ, учебного плана школы.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом школы и Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю (34 учебных недели).

















РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В процессе изучения элективного курса «Основы русской словесности», обучающиеся получат следующие результаты:


Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;

  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;

  • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.


Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.


Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

  • понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;

  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);

  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;

  • более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;

  • осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.


Выпускник научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой

принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
























РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

Словесность.

Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.

Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).

Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.

Русский язык и разновидности его употребления.

А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.

Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.

Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.

Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

Стилистические возможности языковых средств.

Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.

Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.

Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.

Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».

Средства художественной изобразительности.

Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.

«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.

Ритм и интонация в прозе и в стихах.

Русское стихосложение.

Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.

Текст

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения. Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Прием «отстранения» в отношении к компо­зиционным формам субъективации. Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях. Образность.

























РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п

Раздел

Количество часов

1

Словесность.

1

2

Русский язык и разновидности его употребления.


1

3

Стилистические возможности языковых средств.


2

4

Средства художественной изобразительности.


2

5

Русское стихосложение.


8

6

Текст

17


Всего

34







































РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Дата по плану

Дата фактически

1/1

Словесность.

Введение. Слово и словесность



2/1

Русский язык и разновидности его употребления.

Язык и разновидности его употребления



3/1

Стилистические возможности языковых средств.

Стиль как категория словесности.



4/2

Стилистические возможности языковых средств



5/1

Средства художественной изобразительности.

Средства художественной изобразительности



6/2

Тропы языка и фигуры речи



7/3

«Звуковой символизм» и звукоподражание



8/4

«Поэтическая этимология». Каламбур.



9/5

Ритм и интонация в прозе и в стихах.



10/1

Русское стихосложение.

Системы стихосложения. Стихотворные размеры



11/2

Языковые средства, обеспечивающие правильность речи



12/3

Уместность различных способов словесного выражения



13/4

Роды и виды произведений словесности



14/5

Эпос. Отличительные черты. Эпические жанры.



15/6

Лирика, ее отличительные черты.



16/7

Лирика, ее отличительные черты.



17/8

Лиро-эпические жанры: ода, поэма, баллада.




18/1

Текст.

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность).



19/2

Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.






20/3

Признаки текста: выраженность, ограничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.




21/4

Признаки текста: выраженность, отграничен­ность, связность, цельность, упорядоченность (струк­турность). Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового (словесного) выражения.




22/5

Композиция и архитектоника. Сюжет и фабула. Понимание композиции как развертывания сюже­та: экспозиция, завязка, развитие действия, кульми­нация, развязка.




23/6

Композиционные функции «деталей» В словесном

произведении.




24/7

Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении



25/8

Понятие об авторском повествовании и его субъек­тивации.




26/9

Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь.



27/10

Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Прием «отстранения» в отношении к компо­зиционным формам субъективации.




28/11

Стилизация. Сказ. Пародия.




29/12

Юмор и сатира (сатирический пафос) в словесных произведениях.




30/13

Язык художественной литературы как особая разно­видность употребления языка.



31/14

Образность произведений художественной словес­ности, Слово и образ.



32/15

Понимание образности как результата применения тропов и фигур.



33/16

Образ-символ.




34/17

Виды диалога и полилога в драматургии.





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!