СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «туристические маршруты родного края»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «туристические маршруты родного края»»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ:

«ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОДНОГО КРАЯ»










Пояснительная записка

Рабочая программа «Туристические маршруты родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями (ред. от 31.01.2012).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

Программа курса направлена на формирование у  школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, района, города, села, а также взаимодействие с другими людьми, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.

Важность использования  элементов краеведения в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев.

Современные исследователи  придерживаются мысли, что школьное краеведение – это процесс познания и передачи знаний о родной земле и жизни на ней, что осуществляется от одного поколения к следующему.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание курса согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.

Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения.

Изучение истории родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой Родине, к естественным наукам.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников;

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры школьников через вовлечение в  поисковую, исследовательскую деятельность;

  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.

Цель курса: познакомиться с наиболее значимыми туристическими территориями и объектами Ростовской области.

Задачи курса:

  • формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной;

  • формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;

  • воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.

Методы достижения цели курса: информационно-коммуникативные; поисковый; коллективно-творческие дела; проектный

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения: элективный курс рассчитан на 35 часов учебного времени 1 раз в неделю.

Степень обучения: программа адресована учащимся 9 класса.






Таблица тематического распределения количества часов

занятия

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

Раздел 1. Из истории Донского края (2 часа)

2

История формирования нынешней территории Ростовской области до нашей эры

1

3

Формирование территории Ростовской области в период нашей эры

1

Раздел 2. Физико - географическая характеристика Ростовской области (6 часов)

4

Физико-географическое положение Ростовской области

1

5

Рельеф Ростовской области

1

6

Климат Ростовской области

1

7

Гидрография Ростовской области

1

8

Растительный и животный мир Ростовской области

1

9

Особо охраняемые территории Ростовской области

1

Раздел 3. Туризм в Ростовской области. Общая характеристика

(3 часа)

10

Туристическая привлекательность региона

1

11-12

Туристическое районирование

2

Раздел 4. Туристические маршруты Ростовской области

13-16

Ростов-на-Дону – южная столица России. Рекреационные ресурсы города

4

17-18

Таганрог – город с богатым культурным и историческим прошлым. Экскурсионные объекты города.

2

19

Новочеркасск – современный центр донского казачества. Экскурсионные объекты города.

1

20-21

Станица Старочеркасская – бывшая столица донских казаков. Экскурсионные объекты станицы и окрестностей

2

22

Азов – самый древний город Ростовской области. Экскурсионные объекты города и окрестностей

1

23

Село Чалтырь – «традиции донских армян»

1

24

Станица Вёшенская – «родной дом» Михаила Шолохова. Экскурсионные объекты станицы

1

25-26

Археологический музей-заповедник Танаис

2

27

Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты»

1

28

Аксайский военно-исторический музей

1

29-30

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. Кружилинский мемориально-исторический комплекс. Каргинский мемориально-исторический комплекс

2

31

Ростовский биосферный заповедник

1

32

«Бродяга батька Дон». Туристические маршруты по реке Дон

1

33

Масштабные празднования и гуляния в Ростовской области, посвященные истории и культуре казачества

1

Раздел 5. Заключение

34-35

Заключение

2


Содержание программы:

Раздел 1. Введение (1 час)

Что изучает курс «Туристические маршруты родного края».

Раздел 2. Физико - географическая характеристика Ростовской области (6 часов)

Физико – географическое положение Ростовской области.

Рельеф Ростовской области. Среднерусская возвышенность. Приазовская низменность. Северная часть Предкавказья.

Климат региона. Климат северных и южных участков области. Климат побережья Азовского моря.

Гидрография Ростовской области. Моря, омывающие территорию региона. Реки. Озёра. Лиманы. Водохранилища.

Растительный и животный мир Ростовской области.

Особо охраняемые территории региона. Заповедники, заказники и другие ОПТ области. Памятники природы.

Раздел 3. Туризм в Ростовской области. Общая характеристика (3 часа)

Туристическая привлекательность региона. Туристическое районирование.

Раздел 4. Туристические маршруты Ростовской области (21 час)

Ростов-на-Дону. Рекреационные ресурсы города: памятники архитектуры, скульптуры, музеи, сады, парки, выставочные залы, религиозные сооружения, спортивные сооружения, театры, учреждения культуры.

Таганрог. Рекреационные ресурсы Таганрога: дворец Алфераки, «Круглый дом», музей «Домик Чехова», музей «Лавка Чеховых», литературный музей А.П.Чехова, Таганрогский художественный музей и др.

Новочеркасск. Рекреационные ресурсы Новочеркасска: Вознесенский собор, памятник Ермаку, Триумфальные арки, памятник Платову, Атаманский дворец, Музей истории донского казачества, Музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 года и др.

Станица Старочеркасская. Рекреационные ресурсу станицы: Вознесенский войсковой собор, Шатровая колокольня, Майдан, трофеи Азовского осадного сидения, Дом Кондратия Булавина, Аннинская крепость и др.

Азов. Рекреационные ресурсы Азова: Азовская крепость, памятник Петру I, Азовский краеведческий музей-заповедник, Смотровая площадка и др.

Чалтырь. Рекреационные ресурсы села: родник Мец-Чорвах, церковь Сурб-Амбарцум и др.

Станица Вешенская. Рекреационные ресурсы станицы: Дом-усадьба М.А.Шолохова, мемориальный дом Шолоховых, церковь Архангела Михаила, памятник «Григорий и Аксинья» и др.

Археологический музей-заповедник Танаис: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.

Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты»: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.

Аксайский военно-исторический музей: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. Кружилинский мемориально-исторический комплекс. Каргинский мемориально-исторический комплекс. Расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.

Ростовский биосферный заповедник: расположение, легенды, история создания, достопримечательности, экскурсии.

Туристические маршруты по реке Дон. Сплавы на плотах.

Масштабные празднования и гуляния в Ростовской области, посвященные истории и культуре казачества. История создания, особенности, время проведения.

Раздел 5. Заключение (2 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

  • использовать различные источники информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

  • различать изученные объекты.

Список использованной литературы:

  1. 100 уникальных мест Ростовской области: иллюстрированный справочник / В.Ф. Волошинова, Л.Ф. Волошинова. – Ростов-на-Дону, 2011.

Интернет – источники:

  1. https://topuch.ru/predmet-obekt-i-zadachi-kraevedeniya-kraevedenie/index.html

  2. https://dontourism.ru/

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Ростовской_области

  4. https://www.donland.ru/activity/148/

  5. https://tourism.rostov-gorod.ru/


Скачать

© 2021, 118 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!