РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ:
«ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ РОДНОГО КРАЯ»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Туристические маршруты родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями (ред. от 31.01.2012).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Программа курса направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, района, города, села, а также взаимодействие с другими людьми, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.
Важность использования элементов краеведения в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах видные зарубежные и отечественные ученые, педагоги, философы, писатели: Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Д.С. Лихачев.
Современные исследователи придерживаются мысли, что школьное краеведение – это процесс познания и передачи знаний о родной земле и жизни на ней, что осуществляется от одного поколения к следующему.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание курса согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы.
Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения.
Изучение истории родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой Родине, к естественным наукам.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности школьников;
в разработке программы по формированию краеведческой культуры школьников через вовлечение в поисковую, исследовательскую деятельность;
в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
Цель курса: познакомиться с наиболее значимыми туристическими территориями и объектами Ростовской области.
Задачи курса:
формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной;
формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;
воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Методы достижения цели курса: информационно-коммуникативные; поисковый; коллективно-творческие дела; проектный
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения: элективный курс рассчитан на 35 часов учебного времени 1 раз в неделю.
Степень обучения: программа адресована учащимся 9 класса.
Таблица тематического распределения количества часов
№ занятия | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
Раздел 1. Из истории Донского края (2 часа) |
2 | История формирования нынешней территории Ростовской области до нашей эры | 1 |
3 | Формирование территории Ростовской области в период нашей эры | 1 |
Раздел 2. Физико - географическая характеристика Ростовской области (6 часов) |
4 | Физико-географическое положение Ростовской области | 1 |
5 | Рельеф Ростовской области | 1 |
6 | Климат Ростовской области | 1 |
7 | Гидрография Ростовской области | 1 |
8 | Растительный и животный мир Ростовской области | 1 |
9 | Особо охраняемые территории Ростовской области | 1 |
Раздел 3. Туризм в Ростовской области. Общая характеристика (3 часа) |
10 | Туристическая привлекательность региона | 1 |
11-12 | Туристическое районирование | 2 |
Раздел 4. Туристические маршруты Ростовской области |
13-16 | Ростов-на-Дону – южная столица России. Рекреационные ресурсы города | 4 |
17-18 | Таганрог – город с богатым культурным и историческим прошлым. Экскурсионные объекты города. | 2 |
19 | Новочеркасск – современный центр донского казачества. Экскурсионные объекты города. | 1 |
20-21 | Станица Старочеркасская – бывшая столица донских казаков. Экскурсионные объекты станицы и окрестностей | 2 |
22 | Азов – самый древний город Ростовской области. Экскурсионные объекты города и окрестностей | 1 |
23 | Село Чалтырь – «традиции донских армян» | 1 |
24 | Станица Вёшенская – «родной дом» Михаила Шолохова. Экскурсионные объекты станицы | 1 |
25-26 | Археологический музей-заповедник Танаис | 2 |
27 | Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» | 1 |
28 | Аксайский военно-исторический музей | 1 |
29-30 | Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. Кружилинский мемориально-исторический комплекс. Каргинский мемориально-исторический комплекс | 2 |
31 | Ростовский биосферный заповедник | 1 |
32 | «Бродяга батька Дон». Туристические маршруты по реке Дон | 1 |
33 | Масштабные празднования и гуляния в Ростовской области, посвященные истории и культуре казачества | 1 |
Раздел 5. Заключение |
34-35 | Заключение | 2 |
Содержание программы:
Раздел 1. Введение (1 час)
Что изучает курс «Туристические маршруты родного края».
Раздел 2. Физико - географическая характеристика Ростовской области (6 часов)
Физико – географическое положение Ростовской области.
Рельеф Ростовской области. Среднерусская возвышенность. Приазовская низменность. Северная часть Предкавказья.
Климат региона. Климат северных и южных участков области. Климат побережья Азовского моря.
Гидрография Ростовской области. Моря, омывающие территорию региона. Реки. Озёра. Лиманы. Водохранилища.
Растительный и животный мир Ростовской области.
Особо охраняемые территории региона. Заповедники, заказники и другие ОПТ области. Памятники природы.
Раздел 3. Туризм в Ростовской области. Общая характеристика (3 часа)
Туристическая привлекательность региона. Туристическое районирование.
Раздел 4. Туристические маршруты Ростовской области (21 час)
Ростов-на-Дону. Рекреационные ресурсы города: памятники архитектуры, скульптуры, музеи, сады, парки, выставочные залы, религиозные сооружения, спортивные сооружения, театры, учреждения культуры.
Таганрог. Рекреационные ресурсы Таганрога: дворец Алфераки, «Круглый дом», музей «Домик Чехова», музей «Лавка Чеховых», литературный музей А.П.Чехова, Таганрогский художественный музей и др.
Новочеркасск. Рекреационные ресурсы Новочеркасска: Вознесенский собор, памятник Ермаку, Триумфальные арки, памятник Платову, Атаманский дворец, Музей истории донского казачества, Музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 года и др.
Станица Старочеркасская. Рекреационные ресурсу станицы: Вознесенский войсковой собор, Шатровая колокольня, Майдан, трофеи Азовского осадного сидения, Дом Кондратия Булавина, Аннинская крепость и др.
Азов. Рекреационные ресурсы Азова: Азовская крепость, памятник Петру I, Азовский краеведческий музей-заповедник, Смотровая площадка и др.
Чалтырь. Рекреационные ресурсы села: родник Мец-Чорвах, церковь Сурб-Амбарцум и др.
Станица Вешенская. Рекреационные ресурсы станицы: Дом-усадьба М.А.Шолохова, мемориальный дом Шолоховых, церковь Архангела Михаила, памятник «Григорий и Аксинья» и др.
Археологический музей-заповедник Танаис: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.
Народный военно-исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны «Самбекские высоты»: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.
Аксайский военно-исторический музей: расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова. Кружилинский мемориально-исторический комплекс. Каргинский мемориально-исторический комплекс. Расположение, история создания, достопримечательности, экскурсии.
Ростовский биосферный заповедник: расположение, легенды, история создания, достопримечательности, экскурсии.
Туристические маршруты по реке Дон. Сплавы на плотах.
Масштабные празднования и гуляния в Ростовской области, посвященные истории и культуре казачества. История создания, особенности, время проведения.
Раздел 5. Заключение (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
использовать различные источники информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации;
анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
различать изученные объекты.
Список использованной литературы:
100 уникальных мест Ростовской области: иллюстрированный справочник / В.Ф. Волошинова, Л.Ф. Волошинова. – Ростов-на-Дону, 2011.
Интернет – источники:
https://topuch.ru/predmet-obekt-i-zadachi-kraevedeniya-kraevedenie/index.html
https://dontourism.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Ростовской_области
https://www.donland.ru/activity/148/
https://tourism.rostov-gorod.ru/