ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Дискуссионные вопросы Отечественной истории» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), в соответствии с ФГОС ООО.
Предлагаемый элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» рекомендуется на завершающем этапе школьного исторического образования и предназначен для учащихся старших классов социально-экономического и гуманитарного профиля.
Учебный курс призван расширить, обобщить и систематизировать на проблемном уровне знания студентов по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты предмета. Первостепенное значение уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неоднозначно трактуются в отечественной историографии. Акцентируется внимание на плюралистических подходах и оценках, которые иногда противоречат друг другу, но одновременно способствуют более глубокому осмыслению важных процессов и тенденций истории России.
Основные задачи предлагаемого элективного курса:
- Познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории, их неоднозначными трактовками в исторической литературе;
- Развить знания учащихся по истории России в направлении проблематизации, понимания причинно-следственных связей, многомерности, многофакторности и альтернативности исторического процесса.
Выработать умения творчески мыслить, анализировать и оценивать исторические события и явления, аргументированно отстаивать свои суждения, опираясь на достижения отечественной историографии;
Ориентировать учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, ведущих научных школ.Социального опыта и на этой основе содействовать формированию гражданственности.
Сформировать навыки самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России
Предлагаемый элективный курс тесно связан с курсом истории России, но он его не дублирует, а дополняет и углубляет знания по тем учебным проблемам, которые имеют дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение настоящего программного материала с учебным курсом отечественной истории.
Структурно учебная программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу, делится на несколько разделов в соответствии с основными этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные дискуссионные темы.
Программа элективного курса предполагает различные оценочные суждения, подходы к рассмотрению исторического процесса. В этой связи в организации учебного процесса особую роль рекомендуется отводить интерактивным формам и методам обучения, а также самостоятельной работе учащихся. Важную роль в методическом обеспечении курса могут сыграть учебные дискуссии и дебаты.
Повышенное внимание в процессе изучения курса следует уделять источниковым материалам, трудам отечественных историков, публикациям, которые содержатся в современных научных изданиях.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения элективного курса по истории выпускник должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
формулировать цель, задачи, гипотезу исследования
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | В http://www.youtube.com/watch?v=dlz1qzkmeAA ведение | Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Россия – самобытная цивилизация. Россия – «дрейфующее общество». Периферийный характер российской цивилизация. | 1 | | |
Раздел I Древняя Русь ( 5ч.) |
2 | Восточные славяне в древности http://www.youtube.com/watch?v=7tng3kGgXVg | Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян: научные версии и теории. Природа Восточно-европейской равнины: проблема естественных границ, "открытость" Руси на Запад и Восток. | 1 | | |
3-4 | Древнерусское государство (IX-XII вв.) http://www.youtube.com/watch?v=9UtblrvAGUE | Особенности ранней истории восточнославянского мира. | 2 | | |
5-6 | Русь удельная (XII-XIII вв.) http://www.youtube.com/watch?v=3uf90hhMaqU | Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. "Призвание варягов": летописные предания и их толкования. Норманнская и антинорманнская теории: "за" и "против". Современный взгляд на проблему. Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия христианства Научная полемика о сущности социально-экономического строя Древней Руси. | 2 | | |
Раздел II Московская Русь (XIV-XVI вв.) (3 ч.) |
7 | Объединение русских земель и образование русского централизованного государства. http://rideo.tv/video/95850/ | Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских земель и формирования единого централизованного государства. Интеграционные процессы в Западной Европе и на Руси, их специфика и особенности | 1 | | |
8-9 | Московское государство при Иване Грозном http://www.youtube.com/watch?v=kmLkkkjcWDs | Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы "Избранной Рады", их значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Эволюция оценок личности Ивана 1У и опричнины исторической наукой. | 2 | | |
Раздел III Россия в XVII-XVIII вв. ( 8 ч.) |
10 | Смутное время. http://www.youtube.com/watch?v=nVfd3mm0oeI | "Кризис верхов": пресечение династии Рюриковичей. Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства в России. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития России в начале XVII века. | 1 | | |
11 | Россия в XVII веке. http://sh47.kopeysk-uo.ru/distant/class-7g/istoria/post/1100385 | Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Становление абсолютизма и судьба сословно-представительных институтов. Роль и место Земских соборов в истории русской государственности: оценки и мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум. | 1 | | |
12-13 | Петровские реформы. http://www.youtube.com/watch?v=yaEyvCe74V8 | Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования: особенности, итоги и цена реформ. Европеизация и социокультурные расколы в обществе. Петр I и его время в отечественной и зарубежной историографии. | 2 | | |
14 | Эпоха дворцовых переворотов. http://www.youtube.com/watch?v=Y9WcqgFm4bQ | Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и продолжение традиций Петра I во внутренней и внешней политике. Наследники Петра I глазами современников и потомков: споры и дискуссии. | 1 | | |
15-16 | Россия во II половине XVIII века: эпоха просвещенного абсолютизма. http://www.youtube.com/watch?v=_roIce1lgtE | "Просвещенный абсолютизм" в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс Екатерины 11: экономика, государственное управление, социальная политика. Оценка Екатерины 11 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии. | 2 | | |
17 | Крестьянские войны в России: старые и новые оценки. http://www.youtube.com/watch?v=gVBovjQpqD4 | Классовый подход в изучении социальных движений в советской историографии: цели, сущность, особенности, значение крестьянских войн в России. Новые подходы и оценки основных аспектов истории крестьянских войн современными исследователями | 1 | | |
Раздел IV Российская империя в XIX веке ( 3ч.) |
18 | Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм. http://www.youtube.com/watch?v=JVwb0ueGK0Q | Реформы и проекты Александра I, их оценки в отечественной историографии. Личность и эпоха Николая I: мнения и суждения. Усиление политической реакции и административное реформаторство. | 1 | | |
19 | Реформы и контрреформы http://www.youtube.com/watch?v=2bbBK5tLp_4 | Александр II и его эпоха. Отмена крепостного права и либерально-демократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки. Внутриполитический курс М.Т.Лорис-Меликова:отклики современников и мнения историков. Александр III и его правление: мнения и оценки. | 1 | | |
20 | Общественное движение. https://www.youtube.com/watch?v=zA21ckVeea8 | Освободительное движение в России: ленинская концепция и новая трактовка. Основные направления русской общественной мысли (консерваторы, либералы, революционеры-демократы): старые и новые оценки и суждения. | 1 | | |
Раздел V Россия в XX – начале XXI вв.(14 ч.) |
21 | Россия в начале XX века: кризис империи http://www.youtube.com/watch?v=AK5RM4-Dq3I | Социально-экономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о переменах политического строя в Российской империи. Спорные мнения и оценки деятельности П.А.Столыпина | 1 | | |
22-23 | Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. http://www.youtube.com/watch?v=pKqUvahvNpI | Февральская революция и проблема исторического выбора России. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки. | 2 | | |
24-25 | Становление советской системы https://www.youtube.com/watch?v=v49Fdj2K2ro | Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность, хронологические рамки. Дискуссии о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны."Красный" и "белый" террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной и научно-публицистической литературы. | 2 | | |
26-27 | СССР в 20-30 годы. http://www.myshared.ru/slide/377456/ | Нэповская Россия. Советская и современная литература о вызревании идей нэпа, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах слома новой экономической политики. Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические и ли стратегические разногласия? Форсированное строительство социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения. | 2 | | |
28-29 | Великая Отечественная война. http://www.youtube.com/watch?v=QBQWQbkSSM0 | Проблемные вопросы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: советско-германский пакт о ненападении, начальный период Великой Отечественной войны, советский тыл в годы войны, антигитлеровская коалиция и ее значение, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, цена и факторы Победы | 2 | | |
30 | Советский Союз в послевоенные годы. https://infourok.ru/videouroki/1009 | Сталинский путь восстановления народного хозяйства. Власть и общество после войны. И.В.Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы. | 1 | | |
31 | Противоречия послесталинского десятилетия. http://www.youtube.com/watch?v=RE_R9EggCio | Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинскоего развития СССР и их отражение в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в хрущевский период, их противоречивые результаты. | 1 | | |
32 | Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. http://www.youtube.com/watch?v=eYUG4pQny3U | Проблемы послевоенного устройства в мире. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Новые и старые тенденции во внешней политике Н.С.Хрущева. Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Новое противостояние между Востоком и Западом, факторы и последствия. | 1 | | |
33 | Перестройка и распад СССР. http://www.youtube.com/watch?v=Mds0pVjizwg | Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Внутренние факторы перестройки. Внешнее влияние на процессы в СССР. Экономические реформы М.С.Горбачева и их результаты и оценка. Общественно-политическая трасформация советского общества: сущность и последствия. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения.«Новое мышление» и завершение «холодной войны».Оценка реформаторской деятельности М.С.Горбачева. | 1 | | |
34 | Россия на рубеже XX-XXI вв. http://www.youtube.com/watch?v=JhQF7UJ39Vc | Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения. Общественно-политическое развитие России. Противостояние властей: причины и последствия. Политический процесс конца 1993-1999 гг.: итоги и оценки. Российская внешняя политика: от прозападного к национально ориентированному внешнеполитическому курсу: оценки и мнения. Внутренняя и внешняя политика России в начале ХХ1 века: стратегические ориентиры, актуальные проблемы, прогнозы-оценки. | 1 | | |