СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Вопросы истории" для дистанционного обучения.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Вопросы истории" для дистанционного обучения.»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по элективному курсу «Дискуссионные вопросы Отечественной истории» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), в соответствии с ФГОС ООО.

Предлагаемый элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» рекомендуется на завершающем этапе школьного исторического образования и предназначен для учащихся старших классов социально-экономического и гуманитарного профиля.

Учебный курс призван расширить, обобщить и систематизировать на проблемном уровне знания студентов по истории России, раскрыть новые содержательные аспекты предмета. Первостепенное значение уделяется изложению дискуссионных, проблемных вопросов российской истории, которые неоднозначно трактуются в отечественной историографии. Акцентируется внимание на плюралистических подходах и оценках, которые иногда противоречат друг другу, но одновременно способствуют более глубокому осмыслению важных процессов и тенденций истории России.

Основные задачи предлагаемого элективного курса:

- Познакомить учащихся с важнейшими дискуссионными проблемами российской истории, их неоднозначными трактовками в исторической литературе;

- Развить знания учащихся по истории России в направлении проблематизации, понимания причинно-следственных связей, многомерности, многофакторности и альтернативности исторического процесса.

  • Выработать умения творчески мыслить, анализировать и оценивать исторические события и явления, аргументированно отстаивать свои суждения, опираясь на достижения отечественной историографии;

  • Ориентировать учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, ведущих научных школ.Социального опыта и на этой основе содействовать формированию гражданственности.

  • Сформировать навыки самостоятельной работы с рекомендуемой литературой и источниками по истории России

Предлагаемый элективный курс тесно связан с курсом истории России, но он его не дублирует, а дополняет и углубляет знания по тем учебным проблемам, которые имеют дискуссионный характер. В связи с этим возможно синхронное изучение настоящего программного материала с учебным курсом отечественной истории.

Структурно учебная программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу, делится на несколько разделов в соответствии с основными этапами отечественной истории. В составе каждого раздела выделяются наиболее важные дискуссионные темы.

Программа элективного курса предполагает различные оценочные суждения, подходы к рассмотрению исторического процесса. В этой связи в организации учебного процесса особую роль рекомендуется отводить интерактивным формам и методам обучения, а также самостоятельной работе учащихся. Важную роль в методическом обеспечении курса могут сыграть учебные дискуссии и дебаты.

Повышенное внимание в процессе изучения курса следует уделять источниковым материалам, трудам отечественных историков, публикациям, которые содержатся в современных научных изданиях.

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса по истории выпускник должен

знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

уметь

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

формулировать цель, задачи, гипотезу исследования

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.











КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Содержание

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

В http://www.youtube.com/watch?v=dlz1qzkmeAA ведение


Дискуссии о месте России в мировом сообществе цивилизаций и особенностях ее исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению отечественной истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Россия – самобытная цивилизация. Россия – «дрейфующее общество». Периферийный характер российской цивилизация.

1



Раздел I Древняя Русь ( 5ч.)

2

Восточные славяне в древности http://www.youtube.com/watch?v=7tng3kGgXVg

Географический фактор и его роль в истории. Прародина и расселение славян: научные версии и теории. Природа Восточно-европейской равнины: проблема естественных границ, "открытость" Руси на Запад и Восток.

1



3-4

Древнерусское государство (IX-XII вв.) http://www.youtube.com/watch?v=9UtblrvAGUE

Особенности ранней истории восточнославянского мира.

2



5-6

Русь удельная (XII-XIII вв.) http://www.youtube.com/watch?v=3uf90hhMaqU

Дискуссии о происхождении древнерусской государственности. "Призвание варягов": летописные предания и их толкования. Норманнская и антинорманнская теории: "за" и "против". Современный взгляд на проблему. Принятие христианства на Руси. Проблема выбора веры. Значение принятия христианства Научная полемика о сущности социально-экономического строя Древней Руси.

2



Раздел II Московская Русь (XIV-XVI вв.) (3 ч.)

7

Объединение русских земель и образование русского централизованного государства. http://rideo.tv/video/95850/

Альтернативные центры объединения русских земель. Тверь. Литовская Русь. Москва. Этапы собирания русских земель и формирования единого централизованного государства. Интеграционные процессы в Западной Европе и на Руси, их специфика и особенности

1



8-9

Московское государство при Иване Грозном

http://www.youtube.com/watch?v=kmLkkkjcWDs




Россия при Иване Грозном: альтернативные модели централизации. Реформы "Избранной Рады", их значение. Опричнина, ее экономические, социальные и политические последствия. Эволюция оценок личности Ивана 1У и опричнины исторической наукой.

2



Раздел III Россия в XVII-XVIII вв. ( 8 ч.)

10

Смутное время.

http://www.youtube.com/watch?v=nVfd3mm0oeI


"Кризис верхов": пресечение династии Рюриковичей. Как погиб царевич Дмитрий? Феномен самозванства в России. Самозванцы: кто они? Альтернативы развития России в начале XVII века.

1



11

Россия в XVII

веке.

http://sh47.kopeysk-uo.ru/distant/class-7g/istoria/post/1100385

Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. Становление абсолютизма и судьба сословно-представительных институтов. Роль и место Земских соборов в истории русской государственности: оценки и мнения. Церковный раскол: Никон и Аввакум.

1



12-13

Петровские реформы.

http://www.youtube.com/watch?v=yaEyvCe74V8


Эпоха Петра Великого и ее место в российской истории. Петровские преобразования: особенности, итоги и цена реформ. Европеизация и социокультурные расколы в обществе. Петр I и его время в отечественной и зарубежной историографии.

2



14

Эпоха дворцовых переворотов.

http://www.youtube.com/watch?v=Y9WcqgFm4bQ

Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и продолжение традиций Петра I во внутренней и внешней политике. Наследники Петра I глазами современников и потомков: споры и дискуссии.

1



15-16

Россия во II половине XVIII века: эпоха просвещенного абсолютизма.

http://www.youtube.com/watch?v=_roIce1lgtE

"Просвещенный абсолютизм" в России и Западной Европе: общее и особенное. Либеральный курс Екатерины 11: экономика, государственное управление, социальная политика. Оценка Екатерины 11 и ее эпохи в дореволюционной, советской и современной историографии.

2



17

Крестьянские войны в России: старые и новые оценки.

http://www.youtube.com/watch?v=gVBovjQpqD4

Классовый подход в изучении социальных движений в советской историографии: цели, сущность, особенности, значение крестьянских войн в России. Новые подходы и оценки основных аспектов истории крестьянских войн современными исследователями

1



Раздел IV Российская империя в XIX веке ( 3ч.)

18

Внутренняя политика: реформаторские тенденции и государственный консерватизм.

http://www.youtube.com/watch?v=JVwb0ueGK0Q


Реформы и проекты Александра I, их оценки в отечественной историографии. Личность и эпоха Николая I: мнения и суждения. Усиление политической реакции и административное реформаторство.

1



19

Реформы и контрреформы

http://www.youtube.com/watch?v=2bbBK5tLp_4

Александр II и его эпоха. Отмена крепостного права и либерально-демократические реформы 60-70-х годов: значение и оценки. Внутриполитический курс М.Т.Лорис-Меликова:отклики современников и мнения историков. Александр III и его правление: мнения и оценки.

1



20

Общественное движение.

https://www.youtube.com/watch?v=zA21ckVeea8

Освободительное движение в России: ленинская концепция и новая трактовка. Основные направления русской общественной мысли (консерваторы, либералы, революционеры-демократы): старые и новые оценки и суждения.

1



Раздел V Россия в XX – начале XXI вв.(14 ч.)

21

Россия в начале XX века: кризис империи

http://www.youtube.com/watch?v=AK5RM4-Dq3I

Социально-экономическое развитие России на рубеже веков: мнения и оценки. Дискуссии о переменах политического строя в Российской империи. Спорные мнения и оценки деятельности П.А.Столыпина

1



22-23

Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. http://www.youtube.com/watch?v=pKqUvahvNpI

Февральская революция и проблема исторического выбора России. Либеральная и радикальная альтернативы общественного развития страны. Октябрь 1917 года: споры, мнения, оценки.

2



24-25

Становление советской системы

https://www.youtube.com/watch?v=v49Fdj2K2ro

Экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: истоки, сущность, хронологические рамки. Дискуссии о политике «военного коммунизма» в исследовательской литературе Гражданская война в России. Советская и современная историография о причинах, характере, хронологических рамках, этапах гражданской войны."Красный" и "белый" террор в первые послеоктябрьские годы на страницах мемуарной и научно-публицистической литературы.

2



26-27

СССР в 20-30 годы.

http://www.myshared.ru/slide/377456/

Нэповская Россия. Советская и современная литература о вызревании идей нэпа, его сущности, противоречиях и результатах. Дискуссии о причинах слома новой экономической политики. Образование СССР. Ленин и Сталин об объединении республик: тактические и ли стратегические разногласия? Форсированное строительство социализма: ключевые проблемы, спорные оценки и мнения.

2



28-29

Великая Отечественная война. http://www.youtube.com/watch?v=QBQWQbkSSM0

Проблемные вопросы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: советско-германский пакт о ненападении, начальный период Великой Отечественной войны, советский тыл в годы войны, антигитлеровская коалиция и ее значение, коллаборационизм, взаимоотношения власть и церкви, цена и факторы Победы

2



30

Советский Союз в послевоенные годы. https://infourok.ru/videouroki/1009

Сталинский путь восстановления народного хозяйства. Власть и общество после войны. И.В.Сталин в оценках современников и историков. Новая волна репрессий: факты и документы.

1



31

Противоречия послесталинского десятилетия.

http://www.youtube.com/watch?v=RE_R9EggCio

Берия, Маленков, Хрущев: варианты послесталинскоего развития СССР и их отражение в современных публикациях. Десталинизация, ее направления и оценки. Экономическая и социальная политика в хрущевский период, их противоречивые результаты.

1



32

Советская внешняя политика в послевоенную эпоху. http://www.youtube.com/watch?v=eYUG4pQny3U

Проблемы послевоенного устройства в мире. Кто начал «холодную войну»? Дискуссия о причинах и виновниках противостояния СССР и США в послевоенные годы. Новые и старые тенденции во внешней политике Н.С.Хрущева. Складывание военно-стратегического паритета между СССР и США на рубеже 60-70-х годов. Период международной разрядки и его значение. Новое противостояние между Востоком и Западом, факторы и последствия.

1



33

Перестройка и распад СССР. http://www.youtube.com/watch?v=Mds0pVjizwg

Дискуссии об истоках и причинах перестройки. Внутренние факторы перестройки. Внешнее влияние на процессы в СССР. Экономические реформы М.С.Горбачева и их результаты и оценка. Общественно-политическая трасформация советского общества: сущность и последствия. Августовские события и распад СССР: оценки и мнения.«Новое мышление» и завершение «холодной войны».Оценка реформаторской деятельности М.С.Горбачева.

1



34

Россия на рубеже XX-XXI вв.

http://www.youtube.com/watch?v=JhQF7UJ39Vc

Рыночный выбор. Либеральные реформы в экономике: содержание, итоги, трудности и просчеты, оценки и мнения. Общественно-политическое развитие России. Противостояние властей: причины и последствия. Политический процесс конца 1993-1999 гг.: итоги и оценки. Российская внешняя политика: от прозападного к национально ориентированному внешнеполитическому курсу: оценки и мнения. Внутренняя и внешняя политика России в начале ХХ1 века: стратегические ориентиры, актуальные проблемы, прогнозы-оценки.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!