ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат № 25"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
"Занимательная математика"
1(дополнительный) "а" класс
на 2021 - 2022 учебный год
учитель Сидорова Анна Викторовна
высшая квалификационная категория
с. Красногвардейское
2021 г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате освоении программы курса ««Занимательная математика» формируются следующие результаты:
1.1.Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1.2.Метапредметные результаты:
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей;
определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
1.3. Предметными результатами программы по курсу является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
использовать критерии для обоснования своего суждения;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
1.4. Основной инструментарий для оценивания
Мониторинг уровня овладения программой учащимися предполагает:
- тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);
- индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);
- самостоятельное выполнение учащимися творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
Тематический контроль по курсу «Занимательная математика» проводится в устной и письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
- Контроль носит безоценочный характер.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Необходимое количество часов для изучения раздела, темы.
33 учебные недели. 1 час в неделю. 33 часа в год.
Тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»
для 1(дополнительного) класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ №25, утвержденной приказом от 27 августа 2021 года №190. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Содержание курса «Занимательная математика»
представлено через планирование с определением основных разделов программы.
Тема | Разделы тематического планирования | Кол-во часов |
1 | Из истории математики | 3 |
2 | Числа от 1 до 10 | 12 |
3 | Числовые ребусы и головоломки | 5 |
4 | Решение задач. | 7 |
5 | Пространственные представления | 6 |
| Итого: | 33 |
2.2. Краткое содержание учебной темы
Из истории математики ( 3ч) Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 10 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | Числа от 1 до 10 (12ч) Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | Числовые ребусы и головоломки (5час) Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Решение задач.(7час) Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | Пространственные представления(6час) |
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). 2.3. Формы организации учебного процесса. Используется: фронтальная, групповая, дистанционная, индивидуальная работа, работа в парах, тестирование. |
2.4. Основные виды учебной деятельности.
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в хкурсуоде самостоятельной работы – применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
конструировать несложные задачи;
ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей;
составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др. и из бумажных развёрток);
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.