СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Животный мир Кузбасса"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  по элективному курс "Животный мир Кузбасса" имеет естественнонаучную раправленность. В процессе освоения курса учащиеся закомятся с природой родного края. Программа  развивает познавательный интерес учащихся, воспитывает  уважение к родной земле,формирует понимание ответственного поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Животный мир Кузбасса"»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу « Животный мир Кузбасса»

в условиях реализации ФГОС среднего-общего образования

10 класс

очно-заочная, заочная формы обучения






Составитель: Абалакова И.А., учитель биологии и географии

































г. Кемерово, 2021

СОДЕРЖАНИЕ


Планируемые результаты освоения курса…………………...................................................... 3

Содержание курса………………………………………………………………………………. 6

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………………………………………………………………………………… …………….. 8

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………….. 9




















































Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Ознакомление с профессией биолога, эколога, селекционера.

6) усвоение системы научных знаний о природе родного края и особенностях её развития. Для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

7) формирование систематизированных представлений о биологических объектах родного края, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

8) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

9) владение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их резуль-татов;

10) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

11) формирование экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

12) осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных, обитающих на территории Кемеровской области;

13) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных, экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

14) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации о родном крае, получаемой из разных источников;

15) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.















Содержание

Раздел 1. Физико-географическое положение Кемеровской области.

Географическое положение Кемеровской области. Расположение Кемеровской области относительно крупных природных объектов Рос­сии - равнин, рек.

Общая характеристика рельефа Кемеровской области. Равнинные территории и другие формы поверхности, их распределение по террито­рии Кемеровской области. Характеристика горных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкий Алатау, Горная Шория и Салаирский кряж. Характеристика равнинных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкая котловина и Западно-Сибирская низменность.

Климат Кемеровской области. Тип климата и факторы, влияющие на его формирование. Типы господствующих воздушных масс. Место Кеме­ровской области в системе общей циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны). Суммарная солнечная радиация на территории Кемеровской области. Среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Сезоны года в Кемеровской области.

Реки Кемеровской области. Характеристика крупнейших рек. Воз­можное хозяйственное использование рек, искусственные сооружения на реках. Озера Кемеровской области. Наиболее крупные озера. Подземные воды, ледники, болота.

Почвы Кемеровской области и их характеристика. Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Проекты:

- создание и защита плаката или рисунка на тему «Берегите воду!»;

- создание и защита плаката или рисунка на тему «Охраняйте поч­ву!».

Раздел 2.Характеристика фауны Кузбасса.

Общая характеристика фауны Кемеровской области. Среда обитания. Приспособленность организмов к среде обитания.

Классификация экологических групп животных. Экологические группы животных Кемеровской области. Зональность в размещении природных сообществ Кузбасса.

Фауна, как возобновляе­мый природный ресурс. Ресурсные животные Кемеровской области. Группы ресурсных животных Кемеровской об­ласти и их характеристика.

Общие сведения о полезных животных Кемеровской области. Одомашненные животные, выращиваемые на территории Кемеровской области.

Промысловые животные. Редкие и исчезающие представители местной фауны. Акклиматизированные виды животных в Кемеровской области.

Раздел 3.Характеристика животных Кузбасса.

Типы и классы животных Кемеровской области. Зональность в размещении сообществ.

Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Представители типа Простейшие обитающие в Кемеровской области. Виды кишечнополостных местной фауны.

Типы черви и тип Моллюски. Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Хозяйственная ценность и роль червей и моллюсков в природных сообществах. Экологическая характеристика червей и моллюсков в сообществах Кемеровской области. Типы червей и моллюсков обитающих на территории Кемеров­ской области.

Тип Членистоногие Общая характеристика типа Членистоногие. Места распространения на территории края. Паразитические виды Членистоногих. Хозяйственная ценность и роль Членистоногих в сообществах. Экологическая характеристика. Классы Членистоногих. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Представители местной фауны.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые. Места распространения на территории Кемеровской области. Классы Хордовых: Рыбы. Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Хозяйственная ценность и роль Хордовых в природных сообществах Кемеровской области.

Практические работы:

1. Описание среды обитания животных;

2. Морфологическое описание животных;

Раздел 4.Охрана животных Кузбасса.

Воздействие человека на природу. Экологические проблемы Кузбасса. Влияние промышленности на экологическую обстановку. Антропогенная нагрузка на биогеоценозы Кемеровской области. Природоохранные мероприятия, направленные на восстановление экологии края.

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области. Общие сведения об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау, Шорский национальный парк, памятники природы, природные заказники на территории Кемеровской области. Красная книга животных Кузбасса.

Практические работы:

3. Изучение видового состава природного сообщества;

4. Изучение биологии охраняемых видов животных.

Проекты (создание проекта по одной из тем):

памятники природы Кузбасса; природные заказники на территории Кемеровской области; Шорский национальный парк; государственный природный заповедник Кузнецкий Алатау.












Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.

10 класс (ОЗФО, ЗФО)

(1час в неделю,1 час – аудиторная нагрузка, 0 – самостоятельная работа)

Содержание

учебного материала

Макс.

учебная

нагрузка

Аудит.

нагрузка

Самост.

работа

Модуль «Школьный урок»

модуля

Форма проведения

1

Физико-географическое положение Кемеровской области.

4ч.

4ч.

0

3.2.1.

3.2.2.

3.2.3

Виртуальная экскурсия, работа в парах.

Интеллектуальная игра, беседа.

2.

Общая характеристика фауны Кузбасса.

10ч.

10ч.

0

3.2.1.

3.2.2.

3.2.3

Дискуссия, изучение научно-популярных изданий по теме. Работа в парах. Беседа,

познавательная игра.


3.

Характеристика животных Кузбасса.

12ч.

12ч.

0

3.2.1.

3.2.2.


3.2.3

Индивидуальная и групповая работа.

Интеллектуальная игра, беседа.

4.

Охрана животных Кузбасса.

9ч.

9ч.

0

3.2.1.



Презентации.

Работа в группах

5.

Итоговое занятие

1ч.

1ч.

0

3.2.2

Конференция


Итого

35

35

0




















Календарно-тематическое планирование учебного курса

«Животный мир Кузбасса»

10 класс (ОЗФО, ЗФО)

(1час в неделю,1 час – аудиторная нагрузка,0 часов – самостоятельная работа


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

10а


10б

10в


Раздел 1. Физико-географическое положение Кемеровской области


4




1.

Общие сведения о Кемеровской области.

1




2.

Рельеф.

1




3.

Климат. Гидрографическая сеть

1




4.

Почвы Кемеровской области

1





Раздел 2. Характеристика фауны Кузбасса

10




5.

Общие сведения о фауне Кузбасса.

1




6.

Среда обитания животных.

1




7.

Экологические группы животных.

1




8.

Классификация экологических групп животных.

1




9.

Зональность в размещении природных сообществ Кузбасса.

1




10.

Ресурсные животные.

1




11.

Одомашненные животные.

1




12.

Промысловые виды животных Кузбасса.

1




13.

Редкие и исчезающие представители местной фауны.

1




14.

Акклиматизированные виды животных Кемеровской области.

1





Раздел 3. Характеристика животных Кузбасса

12




15.

Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Представители местной фауны.

1




16.

Черви и моллюски.

1




17.

Тестирование за первое полугодие

1




18.

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные.

1




19.

Класс Насекомые.

1




20.

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

1




21.

Класс Земноводные.

1




22.

Класс Пресмыкающиеся.

1




23.

Класс Птицы.

1




24.

Млекопитающие

1




25.

Практическая работа №1 «Описание среды обитания животных»

1




26.

Практическая работа №2 «Морфологическое описание животных»

1





Раздел 4. Охрана животных Кузбасса

9




27.

Индустриальное развитие Кузбасса. Природоохранные мероприятия на индустриально - развитых территориях.

1




28.

Особо охраняемые природные территории Кузбасса

1




29.

Ключевые зоологические территории. Заповедник Кузнецкий Алатау, Шорский национальный парк.

1




30.

Практическая работа №3 «Изучение биологии охраняемых видов животных»

1




31.

Памятники природы и природные заказники Кемеровской области.

1




32.

Практическая работа №4 «Изучение видового состава природного сообщества»

1




33.

Красная книга животных Кузбасса.

1




34.

Воздействие человека на природу. Экологиче-ские проблемы Кузбасса.

1




35.

Итоговое занятие (конференция)


1





Итого часов:

35














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!