СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по этике для обучающихся 8 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.+

Рабочая программа по этике для обучающихся 8 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по этике для обучающихся 8 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.»

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Этика»

8класс

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательном компоненте 8 класса имеется предмет «Этика». Рабочая программа по этике в 8 классе разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Цель предмета «Этика»: научить учащихся с ограниченными возможностями здоровья производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности.

Задачи предмета «Этика»:

-обучить учащихся адаптивной школы элементарным сведениям о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе;

- ориентировать их на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др

- развивать социальный опыт;

- развивать когнитивную и эмоциональную сферы учащихся.

Предмет «Этика» изучается в 8 классе 1 ч в неделю.

I четверть - ч.

II четверть - ч.

III четверть - ч.

IV четверть - ч.




тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Наглядность

Представление людей о добре и зле. Идеал (14 ч)

1

Представление людей о добре и зле

(положительное влияние добрых дел и поступков на процесс формирования личности)

1


Добро, зло

Отрывки из сказок, иллюстрации, презентация, словарь

2

Эволюция взглядов на добро и зло

1


Эволюция


3

Влияние поступков человека на его характер

1


Характер

Отрывки из произведений, иллюстрации, словарь

4

Доброжелательность и недоброжелательность

1


Доброжелательность, недоброжелательность


5

Идеал как представление о совершенных свойствах человека

(ведущие качественные характеристики человеческой личности, эталоны человеческого поведения)

1


Идеал

Презентация, словарь

6

Нравственный идеал людей различных эпох

1


Идеал

Презентация, словарь

7

Идеал действительный и иллюзорный

(положительный-способствующий развитию личности, отрицательный-мешающий развитию)

1


Идеал

Презентация, словарь

8

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(любовь-ненависть, благородство-низость)

1


Любовь-ненависть, благородство-низость

Словарь

9

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(бесстрашие-страх, мужество-трусость)

1


Бесстрашие-страх, мужество-трусость

Словарь

10

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(стыд-бесстыдство, щедрость-скупость)

1


Стыд-бесстыдство, щедрость-скупость

Словарь

11

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(правдивость-лживость, мудрость-глупость)

1


Правдивость-лживость, мудрость-глупость

Словарь

12

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(милосердие-злорадство, жалость-жестокость)

1


Милосердие-злорадство, жалость-жестокость

Словарь

13

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

(доброжелательность-зависть)

1


Доброжелательность-зависть

Словарь

14

Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на характер

1


Личность, характер

Словарь

Взаимоотношения с родителями (19 ч)

15

Что такое семья

1


Семь-я

Ребус, словарь, фото

16

Семья в жизни человека

1


Семья

Презентация

17

Место и роль ребенка в семье

(права и обязанности родителей)

1


Семья

Права и обязанности родителей

18

Связи в семье: материальные, духовные, дружеские

(общность взглядов, привычек, традиции семьи)

1


Общность, привычка, традиция

Словарь, презентация

19

Родственники и родственные отношения

1


Родственник

Словарь, схема

20

Влияние семьи на формирование личности

(состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами, социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи)

1


Статус

Словарь, иллюстрации

21

Ролевые, социальные функции членов семьи

(мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедушка)

1


Функция

Словарь, схема

22

Значение родителей в жизни ребенка

(поддержка, ощущение защищенности; материальные блага, наказание, поощрение)

1


Защищенность

Словарь

23, 24

Стиль взаимоотношений родителей с детьми

(авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания;

любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение; подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей)

2


Авторитарность,

всетерпимость

Словарь

25

Значение каждого типа отношений и их влияние на ребенка

1


Авторитарность,

всетерпимость

Словарь

26

Конфликты с родителями. Причины конфликтов

(потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей)

1


Конфликт

Словарь

27

Конфликты с родителями. Причины конфликтов

(повышенные материальные требования со стороны детей, стремление к иждивенчеству)

1


Конфликт

Словарь

28,29

Конфликты с родителями. Причины конфликтов

(смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям;непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка, разница взглядов, интересов на моду, организацию досуга, выбор друзей)

2







Конфликт, авторитет

Словарь, схема

30

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье

1


Конфликт

Словарь

31

Правила поведения в семье

1



Карточки

32-33

Правила поведения с родными и близкими людьми

2



Правила поведения

34-35

Семейные традиции. Семейные праздники

2


Традиция

Словарь, фото слайды



Содержание программы


Представление людей о добре и зле. Идеал

Тема является достаточно сложной для понимания умственно отсталыми учащимися, поэтому не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные — злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, возможно знакомство учащихся с оценками этих нравственных категорий на примерах мировых религий.

Идеал рассматривается с точки зрения эталона — измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего ее развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Учителю необходимо опираться на примеры, близкие и понятные детям, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.

Темы для изучения и обсуждения:

  • Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.

  • Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.

  • Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.

Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный.

  • Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей:

любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх; мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость; мудрость — глупость; милосердие — жестокость; мягкость — грубость; доброжелательность — зависть.

Взаимоотношения с родителями

Взаимоотношения со взрослыми — одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты. Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьезным противоречиям, принимает форму тяжелых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям. Основная задача содержания данного раздела — попытаться помочь ребенку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями. Для этого необходимо:

- выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;

- показать важность влияния семьи на формирование личности ребенка;

- объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.

В этой части важно подвести учащихся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсудить достойные .способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин.

Работа требует соблюдения такта со стороны учителя, понимания реальной обстановки в семьях учащихся, а также дополнительной работы с родителями, в противном случае существует опасность провокации конфликтов на основе того, что «нам сказал учитель...».

Темы для изучения и обсуждения

1. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.

2. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.

3. Значение родителей для ребенка: тепло, поддержка, ощущение защищенности; власть родителей (материальные блага, поощрение); образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.

4. Стиль взаимоотношений родителей с детьми: авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания;

любовь и внимание к ребёнку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение;

подчиненность ребёнку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей;

Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребёнка, его последующую жизнь.

5 Ребёнок в жизни семьи.

6. Конфликты с родителями. Причины конфликтов:

-отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребёнка, стремление к гиперопеке; постоянная тревога за детей;

- завышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству;

- смена авторитета у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям;

- непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка;

- разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т.д.

7. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.

8. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-  правила взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом;  

 - значение понятий «добро» и «зло».

-  как влияет добро и зло на человеческое общество

-  этические правила в отношениях друзей;

-  влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей;

-  определение «семья»:

-  значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;

-  важность влияния семьи на формирование личности ребенка;

Обучающиеся должны уметь:

-  распознавать в человеке доброжелательность, недоброжелательность;

-  перечислять личностные качества человека

- объяснять понятия «бесстрашие – страх, мужество – трусость»; «стыд – бесстыдство; щедрость – скупость»,  «мудрость – глупость; милосердие – жестокость», «мягкость – грубость; доброжелательность – зависть»

- понимать и преодолевать сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями;  

- находить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин

- называть роль и место ребёнка в семье, его права и обязанности  характеризовать особенности семьи,

- называть связи в семье,

-называть ближних родственников


Учебно – методическое обеспечение

  1. Е.Андреева «Времена и нравы»

  2. В.Пекелис «Как найти себя»

  3. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г

  4. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г

  5. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.

  6. Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.


Ресурсы Интернета:

  1. http://wiki.ciit.zp.ua/index.php/_

  2. http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334

  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-po-opk-0

  4. http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/743840

  5. http://astersoft.net/konspekt-vneklassnogo-meroprijatija-na-temu-s-detstva-druzhboj-dorozhi

  6. http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-urok-semi-i-semeinyh-cenostei.html

  7. http://www.myshared.ru/slide/174005/


Материально-техническое обеспечение


Экранно-звуковые пособия

2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Моноблок intel Pentium






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!