СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Математика вокруг нас»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся 5 класса. Программа факультатива «Математика вокруг нас» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся  5 класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Математика вокруг нас»»

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программы Министерства образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся 5 класса. Программа факультатива «Математика вокруг нас» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся 5 класса.

Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

Разработанная программа факультатива «Математика вокруг нас» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.


Основные цели:

  • повысить активность учащихся и расширение их кругозора;

  • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;

  • создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;

  • совершенствовать навыки счёта;

  • развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;


Основные задачи:

  • использовать факультативный курс для общего развития учащихся;

  • направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;

  • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • повышать мотивацию обучения;

  • повышать социокультурную осведомлённость учащихся;

  • формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;

  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

СОДЕРЖАНИЕ.


  • Тема 1. Старинные системы записи чисел- 2ч

  • Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

  • Тема 2. Числа великаны- 1ч

  • История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

  • Тема 3. Четыре действия арифметики- 2ч

  • Как появились знаки «+», «‑», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

  • Тема 4. Открытие нуля-1ч

  • История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

  • Тема 5. История линейки-1ч

  • История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

  • Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси-2ч

  • Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

  • Тема 7. Возникновение денег-1ч

  • Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

  • Тема 8. Денежная система в Древней Руси-1ч

  • Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

  • Тема 9. Как люди научились измерять время-1ч

  • Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».

  • Тема 10. Изобретение календаря-1ч

  • Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

  • Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа-2ч

  • Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

  • Тема 12. Происхождение метрической системы мер-1ч

  • Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

  • Тема 13. Знаменитые математики-2ч

  • Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

  • Тема 14. Происхождение дробей-1ч

  • Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

  • Тема 15. Из истории цифры 7-1ч

  • О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

  • Тема 16. Покорение космоса и математика-1ч

  • Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

  • Тема 17. Математика и наш край-1ч

  • История строительства Астраханского Кремля. Занимательные задачи о Кремле. Стихотворения об Астрахани и дельте Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».

  • Тема 18. Математика и здоровье человека-2 ч

  • Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

  • Тема19. Геометрия – значит « земледелие» -1ч

  • История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

  • Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замащения плоскости многоугольниками-1ч

  • Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

  • Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости-1ч

  • Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты», « Лабиринты».

  • Тема 22. Бережливость дороже богатства-1ч

  • Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

  • Тема 23. Земля – кормилица-1ч

  • О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

  • Тема 24. Экономика и математика-1ч

  • Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.

  • 25

    13

    41

    8

    1

    0

    99

    36

    3

  • Тема 25. Магия чисел-3ч

  • Математические головоломки. Кросс-суммы. Магические квадраты. Оригинальные задачи, загадки.


  • Тема 26. Урок – обобщение « Математика вокруг нас» -2ч

  • Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.

  • Методические рекомендации

  • Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры. Предлагается примерное планирование занятий о старинных системах записи чисел.

Учебно- тематическое планирование:

Название курса

Кол-во

часов

В том числе теории

Практич.

к/р

Старинные системы записи чисел

2


2


Числа великаны

1


1


Четыре действия арифметики

2


2


Открытие нуля

1

1



История линейки

1

1



Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

2

1

1


Возникновение денег

1

1



Денежная система в Древней Руси

1

1



Как люди измерять время

1


1


Изобретение календаря

1

1



Из истории мер массы. Система мер русского народа

2

1

1


Происхождение метрической системы мер

1

1



Знаменитые математики

2

1

1


Происхождение дробей

1


1


Из истории цифры 7

1


1


Покорение космоса и математика

1

1



Математика и наш край

1


1


Математика и здоровье человека

2


2


Геометрия – значит «земледелие»

1


1


Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками

1


1


Делится или не делится. Признаки делимости

1


1


Бережливость дороже богатства

1


1


Земля – кормилица

1


1


Экономика и математика

1


1


Магия чисел

3


1


Урок обобщения «Математика вокруг нас»

2



2

Всего:

35

10

23

2


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать:

  • некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;

  • об истории появления измерительных приборов;

  • несколько стихотворений о математике.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять арифметические действия;

  • пользоваться измерительными инструментами;

  • разбираться в правилах игры и соблюдать их;

  • уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.

Факультатив «Математика вокруг нас» рассчитан на 35 часа, 1час в неделю. Каждое занятие состоит из следующих частей:

  • изложение программного материала;

  • стихи о математике;

  • занимательные задачи;

  • дидактические игры.


В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».


Используемая литература.

И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.





























Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения уроков

Виды, формы контроля

Требования уровню усвоения программы

Планируе-мая

фактическая

1-2

Старинные системы записи чисел

2

3.09

10.09



Собеседование

Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с старинными записями чисел.

3

Числа великаны

1

17.09


Практические работы

сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой

4-5

Четыре действия арифметики

2

24.09




1.10


Собеседование

6

Открытие нуля

1

8.10


Создание портфолио, презентации

На исторических примерах логически полноценно, повысит логическую культуру,

распознавать и изображать геометрические фигуры.

7

История линейки

1

15.10



8, 9

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

2

22.10


29.10


Практические работы

10

Возникновение денег

1

12.11


Написание эссе

11

Денежная система в Древней Руси

1

19.11


Практические работы

12

Как люди измерять время

1

26.11


Практические работы

13

Изобретение календаря

1

3.12


Собеседование

14, 15

Из истории мер массы. Система мер русского народа

2

10.12

17.12


Создание портфолио, презентации

составлять выражения и уравнения по условию, используя действия с обыкновенными дробями.




16

Происхождение метрической системы мер

1

24.12


Практические работы

17, 18

Знаменитые математики

2

14.01

21.01


Практические работы

19

Происхождение дробей

1

28.01


Написание эссе

20

Из истории цифры 7

1

4.02


Практические работы

21

Покорение космоса и математика

1

11.02


Практические работы

Углубляется понимание условий задачи: выделить существенные и несущественные отношения приведённых в них данных, обнаруживая в итоге принцип построения и решения задачи. Расширяются возможности при решении однотипных задач: они осознают не только свойства отдельных действий и особенности условий, в которых эти действия совершаются, но и их объективную общность по способу осуществления

22

Математика и наш край

1

18.02


Практические работы

23, 24

Математика и здоровье человека

2

25.02


3.03


Собеседование

25

Геометрия – значит «земледелие»

1

10.03


Создание портфолио, презентации

26

Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками

1

17.03


Практические работы

27

Делится или не делится. Признаки делимости

1

24.03


Практические работы

28

Бережливость дороже богатства

1

7.04


Написание эссе

29

Земля – кормилица

1

14.04


Практические работы

30

Экономика и математика

1

21.04



Создание портфолио, презентации

31-33

Магия чисел

3

28.04

5.05

12.05


Собеседование

34-35

Урок обобщения «Математика вокруг нас»

2

19.05

26.05


Контроль знаний

Уметь составлять проект, защищать его, оформлять.


Всего:

35












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!