СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково Тверской области








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2023/2027 учебный год



Направление деятельности: познавательная деятельность

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года



Учитель начальных классов: Фадина С.Н.







г. Конаково 2023 год




Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты финансового развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.


Место курса в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Цели изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Приоритетная цель обучения: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

  1. формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

  2. формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

  3. формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

  4. формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

  5. формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

  6. обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра;

  • образно-ролевые игры;

  • исследовательская деятельность;

  • урок-практикум;

  • дискуссия, обсуждение.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

  • самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

  • ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

  • понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

  • понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

  • положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

  • эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

  • производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

  • владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

  • составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

  • проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

  • оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

  • корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

  • использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

  • корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

  • слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

  • излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

  • осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Выпускник научится:

  • правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

  • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

  • объяснять проблемы, возникающие при обмене;

  • приводить примеры товарных денег;

  • объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

  • понимать, что деньги зарабатываются трудом;

  • описывать виды и функции денег;

  • объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

  • производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

  • называть основные источники доходов;

  • приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

  • называть основные направления расходов семьи;

  • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

  • различать планируемые и непредвиденные расходы;

  • считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

  • объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

  • объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

  • называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

  • объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать свойства товарных денег;

  • сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

  • понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

  • распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

  • планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:

  • что изучает экономика;

  • что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;

  • отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;

  • для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;

  • что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;

  • что такое маркетинг.

Должны уметь:

  • выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;

  • пользоваться деньгами;

  • классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
    определять цену товара. 

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:

  • выделять физиологические и духовные потребности;

  • виды торговли;

  • из чего складывается выручка, виды цен;

  • что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;

  • что такое сделки и посредники, доля посредника;

  • для чего нужен график, виды графиков;

  • что такое аренда, виды аренды;

  • крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

Должны уметь:

  • определять по формулам, чему равен доход и прибыль;

  • чертить элементарные графики доходов и расходов;

  • отличать настоящие деньги от фальшивых;

  • решать простейшие экономические задачи. 

Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:

  • что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;

  • что такое акционерное общество, как оно создается;

  • почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
    виды рекламы, правила рекламы;

  • как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;

  • налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:

  • различать качественный и некачественный товар;

  • чертить кривую развития экономики;

  • определять вид ценной бумаги;

  • составлять рекламный текст;

  • решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. 

Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:

  • какие бывают потребности;

  • каковы источники удовлетворения потребностей;

  • почему все потребности нельзя удовлетворить;

  • что такое деньги; их роль в жизни человека;

  • что такое доходы и расходы;

  • где можно приобрести товары и услуги;

  • что такое «источники доходов»;

  • что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;

  • о взаимоотношениях продавца и покупателя;
    значение труда в удовлетворении потребностей;

  • о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать свои потребности;

  • выделять основные и особые потребности;

  • определять источники удовлетворения различных потребностей;
    пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.


Содержание программы курса внеурочной деятельности


1 класс (33 часа) Вид деятельности: познавательная деятельность. Форма проведения: кружок. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику.

Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: Дискуссия; беседа;

Потребности (9 часов)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры.

Товары и услуги (11 часов)

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги - игра. Рынок - игра. Открытие твоего дела - проект.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.

Деньги (12 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.



  1. класс (34 часа)

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма проведения: кружок.

Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. класс (34 часа)

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма проведения: кружок.

Откуда в семье деньги (9 часов)

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

На что тратятся деньги (10 часов)

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.

Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. класс (34 часа)

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Форма проведения: кружок.

Богатство и бедность (14 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.

Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Труд — основа жизни (12 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Как товары производят (8 часов)

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы - это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты


Тематическое планирование

1 класс



п\п



Наименование раздела, темы.



Кол - во часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

1. Введение в экономику (1 час)

1

Введение в экономику.

1



https://resh.edu.ru/

2. Потребности (9 часов)

2

Потребности.

1



https://resh.edu.ru

3

Что такое «потребность».

1



4-5

Какие бывают потребности.

2



6

Домашнее хозяйство.

1



7

Распределение ролей в семье.

1



8

Домашние обязанности в семье.

1



9-10

Что такое бюджет семьи.

2



3. Товары и услуги (11 часов)

11-12

Какие бывают товары.

2



https://resh.edu.ru

13

Где можно приобрести товары и услуги.

1



14

Зачем нужна реклама.

1



15

Роль рекламы.

1



16-17

Что такое «товар».

1



18

Товар и деньги-игра.

1



19

Рынок- игра.

1



20-21

Открытие твоего дела-проект.

2



4. Деньги (12 часов)

22

Зачем нужны деньги.

1



https://resh.edu.ru

23

Как появились деньги.

1



24

Деньги и страны.

1



25

Где и как хранятся деньги.

1



26

Что такое источник дохода?

1



27

Что такое «маркетинг»?

1



28

Обмен.

1



29

Рынок.

1



30

Торговля.

1



31

Взаимоотношения продавца и покупателя.

1



32

Конкуренция.

1



33

Итоговое занятие.

1




Итого:

33 часа












Тематическое планирование

2 класс

п\п

Наименование раздела, темы.

Кол – во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

ЦОР

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1



https://resh.edu.ru

2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1



3

Покупка.

1



4

Монеты. Бумажные деньги.

1



5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2



7

Деньги - средство обмена, а не благо

1



8-9

Виды денег. Выгода обмена

2



2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2



https://resh.edu.ru

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2



14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1



15

Металлические и бумажные деньги.

1



16-17

Почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

2



3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1



https://resh.edu.ru

19

«Меховые деньги».

1



20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1



21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.

Гривенник. Полтинник.

1



22

Ассигнация.

1



23

Происхождения денег.

1



4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран

1



https://resh.edu.ru

25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2



27

Доллары. Евро.

1



28-29

Виды денег: наличные, безналичные,

электронные.

2



30

Пластиковые карты.

1



31

Деньги - средство обмена, а не благо

1



32

Безналичный расчет.

1



33

Современные российские деньги.

1



34

Итоговое занятие.

1




Итого:

34 часа




 








Тематическое планирование

3 класс



п\п



Наименование раздела, темы.



Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Откуда в семье деньги (9 часов)

1

Вводное занятие.

1



https://resh.edu.ru

2-3

Доходы семьи.

2



4

Зарплата.

1



5

Пенсия.

1



6

Пособия.

1



7

Стипендия.

1



8-9

Источники доходов.

2



На что тратятся деньги (10 часов)

10

Расходы.

1



https://resh.edu.ru

11-12

Сбережения.

2



13

Долги.

1



14-15

Расходы. Непредвиденные расходы.

2



16-17

Понимание происхождения расходов.

2



18-19

Различие планируемых и непредвиденных

расходов.

2



Как управлять своими деньгами (5 часов)

20

Расходы и доходы.

1



https://resh.edu.ru

21-22

Семейный бюджет.

2



23-24

Планирование семейного бюджета.

2



Как делать сбережения (10 часов)

25-26

Виды сбережений.

2



https://resh.edu.ru

27

Банковский вклад.

1



28

Копилка.

1



29

Недвижимость.

1



30-31

Сравнение разных видов сбережений.

2



32-33

Различие сбережений.

2



34

Итоговое занятие.

1




Итого:

34 часа















Тематическое планирование

4 класс



п\п



Наименование раздела, темы.



Кол-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

ЦОР

1. Богатство и бедность (14 часов)

1

Вводное занятие.

1



https://resh.edu.ru

2-3

Как создаётся богатство.

2



4-5

Источники богатства государства

2



6-7

Источники богатства человека

2



8

Открытия и изобретения.

1



9

Важность знаний в создании богатства.

1



10

Ценности материальные и нематериальные.

1



11

Богатство и культура.

1



12

Богатство и милосердие.

1



13

Налоги.

1



14

Значение налогов.

1



Труд — основа жизни (12 часов)

15-16

Ценность и значимость труда.

2



https://resh.edu.ru

17

Труд как потребность человека.

1



18

Труд как источник материальных благ.

1



19

Оценка труда.

1



20

Почему труд по-разному ценится.

1



21-22

Заработная плата.

2



23

Трудовые награды.

1



24

Результат труда.

1



25

Причины различий в оплате труда.

1



26

Продукты труда.

1



Как товары производят (8 часов)

27-28

Как товары производят.

2



https://resh.edu.ru

29-30

Ресурсы для производства товаров.

2



31

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

1



32-33

Важность труда людей разных профессий.

2



34

Итоговое занятие.

1




Итого:

34 часа










Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


  1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

  2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.

  3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.

  4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.

  5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.

  6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001

  7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.

  8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита - пресс; 1997.

  9. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.

Учебно-методическое обеспечение для обучающегося

Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

  2. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.

  3. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

  4. https://resh.edu.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!