Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково Тверской области
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2023/2027 учебный год
Направление деятельности: познавательная деятельность
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Учитель начальных классов: Фадина С.Н.
г. Конаково 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты финансового развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Приоритетная цель обучения: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:
Выпускник научится:
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
объяснять проблемы, возникающие при обмене;
приводить примеры товарных денег;
объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
понимать, что деньги зарабатываются трудом;
описывать виды и функции денег;
объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
называть основные источники доходов;
приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
называть основные направления расходов семьи;
приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
различать планируемые и непредвиденные расходы;
считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать свойства товарных денег;
сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
что изучает экономика;
что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
что такое маркетинг.
Должны уметь:
выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
пользоваться деньгами;
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
выделять физиологические и духовные потребности;
виды торговли;
из чего складывается выручка, виды цен;
что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
что такое сделки и посредники, доля посредника;
для чего нужен график, виды графиков;
что такое аренда, виды аренды;
крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
чертить элементарные графики доходов и расходов;
отличать настоящие деньги от фальшивых;
решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
что такое акционерное общество, как оно создается;
почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
виды рекламы, правила рекламы;
как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
различать качественный и некачественный товар;
чертить кривую развития экономики;
определять вид ценной бумаги;
составлять рекламный текст;
решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
какие бывают потребности;
каковы источники удовлетворения потребностей;
почему все потребности нельзя удовлетворить;
что такое деньги; их роль в жизни человека;
что такое доходы и расходы;
где можно приобрести товары и услуги;
что такое «источники доходов»;
что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
о взаимоотношениях продавца и покупателя;
значение труда в удовлетворении потребностей;
о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
1 класс (33 часа) Вид деятельности: познавательная деятельность. Форма проведения: кружок. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах, коллективная и индивидуальная работа, игры.
Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги - игра. Рынок - игра. Открытие твоего дела - проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
класс (34 часа)
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Форма проведения: кружок.
Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
класс (34 часа)
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Форма проведения: кружок.
Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
класс (34 часа)
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Форма проведения: кружок.
Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы - это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты
Тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1. Введение в экономику (1 час) |
1 | Введение в экономику. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2. Потребности (9 часов) |
2 | Потребности. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
3 | Что такое «потребность». | 1 | | |
4-5 | Какие бывают потребности. | 2 | | |
6 | Домашнее хозяйство. | 1 | | |
7 | Распределение ролей в семье. | 1 | | |
8 | Домашние обязанности в семье. | 1 | | |
9-10 | Что такое бюджет семьи. | 2 | | |
3. Товары и услуги (11 часов) |
11-12 | Какие бывают товары. | 2 | | | https://resh.edu.ru |
13 | Где можно приобрести товары и услуги. | 1 | | |
14 | Зачем нужна реклама. | 1 | | |
15 | Роль рекламы. | 1 | | |
16-17 | Что такое «товар». | 1 | | |
18 | Товар и деньги-игра. | 1 | | |
19 | Рынок- игра. | 1 | | |
20-21 | Открытие твоего дела-проект. | 2 | | |
4. Деньги (12 часов) |
22 | Зачем нужны деньги. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
23 | Как появились деньги. | 1 | | |
24 | Деньги и страны. | 1 | | |
25 | Где и как хранятся деньги. | 1 | | |
26 | Что такое источник дохода? | 1 | | |
27 | Что такое «маркетинг»? | 1 | | |
28 | Обмен. | 1 | | |
29 | Рынок. | 1 | | |
30 | Торговля. | 1 | | |
31 | Взаимоотношения продавца и покупателя. | 1 | | |
32 | Конкуренция. | 1 | | |
33 | Итоговое занятие. | 1 | | |
| Итого: | 33 часа | | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
2 | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | 1 | | |
3 | Покупка. | 1 | | |
4 | Монеты. Бумажные деньги. | 1 | | |
5-6 | Виды денег: наличные, безналичные | 2 | | |
7 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | | |
8-9 | Виды денег. Выгода обмена | 2 | | |
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) |
10-11 | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 2 | | | https://resh.edu.ru |
12-13 | Номинал. Банкнота. Купюра. | 2 | | |
14 | Фальшивые деньги. Как их отличить. | 1 | | |
15 | Металлические и бумажные деньги. | 1 | | |
16-17 | Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | 2 | | |
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) |
18 | Какие деньги были раньше в России | 1 | | | https://resh.edu.ru |
19 | «Меховые деньги». | 1 | | |
20 | Старинные деньги. Куны. Денга. | 1 | | |
21 | Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | 1 | | |
22 | Ассигнация. | 1 | | |
23 | Происхождения денег. | 1 | | |
4. Современные деньги России и других стран (11 часов) |
24 | Современные деньги России и других стран | 1 | | | https://resh.edu.ru |
25-26 | Банки. Деньги. Виды денег | 2 | | |
27 | Доллары. Евро. | 1 | | |
28-29 | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 2 | | |
30 | Пластиковые карты. | 1 | | |
31 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 | | |
32 | Безналичный расчет. | 1 | | |
33 | Современные российские деньги. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Откуда в семье деньги (9 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
2-3 | Доходы семьи. | 2 | | |
4 | Зарплата. | 1 | | |
5 | Пенсия. | 1 | | |
6 | Пособия. | 1 | | |
7 | Стипендия. | 1 | | |
8-9 | Источники доходов. | 2 | | |
На что тратятся деньги (10 часов) |
10 | Расходы. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
11-12 | Сбережения. | 2 | | |
13 | Долги. | 1 | | |
14-15 | Расходы. Непредвиденные расходы. | 2 | | |
16-17 | Понимание происхождения расходов. | 2 | | |
18-19 | Различие планируемых и непредвиденных расходов. | 2 | | |
Как управлять своими деньгами (5 часов) |
20 | Расходы и доходы. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
21-22 | Семейный бюджет. | 2 | | |
23-24 | Планирование семейного бюджета. | 2 | | |
Как делать сбережения (10 часов) |
25-26 | Виды сбережений. | 2 | | | https://resh.edu.ru |
27 | Банковский вклад. | 1 | | |
28 | Копилка. | 1 | | |
29 | Недвижимость. | 1 | | |
30-31 | Сравнение разных видов сбережений. | 2 | | |
32-33 | Различие сбережений. | 2 | | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
4 класс
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1. Богатство и бедность (14 часов) |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | https://resh.edu.ru |
2-3 | Как создаётся богатство. | 2 | | |
4-5 | Источники богатства государства | 2 | | |
6-7 | Источники богатства человека | 2 | | |
8 | Открытия и изобретения. | 1 | | |
9 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | | |
10 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 | | |
11 | Богатство и культура. | 1 | | |
12 | Богатство и милосердие. | 1 | | |
13 | Налоги. | 1 | | |
14 | Значение налогов. | 1 | | |
Труд — основа жизни (12 часов) |
15-16 | Ценность и значимость труда. | 2 | | | https://resh.edu.ru |
17 | Труд как потребность человека. | 1 | | |
18 | Труд как источник материальных благ. | 1 | | |
19 | Оценка труда. | 1 | | |
20 | Почему труд по-разному ценится. | 1 | | |
21-22 | Заработная плата. | 2 | | |
23 | Трудовые награды. | 1 | | |
24 | Результат труда. | 1 | | |
25 | Причины различий в оплате труда. | 1 | | |
26 | Продукты труда. | 1 | | |
Как товары производят (8 часов) |
27-28 | Как товары производят. | 2 | | | https://resh.edu.ru |
29-30 | Ресурсы для производства товаров. | 2 | | |
31 | Производители — люди, которые создают (производят) товары. | 1 | | |
32-33 | Важность труда людей разных профессий. | 2 | | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита - пресс; 1997.
Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.
Учебно-методическое обеспечение для обучающегося
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
https://resh.edu.ru/