Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8 г. Ярцево Смоленской области
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Руководитель: | Согласована заместителем директора начальных классов | Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 8 г. Ярцево Смоленской обл. . |
Рабочая программа
учебного предмета
начального общего образования
по физической культуре
для обучающихся 2 – 4 классов
Кузьменко Наталья Константиновна - первая категория
на 2021-2022 уч. г.
2021 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре
для обучающихся 2-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
или Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
или Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
с приказом Министерства просвещения РФ "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" на 2019-2020 учебный год (с изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программой (НОО, ООО, СОО) МБОУ СШ № 8 г. Ярцево Смоленской обл.;
Авторскими программами В.И.Ляха, и А.Никулина, Е.Никулина «Юный пловец»;
Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу).
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч.
Распределение учебного времени
при реализации программного материала
по физической культуре во 2, 3, 4 классах.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
2, 3, 4 классы |
1.1 | Знания о физической культуре и плавании | В процессе уроков |
1.2 | Подвижные игры | 12 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 14 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 14 |
1.6 | Плавание | 34 |
2.1 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 16 |
| Итого | 102 |
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373) данная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры и плавания для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование представлений о плавании как о средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Содержание курса
Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазание, перелезание и т.д. как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, выбор одежды, обуви и инвентаря.
Специальные и подготовительные упражнения для освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.Виды водного спорта.Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения.
Способы физкультурной деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок; правила организации и проведения игр; выбора одежды и инвентаря. Занятия на формирование правильной осанки; комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Общеразвивающие и подготовительные упражнения
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: построения в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»;.размыкание в шеренге и колонне на месте; размыкание приставными шагами в шеренге4 выполнение команд: «Вольно!», «Ровняйся!», «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; поворотов: «Налево!», «Направо!».
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); перекаты из упора присев и боком.
Упражнения на низкой перекладине: висы.
Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой; передвижения по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке.
Легкоатлетические упражнения.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из различных исходных положений. Челночный бег, бег с высокого старта на 30 метров.
Прыжковые упражнения: на одной и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Метания: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность различными способами.
Кроссовая подготовка. Бег в чередовании с ходьбой с различной частотой шагов. Преодоление в беге и ходьбе подъемов и спусков.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: подвижные игры с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость, координацию.
На материале легкоатлетических упражнений: подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; упражнениями на координацию, выносливость, быстроту.
На материале кроссовой подготовки: эстафеты и игры на развитие выносливости и координации.
На материале спортивных игр:игровые заданияспередвижениями без мяча и с мячом, ведением мяча, бросками мяча в корзину, подбрасываниями мяча, ловлями и передачами мяча.
Планируемые результаты
На уроках физической культуры обучающийся научится:
- понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями и плаванием для укрепления здоровья человека;
- понимать значение личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья;
- различать разметки спортивного зала, спортивной площадки, назначение спортинвентаря и оборудования;
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, правильного подбора одежды и обуви;
- выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия;
-передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- выполнять общеразвивающие упражнения ( с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
Место курса плавание в учебном плане
Курс «плавание» изучается с 1 по 4 класс из расчёта: в 1 классе —66 ч, во 2 классе — 68 ч, в 3 классе— 68 ч, в 4 классе—68 ч. «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Третий час физкультуры в 1-4 классах отводится на занятия плаванием.
Об изменениях, внесенных в программу.
Так как бассейн начинает свою работу с началом отопительного сезона, внесены изменения в программу по плаванию. В начале учебного года и в конце в тематическом планировании уроки по плаванию заменены уроками сухого плавания.
Так как пропускная способность бассейна составляет 15 человек, уроки плавания проводятся по подгруппам (мальчики и девочки).
Развитие основных двигательных качеств.
Посредством тематических упражнений в процессе уроков. Проплывание различных отрезков с различной скоростью с применением плавательных средств и без них. Игры: «Кто быстрее?», «Кто дальше скользит?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Пятнашки с поплавками», «Пионербол на воде» и другие.
Упражнения на овладение спортивными стилями плавания.
Плавание кролем на спине, на груди, брассом (движение ног с опорой руками о бортик,без опоры; движение руками по разделениям и в согласовании, с применением плав. средств и без них).
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Игры в воде можно условно разделить на игры для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений; совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Положение тела.
Дыхание.
Движения ногами.
Движения руками.
Общее согласование движений.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
Ознакомление с движением на суше.
- проводится в общих чертах, без отработки деталей,
Изучение движений в воде с неподвижной опорой.
- При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
Изучение движений в воде с подвижной опорой.
- При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
Изучение движений в воде без опоры.
- Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Влияние физических упражнений плавания на организм человека. Техника и терминология плавания. Спортивный инвентарь пловца. Виды водного спорта.
Практика
Упражнения для освоения с водой. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди, кролем на спине, стоя на месте и в сочетании с ходьбой; движения головой при выполнении вдоха, движения руками с выдохом в воду при плавании кроль на груди;спад в воду, поворот.
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Пятнашки с поплавками», «Цапля и лягушки», «Водное поло», «Пионербол на воде», «Щука, утка» и другие.
Планируемые результаты на уроках плавания
На уроках плавания обучающиеся научатся:
- понимать роль и значение регулярных занятий плаванием для укрепления здоровья человека;
- понимать значение личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья;
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий в бассейне;
- держаться на воде без опоры, плавать с помощью доски и без нее;
- знать и выполнять специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- выполнять общеразвивающие и специальные упражнения для развития основных физических качеств;
- осуществлять здоровый образа жизни, активно участвовать в общественной жизни.
Тематическое планирование по плаванию
2 класс (68 ч)
№ п/п | Тема урока |
1 | Инструктаж по ТБ. Правила посещения бассейна. |
2 | Разминка. Общеразвивающие упражнения. Правила купания в открытых водоемах. Подвижная игра. |
3 | Плавание – часть физической культуры. Общеразвивающие упражнения. Игры: «Караси и щука», «Пятнашки». |
4 | Водные виды спорта. Специальные упражнения. Вспомогательные средства для занятий плаванием. |
5 | Значение плавания в жизни человека. Специальные упражнения. Подвижные игры по выбору. |
6 | Построение. Зарядка. Общеразвивающие упражнения. Дыхательные упражнения. Игра. |
7 | Олимпийские игры и плавание. Зарядка, упражнения на растяжку, игра. |
8 | Специальные упражнения для рук. Игра «Пятнашки». Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. |
9 | Разминка. Специальные упражнения для ног. Игра «Пятнашки с поплавком». |
10 | Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. |
11 | Разминка. Отработка поворота при плавании кролем в зале. Иры «Кто быстрей», «Цапля и лягушки». |
12 | Разминка. Отработка поворота при плавании кролем в зале. Иры «Кто быстрей», «Цапля и лягушки». |
13 | Гигиена плавания и купания. Разминка, вход в воду. Упражнения на задержку дыхания. |
14 | Разминка, вход в воду. Упражнения на задержку дыхания. «Поплавок». |
15 | Разминка. Приседания с упражнением на задержку дыхания. Игра «Щука, утка». |
16 | Специальные упражнения, «Поплавок», «Медуза», выдох в воду. Игра «Насос» |
17 | Специальные упражнения, «Морская звезда», «Стрелка», выдох в воду. Игра «Насос» |
18 | Удержание горизонтального положения в воде, выдох в воду. |
19 | Выдох в воду с работой ног. «Лодочки», вспомогательные средства для занятий плаванием |
20 | Разминка. Выдох в воду с работой ног. Игры «Лягушата», «Лодочки» |
21 | Разминка. Выдох в воду с работой ног. Скольжение. Игра «Щука, утка». |
22 | Скольжение на груди с подключением работы ног. Игра «Кто дальше?» |
23 | Техника движений ногами при плавании кроль на груди. Игра “Пятнашки с поплавками”. |
24 | Обучение технике движений ногами при плавании кроль на груди с доской. Игра “Пятнашки с поплавками”. |
25 | Закрепление техники движений ногами при плавании кроль на груди с доской, игра «Сколько пальцев?» |
26 | «Стрелка» на груди, игра «Дельфины». |
27 | «Стрелка» на груди, игра «Дельфины». |
28 | Разминка, игры в воде: «Пятнашки с поплавками», «Проплыви в ворота», «Лягушата». |
29 | Разминка, игры в воде: «Пятнашки с поплавками», «Проплыви в ворота», «Лягушата». |
30 | Обучение технике движений руками при плавании кроль на груди, стоя на дне бассейна. |
31 | Обучение технике движений руками при плавании кроль на груди с доской, игра «Пройди ворота». |
32 | Обучение старту из воды и технике движений руками при плавании кроль на груди с доской. |
33 | Согласование движений рук с дыханием при плавании кроль на груди с доской. Игра «Подводники». |
34 | Согласование движений рук с дыханием при плавании кроль на груди с доской. Игра «Подводники». |
35 | Согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. |
36 | Плавание способом кроль на груди в полной координации с задержкой дыхания. |
37 | Плавание способом кроль на груди в полной координации с задержкой дыхания, игра «Пройди ворота». |
38 | Разминка, игры в воде: «Караси и карпы», «Проплыви в ворота», «Подводники». |
39 | Обучение повороту при плавании кроль на груди. Эстафеты. |
40 | Соревнования по параллелям «Золотая рыбка». |
41 | Кроль на спине. «Морская звезда» на спине. Движения ногами при плавании кроль на спине с опорой. |
42 | Скольжение на спине с подключением работы ногами |
43 | Скольжение на спине с подключением работы ногами. Игра «Кто быстрее?» |
44 | Движение на спине руки вдоль туловища. Игра «Пятнашки с поплавком». |
45 | Движение на спине («стрелка») с работой ногами. Игра «Подводники». |
46 | Движения ногами в плавании кроль на спине с доской над головой. Игра «Пятнашки с поплавком». |
47 | Закрепление техники движений ногами в кроле на спине с доской на груди. Игра «Пятнашки с поплавком». |
48 | Закрепление техники движений ногами в кроле на спине с доской над коленями. |
49 | Закрепление техники движений ногами ногами в кроле на спине без доски средств. |
50 | Разминка, игры в воде: «Караси и щука», «Проплыви в ворота», «Перевертыши». |
51 | Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой (кроль на спине).Игра «Караси и карпы». |
52 | Обучение технике движений руками при плавании кроль на спине (правой, левой, двумя). |
53 | Согласование движений рук и ног при плавании кроль на спине. |
54 | Согласование движений рук и ног при плавании кроль на спине. |
55 | Плавание в полной координации способом кроль на спине. Игра «Перевертыши» с мячом. |
56 | Плавание в полной координации способом кроль на спине. Игра «Караси и карпы». |
57 | Отработка поворота при плавании кролем на спине, эстафеты. |
58 | Веселые старты на воде. |
59 | Разминка, игры в воде: «Пятнашки с поплавками», «Проплыви в ворота», эстафеты |
60 | Разминка, игры в воде: «Пятнашки с поплавками», «Проплыви в ворота», эстафеты |
61 | Водные виды спорта. Специальные упражнения. Игра «Круговая лапта». |
62 | Водные виды спорта и Олимпийские игры, общеразвивающие упражнения. |
63 | Разминка, упражнения на растяжку. Дыхательные упражнения. |
64 | Значение плавания в жизни человека. Специальные упражнения. |
65 | Разминка. Движения руками при плавании кроль на груди, упражнения на растяжку. Игра. |
66 | Разминка. Специальные упражнения для ног. Игра «Пятнашки». |
67 | Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Подвижные игры по выбору. |
68 | Правила безопасного поведения около открытых водоемов. Подвижные игры по выбору. |