СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 2 класс (слепые)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 2 класс (слепые)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Михайловск.




Согласовано__________

Зам. директора по уч.работе

Решетилова И.В.

«__»______________ 2022г.

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №______

от «__»_________2022г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ 20

Козина А.В

___________________

Приказ №___

от «__»_______2022г.




Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре начального
общего образования для слепых, обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для 2 класса

(Вариант 3.3)



Разработчики программы:

Добровольская С.Ю.

Дьяченко М.С.

Дорофеев Ю.Н.

Зеленковская Л.В.

Филончик Н.В.

Зинченко Е.Н.





г. Ставрополь 2022г.


2 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Основа рабочей программы:

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32 » г. Ставрополя (далее – АООП НОО для слепых обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее  – ФГОС НОО ОВЗ), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее  – ФГОС УО), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.08.2020г).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУСОШ г. Ставрополь определяет содержание образования в образовательной организации и технологии его реализации, направлена на обеспечение оптимального уровня обученности школьников и реализацию права детей и родителей (законных представителей) на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования. Актуальность данной программы определяется следующими основными требованиями общества к образовательной системе:

- формирование культурной идентичности обучающихся как граждан России;

-сохранение единства образовательного пространства, преемственности уровней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

- формирование базовых учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию сотрудничеству освоению и преобразованию окружающего мира.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностноразвитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник: Лях В.И. «Физическая культура 1 - 4 класс.: учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2013.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.



Метапредметные:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.



Предметные:

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку одноклассникам при выполнении учебных заданий;

  • доброжелательно и уважительно относиться к одноклассникам при объяснении ошибок и способах их устранения;

  • бережно обращаться с инвентарем, соблюдать требования техники безопасности;

  • взаимодействовать с одноклассниками, соблюдая правила проведения подвижных игр;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.

Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых учащихся

Рабочая программа полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание, но для обеспечения особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся имеет особенности реализации. Эти особенности заключаются в следующем:



1. Постановке коррекционных задач:

  • формировать у учащихся необходимые умения и навыки самостоятельной ориентировки в пространстве, пользования спортивным инвентарем и адаптированными наглядными пособиями при помощи сохранных анализаторов;

  • улучшать кровоснабжение тканей глаза и мышечную систему глаза;

  • развивать готовность сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;

  • формировать жизненно-необходимые навыки, способствующие успешной социализации детей с депривацией зрения; развивать ориентировку в пространстве.



2. Методических приёмах, используемых на уроках:

словесные методы обучения;

  • звуковой метод (этот метод широко применяется, поскольку незрячим ученикам приходится часто пользоваться слуховым анализатором);

  • метод показа (или как его называют «контактный» метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление);

  • метод дистанционного управления (учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством определенных команд);

  • метод стимулирования двигательной активности (необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавляться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных нарушений).

Итак, в выборе и применении методов и приемов приоритетное положение отводится тому, что наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной моторики детей с различными нарушениями зрения.



3. Коррекционной направленности каждого урока:

  • соблюдение оптимальной зрительной и физической нагрузки на уроках;

  • расстановка учащихся на уроке, учитывая зрительный диагноз каждого ученика (в спортивном зале и на улице в зависимости от положения солнца);

  • соблюдение повышенных требований к освещенности спортивного зала.



4. Требованиях к организации пространства:

Важным условием организации пространства, в котором обучаются слепые учащиеся, является безопасность и постоянство предметно пространственной среды, что предполагает:

  • определенное предметное наполнение спортивных залов (свободные проходы к местам занятий, инвентарю, входным дверям, безопасное ограждение выступающих углов, снаряда и другое);

  • устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих учащихся (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;

  • определенного уровня освещенности спортивных залов;

  • наличие осязательных ориентиров для определения местоположения учащегося и адаптированного инвентаря в спортивных залах. При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

  • соблюдать режим дня и зрительной нагрузки;

  • иметь рационально освещенный спортивный зал;

  • осуществлять врачебно-педагогический контроль за самочувствием занимающихся;

  • в солнечные дни использовать жалюзи;

  • осуществлять контроль, за сохранением положения правильной осанки учащихся во время урока.

При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

  • предоставлять возможность использования рельефно-графических пособий и шарнирных кукол для создания представлений у учащихся с депривацией зрения о различных статичных положениях, используемых на уроках физической культуры.

  • предъявлять их с соблюдением тифлопедагогических требований (достаточная освещенность, фон, статичное положение, возможность подойти на расстояние, удобное для восприятия и т.п.);

  • комментировать восприятие (называть цвет, размер, положение в пространстве, форму, взаиморасположение объектов и т.п.)


В основу формирования АООП НОО для слепых обучающихся положены следующие принципы:

-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

-онтогенетический принцип;

-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования слепых, обучающихся на всех ступенях;

-принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;

-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения слепыми обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

-принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке, активной деятельности в реальном мире.

Психолого-педагогическая характеристика слепых, обучающихся с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Развитие обучающихся, имеющих два первичных нарушения - в данном случае слепоты, сочетающейся с интеллектуальной недостаточностью - значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет общую структуру нарушения и затрудняет его компенсацию. Это в свою очередь, значительно затрудняет как адаптацию обучающихся к условиям школьного обучения, так и достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Зачастую нарушения имеют отрицательный кумулятивный эффект, проявляющийся в том, что каждое из имеющихся нарушений оказывает воздействие на другое, что приводит к их взаимному усилению. Вследствие чего отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Когда речь идет о данной группе обучающихся, большое значение имеет глубина зрительных нарушений. Исходя из данного критерия выделяются три подгруппы обучающихся: тотально слепые (в качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности выступают осязание и слух, другие анализаторы выполняют вспомогательную роль); обучающиеся со светоощущением (имеется возможность воспринимать свет и тьму, в случае правильной проекции — цвет, но ведущими в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности выступают слух и осязание); обучающиеся с практической слепотой (имеет место остаточное зрение, сохраняется способность воспринимать на близком расстоянии цвет, форму, размер предметов и объектов, что обеспечивает возможность формирования у данной подгруппы обучающихся некачественных, но, тем не менее, зрительных образов).

Большое значение для обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет время потери (нарушения) зрения. В случаях, когда зрение было потеряно (нарушено) в раннем возрасте, то речь идет не только о своеобразии психофизического развития ребенка, но и об особенностях развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.

Если потеря (нарушение) зрения произошла в дошкольном возрасте, то в зависимости, от условий дошкольного воспитания обучающиеся могут иметь разный уровень развития: у одних детей могут практически отсутствовать даже элементарные навыки ориентировки, контроля над своим поведением, у других - имеют место предпосылки для формирования базовых учебных умений.

Независимо от времени потери (нарушения) зрения многие слепые с интеллектуальной недостаточностью отстают в физическом развитии, что выражается в более низком росте, меньшей массе тела и объеме грудной клетки, в наличии стереотипных движений. У многих из них имеет место нарушение осанки, отсутствует пластичность и координированность движений, эмоциональная выразительность, что усиливается затрудненностью (невозможностью) зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.

У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они быстро утомляются, у них значительно снижена работоспособность (у обучающихся с остаточным зрением, прежде всего, зрительная).

Для данной группы обучающихся характерным является серьезные нарушения психомоторики, что в частности проявляется в том, что развитие высших уровней деятельности сочетается с резким недоразвитием более простых форм (например, навыков самообслуживания).

У слепых с интеллектуальной недостаточностью значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.

Для данной группы обучающихся характерны особенности восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, наличие скудного словарного запаса.

У слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.

У подавляющего большинства слепых, обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдаются нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющиеся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действия приобретает формальный характер: обучающиеся не рассчитывают на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Многим из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.

Кроме того, у них имеет место незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у школьников нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.

Все учащиеся подлежат медицинскому осмотру в начале и в конце учебного года. Временное освобождение от занятий физическими упражнениями допускается лишь с разрешения врача педиатра. Учащиеся, временно и постоянно освобожденные от уроков физкультурой, выполняют индивидуальные и групповые задания по развитию мелкой моторики, сдают теоретический зачет по темам.

Учитывая особенности здоровья детей в программе по физическому воспитанию, дается обоснованная дозировка упражнений.

Программный материал включает разделы: теоретический, основы знаний, адаптированные спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, гимнастика. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые решаются в результате учебной деятельности. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания в школе – интернате им. К.К. Грота. В соответствии с требованиями программы по физической культуре, в школе-интернате третий урок в учебной программе проводится как игровой. В разделе «гимнастика» тяжело совместить игровую деятельность с решением текущих задач урока, поэтому рекомендуется проводить игровую деятельность в конце каждого урока в течении 7 – 10 мин.















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс



1. Основы знаний о физической культуре, приемы закаливания, способы само регуляции и самоконтроля.

  1. 1.Естественные основы (в процессе урока).

Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и положение в пространстве. Роль зрения при движениях и передвижениях человека. 1.2. Социально-психологические основы (в процессе урока).

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Комплексы упражнений на коррекцию осанки.

1.3. Приемы закаливания. Способы само регуляции и самоконтроля (в процессе урока).

Воздушные ванны. Солнечные ванны.

  1. Двигательные умения и навыки.

2.1. Легкоатлетические упражнения

Техника безопасности на занятиях легкоатлетическими упражнениями.

Ходьба:

  • ходьба под счет;

  • ходьба на носках, перекатом с пятки на носок;

  • ходьба с высоким подниманием бедра;

  • ходьба в различном темпе;

  • разновидности ходьбы;

  • сочетание различных видов ходьбы.

Бег:

  • бег на месте;

  • медленный бег;

  • бег с ускорением;

  • бег с изменением направления, ритма и темпа;

  • медленный бег на месте: 2 раза по 30 секунд;  бег на расстояние 10 – 20 м по 2 – 3 раза;  свободный бег в играх.



Прыжки:

  • легкие подскоки на месте на двух ногах, руки на поясе (выполняются только на матах);

  • легкие подскоки на одной ноге;

  • прыжки с продвижением вперед;

Итоговое тестирование по пройденному материалу.


Дыхательные упражнения


Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.


Под специальными навыками понимается:

  • умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;

  • хорошее владение навыком прерывистого дыхания;

  • умение задерживать дыхание на определенное время;

  • умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;

  • владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.      


Упражнения на равновесие и координацию



2.2. Гимнастика с элементами акробатики.

Правила безопасности во время занятий. Название снарядов и гимнастических элементов. Упражнения для формирования навыка правильной осанки, ритмические упражнения.



Строевая подготовка: основная стойка;

  • построение в колонну по одному;

  • построение в шеренгу;

  • построение в круг;

  • повороты налево, направо переступанием;

  • выполнение команд: «Становись!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!»;

  • выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».



ОРУ без предметов и с предметами (гимнастические палки, малые мячи):

  • упражнения для развития мышц шеи;

  • упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;

  • упражнения для развития мышц туловища;  упражнения для развития мышц ног;

  • упражнения для развития мышц всего тела.



Равновесия:

  • стойка на носках на гимнастической скамейке;

  • ходьба по доске, лежащей на полу;

  • ходьба по гимнастической скамейке;

  • перешагивание через мячи;

  • перешагивание через лежащие на полу обручи;

  • ходьба по веревке, лежащее на полу;

  • вертикальное равновесие на одной ноге, другая согнута, руки в стороны («Цапля»); наклоны вперед на носках (до горизонтального положения);



Акробатика:

  • положение «упор присев»;

  • положение «группировка» (лежа на спине, лежа на животе);

  • перекаты вперед-назад, лежа на спине в группировке;



Лазанье и перелезания:

  • произвольное лазанье по гимнастической стенке (вверх и вниз на 8 – 10 реек);

  • лазанье на четвереньках по гимнастической скамейке;

  • пролезание под препятствием высотой не ниже 40 см произвольным способом;



Упражнения с большим мячом:

  • передача мяча, шара в кругу, в шеренгах друг другу.



2.3. Подвижные игры, эстафеты.

Теоретические сведения:

  • голбол, торбол, роллингбол;

  • название и правила игр;

  • инвентарь, оборудование, организация.



Практические занятия:

  • подвижные игры:

  • 1. «Узнай фигуру»;

  • 2. «Найди мячик»

  • 3. «Паровозик»

  • 4. «Попади в мишень»

  • 5. «Догони меня»

  • 6. «Горячий мяч»

  • 7. «Чем играем?»

  • 8. «Узнай по голосу»

  • 9. «Между двух огней»

  • 10. «Удочка»

  • 11. «Золотая рыбка»

  • 12. «Догони колокольчик»

  • 13. «Коршун и наседка»

  • голбол, торбол, роллингбол.



Вариативная часть.

Правила поведения и безопасность во время проведения подвижных игр с элементами спортивных.

  • название и правила спортивных игр;

  • инвентарь, оборудование, организация;

  • подвижные игры с элементами голбола;

  • подвижные игры с элементами торбола.

Итоговое тестирование по пройденному материалу.





ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



1 ЧЕТВЕРТЬ

Лёгкая атлетика.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

(корректировка программы в течение


Дата





учебного года)


1

Инструктаж по ТБ. Построение в шеренгу. Ходьба и бег на месте и индивидуально, ходьба под счет, ходьба на носках, с перекатом с пятки на носок.

1

вводный

Знать: правила ТБ.

Уметь: ходить под счет, на носках, с перекатом с пятки на носок, и бегать на месте.

2

Разновидности ходьбы. Бег на месте, медленный бег.

1

комплексный

Знать: разновидности ходьбы и бега

Уметь: выполнять бег на месте, медленный бег.

3

Правила поведения и безопасность во время проведения подвижных игр. Подвижные игры с мячом. Естественные основы знаний о физической культуре.

1

игровой

Знать: правила поведения и безопасность во время проведения подвижных игр.

Уметь: играть в подвижные игры с мячом.

4

Ходьба с высоким подниманием бедра, разновидности ходьбы. Понятие «короткая дистанция». Медленный бег на месте: 2 раза по 30секунд. Команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

Малоподвижные игры.

1

комплексный

Знать: понятие «короткая дистанция».

Уметь: выполнять медленный бег, строевые команды.

5

Чередование ходьбы и бега (бег-20м, ходьба 40м).

1

комплексный

Знать: понятие «ходьбы и бега».


6

Подвижные игры с мячом.

Социально - психологические основы.

1

игровой

Знать: социально - психологические основы.

Названия и правила спортивных игр.

7

Бег с переменой направления по сигналу учителя Подвижные игры на развитие слухового анализатора.

1


Уметь: правильно выполнять бег по дистанции 15м.


9

Инвентарь, оборудование, организация. Подвижные игры с элементами торбола. Приемы закаливания.

1

игровой

Знать: разновидности приемов закаливания.

12

Подвижные игры с мячом. Подвижные игры с элементами голбола. Способы саморегуляции.

1

игровой

Знать: правила измерения массы тела.

14

Броски двумя руками большого мяча в пол. Метание мяча двумя руками из-за головы.

1


Уметь: правильно выполнять броски мяча.


15

Подвижные игры с элементами голбола по упрощенным правилам.

Способы самоконтроля. Урок-игра.

1

игровой

Знать: признаки переутомления.

16

Броски больших мячей.

1


Уметь: выполнять броски мячей.


17

Прыжки на месте. Прыжки на 2 ногах. Развитие скоростно-силовых качеств.

Урок-викторина.

1

комплексный

Уметь: выполнять прыжки на месте и с продвижением вперед.

18

Подвижные игры с элементами роллингбола.

1

игровой

Знать: основные части тела человека.

19

Легкие подскоки на месте на двух ногах руки на поясе (выполняются только на матах). Прыжки в длину с места с приземлением на маты (со страховкой учителя).

1

комплексный

Уметь: выполнять прыжок.

20

Прыжок в длину с места (фаза приземления).

1

комплексный

Уметь: приземляться в «упор присев».

21

Чередование ходьбы, бега и прыжков на месте.

1


Уметь: правильно выполнять упражнения.

22

Подвижные игры с элементами торбола. Подвижные игры на развитие слухового анализатора. Социально-психологические основы.

1


Уметь: правильно выполнять упражнения.


23

Подвижные игры с элементами торбола. Подвижные игры на развитие слухового анализатора. Социально-психологические основы. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: регулировать эмоции в процессе урока.


24

Резервный урок

1





2 ЧЕТВЕРТЬ

Гимнастика



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Примечания (корректировка







программы в течение учебного года)

25

Инструктаж по Т.Б. Основная стойка. Построение в колонну по одному, построение в шеренгу, размыкание на вытянутые в стороны руки. Передача мяча, шара, в шеренгах друг другу. Ходьба по кубикам. Историко -культурологический аспект. Урок экскурсия.

1

комплексный

Уметь: выполнять упражнения в движении.

26

Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс стой!». Построение в круг. Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Наклоны вперед на носках до горизонтального положения. Подвижные игры на развитие точности движений.

1

комплексный

Уметь: сохранять правильную осанку при выполнении упражнений.

27

Подвижная игра с элементами баскетбола. Естественные основы.

Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть в игры с элементами баскетбола.

28

Повороты налево, направо переступанием. Ходьба с изменением длины шага. Лазанье на четвереньках по гимнастической скамейке.

Равновесие «цапля» с использованием дополнительной опоры. Метание мяча на различные расстояния. Подвижные игры с предметами.

1

комплексный

Знать: технику выполнения равновесия «цапля».

Уметь: выполнять «цаплю» с дополнительной опорой.


29

ОРУ без предметов. Стойка на носках на гимнастической скамейке (со страховкой учителя и без нее). Вертикальное равновесие на одной ноге, другая согнута, руки в стороны («Цапля»). Перелезание через препятствие высотой 30-50 см произвольным способом. Подвижные игры на развитие памяти. Урок путешествие.

1

комплексный

Уметь: выполнять «цаплю» без дополнительной опоры.

30

Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Социально психологические основы.

1

игровой

Уметь: играть в игры под музыкальное сопровождение.

31

Положение «упор присев».

Ритмические упражнения.

Выполнение команд:

«Становись!»,»Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!». Урок-сказка. 1 часть гимнастической комбинации.

1

КПР

Уметь: правильно выполнять 1часть гимнастической комбинации.

КОМ - гимнастика

32

Расчет на 1-й и 2-й, по порядку.

Положение «группировка» (лежа на спине, лежа на животе).Перекаты вперед-назад, лежа на спине в группировке. Пролезание под препятствие высотой не ниже 40см произвольным способом. Метание мяча на различные расстояния. Подвижные игры на внимание.

1

комплексный

Уметь: правильно выполнять группировку и перекаты в группировке.


33

Подвижные игры с мячом. Приемы закаливания. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть в подвижные игры с мячом.

Знать: приемы закаливания.

34

Перекат в группировке из упора присев (2часть гимнастической комбинации). Перелезание через гимнастическую скамейку произвольным способом. Упражнения для развития мышц шеи. Упражнения на точность выполнения. Прыжок в длину с места на заданное расстояние.

1

комплексный

Уметь: выполнять 2 часть гимнастической комбинации.

35

Ходьба с изменением длины шагов. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Произвольное лазанье по гимнастической стенке (вверх и вниз на 8-10 реек). Урок- путешествие. 2 часть гимнастической комбинации.

1

КПР

Знать: приемы лазанья по гимнастической стенке. Уметь: выполнять 2часть гимнастической комбинации.

КОМ - гимнастика

36

Подвижные игры с элементами баскетбола. Способы самоконтроля.

1

игровой

Уметь: играть в подвижные игры с элементами баскетбола.

37

Положение «лодочка». Перелезание через горку матов. Подтягивания, лежа на животе на гимнастической скамейке. Лазанье, перелезание и подлезание в играх. Урок-викторина.

1

комплексный

Знать: правильное расположение частей тела при выполнении

«Лодочки».

38

Упражнения для развития мышц туловища. Положение «лодочка». Перелезание через горку матов.

Подтягивания, лежа на животе на

1

комплексный

Уметь: выполнять 2 части гимнастической комбинации.



гимнастической скамейке. Лазанье, перелезание и подлезание в играх.





39

Перекат «бревнышко» (повороты влево и вправо на 360 из исходного положения лежа на животе руки вверх). Перешагивание через лежащие на полу предметы. Перешагивание через веревку, висящую на высоте 2030 см. Упражнения для развития мышц ног. Урок-сказка.

1

комплексный

Знать: направление движения при выполнении переката «бревнышко».

40

Подвижные игры с мячом. Способы саморегуляции.

1

игровой

Знать: способы саморегуляции.

41

Перекат «Бревнышко» на 8 счетов. Упражнения для развития мышц всего тела. Броски мяча в щит, в ворота. Ходьба по доскам, расположенным по прямой линии. Подвижная игра на развитие слухового анализатора. Урок путешествие.

1

комплексный

Уметь: выполнять перекат «бревнышко» под счет.

42

Подвижные игры на развитие памяти и точности движений. Способы самоконтроля. Сидя, или стоя ноги врозь, в кругу передача мяча влево и вправо с поворотом туловища.

1

игровой

Уметь: применять в играх приобретенные двигательные навыки.

43

Преодоление препятствий произвольным способом.

Гимнастическая комбинация 3 части. Подвижная игра на развитие внимания. Урок-сказка.

1

КПР

Уметь: выполнять 3 части гимнастической комбинации самостоятельно.

КОМ - гимнастика

44

Подвижные игры на развитие сохранных анализаторов.

1

игровой

Уметь: играть в подвижные игры, используя сохранные анализаторы.

45

Подвижные игры на

развитие различных физических качеств. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть соблюдая правила.

46

Подвижные игры со звуковым мячом. Игра парашют.

1

игровой

Уметь: играть в игры со звуковым мячом

Знать: какие бывают игры с мячом.

47

Подвижные игры на развитие сохранных анализаторов. Игра на внимание. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть соблюдая правила.

48

Резервный урок

1





3 ЧЕТВЕРТЬ

Подвижные игры, эстафеты.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

(корректировка программы в течение учебного года)

49

Правила поведения и безопасность во время проведения подвижных игр и эстафет. Название и правила игр. Эстафеты с препятствиями. Урок экскурсия. Историко культурологический аспект. Урок экскурсия.

1

комплексный

Знать: правила по ТБ. Уметь: их применять.


50

Инвентарь, оборудование, организация. Подвижные игры и эстафеты на развитие сохранных анализаторов. Эстафеты с преодолением препятствий (малая горка + модули).

1

комплексный

Знать: правила эстафет. Уметь: их применять.

51

Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры на развитие физических качеств. Естественные основы. Урок игра.

1

игровой

Знать: название элементов эстафет.

Уметь: правильно преодолевать препятствия.

52

Эстафеты с преодолением препятствий (малая, средняя горки + модули).

1

комплексный

Знать: название инвентаря. Уметь: правильно им пользоваться.

53

Эстафеты с преодолением препятствий (дуга, горки разной высоты + модули). Эстафеты на развитие сохранных анализаторов (осязание, слух). Урок-сказка.

1

КПР

Знать: название элементов эстафеты.

Уметь: применять их.

КОМ - подвижные игры

54

Подвижные игры с мячом фитбол.

Социально-психологические основы.

1

игровой

Знать: правила выполнения подвижных игр.

Уметь: их применять..

55

Подвижные игры и эстафеты на развитие мелкой моторики.

Малоподвижные игры, игры на

внимание, ролевые игры. Урок путешествие.

1

комплексный

Знать: правила выполнения эстафет.

Уметь: завязывать, развязывать шнурки


56

Эстафеты на развитие общей координации движений (эстафеты с забрасыванием мяча в цилиндр).

1

комплексный

Знать: последовательность выполнения эстафет. Уметь: выполнять элементы эстафет точно.

57

Подвижные игры и эстафеты на развитие навыка ориентировки в пространстве. Приемы закаливания.

Урок-игра.

1

игровой

Знать: последовательность выполнения эстафет.

Уметь: ориентироваться.

58

Выполнение эстафет с учётом времени (каждого ученика, всей команды).

1

КПР

Знать: правила выполнения эстафет.

Уметь: выполнять эстафеты с максимальной скоростью.

КОМ - подвижные игры

59

Подвижные игры с элементами баскетбола.

1

комплексный

Знать: правила техники безопасности на уроках. Уметь: применять правила безопасности на практике.

60

Подвижные игры на развитие слухового анализатора. Способы самоконтроля.

1

игровой

Знать: способы самоконтроля.

61

Подвижные игры с элементами пионербола.

1

комплексный

Знать: правила техники безопасности на уроках. Уметь: применять правила безопасности на практике.

62

Подвижные игры с элементами голбола. Игры без зрительного контроля.

1

комплексный

Знать: правила техники безопасности на уроках. Уметь: применять правила безопасности на практике.


63

Подвижные игры на развитие сохранных анализаторов. Способы саморегуляции. Урок-игра.

1

игровой

Знать: правила выполнения подвижных игр.

Уметь: уметь применять их в игре.

64

Подвижные игры с элементами голбола. Игры без зрительного контроля.

1

комплексный

Уметь: выполнять на звуковой сигнал.

65

Подвижные игры с элементами торбола. Игры без зрительного контроля.

1

комплексный

Уметь: Знать: правила выполнения подвижных игр.

Уметь: уметь применять их в игре.

66

Подвижные игры на развитие внимания. Естественные основы.

1

игровой

Уметь: правильно выполнять подвижные игры на внимание.

67

Подвижные игры с мячом. Игры без зрительного контроля. Урок-сказка.

1

КПР

Уметь: выполнять передачи мячей в полной координации и ориентироваться в макро пространстве.

КОМ – подвижные игры

68

Подвижная игра «2 города».

Игры без зрительного контроля.

1

комплексный

Знать: теоретические сведения о правилах игры.

Уметь: применять из в игре..

69

Подвижные игры на развитие слухового анализатора. Социально психологические основы. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть в подвижные игры на развитие слухового анализатора.

70

Подвижные игры на развитие памяти и точности движений.

1

комплексный

Уметь: играть в подвижные игры на развитие сохранных анализаторов.

71

Подвижная игра «Слушай сигнал». Урок-викторина.

1

КПР

Уметь: правильно выполнять имитацию.

КОМ – подвижные игры

72

Подвижные игры и эстафеты на развитие сохранных анализаторов

1

игровой

Уметь: играть в подвижные игры с использованием сохранных анализаторов.

73

Подвижные игры на развитие различных физических качеств. Урок игра.

1

игровой

Знать: правила игр.

Уметь: их применять во время игр.

74

Резервный урок

1

75

Резервный урок

1

























4 ЧЕТВЕРТЬ

Лёгкая атлетика.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

76

Инструктаж по Т.Б. Построение в шеренгу. Ходьба и бег в колонне по одному. Историко -культурологический аспект. Урок экскурсия.

1

комплексный

Знать: правила ТБ.

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе

77

Ходьба под счет. Бег в

индивидуальном темпе. Подвижная игра «Вызов номера».

1

комплексный

Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге.

78

Малоподвижные игры и игры на внимание. Основы знаний о физической культуре. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть, соблюдая правила.

79

Развитие скоростно-силовых качеств. Легкие подскоки на месте на двух, одной ногах (выполняются только на

1

комплексный

Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжке и подскоки.



матах). Прыжки на месте и с продвижением вперёд.





80

Согласованная работа рук и ног в фазе толчка при выполнении прыжка в длину с места. Подвижная игра

«Хитрые зайцы». Урок-путешествие.

1

комплексный

Уметь: координированно выполнять прыжок в длину.

81

Подвижные игры с элементами бега. Приемы закаливания.

1

игровой

Уметь: правильно выполнять основные движения в беге.

82

Прыжок в длину с места на заданное расстояние с приземлением в упор присев. Подвижная игра «Кто точнее».

Урок-сказка.

1

комплексный

Уметь: приземляться в прыжке в длину в упор присев.

83

Прыжок в длину с места на технику выполнения. Подвижная игра «достань колокольчик».

1

КПР

Уметь: выполнять прыжок в длину с места.

КОМ – легкая атлетика

84

Подвижная игра «Горячий мяч» и игры с элементами баскетбола.

Способы саморегуляции. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: правильно выполнять основные движения в игре.

85

Специальные упражнения для развития мелкой точечной координации. Метание теннисного мяча на технику выполнения. Игра «Найди предмет».

1

комплексный

Знать: технику метания теннисного мяча.

Уметь: правильно выполнять упражнения для развития мелкой моторики.

86

И.П. перед выполнением метания мяча одной рукой. Метание мяча одной рукой на точность. «Игра мяч на полу». Урок-путешествие.

1

комплексный

Уметь: выполнять метание одной рукой.


87

Подвижная игра «Мяч соседу» и игры на развитие слухового анализатора.

Способы самоконтроля.

1

игровой

Уметь: играть, соблюдая правила.

88

Броски двумя руками большого мяча в пол, стенку, вверх с последующей ловлей. Урок-викторина. Метание мяча одной рукой на технику.

1

КПР

Уметь: правильно выполнять метание мяча одной рукой на технику и точность.

КОМ – легкая атлетика

89

Подвижная игра с элементами голбола. Метание мяча одной рукой на дальность полета.

1

КПР

Уметь: выполнять метание мяча на дальность.

КОМ – легкая атлетика

90

Основы знаний о физической культуре. Подвижные игры на внимание. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть, соблюдая правила.

91

Разновидности ходьбы и бега. Бег по дистанции 10м на технику.

Подвижная игра с элементами бега.

1


комплексный

Знать: разновидности ходьбы и бега.

Уметь: бегать по дистанции 30м.

92

Бег на расстояние 10м по 2 раза. Бег по дистанции 10м с ускорением. Подвижные игры с бегом. Урок сказка.

1


комплексный

Уметь: выполнять прыжок в полной координации .

93

Приемы закаливания. Подвижные игры на развитие осязательного анализатора. Устный опрос.

1

игровой

Знать: приемы закаливания.

КОМ - основы знаний о физической культуре.

94

Медленный бег на месте: 2 раза по 30 секунд. Бег по дистанции 30 м с максимальным ускорением. Урок путешествие.

1

комплексный

Уметь: выполнять бег в полной координации и с максимальным усилием.

95

Медленный бег на месте: 2 раза по 30 секунд.

КПР

Уметь: выполнять бег в полной координации и с максимальным усилием.

КОМ - легкая атлетика

96

Подвижные игры на развитие сохранных анализаторов с музыкальным сопровождением. Основы знаний о физической культуре. Урок-игра.

1

игровой

Уметь: играть в игры под музыку.

97

Эстафеты на фитболах, с мячом. Работа на тренажёрах.

игровой

Уметь: использовать полученные навыки в играх и эстафетах.

98

Резервный урок

1

99

Резервный урок

1



Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету физическая культура.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей с нарушениями зрения Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.













































ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

В. И. Лях. Физическая культура: учебник для 1-4 кл. М., Просвещение, 2013.

  1. А.Ю. Патриков. Поурочные разработки по физической культуре: для учащихся 1-4 кл. К УМК В.И. Ляха. Школа России. ФГОС, 2014.

  2. И. И. Должиков. Полоса препятствий в зале. Физическая культура в школе, 2006.

  3. В.И. Лях. Координационные способности школьников. Физическая культура в школе, 2000.


  1. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации.





Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,

  • упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;

  • выполнять организующие строевые команды и приемы;

  • выполнять акробатические упражнения (ласточка, стойка на лопатках, перекат в группировке);

  • выполнять элементарные гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);

  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания);

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Обучающийся получит возможность:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • выполнять гимнастические и акробатические комбинации;

  • выполнять различные легкоатлетические упражнения;

  • играть в голбол, торбол по упрощенным правилам;

  • овладеть приемами работы с спортивным инвентарем;

  • овладеть навыками самообслуживания;

  • научится играм без зрительного контроля (с ориентировкой на звуковой сигнал).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!