Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1
г. Демидова Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 «30» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1г.Демидова __________________/Маслова Ю.В./ ФИО «30» августа 2019г. | «Утверждаю» И.о. директора МБОУ СШ № 1г.Демидова ______________/Кривовяз Л. И../ ФИО Приказ №_30 «30_» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура, 9 класс
предмет, класс
Маменков Алексей Анатольевич, первая
Ф.И.О. учителя, категория
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2019/2020 учебный год.
На основе:
примерной программы основного общего образования по предмету «Физическая культура»;
комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов. Автор-составитель: В.И. Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная программа для 5 – 9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части населения народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициями, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной и компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемым результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств; оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание курса
«Знания о физической культуре» ( 6 часов )
История отечественного спорта, терминология легкой атлетике, правила и организация проведения соревнований по волейболу, правила и организация проведения соревнований по баскетболу, применение лыжных мазей, значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей.
«Гимнастика с элементами акробатики» ( 17 часов )
Выполнение строевых упражнений, наклона вперед из положения стоя и сидя, различных вариантов висов, виса завесом одной и двумя ногами, кувырка вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырка назад, стойки на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнений на гимнастическом бревне, опорного прыжка, прохождение станций круговой тренировки, лазание по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыжков в скакалку самостоятельно и в тройках, вращение обруча, напрыгивание на гимнастический мостик. Выполнение разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками, гимнастическими палками ,набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалкой, обручами, направленной на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминание небольших временных промежутков, подтягиваний, отжиманий.
«Легкая атлетика» (28 часа)
Бег на дистанцию и (70 -80м) на время, челночный бег 3х10м на время, метание 150 г мяча на дальность , прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной вперед, прохождение полосы препятствий, броски набивного мяча (весом 1 кг) способами «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой. Бег на дистанцию (2000 м-м. и 1500 м-д.). Эстафетный бег. Играть в подвижную игру «Лапта».
«Волейбол» (17 часа)
Стойки и передвижения игроков, подачи (верхняя, нижняя), нападающие удары, приемы и передачи мяча, прием мяча отраженного сеткой. Выполнение различных комбинаций из передвижений игроков, учебные игры. Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели, комбинация из передвижений игрока.
«Баскетбол» (17часа)
Стойки и передвижения игроков, штрафные броски, сочетание приемов передач, ведения и бросков. Позиционные нападения, личная зашита с различными комбинациями (3х2, 4х3, 3х3), взаимодействие игроков в нападении, учебные игры.
Лыжная подготовка (17часов)
Одновременный одношажный ход, попеременный двушажный ход, коньковый ход, попеременный четырехшажный ход, переход с попеременных ходов на одновременные, преодоление контруклона, горнолыжная эстафета преодолением препятствии, прохождение дистанции до 5 км.
Тематическое планирование
Раздел программы | Кол-во часов |
Знания о физической культуре | 6 |
Гимнастика с элементами акробатики | 17 |
Легкая атлетика | 28 |
Волейбол | 17 |
Баскетбол | 17 |
Лыжная подготовка | 17 |
Общее количество часов | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
9 «А» | 9 «Б» |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетике. История отечественного спорта | 1 | | |
| Легкая атлетика | 9 | | |
2 | Низкий старт ( до 30 м). | 1 | | |
3 | Низкий старт ( до 30 м). Бег по дистанции (70 – 80м).. | 1 | | |
4 | Финиширование. Эстафетный бег. | 1 | | |
5 | Бег на результат (60м). | 1 | | |
6 | Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. | 1 | | |
7 | Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 11-13 беговых шагов. Приземление. | 1 | | |
8 | Прыжок в длину на результат | 1 | | |
9 | Бег (2000 м-м. и 1500 м-д.). | 1 | | |
10 | Бег (2000 м-м. и 1500 м-д.). | 1 | | |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
11 | Терминология легкой атлетике | 1 | | |
| Легкая атлетика | 9 | | |
12 | Бег в равномерном темпе. | 1 | | |
13 | Преодоление горизонтальных препятствий. | 1 | | |
14 | Преодоление горизонтальных препятствий. Бег в гору. | 1 | | |
15 | Преодоление горизонтальных препятствий. Бег под гору. | 1 | | |
16 | Преодоление горизонтальных препятствий. | 1 | | |
17 | Бег в равномерном темпе. | 1 | | |
18 | Преодоление вертикальных препятствий прыжком. | 1 | | |
19 | Бег по песку. | 1 | | |
20 | Бег на результат (3000 м-м., 2000 м-д.). | 1 | | |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
21 | Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | 1 | | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 17 | | |
22 | Подтягивание в висе. | 1 | | |
23 | Подтягивание в висе. | 1 | | |
24 | Подъем переворотом (силой м., махом д.). | 1 | | |
25 | Упражнения на гимнастической скамейке. | 1 | | |
26 | Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге. | 1 | | |
27 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении. | 1 | | |
28 | Прыжок ноги в врозь. | 1 | | |
29 | Прыжок боком | 1 | | |
30 | Лазание по канату в два приема | 1 | | |
31 | Лазание по канату в два приема | 1 | | |
32 | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре в движении | 1 | | |
33 | Из упора присев стойка на руках и голове. | 1 | | |
34 | Кувырок назад в полу шпагат. | 1 | | |
35 | Кувырок назад в полу шпагат. | 1 | | |
36 | Длинный кувырок с трех шагов разбега. | 1 | | |
37 | Длинный кувырок с трех шагов разбега. | 1 | | |
38 | Из упора присев стойка на руках и голове. Равновесие на одной руке. | 1 | | |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
39 | Инструктаж по ТБ на уроках по лыжной подготовке. Применение лыжных мазей. | 1 | | |
| Лыжная подготовка | 17 | | |
40 | Одновременный одношажный ход | 1 | | |
41 | Одновременный одношажный ход | 1 | | |
42 | Попеременный двушажный ход | 1 | | |
43 | Попеременный двушажный ход | 1 | | |
44 | Коньковый ход | 1 | | |
45 | Коньковый ход | 1 | | |
46 | Попеременный четырехшажный ход. | 1 | | |
47 | Попеременный четырехшажный ход. | 1 | | |
48 | Попеременный четырехшажный ход. | 1 | | |
49 | Попеременный четырехшажный ход. | 1 | | |
50 | Переход с попеременных ходов на одновременные | 1 | | |
51 | Переход с попеременных ходов на одновременные | 1 | | |
52 | Переход с попеременных ходов на одновременные | 1 | | |
53 | Переход с попеременных ходов на одновременные | 1 | | |
54 | Преодоление контруклона | 1 | | |
55 | Горнолыжная эстафета преодолением препятствии | 1 | | |
56 | Прохождение дистанции до 5 км. | 1 | | |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
57 | Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
| Волейбол | 17 | | |
58 | Стойки и передвижения игрока. | 1 | | |
59 | Нижняя прямая подача. | 1 | | |
60 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах через зону. | 1 | | |
61 | Нападающий удар при встречных передачах | 1 | | |
62 | Учебная игра | 1 | | |
63 | Игра в нападение через 3-ю зону. | 1 | | |
64 | Нижняя прямая подача, прием мяча отраженного сеткой | 1 | | |
65 | Учебная игра | 1 | | |
66 | Нападающий удар при встречных передачах | 1 | | |
67 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках через сетку | 1 | | |
68 | Игра в нападение через 3-ю зону | 1 | | |
69 | Стойки и передвижение игрока | 1 | | |
70 | Прием мяча с низу в группе | 1 | | |
71 | Учебная игра | 1 | | |
72 | Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к цели | 1 | | |
73 | Комбинация из передвижений игрока. | 1 | | |
74 | Игра в нападение через четвертую зону | 1 | | |
| Знание о физической культуре | 1 | | |
75 | Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Инструктаж по ТБ. | 1 | | |
| Баскетбол | 17 | | |
76 | Стойка, передвижение игрока, ведение мяча. | 1 | | |
77 | Позиционное нападение со сменой места | 1 | | |
78 | Штрафной бросок | 1 | | |
79 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3х3). | 1 | | |
80 | Учебная игра | 1 | | |
81 | Сочетание приемов передач, ведения и бросков | 1 | | |
82 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2х2). | 1 | | |
83 | Бросок одной рукой от плеча в прыжке | 1 | | |
84 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3х3). | 1 | | |
85 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (4х4). | 1 | | |
86 | Бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением. | 1 | | |
87 | Учебная игра | 1 | | |
88 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (3х2, 4х3). | 1 | | |
89 | Взаимодействие трех игроков в нападении | 1 | | |
90 | Учебная игра | 1 | | |
91 | Бросок одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением. | 1 | | |
92 | Взаимодействие трех игроков в нападении «малая восьмерка» | 1 | | |
| Легкая атлетика | 10 | | |
93 | Бег (2000 м-м и 1500 м-д) | 1 | | |
94 | Специальные беговые упражнения | 1 | | |
95 | Метание мяча на дальность в коридоре 10 м с разбега | 1 | | |
96 | Промежуточная аттестация. (теория) Контрольная работа | 1 | | |
97 | Промежуточная аттестация. (практика) Контрольная работа | 1 | | |
98 | Бег по дистанции (70-80м) | 1 | | |
99 | Эстафетный бег (передача палочки) | 1 | | |
100 | Эстафетный бег (передача палочки) | 1 | | |
101 | Прыжок в высоту способом перешагивание | 1 | | |
102 | Прыжок в высоту способом перешагивание с 11-13 беговых шагов. Приземление | 1 | | |
Итого | 102 | | |