Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа по физике для 7 класса, адаптированная для обучения этой категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающая формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Адаптированная программа по физике для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Просвещение, 2011) и с основными требованиями примерной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Физика. 7-9 класс/ составитель Н.К.Мартынова, Н.Н. Иванов.-М.: Просвещение, 2011. (Физика. 7-9 классы. Автор программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин).
Нормативно-правовую базу программы для обучающихся с задержкой психического развития (УО) составляют:
-Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
-Закон об образовании в Калининградской области;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
-Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
-Приказ Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"
-"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10
-Устав МАОУ СОШ № 30
-Образовательная программа МАОУ СОШ № 30 на 2016-2017 уч. год
-Учебный план МАОУ СОШ № 30 на 2016-2017 уч. год
Цели программы:
• освоение знаний физических явлений; знаний о величинах, законах, методах научного познания природы и формирование представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Задачи программы:
• ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
• сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
• ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
• ознакомить с методами естественнонаучного исследования;
• формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения.
Степень адаптации и модификации программы:
Адаптированная образовательная программа обучающихся с ОВЗ предназначена для учащихся 7 класса с задержкой развития, у которых развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. У школьников проявляется замедление скорости приема информации, недостаточного сформирования возможности выполнения умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности знаний и представлений об окружающем мире. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости или заторможенности. Большой объём представляют значительные трудности для группы учащихся, которые отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.
Адаптация проходит при составлении заданий для закрепления, домашних заданий, контрольнах, самостоятельных и практических работ. Основной упор делается на решение качественных задач и расчетных задач с применением одной основной формулы. Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения: Поэлементная инструкция, повтор инструкции, планы – алгоритмы и схемы, альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный, чередование легких и трудных заданий, совместные действия, самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания, образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий, введение физминуток через 15-20 минут урока, создание ситуации успеха на занятии, благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие, точность и краткость инструкций по выполнению задания.
Модификация заключается в изучении отдельных тем курса физики 7 класса в ознакомительном порядке; специально подобранного материала для контрольных, самостоятельных и лабораторных работ и домашних заданий с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
При изучении программы используется учебно-методический комплект:
Уровень изучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемый учебник | Используемые пособия |
Базовый | Физика 7-9 класс Автор программы Гутник Е.М. Пёрышкин А.В. | Примерная | Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015. | Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2015. |
На изучение предмета в 7-м классе отводится 70 часов (2 часа в неделю) и предусматривает 3 контрольных и 10 лабораторных работ.
Формы организации деятельности учащихся:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок повторения
- комбинированный урок
- урок контроля знаний
- урок лабораторных работ
- урок – игра (соревнование)
Механизмы контроля:
Подготовка презентаций по отдельным темам
Тематическое тестирование
Лабораторные работы
Физические диктанты
Контрольные и самостоятельные работы
Обеспеченность необходимой материальной базой и материалами:
Электронное пособие «Физика-7 класс»
Презентации поурочные
Дидактические разработки
Материально-техническая база кабинета № 321
Поурочное планирование - 7 класс – 2 часа. |
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Содержание для обучающихся с ОВЗ | Дата |
7 «А» | 7 «Б» | 7 «В» |
Введение – 4 часа. |
1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | Физические величины. Измерение физических величин. | | | |
3 | Л/р №1 «Определение цены деления прибора». | 1 | Л/р №1 «Определение цены деления прибора». | | | |
4 | Физика и техника. | 1 | Физика и техника. | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов. |
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Строение вещества. Молекулы. | | | |
6/2 | Л/р№2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | Л/р№2 «Измерение размеров малых тел». | | | |
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | | | |
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | | |
9/5 | Три состояния вещества. | 1 | Три состояния вещества. | | | |
10/6 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | | | |
Взаимодействие тел – 21час. |
11/1 | Механическое движение. | 1 | Механическое движение. | | | |
12/2 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | Скорость. Единицы скорости. | | | |
13/3 | Расчёт пути и времени движения. | 1 | Расчёт пути и времени движения. | | | |
14/4 | Явление инерции. Решение задач. | 1 | Явление инерции. Решение задач. | | | |
15/5 | Взаимодействие тел. | 1 | Взаимодействие тел. | | | |
16/6 | Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | | | |
17/7 | Л/р№3 «Измерение массы тела на весах». | 1 | Л/р№3 «Измерение массы тела на весах». | | | |
18/8 | Л/р№4 «Измерение объёма тела». | 1 | Л/р№4 «Измерение объёма тела». | | | |
19/9 | Плотность вещества. | 1 | Плотность вещества. | | | |
20/10 | Л/р№5 «Определение плотности твёрдого тела». | 1 | Л/р№5 «Определение плотности твёрдого тела». | | | |
21/11 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | | | |
22/12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | |
23/13 | К/р №1 «Механическое движение. Масса. Плотность». | 1 | К/р №1 «Механическое движение. Масса. Плотность». | | | |
24/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | | | |
25/15 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | Сила упругости. Закон Гука. | | | |
26/16 | Вес тела. | 1 | Вес тела. | | | |
27/17 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой. | 1 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой. | | | |
28/18 | Динамометр. Л/р №6 «Градуирование пружины». | 1 | Динамометр. Л/р №6 «Градуирование пружины». | | | |
29/19 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | 1 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | | | |
30/20 | Сила трения. | 1 | Сила трения. | | | |
31/21 | Трение в природе и технике. | 1 | Трение в природе и технике. | | | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 25 часов. |
32/1 | Давление. Единицы давления. | 1 | Давление. Единицы давления. | | | |
33/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Способы уменьшения и увеличения давления. | | | |
34/3 | Давление газа. | 1 | Давление газа. | | | |
35/4 | Закон Паскаля. | 1 | Закон Паскаля. | | | |
36/5 | Давление в жидкости и газе. | 1 | Давление в жидкости и газе. | | | |
37/6 | Расчёт давления на дно и стенки сосуда. | 1 | Расчёт давления на дно и стенки сосуда. | | | |
38/7 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | | |
39/8 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | Сообщающиеся сосуды. | | | |
40/9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | | | |
41/10 | Измерение атмосферного давления. | 1 | Измерение атмосферного давления. | | | |
42/11 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | | | |
43/12 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | | |
44/13 | Манометры. | 1 | Манометры. | | | |
45/14 | Поршневой жидкостной насос. | 1 | Поршневой жидкостной насос. | | | |
46/15 | Гидравлический пресс. | 1 | Гидравлический пресс. | | | |
47/16 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | | |
48/17 | Архимедова сила. | 1 | Архимедова сила. | | | |
49/18 | Л/р №7 «Определение выталкивающей силы». | 1 | Л/р №7 «Определение выталкивающей силы». | | | |
50/19 | Плавание тел. | 1 | Плавание тел. | | | |
51/20 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | | |
52/21 | Л/р №8 «Выяснение условий плавания тел». | 1 | Л/р №8 «Выяснение условий плавания тел». | | | |
53/22 | Плавание судов. | 1 | Плавание судов. | | | |
54/23 | Воздухоплавание. | 1 | Воздухоплавание. | | | |
55/24 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | |
56/25 | К/р №2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | 1 | К/р №2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | | |
Работа. Мощность. Энергия – 12часов. |
57/1 | Механическая работа. | 1 | Механическая работа. | | | |
58/2 | Мощность. | 1 | Мощность. | | | |
59/3 | Простые механизмы. Рычаг. | 1 | Простые механизмы. Рычаг. | | | |
60/4 | Момент силы. | 1 | Момент силы. | | | |
61/5 | Рычаги в технике, быту и природе. Л/р №9 «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | Рычаги в технике, быту и природе. Л/р №9 «Выяснение условий равновесия рычага». | | | |
62/6 | Блоки. «Золотое правило» механики. | 1 | Блоки. «Золотое правило» механики. | | | |
63/7 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | | |
64/8 | КПД. Л/р №10 «Определение КПД наклонной плоскости». | 1 | КПД. Л/р №10 «Определение КПД наклонной плоскости». | | | |
65/9 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | | |
66/10 | Энергия. | 1 | Энергия. | | | |
67/11 | Закон сохранения энергии. | 1 | Закон сохранения энергии. | | | |
68/12 | К/р №3 «Работа. Мощность. Энергия». | 1 | К/р №3 «Работа. Мощность. Энергия». | | | |
Повторение – 2 часа. |
69, 70 | Повторение. | 2 | Повторение. | | | |
Контрольные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
7 «А» | 7 «Б» | 7 «В» |
7 классы |
7А,Б,В | | Административный входной контроль. | | | |
1 | Диагностическая контрольная работа: Механическое движение. Масса. Плотность. | | | |
| Административный промежуточный контроль. | | | |
2 | Диагностическая контрольная работа: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. | | | |
3 | Диагностическая контрольная работа: Работа, Мощность. Энергия. | | | |
| Административный итоговый контроль. | | | |
Лабораторные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
7 «А» | 7 «Б» | 7 «В» |
7 классы |
7А,Б,В | 1 | Определение цены деления прибора | | | |
2 | Измерение размеров малых тел | | | |
3 | Измерение массы тела на весах | | | |
4 | Измерение объёма тела | | | |
5 | Определение плотности твёрдого тела | | | |
6 | Градуированные пружины | | | |
7 | Определение выталкивающей силы | | | |
8 | Выяснение условий плавания тел | | | |
9 | Выяснение условий равновесия рычага | | | |
10 | Определение КПД наклонной плоскости | | | |
При изучении программы используется учебно-методический комплект:
Уровень изучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемый учебник | Используемые пособия |
Базовый | Физика 7-9 класс Автор программы Гутник Е.М. Пёрышкин А.В. | Примерная | Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015. | Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2015. |
СОДЕРЖАНИЕ. 7 класс.
Введение.
Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения, погрешности измерений, эксперимент, закон. Международная система единиц.
Движение и взаимодействие тел.
Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Материальная точка. Траектория и путь. Равномерное и не равномерное движение. Средняя скорость.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Плотность. Сила. Сила тяжести. Свободное падение. Равнодействующая сила. Деформации тел.сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения.
Работа и мощность.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия тел. Правило моментов. «Золотое правило» механики. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. КПД.
Строение вещества.
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание. Агрегатные состояния вещества.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление и сила давления. Давление твердых тел. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление и его измерение. Барометры и манометры. Насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Структура содержания курса физики 7 класс (2 ч) |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во к/р | Кол-во л/р |
1 | Введение | 4 | 0 | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 0 | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 1 | 4 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 25 | 1 | 2 |
5 | Работа. Мощность. Энергия | 12 | 1 | 2 |
6 | Повторение | 2 | 0 | 0 |
Итого | 70 | 3 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие.
Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, сила, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, КПД.
Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии.
Уметь
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию.
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, времени, массы, силы, давления.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, графиков и схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности при использовании транспортных средств,
электронной техники;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Учебно-методическое обеспечение
7 класс
Основная литература
1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
2. Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительная литература.
1. Громцева О.И. Тесты по физике. 7 класс. - М.: Дрофа, 2012.
2. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 2009.
3. Ханнанов Н.К. Физика. Тесты. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014.
4. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику Перышкина А.В. «Физика. 7». – М.: «Экзамен», 2012.