СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 7 класс на 2016-2017 уч.год Черкасовой О.Н.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по физике 7 класс на 2016-2017 уч.год.Составила: учитель физики Черкасовой О.Н.Рабочая программа может быть использована для учебника Перышкина 7 класс изд-во "Вертикаль".

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 7 класс на 2016-2017 уч.год Черкасовой О.Н.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2016 - 2017 учебный год

По ФИЗИКЕ__________________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) _____основное общееобразование , 7 класс ______

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов __68_____ Уровень базовый __

(базовый, профильный) Учитель Черкасова Ольга Николаевна

Программа разработана на основе программы «Физика .7-9 классы». Авторы программы: Е.М. Гутник; А.В. Перышкин; М.: Дрофа, 2009._____________________ (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)



Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для учащихся 7 классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Малоивановская основная школа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1) ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. № 1897;

2) Программа основного общего образования (Физика 7-9. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник);

3) учебник физики А.В.Пёрышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013

Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.

Цели и задачи курса.

Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный план МКОУ Малоивановская ОШ отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю, итого 70 часов в год. Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7 общеобразовательных классов МКОУ Малоивановская ОШ

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Формы организации образовательного процесса,

технологии обучения, формы контроля

Планируются следующие формы организации учебного процесса:

  • фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.

В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • технологии обучения на основе решения задач;

  • методы индивидуального обучения;

Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Система оценивания учащихся.

    1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по физике.

  • Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

  • Отметка «3» ставится, если:

  • работа выполнена правильно на две трети;

  • допущено более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочетов.

  • Отметка «2» ставится, если:

  • выполнено менее двух третей работы;

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2. Оценка лабораторных работ по физике.

  • Отметка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью выполнил работу с соблюдением всей необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

  • все опыты проводит в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает требования правил безопасного труда;

  • в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей измерения.

  • Отметка «4» ставится, если учащийся:

  • выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке «5», но допустил два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Отметка «3» ставится, если учащийся:

  • выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • Отметка «2» ставится, если учащийся:

  • выполнил работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные результаты и выводы;

  • неправильно проводил наблюдения.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдает требования правил безопасного труда.

3. Оценка устных ответов обучающихся по физике

  • Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий;

  • дал точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий; правильно определяет физические величины, их единицы, способы измерения;

  • правильно выполнил построение графиков, чертежей, схем;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

  • Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении физической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Учебно-тематический план.

Раздел

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Введение

3


1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5


1

3

Взаимодействие тел

22

2

5

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

1

2

5

Работа и мощность. Энергия

17

1

2

6

Всего

68

4

11

Содержание тем учебного курса.

Введение (3 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.

Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Взаимодействие тел (22 час). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия (17 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. А.В. Перышкин Физика.7 класс. Учебное пособие для учащихся. –М.: Дрофа, 2013г.

2.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М. Просвещение, 2009

3. Волков В. А., Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике 7 класс, М. Вако, 2004.

4.Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;

5. Электронное приложение к учебнику www.drofa.ru



урока, тема

Содержание урока

Вид деятельности
ученика

Дата


7 класс


План

Факт


Введение (3 ч)


1/1. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§ 1—3)

Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), их различие.

Демонстрации. Скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током, свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ

— Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

— проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики



2/2. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений (§ 4—5)

Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Нахождение погрешности измерения.

Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др.

Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса

— Измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

— обрабатывать результаты измерений;

— определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

— научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости;

переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения. Записывать результат измерения с учетом погрешности



3/3. Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника


— Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена

выдающихся ученых;

— определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составлять план презентации




Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)




4/1. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7—9). Лабораторная работа № 2 « Измерение размеров малых тел»

Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула - мельчайшая частица вещества. Размеры молекул.

Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании

— Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

— схематически изображать молекулы воды и кислорода;

— определять размер малых тел;

— сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества



5/2. Движение молекул (§ 10)

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.

Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел.

Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли

— Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

— приводить примеры диффузии в окружающем мире;

— наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы



6/3. Взаимодействие молекул (§11)

Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и не смачивания тел.

Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упруго тела, сцепление твердых тел, не смачивание птичьего пера.

Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения

— Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

— объяснять опыты смачивания и не смачивания тел;

— наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы



7/4. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13)

Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения.

Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы

— Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.

— выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы



8/5Зачет

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»





Взаимодействие тел (22 ч)




9/1. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15)

Механическое движение — самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения, с использованием заводного автомобиля. Изучение траектории движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной опоре.

— Определять траекторию движения тела. Доказывать относительность движения тела;

— переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

— различать равномерное и неравномерное движение;

— определять тело относительно, которого происходит движение;

— использовать межпредметные связи физики, географии, математики:

— проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.



10/2. Скорость. Единицы скорости (§16)

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости, вывод формул. Решение задач.

Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности.

Опыты. Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой

— Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

— выражать скорость в км/ч, м/с;

— анализировать таблицы скоростей;

— определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость, описывать равномерное движение.

Применять знания из курса географии, математики



11/3. Расчет пути и времени движения (§ 17)

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач.

Демонстрации. Движение заводного автомобиля

— Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

— определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи



12/4. Инерция (§ 18)

Явление инерции.

Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач.

Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и усыпанной песком. Насаживание молотка на рукоятку

— Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

— приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции;

— проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции.

анализировать его и делать выводы



13/5. Взаимодействие тел (§ 19)

Изменение скорости тел при взаимодействии.

Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик

— Описывать явление взаимодействия тел;

— приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости;

— объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы



14/6. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21) Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах

— Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы;

— переводить основную единицу массы в т, г, мг;

— работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела



15/7Плотность вещества (§ 22)

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния.

Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Жидкости одинаковой массы могу иметь разный объем

— Определять плотность вещества;

— анализировать табличные данные;

— переводить значение плотности из кг/м в г/см3;

— применять знания из курса природоведения, математики, биологии.



16/8. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- овладение навыками работы с физическим оборудованием

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;




17/9. Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23)

Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела. Решение задач.

Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска

— Определять массу тела по его объему и плотности;

записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ.

Работать с табличными данными.



18/10. Решение задач по теме «Расчёт массы и объёма тела»

Коллективная работа; само- и взаимоконтроль; отработка навыков решения;

-Умение находить массу тела и его объем по известной плотности вещества;

-Уметь выражать свои мысли; выполнять действия по образцу; искать информацию.



19/11. Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»


-овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

-формирование ценностных отношений к результатам обучения



20/12Сила (§ 24)

Анализ итогов контрольной работы. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила мера взаимодействия тел.

Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела

— Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы.

Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.





21/13. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26)

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах.

Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона

— Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.

— Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести.

— различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

— самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы.

22/14. Сила упругости. Закон Гука (§ 27)

Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия.

Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины

Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы

— Отличать силу упругости от силы тяжести;

— графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

— объяснять причины возникновения силы упругости.

— приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы



23/15. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28—29)

Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач

— Графически изображать вес тела и точку его приложения;

— рассчитывать силу тяжести и веса тела;

— находить связь между силой тяжести и массой тела;

— определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести



24/16. Динамометр (§ 30). Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Изучение устройства динамометра. Формирование навыков измерения сил с помощью динамометра. Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы.

— измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

— различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц;

— работать в группе.



25/17. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§31)

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в разные стороны. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач.

Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел

— Экспериментально находить

равнодействующую двух сил;

— анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы

— рассчитывать равнодействующую двух сил



26/18Сила трения. Трение покоя (§ 32, 33)

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.

Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения и с силой трения качения. Подшипники.

— Измерять силу трения скольжения;

— называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

— применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы



27/19. Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № Измерение силы трения с помощью динамометра»

Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения.

Лабораторная работа № 7

— Объяснять влияние силы трения в быту и технике;

— приводить примеры различных видов трения;

— анализировать, делать выводы.

Измерять силу трения с помощью динамометра.



28/20. Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил»

Решение задач

— Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач.

Отработать навыки устного счета.

Переводить единицы измерения.



29/21. Контрольная работа №2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил»

Контрольная работа

Применять знания к решению задач



30/22. ЗАЧЕТ

ЗАЧЕТ по теме «Взаимодействие тел»





Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)




31/1. Давление. Единицы давления (§ 35)

Давление. Способы нахождения давления. Единицы его измерения. Решение задач.

Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой.




32/2. Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)

Выяснение способов изменения давления в быту и технике.

— Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления;

— выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы



33/3. Давление газа (§ 37)

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры.

Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда

— Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

— анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы



34/4. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38)

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Демонстрации. Шар Паскаля.

— Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково.

— анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

35/5. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39, 40)

Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач.

Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами, различной плотности, погруженными в воду.

— Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

— работать с текстом параграфа учебника,

— составлять план проведение опытов

36/6. Решение задач. Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа)

Отработка навыков устного счета,

— Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда



37/7. Сообщающиеся сосуды (§ 41)

Расположение в сообщающихся сосудах жидкости с одинаковой плотностью. Изменение уровня в сообщающихся сосудах жидкостей разной плотности. Устройство и действие шлюза.

Демонстрации. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах с одинаковой плотностью жидкости, жидкостями различной плотности

— Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

— проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

38/8. Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43)

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

Демонстрации. Определение массы воздуха

— Вычислять массу воздуха;

— сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

— объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы.

Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.

39/9. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44)

Определение атмосферного давления. Физическое содержание опыта Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач.

Опыты. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями

— Вычислять атмосферное давление;

— объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

— наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы




40/10. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46)

Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах Решение задач.

Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса

— Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

— Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

— применять знания из курса географии, биологии


41/11. Манометры. (§ 47)

Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров.

Кратковременная контрольная работа «Давление в жидкости и газе».

Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра

— Измерять давление с помощью манометра;

— различать манометры по целям использования;

— определять давление с помощью манометра;


42/12. Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс (§ 48, 49)

Принцип действия поршневого насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.

Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса

— Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса;

— работать с текстом параграфа учебника,




43/13. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50)

Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы.

Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа

— Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

— приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы;

— применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике


44/14. Закон Архимеда (§ 51)

Содержание закона Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда

— Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

— рассчитывать силу Архимеда;

— указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

— работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда.


45/15. Лабораторная работа № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 8

— Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

— определять выталкивающую силу;

работать в группе.


46/16. Плавание тел (§ 52)

Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности.

Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей.

— Объяснять причины плавания тел;

— приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

— конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления;

— применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел


47/17. Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

Решение задач

— Рассчитывать силу Архимеда

— Анализировать результаты, полученные при решении задач



48/18. Лабораторная работа № Выяснение условий плавание тела в жидкости»

Лабораторная работа № 9

— На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

— работать в группе.



49/19. Плавание судов.

Воздухоплавание (§ 53, 54)

Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач.

Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении груза в нем

— Объяснять условия плавания судов;

— Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания;

— объяснять изменение осадки судна;

Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.



50/20. Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

Решение задач

— Применять знания из курса математики, географии при решении задач.



51/21. Зачет

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»





Работа и мощность. Энергия (17ч)




52/1. Механическая работа. Единицы работы (§ 55)

Механическая работа, ее физический смысл. Единицы измерения работы. Решение задач.

Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности.

— Вычислять механическую работу;

— определять условия, необходимые для совершения механической работы



53/2. Мощность. Единицы мощности (§ 56)

Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач.

Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе

— Вычислять мощность по известной работе;

— приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов;

— анализировать мощности различных приборов;

— выражать мощность в различных единицах;

— проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы



54/3. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58)

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач.

Опыты. Исследование условий равновесия рычага

— Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза;

— определять плечо силы;

— решать графические задачи



55/4. Момент силы (§ 59)

Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач.

Демонстрации. Условия равновесия рычага

— Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

— работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел.



56/5. Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10« Выяснение условий равновесия рычага»

Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10

— Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

— проверять на опыте правило моментов;

— применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии.

Работать в группе.



57/6. Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62)

Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.

Демонстрации. Подвижный и неподвижный блок

— Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

— сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

— работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы



58/7. Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы»

Решение задач

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач.

Анализировать результаты, полученные при решении задач

59/8. Центр тяжести тела (§ 63)

Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел.

Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела

— Находить центр тяжести плоского тела;

— работать с текстом;

— анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

60/9. Условия равновесия тел (§ 64)

Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел.

Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел

— Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

— приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

— работать с текстом,

— применять на практике знания об условии равновесия тел.



61/10. Коэффициент полезного действия механизмов (§ 65). Лабораторная работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Понятие о полезной и полной работе. КПД — основная характеристика рабочего механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11

— Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;

— анализировать КПД различных механизмов;

— работать в группе



62/11. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67)

Энергия — способность тела совершать работу. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач

— Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

— работать с текстом параграфа учебника



63/12. Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68)

Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

Решение задач

— Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

— работать с текстом



64/13. Зачет

Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»




65/14. Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия»





66/15—68/17

Повторение пройденного материала

— Демонстрировать презентации

— Выступать с докладами

—Участвовать в обсуждении докладов и презентаций








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!