Рабочая программа по
«Географическому краеведению Приднестровья»
(для 5-9 классов).
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе
1. Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;
2. Республиканский компонент государственного стандарта общего образования по географическому краеведению.
3. Авторской программы под руководством Т. А. Рапацкой « Географическое краеведение Приднестровской Молдавской Республики»
Нормативная база учебного предмета.
включает Закон ПМР об образовании.
Учебный план РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического – Протокол педсовета
Образовательная программа РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического - Протокол педсовета
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями, познавательными возможностями кадет, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у кадет при изучении курса географии. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического - формирование всесторонне развитой личности кадет, обладающие основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой кадет. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, осознанное принятие кадетами традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни их родного села, города района.
Региональный курс «Географическое краеведение Приднестровья», рекомендованный для изучения в 5-9 классах связан с содержанием курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности кадет, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем кадеты изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие кадет в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий, является одним из основных источников обогащения кадет знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью кадетского корпуса и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.
Цель программы.
- создание природного образа малой Родины.
-углубить имеющиеся представления о природе родного края, изученные на уроках географии, биологии, истории, литературы.
всестороннее и комплексное изучение кадетами природы, населения и хозяйства своей местности.
-воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей "малой Родине".
Задачи программы.
Задачи образовательные:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности природы Приднестровья, выявить взаимосвязи между её компонентами;
- выяснить особенности заселения территории Приднестровья, формирование ее современного населения;
- проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории родного края и возникающие при этом экологические проблемы;
- оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
сформировать знания кадет о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
научить читать топографический план, физико-географическую картину своего края;
Задачи развивающие:
- развивать пространственно-географическое мышление кадет;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Приднестровья;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
развивать навыки самостоятельной работы с картографическими материалами( сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по пополученным результатам, строить диаграммы)
продолжить работу по обучению кадет приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и республики в целом;
создавать основу для приобщения кадет к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения, сравнительный и картографический;
развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Приднестровья;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и кадетами при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
поддерживать интерес к изучению природы и экономики родного края - воспитывать у кадет бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.
Место учебного предмета в учебном плане.
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты обучения
Кадет должен уметь:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-классифицировать информацию;
-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Кадет должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Предметные результаты обучения
Кадет должен уметь:
- определять географическое положение родного края, города;
- определять крайние точки ПМР, координаты;
- составлять календарь погоды своей местности;
- объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;
-называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
-называть меры по охране природы;
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффектного освоения учебной информации;
-использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.
6 класс
Содержание учебного предмета с указанием количества часов.
1.Введение. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА-4часа
Что изучает географическое краеведение? Знание о своей стране.
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими странами. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Приднестровской Молдавской республики». Охарактеризовать географическое положение ПМР, своего населённого пункта. Определение координат города Тирасполь, своего населенного пункта.
2. Строение земной коры. Минералы и горные породы -2 часа
Геологическое строение. Путешествие по берегу моря, который никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении северных и южных районов левобережья Днестра, горные породы нашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам. Назвать полезные ископаемые Приднестровья. Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
Строительные материалы - известняки, глина, пески, сахкамень, стекольные пески,
3. Рельеф Приднестровья -2часа
Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф ПМР. Наиболее высокие и низкие участки в Приднестровье. Особенности рельефа левобережья Днестра. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.
Практическая работа - на контурную карту ПМР нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф)
4. Воды суши Приднестровья- 3часа
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания Днестра.
Днестр- главная река Приднестровья, её значение в жизни населения.
Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту ПМР объекты гидрологии. Составление по карте характеристики реки.
5. Атмосфера. Климат Приднестровья-7часов
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в ПМР. Определение ветра по флюгеру и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат ПМР, своего населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.
Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего населённого пункта.
6. Природные комплексы Приднестровья-8часов
Типы почв Приднестровья. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность своего родного края. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.
Природные зоны ПМР. Особенности природной зоны. Охраняемые памятники природы. Экологические проблемы Приднестровья.
Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.
7. План местности -3часа
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.
Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика ПМР и своего населённого пункта.
Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.
8. Население ПМР-3часа
История заселения, освоения Приднестровья, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в краеведческий музей.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Количество практических работ |
I. | Моя малая Родина | 4 | 3 |
II. | Природа Земли | 14 | 8 |
III. | Географическая оболочка- среда жизни | 14 | 8 |
| Итоговая проверка знаний | 2 | |
Тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
| Раздел I. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА | 4 | |
1. | Введение. Что изучает географическое краеведение? | 1 | |
2. | Общие сведения о Приднестровской Молдавской республике. Практическая работа | 1 | |
3. | Особенности географического положения Приднестровской Молдавской республики. Практическая работа | 1 | |
4. | Особенности географического положения Приднестровской Молдавской республики. Практическая работа | 1 | |
| Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 14 | |
5. | Строение земной коры. Тектоническое строение ПМР | 1 | |
6. | Полезные ископаемые Приднестровья и их использование. Практическая работа. | 1 | |
7. | Рельеф Приднестровья. Практическая работа | 1 | |
8. | Изменение рельефа под влиянием деятельности людей. Практическая работа. | 1 | |
9. | Воды суши Приднестровья. Подземные и поверхностные | 1 | |
10. | Днестр - главная река ПМР. Практическая работа | 1 | |
11. | Использование и охрана, вод своего края. | 1 | |
12 | Климат ПМР. Местные признаки погоды. Практическая работа | 1 | |
13. | Атмосфера. Климат ПМР. | 1 | |
14. | Основные климатические показатели ПМР. | 1 | |
15. | Построение розы ветров. Практическая работа | 1 | |
16. | Построение графика температур для г. Тирасполь. Практическая работа | 1 | |
17. | Построение климатодиаграммы для г. Тирасполь. Практическая работа | 1 | |
18. | Влияние климата на жизнь и здоровье людей. | 1 | |
| Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ | 14 | |
19. | Растительный мир своего края. | 1 | |
20. | Животный мир своего края. Практическая работа | 1 | |
21. | Красная книга Приднестровья. Практическая работа | 1 | |
22. | Заповедники и заказники Приднестровья. | 1 | |
23. | Ягорлык – голубая жемчужина Приднестровья. | 1 | |
24. | Природные комплексы. Природные зоны родного края. Практическая работа | 1 | |
25. | Экологические проблемы Приднестровья. | 1 | |
26. | Почва своего края. Факторы почвообразования. Практическая работа | 1 | |
27. | Знакомство с планом города Бендеры. Практическая работа. | 1 | |
28. | План местности. Ориентирование по плану города Бендеры. Практическая работа. | 1 | |
29. | Описание маршрута по плану. Практическая работа. | 1 | |
30. | Население Приднестровья. История заселения. | 1 | |
31. | Народы. Национальные и культурные традиции. | 1 | |
32. | Города, сёла Приднестровья. Практическая работа. | 1 | |
33-34. | Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». Тест-зачет. | 2 | |