СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географическому краеведению.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности кадет, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению.»

Рабочая программа по

«Географическому краеведению Приднестровья»

(для 5-9 классов).

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе

1. Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;

2. Республиканский компонент государственного стандарта общего образования по географическому краеведению.

3. Авторской программы под руководством Т. А. Рапацкой « Географическое краеведение Приднестровской Молдавской Республики»

Нормативная база учебного предмета.

включает Закон ПМР об образовании.

Учебный план РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического – Протокол педсовета

Образовательная программа РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического - Протокол педсовета



Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями, познавательными возможностями кадет, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у кадет при изучении курса географии. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в РКК им. Светлейшего князя А. Г. Потемкина-Таврического - формирование всесторонне развитой личности кадет, обладающие основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой кадет. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, осознанное принятие кадетами традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни их родного села, города района.

Региональный курс «Географическое краеведение Приднестровья», рекомендованный для изучения в 5-9 классах связан с содержанием курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности кадет, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем кадеты изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие кадет в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий, является одним из основных источников обогащения кадет знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью кадетского корпуса и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.

Цель программы.

- создание природного образа малой Родины.

-углубить имеющиеся представления о природе родного края, изученные на уроках географии, биологии, истории, литературы.

всестороннее и комплексное изучение кадетами природы, населения и хозяйства своей местности.

-воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей "малой Родине".



Задачи программы.

Задачи образовательные:

познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-  изучить особенности природы Приднестровья, выявить взаимосвязи между её компонентами;

-    выяснить особенности заселения территории Приднестровья, формирование ее современного населения;

-     проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории родного края и возникающие при этом экологические проблемы;

-    оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

  • сформировать знания кадет о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  • показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  • научить читать топографический план, физико-географическую картину своего края;


Задачи развивающие:

-       развивать пространственно-географическое мышление кадет;

-    научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Приднестровья;

-     развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

-   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.


  • развивать навыки самостоятельной работы с картографическими материалами( сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по пополученным результатам, строить диаграммы)

  • продолжить работу по обучению кадет приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и республики в целом;

  • создавать основу для приобщения кадет к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения, сравнительный и картографический;

  • развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;

Задачи воспитательные:


- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-    воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Приднестровья;

-  укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и кадетами при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

  • поддерживать интерес к изучению природы и экономики родного края - воспитывать у кадет бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.



Место учебного предмета в учебном плане.

(34 ч., 1 ч. в неделю)



Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Метапредметные результаты обучения

Кадет должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.



Личностные результаты обучения

Кадет должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

Предметные результаты обучения

Кадет должен уметь:

- определять географическое положение родного края, города;

- определять крайние точки ПМР, координаты;

- составлять календарь погоды своей местности;

- объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;

-называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

-называть меры по охране природы;

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффектного освоения учебной информации;

-использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного содержания.



6 класс

Содержание учебного предмета с указанием количества часов.

1.Введение. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА-4часа

Что изучает географическое краеведение? Знание о своей стране.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими странами. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Приднестровской Молдавской республики». Охарактеризовать географическое положение ПМР, своего населённого пункта. Определение координат города Тирасполь, своего населенного пункта.

2. Строение земной коры. Минералы и горные породы -2 часа

Геологическое строение. Путешествие по берегу моря, который никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении северных и южных районов левобережья Днестра, горные породы нашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам. Назвать полезные ископаемые Приднестровья. Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Строительные материалы - известняки, глина, пески, сахкамень, стекольные пески,

3. Рельеф Приднестровья -2часа

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф ПМР. Наиболее высокие и низкие участки в Приднестровье. Особенности рельефа левобережья Днестра. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.

Практическая работа - на контурную карту ПМР нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф)

4. Воды суши Приднестровья- 3часа

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания Днестра.

Днестр- главная река Приднестровья, её значение в жизни населения.

Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту ПМР объекты гидрологии. Составление по карте характеристики реки.

5. Атмосфера. Климат Приднестровья-7часов

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в ПМР. Определение ветра по флюгеру и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат ПМР, своего населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего населённого пункта.

6. Природные комплексы Приднестровья-8часов

Типы почв Приднестровья. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность своего родного края. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.

Природные зоны ПМР. Особенности природной зоны. Охраняемые памятники природы. Экологические проблемы Приднестровья.

Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.

7. План местности -3часа

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика ПМР и своего населённого пункта.

Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.

8. Население ПМР-3часа

История заселения, освоения Приднестровья, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в краеведческий музей.























Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Количество практических работ



I.

Моя малая Родина




4

3

II.

Природа Земли

14

8

III.


Географическая оболочка- среда жизни

14

8


Итоговая проверка знаний



2





Тематическое планирование 6 класс



урока

Тема урока

Количество часов

Дата


Раздел I. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

4


1.

Введение. Что изучает географическое краеведение?

1


2.

Общие сведения о Приднестровской Молдавской республике. Практическая работа

1


3.

Особенности географического положения Приднестровской Молдавской республики.

Практическая работа

1


4.

Особенности географического положения Приднестровской Молдавской республики.

Практическая работа

1



Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ


14


5.

Строение земной коры. Тектоническое строение ПМР

1


6.

Полезные ископаемые Приднестровья и их использование. Практическая работа.

1


7.

Рельеф Приднестровья. Практическая работа

1


8.

Изменение рельефа под влиянием деятельности людей.

Практическая работа.

1


9.

Воды суши Приднестровья. Подземные и поверхностные

1


10.

Днестр - главная река ПМР. Практическая работа

1


11.

Использование и охрана, вод своего края.

1


12

Климат ПМР. Местные признаки погоды. Практическая работа

1


13.

Атмосфера. Климат ПМР.

1


14.

Основные климатические показатели ПМР.

1


15.

Построение розы ветров. Практическая работа

1


16.

Построение графика температур для г. Тирасполь. Практическая работа

1


17.

Построение климатодиаграммы для г. Тирасполь. Практическая работа

1


18.

Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

1



Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ

14


19.

Растительный мир своего края.

1


20.

Животный мир своего края. Практическая работа

1


21.

Красная книга Приднестровья. Практическая работа

1


22.

Заповедники и заказники Приднестровья.

1


23.

Ягорлык – голубая жемчужина Приднестровья.

1


24.

Природные комплексы. Природные зоны родного края. Практическая работа

1


25.

Экологические проблемы Приднестровья.

1


26.

Почва своего края. Факторы почвообразования. Практическая работа

1


27.

Знакомство с планом города Бендеры. Практическая работа.

1


28.

План местности. Ориентирование по плану города Бендеры. Практическая работа.

1


29.

Описание маршрута по плану. Практическая работа.

1


30.

Население Приднестровья. История заселения.

1


31.

Народы. Национальные и культурные традиции.

1


32.

Города, сёла Приднестровья. Практическая работа.

1


33-34.

Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». Тест-зачет.

2















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!