ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса географии 9 класса составлена на основе:
-
Закона РФ « Об образовании»;
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.
-
Основной общеобразовательной программы ООО
-
Примерной программы основного общего образования по географии как обязательной части учебного курса.
-
Авторской программы Алексеева А.И., Низовцев В.А, Николина В.В.
-
Приказа Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345; «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Учебного плана, годового календарного графика на учебный год МБОУ «Ининская средняя общеобразовательная школа»;
-
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Ининская средняя общеобразовательная школа»;
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 час в неделю, 68часа в год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится в 9 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
-
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
-
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
-
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
-
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
-
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
-
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
-
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
-
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
-
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
-
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
-
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
-
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
-
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
-
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
-
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
-
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
-
Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
-
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
-
Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
-
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
-
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
-
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
-
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;
-
выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
-
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
-
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
-
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
-
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
-
различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
-
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
-
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;
-
различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;
-
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;
-
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;
-
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;
-
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
-
оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
-
сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;
-
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
-
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
-
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Раздел 1. Хозяйство России
-
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
-
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории».
-
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
-
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
-
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».
-
Практические работы
-
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
-
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны.
-
Тема 3. Металлургический комплекс
-
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
-
Тема 4. Машиностроительный комплекс Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
-
Практическая работа
-
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации.
-
Тема 5. Химико-лесной комплекс
-
Химическая промышленность
-
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
-
Лесопромышленный комплекс
-
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
-
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
-
Практическая работа
-
1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
-
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
-
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
-
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
-
Практическая работа
-
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
-
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
-
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
-
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
-
Транспорт и охрана окружающей среды.
-
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.
-
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура».
-
Практические работы
-
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
-
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
-
Тема 8. Обобщение знаний
-
Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
-
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
-
Практическая работа
-
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
-
Раздел 2. Регионы России
-
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
-
Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Гео- графическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
-
Практические работы
-
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации.
-
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
-
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
-
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
-
Практическая работа
-
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.
-
Тема 3. Обобщение знаний
-
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
-
Раздел 3. Россия в современном мире
-
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
-
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия Росс
Календарно — тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Хозяйство России 10 ч |
Россия на карте мира 6 ч. |
1 | Геополитическое влияние России | 1 | | |
2 | Экономическое влияние России | 1 | | |
3 | Географическое положение России: политическая и экономическая оценка | 1 | | |
4 | Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка | 1 | | |
5 | Подходы к районированию территории России | 1 | | |
6 | Административно-территориальное устройство и районирование России | 1 | | |
Общая характеристика хозяйства России 4 ч |
7 | Что такое хозяйство, или экономика страны. Цикличность развития экономики | 1 | | |
8 | Особенности и структура хозяйства России | 1 | | |
9 | Факторы развития производства | 1 | | |
10 | Итоговый урок Хозяйство России | 1 | | |
Топливно-энергетический комплекс 4 ч |
11 | ТЭК. Нефтяная промышленность | 1 | | |
12 | Газовая и угольная промышленность | 1 | | |
13 | Электроэнергетика | 1 | | |
14 | Контрольная работа по ТЭК | 1 | | |
Машиностроение 1ч |
15 | Отрасли машиностроения | 1 | | |
Металлургия 3 ч |
16 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | 1 | | |
17 | Цветная металлургия | 1 | | |
Химическо-лесная промышленность |
18 | Химическая промышленность России. Основная химия. Химия органического синтеза | 1 | | |
19 | Химия полимеров. Основные районы химической промышленности | 1 | | |
20 | Лесная промышленность России | 1 | | |
Агропромышленный комплекс 2 |
21 | Особенности сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство | 1 | | |
22 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | | |
Сфера услуг – инфраструктурный комплекс 3 ч |
23 | Транспорт. Сухопутный транспорт | 1 | | |
24 | Водный, авиационный и трубопроводный. Связь | 1 | | |
25 | Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания | 1 | | |
Регионы России |
Европейская часть России 1ч |
27 | Европейская часть России | 1 | | |
Центральная Россия 7 ч |
28 | Общая характеристика Центральной России | 1 | | |
29 | Население и хозяйство Центральной России | 1 | | |
30 | Центральный район. Москва-столица России | 1 | | |
31 | Города центрального района | 1 | | |
32 | Центрально-Черноземный район | 1 | | |
33 | Волго-вятский район | 1 | | |
34 | Контрольная работа по европейской части России | 1 | | |
Европейский Северо-Запад 5 ч |
35 | Общая характеристика Европейского Северо-Запада | 1 | | |
36 | Население и хозяйства Европейского Северо-Запада | 1 | | |
37 | Санкт-Петербург | 1 | | |
38 | Калининградская область | 1 | | |
39 | Итоговый урок по теме | 1 | | |
Европейский Север 4ч |
40 | Общая характеристика Европейского Севера | 1 | | |
41 | Население и хозяйства Европейского Севера | 1 | | |
42 | Культура Европейского Севера | 1 | | |
43 | Итоговый урок по теме | 1 | | |
Поволжье 2 ч |
44 | Общая характеристика Поволжья | 1 | | |
45 | Население и хозяйство Поволжья | 1 | | |
Европейский Юг 2 ч |
46 | Общая характеристика Европейского Юга | 1 | | |
47 | Население и хозяйства Европейского Юга | 1 | | |
48 | Южные моря России | 1 | | |
49 | Контрольная работа по Европейской части России | 1 | | |
Урал 4 ч |
50 | Общая характеристика Урала | 1 | | |
51 | Население Урала | 1 | | |
52 | Хозяйство Урала | 1 | | |
53 | Контрольная работа по теме Урал | 1 | | |
Азиатская часть России 2 ч |
54 | Азиатская часть России | 1 | | |
55 | Арктические моря | 1 | | |
Западная Сибирь 2 ч |
56 | Общая характеристика Западной Сибири | 1 | | |
57 | Население и хозяйство Западной Сибири | 1 | | |
Восточная Сибирь 4 ч |
58 | Общая характеристика Восточной Сибири | 1 | | |
59 | Байкал | 1 | | |
60 | Население и хозяйство Восточной Сибири | 1 | | |
61 | Контрольная работа по Азиатской части России | 1 | | |
Дальний Восток 5 ч |
62 | Общая характеристика дальний Восток | 1 | | |
63 | Специализация Дальнего Востока | 1 | | |
64 | Население и хозяйство Дальнего Востока | 1 | | |
65 | Экономические, социального и экономические проблемы региона | 1 | | |
66 | Контрольная работа по теме Дальний Восток | 1 | | |
Роль Росси в мире 1 ч |
67 | Роль России в мире | 1 | | |
68 | Итоговый урок | 1 | | |