МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru
Рассмотрено на заседании ПМЛ протокол № 1 от «___» ________ 20__ руководитель ____ М.В. Воробьева | Согласовано заместитель директора по УВР «____» __________ 20__ __________ Н.А.Иукова | Утверждаю и.о. директора МАОУ СШ №17 ___________ В.С. Скачкова приказ №______ «____» __________ 20__ |
Рабочая программа по географии
для 10А, 10Б классов
2019 - 2020 учебный год
Орехова Ольга Николаевна,
учитель географии,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 10А, 10Б классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 3273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и добавлениями).
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказа Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказа Минпросвещения России от 08 мая 2019 года №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 28 декабря 2018 года №345.
Приказ министерства образования и науки Амурской области от 13.08.2018 №950 «Об опережающем введении в 2018/19 учебном году федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Амурской области».
Примерной программы по географии/под ред. Вавиловой К.Н. География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П. Максаковского.10-11 классы для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2015 год.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) групповых занятий МАОУ СШ №17 от 07.04.2016 г. (протокол №6 педагогического совета).
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СШ №17 на 2018-2020 учебный год.
Учебного плана МАОУ СШ №17 на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа, согласно учебному плану, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, из них входная проверочная работа – 1, контрольных работ- 3, практических –4, итоговых тестирований -1).
При реализации рабочей используется учебник: Максаковский В. П. География.10-11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций:базовый уровень/ В. П. Максаковский. - М.: Просвещение , 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
Форма организации учебного занятия: урок-исследование.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; использовать традиционные и новые методы географической науки. Определять роль географии в современном обществе
Раздел «Общая характеристика мира» (34 ч)
Тема 1. « Современная политическая карта мира» (5 ч)
Современная политическая карта мира, как предмет изучения политической географии. Многообразие стран мира и их типы. Россия на политической карте мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений политическая карта мира. Государственный строй стран мира, формы правления и административно-территориального устройства. Геополитическое положение стран и регионов мира как историческая категория. Концепция геополитики.
Практическая работа № 1 «Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)»
Входная проверочная работа.
Семинар «Современная политическая карта мира».
Форма организации учебного занятия: практическая работа; урок-исследование; урок; лекция; зачет; семинар.
Основные виды учебной деятельности: Анализ тематических карт, таблиц; подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации; просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций; читать и анализировать политическую карту мира; определять типы стран; проанализировать влияние международных отношений на изменение политической карты мира; характеризовать государственный строй и административно - территориальное устройство стран мира; характеризовать ЭГП, геополитическое положение стран мира.
Тема 2. «География мировых природных ресурсов» (7 ч)
Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической среде.
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Понятие ресурсообеспеченности и классификации природных ресурсов. Минеральные ресурсы: территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы: мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути её решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы: два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы: всемирное природное и культурное наследие.
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Географическое ресурсоведение и геоэкология.
Практическая работа № 2 «Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов».
Контрольная работа № 1 «География мировых природных ресурсов».
Форма организации учебного занятия: урок-исследование; урок; лекция; дискуссия.
Основные виды учебной деятельности: Выполнение заданий по классификации понятий;
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); анализировать карты природоиспользования, с целью выявления районов острых геоэкологических проблем; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивать природные ресурсы, их территориальное сочетание, основные типы природопользования; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); решение практических задач на ресурсообеспеченность стран.
Тема 3. «География населения мира» (6 ч)
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Демография, «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения, демографическая политика. Концепция демографического перехода.
Состав и структура населения. Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы митра и языковые семьи. Религиозный состав населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Географические особенности размещения населения. Основные направления и типы миграций в мире. Внешние, внутренние и трудовые миграции. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровни и темпы урбанизации. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Практические работа № 3 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения».
Контрольная работа № 2 «География населения мира».
Форма организации учебного занятия: урок-исследование; урок; лекция; конференция; круглый стол.
Основные виды учебной деятельности: работа со статистическими материалами: анализировать динамику численности населения мира; анализировать половозрастные пирамиды; составлять классификационные таблицы языковых семей, народов; составлять классификационные таблицы религий мира; подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации; анализировать по карте особенности размещения населения; анализировать демографическую ситуацию в мире, отдельном регионе; самостоятельная работа с учебником.
Тема 4. «Научно – техническая революция и мировое хозяйство» (6 ч)
Научно – техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Современный этап и перспективы НТР. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Экономическая интеграция как сотрудничество национальных экономик разных стран. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА, АСЕАН). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации России. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Россия в мировом хозяйстве. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения. Факторы размещения: старые и новые.
Практическая работа № 4 «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира».
Контрольная работа № 3 «Научно – техническая революция и мировое хозяйство».
Форма организации учебного занятия: урок-исследование; урок; лекция; конференция; диспут, игра.
Основные виды учебной деятельности: работа с учебником, картами: определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира; дать определение НТР, выяснить черты НТР и перспективы развития; определить понятие «мировое хозяйство», МГРТ; работать со статистической информацией; представлять информацию в разной форме: графики, диаграммы и др.; оценивать проблемы создания международных отраслевых и региональных союзов; читать и анализировать тематические карты; выявлять неравномерность хозяйственного освоения разных территорий; определять факторы, обуславливающие международную специализацию регионов мира.
Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства» (9 ч)
География промышленности. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства: соотношение старых, новых и новейших отраслей. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Ведущие страны – экспортеры основных видов продукции. Топливно–энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики. Горнодобывающая промышленность, её значение и структура; главные страны и районы. Металлургическая промышленность: типы ориентации. Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. Химическая промышленность. Ее главные регионы. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса. Легкая промышленность, сдвиги в ее географии. Влияние промышленности на состояние окружающей среды. География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство и животноводство: основные черты их размещения. География транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. География мировых валютно-финансовых отношений. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Внешние связи — экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры
мировой торговли. Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Мировая торговля и туризм. Главные районы международного туризма.
Итоговое тестирование.
Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства».
Форма организации учебного занятия: урок-исследование; урок; лекция; конференция; круглый стол, игра.
Основные виды учебной деятельности: Работа со статистическими материалами (анализ графиков, таблиц, схем, анализ проблемных учебных ситуаций); читать и анализировать тематические географические карты; самостоятельная работа с учебником, отбор и сравнение материала по нескольким источникам: составлять картосхему промышленности; анализ карт: проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельхозугодий мира во времени; написание рефератов и докладов по теме «Становление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях»; подготовка и обсуждение презентации; решение географических задач; сравнивать виды транспорта по разным показателям; анализировать преимущества и недостатки одного вида транспорта над другим; анализировать по статистическим материалам валютно – финансовые отношения в мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «География» у обучающихся 10-х классов формируются следующие предметные результаты:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Даты проведения уроков |
план | факт |
Введение (1 ч.) |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках географии. Введение. | 1 | 03.09 | 03.09 |
Раздел «Общая характеристика мира» (33 ч.) |
| Тема 1. «Современная политическая карта мира» (5 ч) | | | |
2 | Многообразие стран современного мира. | 1 | 10.09 | 10.09 |
3 | Влияние международных отношений на политическую карту мира. Входная проверочная работа. | 1 | 17.09 | 17.09 |
4 | Анализ входной проверочной работы. Государственный строй стран мира | 1 | 24.09 | 24.09 |
5 | Политическая география. Практическая работа № 1 «Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)». | 1 | 01.10 | 01.10 |
6 | Обобщение знаний по теме по теме «Современная политическая карта мира». Семинар «Современная политическая карта мира». | 1 | 15.10 | 15.10 |
| Тема 2. «География мировых природных ресурсов» (7 ч) | | | |
7 | Взаимодействие человечества и природы. Классификация мировых природных ресурсов. | 1 | 22.10 | 22.10 |
8 | Понятие о ресурсообеспеченности. Практическая работа № 2 «Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов». | 1 | 29.10 | 29.10 |
9 | Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы. | 1 | 05.11 | 05.11 |
10 | Климатические, космические и рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. | 1 | 12.11 | 12.11 |
11 | Загрязнение и охрана окружающей среды. | 1 | 26.11 | 26.11 |
12 | Географическое ресурсоведение и геоэкология. | 1 | 03.12 | 03.12 |
13 | Обобщающий урок по теме « География мировых природных ресурсов» . Контрольная работа № 1 «География мировых природных ресурсов». | 1 | 10.12 | 10.12 |
| Тема 3. «География населения мира» (6 ч) | | | |
14 | Анализ контрольной работы. Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. | 1 | 17.12 | 17.12 |
15 | Состав (структура) населения. | 1 | 24.12 | 24.12 |
16 | Религиозный состав населения. | 1 | 31.12 | 31.12 |
17 | Размещение и миграция населения. Практические работа № 3 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения». | 1 | 14.01 | 14.01 |
18 | Городское и сельское населения. | 1 | 21.01 | 21.01 |
19 | Обобщающий урок по теме «География населения мира». Контрольная работа № 2 «География населения мира». | 1 | 28.01 | 28.01 |
| Тема 4. «Научно – техническая революция и мировое хозяйство» (6 ч) | | | |
20 | Анализ контрольной работы. Научно – техническая революция. | 1 | 04.02 | 04.02 |
21 | Мировое хозяйство, основные этапы его развития. | 1 | 11.02 | 11.02 |
22 | Мировое хозяйство. Практическая работа № 4 «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира». | 1 | 18.02 | 18.02 |
23 | Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. | 1 | 03.03 | 03.03 |
24 | Факторы размещения хозяйства. | 1 | 10.03 | 10.03 |
25 | Обобщающий урок по теме ««Научно – техническая революция и мировое хозяйство». Контрольная работа № 3 «Научно – техническая революция и мировое хозяйство». | 1 | 17.03 | 17.03 |
| Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства» (9 ч) | | | |
26 | Анализ контрольной работы. География промышленности. Топливно-энергетический комплекс. | 1 | 24.03 | 24.03 |
27 | Горнодобывающая промышленность. Черная и цветная металлургия. | 1 | 31.03 | 07.04 |
28 | Машиностроение мира. | 1 | 07.04 | 14.04 |
29 | Химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. | 1 | 14.04 | 21.04 |
30 | География сельского хозяйства и рыболовства. Итоговое тестирование. | 1 | 21.04 | 28.04 |
31 | Анализ итогового тестирования. География транспорта мира. | 1 | 28.04 | 05.05 |
32 | Всемирные экономические отношения. | 1 | 05.05 | 12.05 |
33 | Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства». | 1 | 12.05 | 19.05 |
34 | Обобщающий урок по темам пройденным за год. | 1 | 19.05 | 26.05 |
8