СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 5кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП и пояснительная записка по географии в 5классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 5кл»


Пояснительная записка по географии в 5 классе

Нормативная база преподавания предмета:

- Рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Головищенская СОШ»

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности


Общая характеристика учебного предмета «География»

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования,

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс ( 35 часов).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 3;

практических работ - 4;

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» в 5 классе

В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды


Личностными результатами являются следующие умения:

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной

личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и

этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской

Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность

их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии

посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и

производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной

деятельностью;

— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе

географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях

гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества

и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных катаклизм

Содержание учебного предмета


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение

Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам .Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (11 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле .Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Учебно – тематический план по курсу «География»


п\п


Наименование темы, раздела

Количество часов


класс



Практические работы


Контрольные работы

1.

Что изучает география

5

5



2.

Как люди открывали Землю

5

5

2


3.

Земля во Вселенной

9

5



4.

Виды изображений поверхности Земли

4

5

2

1

5.

Природа Земли

11

5


1

6.

Итоговый тест за 2-е полугодие. Контрольная работа

1

5


1


Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебники и УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.

  2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplane



Календарно-тематическое планирование(поурочное) по учебному предмету

география. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)


п\п




Тема урока,



Кол-во час.


Планируемые результаты


Основные виды учебной деятельности


Дата

Личностные результаты

Метапредметные:

Предметные

План.

Факт.

Раздел 1. Что изучает география (5 ч.)



1

Мир, в котором мы живём.

1

Развитие личностной

рефлексии,

толерантности


Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе.

Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля.

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

уникальность планеты Земля

Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления.





2

Науки о природе

1

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме

Познавательные: уметь выделять сходств естественных наук.

Формирование мотивации в изучении наук

о природе

Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, конструирование теории.



3

География–наука о Земле

1

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками

Регулятивные формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии.

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

Сформировать представления о науке «география». Развивать познавательный интерес к предмету, через понимание применения различных географ. методов.












4

Методы географических

исследований

1

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы

современных

географических

исследований и применяемые для этого приборы.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: добывать недостающую

информацию с помощью карт атласа.

Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики.

Уметь познавать объекты в окружающем нас мире, работать с простейшими моделями географических объектов (картой, глобусом, снимками и т.д) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, конструирование понятий



5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Проверочная работа

1

Формирование

представлений

о географии, ее

роли в освоении планеты

человеком,

о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

Р: уметь определять понятия,

строить умозаключения и делать выводы.

К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и одноклассниками.

П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование коммуникативной

компетентности в сотрудничестве

со сверстниками в процессе образовательной деятельности.




Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.).



6

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

1

Формирование целостного мировоззрения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач.




7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском)

1

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

. Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, урок-практикум Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач.




8

Открытия русских путешественников.

1

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках

Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач



9

Открытия русских путешественников.


1

.Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать..

Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач



10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.


1

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.



Земля во Вселенной (9 час)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной.

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе в прогрессивном развитии человеческих знаний. Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин)



12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Научиться читать и понимать текст.

Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин)



13

Соседи Солнца.

1

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Научиться составлять характеристику планет по плану.

Движение планет по орбитам в Солнечной системе, их особенности: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.



14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Научиться выделять признаки планет.

Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом. Выделение особенностей Плутона как бывшей планеты.




15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа

1

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел.

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом.




16

Мир звёзд.

1

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий». Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений.




17

Уникальная планета – Земля.

1

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса».




18

Современные исследования космоса.

1

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Научиться составлять презентацию о космонавтах.

Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений.



19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


11

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий



Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

20

Стороны горизонта

1

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Научиться определять стороны горизонта.

Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования.



21

Ориентирование


1

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас).



22

План местности и географическая карта.


1

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. .

Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания.




23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2. Ориентирование по

плану и карте

1

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.



Раздел 5. Природа Земли (11 ч.)

24

Как возникла Земля.

1

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: формировать навыки

учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований.




25

Внутреннее строение Земли.

1

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации..

Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследова-

тельской деятельности, конструированию.

Знать и уметь использовать существенные признаки объетков и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком.




26

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

1

Научиться обозначать объекты на контурной карте.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: полно и точно выражать


свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места образования гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка. Наносить и правильно подписывать на к/к географические объекты.






27

Путешествие по материкам.

Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.


1

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуниеативные: организовывать и

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познаваельные: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, показывать: Равнины: Западно-Сибирская, Амазонская, Восточно- Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Кордильеры, Гималаи (Эверест), Кавказ (Эльбрус), Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.



28

Вода на Земле.

1

Научиться подписывать реки на контурной карте.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Давать характеристику состава и выявлять взаимозависимость этих частей в процессе круговорота воды на Земле.




29

Воздушная одежда Земли.


1

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: формировать навыки

учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности.

Объяснять особенности вещественный состав и строение. Уметь применять простейшие метеоприборы для составления общей характеристики особенностей атмосферы своей местности в виде «Календаря погоды».атмосферы Земли: размеры атмосферы,




30

Живая оболочка Земли.

1

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.


Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и


планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. Создавать презентации биогеографического содержания, «Виртуально» изучать животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в тропическом лесу», «Жизнь в ледяном царстве» и т.д. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.




31

Почва – особое природное тело.

1

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: организовывать и

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов.



32

Человек и природа.

1

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.


Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки

учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Составлять в схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки




33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».


1


Научиться самодиагностике.


Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: добывать недостающую

информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.



34

Обобщение знаний.Проверочная работа

1

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: слушать и слышать друг

друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя.




35.

Итоговый тест за 2-е полугодие

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!