Пояснительная записка по географии в 5 классе
Нормативная база преподавания предмета:
- Рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Головищенская СОШ»
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Общая характеристика учебного предмета «География»
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования,
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс ( 35 часов).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 4;
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» в 5 классе
В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных катаклизм
Содержание учебного предмета
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам .Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле .Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Учебно – тематический план по курсу «География»
№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов | класс | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Что изучает география | 5 | 5 | | |
2. | Как люди открывали Землю | 5 | 5 | 2 | |
3. | Земля во Вселенной | 9 | 5 | | |
4. | Виды изображений поверхности Земли | 4 | 5 | 2 | 1 |
5. | Природа Земли | 11 | 5 | | 1 |
6. | Итоговый тест за 2-е полугодие. Контрольная работа | 1 | 5 | | 1 |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplane
Календарно-тематическое планирование(поурочное) по учебному предмету
география. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№п\п | Тема урока, | Кол-во час. | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | Дата |
Личностные результаты | Метапредметные: | Предметные |
План. | Факт. |
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | | |
1 | Мир, в котором мы живём. | 1 | Развитие личностной рефлексии, толерантности | Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления. | | |
2 | Науки о природе | 1 | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме Познавательные: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, конструирование теории. | | |
3 | География–наука о Земле | 1 | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Регулятивные формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии. | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | Сформировать представления о науке «география». Развивать познавательный интерес к предмету, через понимание применения различных географ. методов. | | |
4 | Методы географических исследований | 1 | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | Регулятивные: применять методы информационного поиска. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Уметь познавать объекты в окружающем нас мире, работать с простейшими моделями географических объектов (картой, глобусом, снимками и т.д) Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, конструирование понятий | | |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Проверочная работа | 1 | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | | | |
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). | | |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья. | 1 | Формирование целостного мировоззрения. | Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач. | | |
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) | 1 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | . Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, урок-практикум Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач. | | |
8 | Открытия русских путешественников. | 1 | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач | | |
9 | Открытия русских путешественников. | 1 | .Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.. Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач | | |
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. | 1 | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные: применять методы информационного поиска. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Познавательные: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | | | |
Земля во Вселенной (9 час) |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе в прогрессивном развитии человеческих знаний. Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин) | | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Научиться читать и понимать текст. | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации о развитии космонавтики в мире и России (Циолковский, Королев, Гагарин) | | |
13 | Соседи Солнца. | 1 | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Научиться составлять характеристику планет по плану. | Движение планет по орбитам в Солнечной системе, их особенности: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. | | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Научиться выделять признаки планет. | Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом. Выделение особенностей Плутона как бывшей планеты. | | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа | 1 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел. | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Сформировать представления о «небесных телах». Уметь объяснять их различия и значение во Вселенной, систематизировать знания в виде схем и таблиц, проводить наблюдения за небом. | | |
16 | Мир звёзд. | 1 | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | Знать и объяснять признаки «звезд», «созвездий». Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений. | | |
17 | Уникальная планета – Земля. | 1 | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | Знать, объяснять и показывать форму, размеры (по «экватору», «двум противоположным меридианам»), движение Земли, их географ.следствие: продолжительность года, суток; неравномерность распределения тепла и света по поверхности,«пояса освещенности», «полярные круги», «тропики», «полюса». | | |
18 | Современные исследования космоса. | 1 | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | Уметь наблюдать и анализировать результаты наблюдений. | | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 11 | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий | | | |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) |
20 | Стороны горизонта | 1 | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Научиться определять стороны горизонта. | Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования. | | |
21 | Ориентирование | 1 | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом. | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас). | | |
22 | План местности и географическая карта. | 1 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. . | Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания. | | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте | 1 | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | | | |
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) |
24 | Как возникла Земля. | 1 | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Знать суждения великих ученых прошлого о возникновении звезд и планет Солнечной системы, приводить примеры современных знаний по этому вопросу и подтверждать их фактами современных исследований. | | |
25 | Внутреннее строение Земли. | 1 | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | Знать и уметь использовать существенные признаки объетков и явлений: недра Земли, внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера-твердая оболочка Земли, способы изучения земных глубин, вещества земной коры: минералы и горные породы, их использование человеком. | | |
26 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | 1 | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна. Места образования гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п-ов Камчатка. Наносить и правильно подписывать на к/к географические объекты.
| | | |
27 | Путешествие по материкам. Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | 1 | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуниеативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познаваельные: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Объяснять особенности строения рельефа суши Земли (низменности, возвышенности, плоскогорья-равнины; низкие, средние, высокие и высочайшие горы). Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, показывать: Равнины: Западно-Сибирская, Амазонская, Восточно- Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка). Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горы: Кордильеры, Гималаи (Эверест), Кавказ (Эльбрус), Анды, Кордильеры, Альпы, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас. | | |
28 | Вода на Земле. | 1 | Научиться подписывать реки на контурной карте. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Давать характеристику состава и выявлять взаимозависимость этих частей в процессе круговорота воды на Земле. | | |
29 | Воздушная одежда Земли. | 1 | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | Объяснять особенности вещественный состав и строение. Уметь применять простейшие метеоприборы для составления общей характеристики особенностей атмосферы своей местности в виде «Календаря погоды».атмосферы Земли: размеры атмосферы, | | |
30 | Живая оболочка Земли. | 1 | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. Создавать презентации биогеографического содержания, «Виртуально» изучать животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в тропическом лесу», «Жизнь в ледяном царстве» и т.д. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. | | |
31 | Почва – особое природное тело. | 1 | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. | | |
32 | Человек и природа. | 1 | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Составлять в схемы экологической тропы. Создавать агитационные листки | | |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». | 1 | Научиться самодиагностике. | Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | | | |
34 | Обобщение знаний.Проверочная работа | 1 | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | Регулятивные: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. | | | |
35. | Итоговый тест за 2-е полугодие | 1 | | | | | | |