ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа по (предмет) составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)
ООП ООО общеобразовательного учреждения (Утверждена протоколом педагогического совета №4 от 27.05.2014)
Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от 30.08.2017_ №_01-07/117-1_);
Календарный учебный график ОУ(Утверждён приказом директора от _30.08.2017_ №_01-07/116__);
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по геометрии для 8 класса.
1. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
2. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014.
4 Контрольные работы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
5 Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
6 Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Особенности класса.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития. Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Поэтому учащиеся в классе должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью. Уровень обучения - базовый. Особенностью содержания курса геометрии является её практическая направленность, обеспечивающая доступность и прочность усвоения основ математических компетенций обучающихся VII вида. Геометрия способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Изучение геометрии обучающихся VII вида, в целях развития у школьников правильных геометрических представлений, логического мышления и пространственного воображения, построено при постоянном обращении к наглядности - чертежам, рисункам, таблицам, схемам и ИКТ. В работе используются задачи на готовых чертежах. Все теоретические положения и основные понятия геометрии в 8 классе даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления обучающихся сложившиеся в результате их жизненного опыта и изучения геометрии в 7 классе. Доказательства теорем, в основном опускаются, а их применение показывается при решении конкретных задач с пояснением, дальнейшем обсуждением и комментированием обучающимися, воспитанниками под контролем учителя. Оставляются для заучивания лишь формулировки, большое внимание уделяется решению простейших задач. Основной задачей обучения математике обучающихся ОВЗ является развитие логического мышления и речи, формирование у них навыков умственного труда- планирование работы, поиск рациональных путей её выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.
В программу общеобразовательной школы - внесены некоторые изменения: усилены разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью обучающихся; некоторые темы даны как ознакомительные; исключены отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно- практического характера. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ отражается в календарно- тематическом планировании: указываются темы, которые изучаются в ознакомительной форме, и темы, которые не изучаются.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе.
На уроках применяются следующие педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, технология проблемного и рефлексивного обучения, обучение с применением листов опорных сигналов и ИКТ.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и оценочно-рефлексивный
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ЗПР VII вида и ориентирована на учащихся 8 класса . Учебный процесс одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике в основном звене. Коррекционная работа направлена на формирование навыков устных и письменных вычислений на развитие памяти, математической речи, логического и абстрактного мышления. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся в программу внесены изменения.
Некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, сократив количество часов, отводимое на их изучение, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся: «Теорема Фалеса», «Основные тригонометрические тождества», «Изменение тригонометрических функций при возрастании угла», «Уравнение прямой», «Расположение прямой относительно системы координат», «Пересечение прямой с окружностью», «Движение», «Свойства движения» (в теме «Преобразование фигур»).
Исключить также доказательство теоремы о зависимости угла от градусной меры угла.
Следует дать в ознакомительной форме тему о взаимном расположении окружностей.
В теме «Подобие фигур» рекомендуется рассмотреть доказательство одного признака подобия, а остальные - дать в ознакомительном плане, предложив для заучивания только формулировки теорем.
Освободившиеся часы использовать на решение задач, построения и повторение.
При изучении геометрии в VIII классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи.
Цели и задачи изучения геометрии в 8 классе.
Цели
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
• ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
• научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
• ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
• изучить все о многоугольниках (элементы, свойства, признаки);
• изучить формулы площадей многоугольников и применять при решении задач и доказательстве теорем;
• научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
• подготовить к дальнейшему изучению геометрии на ступени основного общего и среднего полного образования.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета геометрия в 8 классе отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета геометрия в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании и образовательной программе образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета по геометрии способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:
Текущий контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) или в конце учебного года. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная форма контроля – тестирование, самостоятельная работа и контрольная работа.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Формы текущего контроля:
устный (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и т.д.);
письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, теста и т.д.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Общая характеристика учебного предмета геометрия отображена в образовательной программе образовательного учреждения.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На обучение предмету геометрия отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета геометрия на ступени обучения отражены в образовательной программе образовательного учреждения.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | Количество часов |
Повторение. | 1. Применение подобия треугольников при измерительных работах 2. Пифагор и его теорема 3. Кривые на плоскости 4. Замечательные кривые 6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии 7. Паркеты 8. Бордюры | 2 часа |
Глава 1. Четырехугольники. | 14 часов |
Многоугольники. | 2 часа |
Параллелограмм и трапеция | 6 часов |
Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 часа |
Решение задач | 1 час |
Контрольная работа по теме: «Четырехугольники» | 1 час |
Глава 2. Площадь. | 13 часов |
Площадь многоугольника. | 2 часа |
Площадь параллелограмм, треугольника и трапеции | 6 часов |
Теорема Пифагора | 3 часа |
Решение задач | 1 час |
Контрольная работа №2 по теме: «Площадь. Теорема Пифагора». | 1 час |
Глава 3. Подобные треугольники. | 19часов |
Определение подобных треугольников. | 2 часа |
Признаки подобия треугольников | 5 часов |
Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 час |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 часов |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 3 часа |
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 час |
Глава 4. Окружность. | 17 часов |
Касательная к окружности. | 3 часа |
Центральные и вписанные углы | 4 часа |
Четыре замечательные точки треугольника | 3 часа |
Вписанная и описанная окружности | 4 часа |
Решение задач | 2 часа |
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность». | 1 час |
Повторение. Решение задач. | 3 часа. |
Итого: | | 68 часов. |
Календарно-тематическое планирование по геометрии для 8 класса
№ урока | Тема учебного занятия | Основные понятия | Кол-во часов | ИКТ | Формы контроля | Дата |
| | | |
| Повторение. Треугольники. | Треугольники: прямоугольный, равнобедренный, равносторонний. Свойства и признаки. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал « Изображения фигур» | Текущий | |
| Повторение. Параллельные прямые, их свойства и признаки. | Параллельные прямые, свойства и признаки параллельности прямых. | 1 | Текущий | |
Глава 1.Четырехугольники ( 14 часов) |
| Многоугольники. Определение и свойства. | Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал. Презентация «Многоугольники», «параллелограмм и его свойтсва» и др. в соответствии с темой урока. Таблицы. Использование CD диска «Математика» | Текущий | |
| Многоугольники. Формула суммы углов выпуклого многоугольника. | 1 | Текущий | |
| Параллелограмм. Определение и свойства. | 1 | Текущий | |
| Параллелограмм. Признаки параллелограмма. | 1 | Текущий | |
| Параллелограмм. Решение задач по теме «Параллелограмм». Входной(стартовый) контроль | 1 | Текущий | |
| Трапеция. | 1 | Текущий | |
| Трапеция. Теорема Фалеса | 1 | Текущий | |
| Трапеция. Задачи на построение | 1 | Текущий | |
| Прямоугольник. | 1 | Текущий | |
| Ромб. | 1 | Текущий | |
| Квадрат. | 1 | Текущий | |
| Осевая и центральная симметрии | 1 | Текущий | |
| Решение задач по теме «Четырехугольники их свойства» | | 1 | Сборник с тестами из УМК | Текущий | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники их свойства» | | 1 | Карточки с заданиями для контрольной работы | Текущий | |
Глава 2.Площади (13 часов) |
| Площадь многоугольника. | Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал . Презентации к урокам. Таблицы с формулами. Использование CD диска «Математика» | Текущий | |
| Площадь многоугольника. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Площадь параллелограмма | 1 | Текущий | |
| Площадь параллелограмма. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Площадь треугольника | 1 | Текущий | |
| Площадь треугольника. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Площадь трапеции. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Теорема Пифагора. | 1 | Текущий | |
| Теорема Пифагора. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | Текущий | |
| Решение задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора». | 1 | Текущий | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Площадь многоугольников. Теорема Пифагора» | | 1 | Текущий | |
Глава 3. Подобие треугольников ( 19 часов) |
| Определение подобных треугольников. Пропорциональные отрезки. | Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал . Презентации к урокам. Таблицы с формулами и значениями синуса, косинуса, тангенса. Использование CD диска «Математика» | Текущий | |
| Определение и свойства подобных треугольников | 1 | Текущий | |
| Первый признак подобия треугольников. | 1 | Текущий | |
| Второй признак подобия треугольников. | 1 | Текущий | |
| Третий признак подобия треугольников. | 1 | Текущий | |
| Первый и второй признаки подобия треугольников. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Первый, второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | Текущий | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | | 1 | Текущий | |
| Применение подобия к решению задач и доказательству теорем. Средняя линия треугольника | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Средняя линия треугольника. Прямоугольный треугольник и его свойства. | 1 | Текущий | |
| Применение подобия к решению задач и доказательству теорем. | 1 | Текущий | |
| Применение подобия к решению задач и доказательству теорем. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | Текущий | |
| Задачи на построение методом подобия. | 1 | Текущий | |
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | Текущий | |
| Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | 1 | Текущий | |
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 1 | Текущий | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Решение задач на нахождение синуса, косинуса, тангенса в прямоугольных треугольниках. | 1 | Текущий | |
| Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | | 1 | | |
Глава 4. Окружность (17 часов) |
| Взаимное расположение прямой и окружности. | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Свойство биссектрисы угла. Серединный перпендикуляр. | 1 | Использование компьютера, проектора, магнитной доски, принтера. Демонстрационный материал . Презентации к урокам, использование интерактивной диски. Использование CD диска «Математика» | Текущий | |
| Касательная к окружности. | 1 | Текущий | |
| Касательная к окружности. Решение задач. | | Текущий | |
| Градусная мера дуги окружности | 1 | Текущий | |
| Теорема о вписанном угле | 1 | Текущий | |
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 | Текущий | |
| Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | 1 | Текущий | |
| Свойство биссектрисы угла | 1 | Текущий | |
| Серединный перпендикуляр | 1 | Текущий | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | Текущий | |
| Свойство биссектрисы угла | 1 | Текущий | |
| Серединный перпендикуляр. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника. Решение задач. | 1 | Текущий | |
| Вписанная окружность | 1 | Текущий | |
| Свойство описанного четырехугольника. | 1 | Текущий | |
| Решение задач по теме «Окружность». | 1 | Текущий | |
| Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» | | 1 | | Текущий | |
Повторение (3 часа) |
| Повторение. Четырехугольники и их свойства. Площадь. | | 1 | | | |
| Повторение. Подобные треугольники. Окружность | | 1 | | | |
| Итоговый тест за 8 класс | | 1 | | Текущий | |
3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.