Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2»
________________ Е.А. Тонеева
«____» ________________ 2020 г.
Приказ № _______ от _______ 2020 г.
Рабочая программа
по геометрии
(базовый уровень)
для 8 «В» класса
Составитель: Каптелина Елена Викторовна
учитель математики
первой квалификационной категории
2020 г.
Вводная часть
Данная рабочая программа по геометрии для 8 «В» класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Авторской рабочей программы по геометрии для 8 классов – автора: Л.С. Атанасяна
УМК «Геометрия. 7-9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев; – М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа в 8 «В» классе рассчитана на 68 учебных часа, по 2 урока в неделю.
Цели обучения:
овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
развитие представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативные алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач;
изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
-целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
-критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
-умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- планировать и действовать в соответствии с планом при решении задач исследовательского характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать свою деятельность, намечать траекторию своих действий исходя из поставленной цели.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, находить способы общей работы;
- работать в группе: сотрудничать в поиске и сборе информации, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- слушать партнера и вступать в диалог;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся получит возможность:
- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- обладать учебной и общепользовательской компетентностью в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить практическое применение таким понятиям как анализ, синтез, обобщение;
- понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии задач.
Предметные результаты
В результате изучения математики обучающийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
- оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
- изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;
- строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;
Обучающийся получит возможность
решать следующие жизненно практические задачи:
- владеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобретать опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- владеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
- использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- распознавать движение объектов в окружающем мире; симметричные фигуры в окружающем мире;
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- приобретать опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Содержание учебного материала
Глава V. Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель – выработать умение выполнять построение геометрических фигур; применять признаки и свойства фигур при решении задач.
Глава VI. Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Формула Герона.
Основная цель – систематизировать сведения о геометрических фигурах; применять формулы для нахождения площадей; выработать умение выполнять геометрические задачи.
Глава VII. Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель – научить распознавать подобные фигуры; уметь доказывать подобие; ознакомить с начальными сведениями о тригонометрии; выработать умения решать задачи.
Глава VIII. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель – углубить знания по теме «Окружность»; выработать умение резать задачи.
Итоговое повторение Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по программе | Контрольные работы |
1. | ГлаваV. Четырехугольники | 14 | 1 |
2. | Глава VI. Площадь | 14 | 1 |
3. | Глава VII. Подобные треугольники | 20 | 2 |
4. | Глава VIII. Окружность | 17 | 1 |
5. | Повторение. Решение задач | 3 | |
6. | Итого: | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов, отведенных на изучение раздела/темы | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Глава 5. Четырёхугольники. | 14 часов | | |
1. | Многоугольники. | 1 | | |
2. | Выпуклый многоугольник. | 1 | | |
3. | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | | |
4. | Признаки параллелограмма. | 1 | | |
5. | Решение задач по теме «Параллелограмм». | 1 | | |
6. | Трапеция. | 1 | | |
7. | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция». | 1 | | |
8. | Трапеция. Задачи на построение. | 1 | | |
9. | Прямоугольник. | 1 | | |
10. | Ромб. Квадрат. | 1 | | |
11. | Решение задач. | 1 | | |
12. | Осевая и центральная симметрия. | 1 | | |
13. | Решение задач. | 1 | | |
14. | Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники». | 1 | | |
Глава 6. Площадь. | 14 часов | | |
15. | Площадь многоугольника. | 1 | | |
16. | Площадь многоугольника. | 1 | | |
17. | Площадь параллелограмма. | 1 | | |
18. | Площадь треугольника. | 1 | | |
19. | Площадь треугольника. | 1 | | |
20. | Площадь трапеции. | 1 | | |
21. | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | | |
22. | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | | |
23. | Теорема Пифагора. | 1 | | |
24. | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | | |
25. | Решение задач на применение теоремы Пифагора. | 1 | | |
26. | Решение задач на применение теоремы Пифагора. Формула Герона | 1 | | |
27. | Решение задач на применение теоремы Пифагора. Формула Герона | 1 | | |
28. | Контрольная работа №2 по теме: «Площади» | 1 | | |
Глава 7. Подобные треугольники. | 20 часов | | |
29. | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | | |
30. | Отношение подобных треугольников. | 1 | | |
31. | Первый подобия треугольников. | 1 | | |
32. | Первый подобия треугольников. Решение задач. | 1 | | |
33. | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | | |
34. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 1 | | |
35. | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 1 | | |
36. | Контрольная работа № 3 «Признаки подобия треугольников» | 1 | | |
37. | Средняя линия треугольника. | 1 | | |
38. | Средняя линия треугольника. | 1 | | |
39. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | | |
40. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | | |
41. | Измерительные работы на местности. | 1 | | |
42. | Задачи на построение методом подобия. | 1 | | |
43. | Задачи на построение методом подобия. | 1 | | |
44. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | | |
45. | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°. | 1 | | |
46. | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. | 1 | | |
47. | Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
48. | Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | | |
Глава 8. Окружность. | 17 часов | | |
49. | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | | |
50. | Касательная к окружности. | 1 | | |
51. | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 | | |
52. | Градусная мера дуги окружности. | 1 | | |
53. | Теорема о вписанном угле. | 1 | | |
54. | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | | |
55. | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 | | |
56. | Свойство биссектрисы угла. | 1 | | |
57. | Серединный перпендикуляр. | 1 | | |
58. | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | | |
59. | Вписанная окружность | 1 | | |
60. | Свойство описанного четырёхугольника. | 1 | | |
61. | Описанная окружность. | 1 | | |
62. | Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 | | |
63. | Решение задач по теме «Окружность». | 1 | | |
64. | Решение задач по теме «Окружность». | 1 | | |
65. | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» | 1 | | |
Повторение | 3 часа | | |
66. | Повторение по темам «Четырехугольники», « Площадь». | 1 | | |
67. | Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность». | 1 | | |
68. | Итоговое повторение. | 1 | | |
| Итого | 68 часов | | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей_______________________ Протокол № _____ от ___________ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________________________ __________ (ФИО зам. директора) |